Какие основные идеи либерализма и социализма. Конспект урока на тему «Консерватизм, либерализм, социализм, изм

К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм.

Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма, основателями которой были Дж. Локк, Т. Гоббс и А. Смит. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида - представителя зарождавшейся буржуазии.

Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и экономических процессов. Роль государства в рамках либерализма ограничивается обеспечением нормальных условий функционирования рынка и конкуренции, соблюдением правопорядка, обереганием жизни и достоинства личности.

Либерально - капиталистическая идеология господствует в большинстве развитых европейских стран. Ее название обусловлено тем, что начинает она с лозунга свободы, еще наполненного гуманистическим содержанием эпохи Возрождения, затем переходит к пониманию свободы как свободы предпринимательства и формальных прав личности и собственности, а заканчивает проповедью потребительства. Либерализм основан на экономическом видении человеческого поведения, когда экономика понимается как приоритетная сфера по сравнению с политикой.

Консерватизм. Данное направление идеологической мысли чаще всего характеризует как систему воззрений, ориентированных на сохранение и поддержку существующих общественных порядков и отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства. Эта «охранительная» тенденция общественно-политического мышления коренится в так называемом традиционализме – обычной психологической склонности людей держаться за прошлое, надежное, проверенное.

Для консерватизма принципиально неприемлема ключевая в либеральной идеологии концепция естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципиально неравны по своим талантам, способностям, усердию, отмеченности Богом.

Консерватизм, вынужденный настаивать на сохранении существующего положения вещей, все же не может отвергать любые изменения вообще. Они и не отвергаются, а даже приветствуются – но только такие, которые согласуются с существующими порядками и развиваются подконтрольно. Изменения же радикального, революционного характера не могут принести обществу пользы.

Социализм. Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в учении Карла Маркса и Фридриха Энгельса. К.Маркс и Ф.Энгельс смогли создать очень цельную, содержательную, логