Характеристика антипыча из рассказа кладовая солнца. Собака Травка в рассказе «Кладовая солнца» Пришвина: описание в цитатах

Цель:

  • (О) Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
  • (В) Формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.
  • (Р) Закреплять убеждения учащихся в рачительном отношении к природе. Развивать критическое мышление через чтение и письмо (синквейн).

Оборудование:

  • рисунки учащихся,
  • аппликация о природе (знаки, символы),
  • карточки с ответами учащихся с предыдущего урока,
  • толковый словарь.

Продолжим раскрытие тем по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца". Задача урока - ответить на проблемные вопросы. Обсуждение темы будем вести в такой последовательности (это условный план, к которому придут учащиеся к концу урока ): Антипыч - один из героев сказки - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".

Роль Антипыча в произведении: Антипыч продолжает жить.

  • "Хранитель тайны".
  • Антипыч глазами Травки.
  • Мудрость и душа народная.

I. Объяснение материала.

1) Постановка проблемных вопросов: - Что есть правда? - Какая она? - Где живет? - Как ее найти? - Почему каждый сам должен искать правду?

2) Проверка домашнего задания (рассказ об Антипыче). - Антипыч - один из героев сказки - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца". - Расскажите об Антипыче: Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается? (Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 - 100. У него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее "травить" (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее - Травка.

Вывод : этот герой, действительно, интересен и своеобразен. Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения.

Все-таки Антипыч жив или умер? (Умер). Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. "Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно". Казалось, "он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)".

- Как зовут Антипыча?

Антип - старинное русское имя, а может быть это отчество - Антипыч?

Кого мы зовем по отчеству?

Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще настраивает и на дружескую привязанность.

3) Беседа по раскрытию темы урока.

- Почему именно к Антипычу идут за советом?

Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками.

- Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?

"Не знавши броду, не лезьте в воду", "Кто смел, тот два съел". Сколько лет Антипычу: 80 - мало, 100 - много?

Внешне это неброский, негероичный человек, но с душой труженика. У него большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают "загадки" Антипыча, т. к. то, что не испытанно, то и не понятно.

Антипыч - "хранитель правды", тайны.

- Что же это за правда?

На прошлом уроке вы частично дали ответ на этот вопрос. (Зачитать из карточек!)

Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Попробуем критически мыслить о предмете.

- Вместе напишем синквейн о правде .

Вспомним синквейн о Пришвине, мы выделили главное: Пришвин вытаскивает из человека наружу мечту. (Зачитать карточку!)

Сейчас мы с вами будем "вытаскивать" наружу правду из произведения "Кладовая солнца".

Работа на доске и в тетрадях. Карточка - синквейн . (Правда - Горькая, чистая - Колет, ходит, режет - Мирное сосуществование и борьба - Истина )

Вывод: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе.

К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.

Вывод : поступки людей определяют: с одной стороны - любовь к ним, с другой - эгоизм к ним же. Правда Антипыча состоит из борьбы за любовь, чтобы в суровых испытаниях не озлобиться, не превратиться в дикого зверя, выжить. В любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит окружающим любовь, доброту, тепло, свет. Таким является Антипыч для людей.

- А узнавала его Травка? (Все люди для нее делились на Антипыча и его врага.)

Один - Антипыч с разными лицами, и другой человек - это враг Антипыча "с разными лицами" - это уже не один мудрый, добрый человек, но это все люди, если они добрые, умные, волевые.

- Значит, какой человек Антипыч? (Добрый, мудрый, память о котором так и осталась и помогает жить, помогает живым.) - А Антипыч с разными лицами это кто? (Люди.)

Вывод: это все люди, что добры и мудры, а вернее - это народ, его мудрость, его душа. Получается, мы говорим не об одном Антипыче, а обо всех героях произведения.

- Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы: люди - природа. (Митраша, Настя, Травка, мать, отец, Антипыч, разведчики болотных богатств (геологи) - ель, сосна, волк - Помещик, тетерев - Косач, лось, змея, солнце, клюква, трава, пень.)

- Каким одним словом можно назвать все эти перечисления? (Природа! - Назовите слова одного корня к данному слову! (родник, Родина, родня, родители, народ, родственник)

Есть один из перечисленных предметов природы, который очень схож с героем - человеком Антипычем.

- Определите его. Что это?

Это солнце!

Почему, говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот? Что схоже у героев? (Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.)

Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча? Посмотрите на солнце! (Аппликация солнца с отдельными лучами на доске.) Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно - одинаково светит. Все мы разные, и каждый борется за место под солнцем, т. е. со-существуем вместе.

- Какое оно для всех - солнце?

": горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло". Правда солнца - та же правда Антипыча. Та же суть : любовь, добро, тепло, свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод ее омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке. Антипыч жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее каждого человека. (- "Спроси у них: у дуба, у березы:" - говорит Есенин. - "У нас, в России, лес за все в ответе:" - восклицает Леонов в "Русском лесе" - "Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю:" - высказывается Пришвин.)

- А что может взять у леса человек? (Все). - А конкретно наши герои? (Ягоды, грибы, торф - богатства)

Действие происходит в Переславском крае в 1945 году, в первые послевоенные годы, особенно пострадали женщины с детьми, оставшиеся без мужей. (Учащийся читает эпизод о пользе и важности леса в жизни человека. ":шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу, а зимой в жгучий мороз возили из зарослей ольховника на санях дрова. Летом дети ходили в лес собирать грибы, терн, лесные груши и яблоки. Это редкое послевоенное лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами, а значит, и здоровьем до нового лета. Лес давал строительный материал, из которого на пепелищах рубили избы. Лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь.)

Природа - общенародное богатство. - Что такое богатство? Что мы понимаем под словом "богатство"? (Драгоценности, золото, деньги:) - А у вас есть богатство? (Нет.) - А какое богатство досталось детям от родителей? (Учащиеся перечисляют животных из произведения.) - А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? (Отношения между людьми (любовь, дружба, взаимопонимание), мечта.) - Так обладаете вы или нет богатством? (Каждый сам себе ответит на этот вопрос мысленно.) - Когда люди становятся ближе друг к другу? (Когда дарят любовь, добро, тепло или проявляют ненависть, зло, холод?)

В природе постоянно идет борьба добра и зла, как и в жизни людей, как в каждом человеке.

Травке "нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя". - Что значит жить для себя? (Значит, быть эгоистом, никого не жалеть, не признавать ближнего, ничем ни для кого не жертвовать, любить только себя.) - Для кого живет Травка? По ком тоскует? (Для доброго прохожего, который мудрый, отзывчивый человек. Собака выла от тоски по человеку. Это вылечить могут ласка и любовь.) - Или: какие "повадки обычных зверей" увидел лось в Насте и "ее за человека не считает"? (Повадки змеи. Настя "превращается" в зверя, когда ею овладевает жадность и когда она забывает о брате.) - Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве? - Почему "волк самой злобой своей обречен на гибель"? - Относится ли это наблюдение к людям? (Да!)

Ведя борьбу за "правду", т. е., ведя борьбу за любовь, человек ведет ее за самого себя. ("Но ты, прохожий, не верь жалости волка, самой злобой своей обреченного на гибель, побереги жалость не для того, кто о себе воет, : а для того, кто, : воет, не зная, кому же теперь: послужить".)

Добро и зло, любовь и ненависть, мир и разрушение, борьба и равнодушие - все существующее на земле ищет место под солнцем. - Какую роль играет солнце в жизни природы и человека? Поразмышляем об этом.

Солнце неиссякаемый источник тепла, под благотворным воздействием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками, светом. - Посмотрим на "картину" страданий сосны и ели, как они борются за свет? ("Поднимаясь все выше,.. они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга", ":деревья так стонали и выли:", ":боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет".) - Как меняется природа, когда "первые лучи солнца: осветили звонкую борину"? (":могучие стволы стали, как зажженные свечи великого храма природы", ":пение птиц посвящено восходу великого солнца:", "Косач стал расцветать, гребешок загорелся, раскинулся лирой радужный хвост".) - "Покажите", как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днем? (":черный большой пень, хранивший тепло солнца:", "все припадают к теплу".)

Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную, тесную связь всего существующего на земле, необходимо серьезно задуматься. - Можно ли ель и сосну уподобить живым существам? - Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям? (У Пришвина деревья имеют душу. При мирном существовании не прекращается вековечная суровая борьба за жизнь.) - В каких еще эпизодах произведения мы наблюдаем борьбу за жизнь? (":могущество великого Антипыча:", ":и маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как боец: в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть", ":два охотника, человек и злейший враг его (волк), встретились:".)

В испытаниях, в вековечной суровой борьбе за любовь, за жизнь идет человек к правде.

Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу. - Каким же содержимым наполнена эта "кладовая"? - Можно ли считать эту "кладовую" бездонной? (Нет.) - На сколько лет хватит торфа? (100) А леса? Ягодников? Зверей, птиц, если не беречь и не восполнять?

Для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа - друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя. - Для кого открыта "кладовая солнца"?

Воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто ее знает и любит, кто по - настоящему умеет трудиться, кто разумно и мудро не только берет, но умеет и отдать, и восполнить, кто бескорыстен в своих действиях.

Была ли открыта "кладовая" для Антипыча? (Да. Разумно распоряжался он богатствами. Брал в меру. Оберегал, сохранял лес. Передал правду по наследству.) - Что значит овладеть правдой Антипыча? (Значит, любить природу, слиться с нею, бескорыстно беречь ее, а значит любить Родину. ) - Где в произведении мы читаем строки о полной гармонии, слитости человека с природой? ("Бывает наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь - весь - то человек, большой, прекрасный: И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится:".)

4) Отметки за урок прокомментировать.

II. Домашнее задание.

Вернемся к началу урока.

О чем мы с вами сегодня беседовали?

На что похожа эта последовательность? (На пункты плана.)

Проставьте пункты плана.

Сформулируйте, в чем заключается цель домашней работы? (Написать домашнее сочинение по плану.)

Антипыч является второстепенным персонажем произведения, в котором повествуется о приключениях осиротевших детей.

Антипыч представляется писателем в образе опытного охотника и лесника, которому более 80 лет, с давних времен живущего в лесном домике вместе с преданной собакой Травкой. Несмотря на почтенный возраст, Антипыч обладает крепким здоровьем, недюжинной силой и бодростью духа.

По характеру Антипыч - добрый, заботливый, мудрый человек с неброской внешностью и простотой в общении.

Антипыч, ведя отшельнический образ жизни, работает лесником по заготовке дров. Старик бережно и нежно относится к природе и ее богатствам, охраняет лесные угодья, любит охотиться в компании с Травкой, а также никогда не отказывает местным жителям в помощи как делом, так и советом.

В силу жизненного опыта, испытав многое на своем жизненном пути, даже несмотря на необразованность, Антипыч является необычайно мудрым мужчиной, знающим правду жизни. Беседуя с людьми, Антипыч постоянно использует загадочные фразы. Смысл сказанных им слов земляки начинают иногда понимать не сразу, а даже спустя несколько лет, но понимают, что старик, как всегда, оказывается правым. Не гнушается Антипыч и шутками, прибаутками, в которых всегда присутствует скрытый подтекст.

С собакой Антипыч изъясняется по-человечески, прекрасно понимая желания Травки, ее потребности. Он проводит с верным другом много времени в разговорах о смысле жизни и, как хорошему слушателю, раскрывает ей основу таинства человеческой жизни, которая, по его мнению, заключена в способности бескорыстно любить и быть любимым. Всей своей натурой Антипыч наполнен светлыми чувствами ко всему живому на земле, обладая немыслимой душевной теплотой и живя в гармонии с окружающим миром, буквально растворяясь в нем.

После его смерти, которую Антипыч не боялся и, возможно, даже ждал, собака сильно тоскует по любимому хозяину и живет возле развалившейся сторожки в картофельной яме. Ее небольшой собачий ум не может осознать несправедливую потерю, и Травка воет от тоски каждую ночь, надеясь на внезапное появление Антипыча и восстановление их прежней совместной жизни.

В один из дней Травка спасает от гибели в болоте главного героя повести – мальчика Митрашу, которого начинает считать своим хозяином, маленьким Антипычем.

Раскрывая образ добрейшего старичка Антипыча, писатель доносит до читателя истинный смысл человеческой жизни, заключенный в бескорыстной любви, тепле, доброте, заботе о ближнем.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Какой ты след оставишь на Земле? рассуждение 5 класс

    Каждый человек проживает свою жизнь, стремясь достичь чего-то важного. Кто-то считает основным смыслом своего существования создание семьи и воспитание детей достойными членами современного общества

  • Образ и характеристика Дикого-Барина в рассказе Певцы Тургенева сочинение

    Одним из главных героев рассказа «Певцы» является Дикий – Барин. Барин проживал в деревне Колотовка. По – настоящему его звали Перевлесовым. А Диким – Барином его называли знакомые.

  • Анализ произведения Пушкина Скупой рыцарь 8 класс

    Трагедию Пушкин написал в 20-е годы XIX века. И было опубликовано в журнале «Современник». С трагедии начинается цикл произведений, именуемых «Маленькие трагедии».

  • Анализ рассказа Чехова Ванька сочинение

    А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году

  • Анализ произведения Нахаленок Шолохова

    Данный рассказ относится к первым произведениям Шолохова. Рассказ был написан в 1925 году и включает в себя все воспоминания детства автора. В содержание рассказа также входят события гражданской войны.

В одном лесу возле города Переславля-Залесского стояла сторожка старого лесника Антипыча. Сам он умер два года назад, дожив до глубокой старости. Это событие стало большим горем для его гончей собаки Травки, которая так и осталась жить возле сторожки одна.

«Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник Антипыч».

Средь разнообразия лесных звуков, плач сплетенных вместе деревьев, такой похожий на плачь брошенного ребенка, сильно тревожил Травку, заставляя ее вылезть из теплой картофельной ямы среди ночи. Этот плачь сильно напоминал ей о собственном горе, и она грустно выла в ночь.

Собака очень сильно любила своего хозяина и, чтобы доставить ему радость, часто ловила в лесу для него зайцев.

«Подмяв его под себя, она ложилась и ждала, когда Антипыч придет и не позволяла себе есть зайца».

Трудно было Травке привыкать к дикой жизни в лесу. Гоняя зайца, она порой забывалась и по привычке несла его хозяину в сторожку, но услышав плачь деревьев, вспоминала, что некому теперь носить добычу и радости от охоты больше не ощущала и выла очень горестно и протяжно.

«Травка воем своим призывала к себе Антипыча».

Травка настолько сильно была привязана к Антипычу, что решила, будто бы он вовсе не умер, а просто сменил лицо.

«И если одно лицо его отвернулось, то, может быть, скоро ее позовет к себе опять тот же Антипыч, только с другим лицом, и она этому лицу будет так же верно служить, как тому».

Одним осенним утром, гоняя зайца, собака наткнулась на запах человека. Сердце ее забилось сильнее. Может быть, это новый Антипыч вернулся к ней. Она пошла на запах и вышла на Настю, девочку, собирающую клюкву в огромную корзину. Девочка была чем-то сильно расстроена и Травка почувствовала это. Она решила принести ей зайца, чтобы порадовать и развеять ее грусть.

Травка вернулась по следу зайца, которого оставила, и погналась за ним. По счастливой случайности, она вышла на мальчика Митраша, который тонул в болоте. Что это? Еще один Антипыч? Или это враг Антипыча? Собака все не могла определиться как вести себя с этим человеком.

«Для Травки все люди были как два человека - один Антипыч с разными лицами и другой человек - это враг Антипыча».

Они долго смотрели друг другу в глаза, пытая угадать мысли друг друга. Глаза у мальчика были очень грустными и неживыми, но вдруг в них промелькнула яркая искорка и Травка это заметила. Она чуть вильнула хвостом. Лапы ее понемногу засасывало и нужно было что-то делать. И тут мальчик произнес одно слово, которое решило все.

«- Затравка!»

«- Затравушка, милая Затравушка! - ласкал он ее сладким голосом».

Сначала собаку так и звали - Затравка, от слова «травить». Но со временем имя немного сократилось и теперь все ее звали Травка.

Почуяв радость и приветливость в голосе мальчика, Травка поползла к нему. Она медленно приближалась к Митрашу. Митраш понимал, что если хотя бы прикоснется к собаке, та от радости выпрыгнет на него и утопит. Поэтому он схватил ее за задние ноги. Каково же было разочарование Травки. Неужели этот человек обманул ее и это совсем не Антипыч? Собака сильно рванулась обратно, тем самым вытащив Митраша из болота.

Отдышавшись и отряхнув грязь с одежды, мальчик сказал серьезно: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!»

Травка поняла, что это все-таки Антипыч.

«Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний, прекрасный Антипыч».

Она бросилась к мальчику на шею и тот целовал своего нового верного друга.

Травка нашла своего Антипыча и снова была счастлива. Она больше не выла от плача деревьев и приносила мальчику зайцев. Митраш очень любил и заботился о своем друге, спасшему ему жизнь.

советский писатель, воспевавший природу родной страны. Произведения литератора пронизаны любовью к флоре и фауне, к родному краю. В рассказе «Кладовая солнца» реальность совмещена со сказкой, а фольклорное описание природы соседствует с описанием жизни послевоенного периода.

История создания

В «Кладовой солнца» удивительным образом переплетаются вымысел и явь. Это очевидно на уровне языка, лексики и сюжета. Герои спасаются от неминуемой гибели с помощью природы. У читателей нет повода не поверить логике событий, ведь подобное случается и в жизни. Но сказочные лейтмотивы отсылают к изложениям былин и легенд.

Главными героями произведения стали сироты и , старый охотник Антипыч и собака Травка. Природа здесь становится самостоятельным героем, способным прийти на помощь другим персонажам, когда возникает необходимость. Автор описывает реакцию окружающего мира на происходящее во взаимоотношениях детей. Когда Настя и Митраша разошлись, поссорившись, в разные стороны, ветви деревьев сплелись над их головами и заслонили солнечный свет. Задул ураганный ветер. Все болото завыло и заворчало, переживая конфликт ребят и предвещая возможные испытания.


Образ Антипыча напоминает описание сказочных героев, мудрых старцев, говорящих загадками. Герой хранит тайны природы, слышит ее голос и легко находит взаимопонимание с Травкой. Умирая, охотник доверяет верному другу главный секрет человеческого существования: жить надо в согласии с природой. Взаимная любовь со всем живым помогает обрести помощь в сложных ситуациях. Спасая Митрашу на болоте, Травка обретает нового хозяина и переносит всю любовь, предназначенную Антипычу, на «маленького мужичка».

«Кладовая солнца»

Вся информация об Антипыче предоставлена автором в формате биографии и истории жизни охотника в лесу. Читатель не застает героя живым. Он был слишком стар, и никто не знал точный возраст старика. Рассказчик помнит этого персонажа живым и описывает как доброго и умного человека, способного прийти на выручку. Как и другие герои произведения, Антипыч слыл трудягой. Мужчина промышлял охотой и отпуском дров.


Антипыч (иллюстрация к рассказу "Кладовая солнца")

Сторожка охотника представляла собой ветхий домишко, куда часто захаживали местные охотники и просто знакомые, чтобы получить совет и послушать интересные истории. Бескорыстный старик помогал, как мог. Хозяйства он не имел. Создается впечатление, что Антипыч – герой вне времени, а его дом стал приютом для всех, кому нужна поддержка. Мудрые советы сопровождались пословицами и поговорками, которые становились понятны слушателям спустя время.

У Антипыча – своя правда. Герой верил, что действия человека должны быть бескорыстными. По этому завету он и жил, отзываясь на просьбы людей и существуя в гармонии с природой. Он берег окружающий мир и дорожил его дарами, которые позволяли выжить в диком лесу, ни в чем не нуждаясь. Свою правду мудрый охотник пытался донести и до других.


Травка была верным спутником Антипыча. Она жила со стариком в лесу, охотилась и едва не одичала. Собака стала лучшим другом героя, и эти персонажи жили друг для друга. После смерти героя Травка страшно тосковала по хозяину ведь ее жизнь проходила рядом с ним.

Логика Пришвина заключается в том, что каждый должен постичь правду самостоятельно, через определенный опыт и испытания, действия и ошибки. Правду определяет мотивация человека. Антипыч пропагандирует любовь, которую нельзя потерять в суровых испытаниях. В попытках выжить человек не должен становиться озлобленным зверем. Его главная цель – сохранить в себе чистое и правильное, что заложено природой.


Собака Травка из рассказа "Кладовая Солнца"

«Кладовая солнца» была открыта для охотника, потому что он толково распоряжался ее сокровищами и не брал из нее больше, чем было нужно для жизни.

Главной целью жизни героя было полюбить природу и слиться с ней воедино. Беречь окружающий мир для него означало любить Родину.

Цитаты

В произведении мало цитат, которые могли бы охарактеризовать героев развернуто. Пришвин создает образы, рисуя их общими лексическими мазками. Сказочность персонажа просматривается в речевых оборотах, применяемых автором.

«…И старик, думается, сам позабыл, сколько ему было лет, все жил, жил в своей лесной сторожке, и казалось – он никогда не умрет», - так описывает Пришвин возраст Антипыча.

Это мудрец, смерть которого кажется невозможным и непредсказуемым событием. Она становится большим горем для собаки Травки:

«...Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник, старый охотник Антипыч...»

Собаку спасло от гибели чутье и то, что всю жизнь она провела под крылом умелого охотника и сама могла находить пропитание.

Смерть героя становится печалью и для природы. Она как будто реагирует на его гибель громким плачем, предвещая страшные бои:

«...И вот умер Антипыч. Вскоре после этого началась Великая Отечественная война...»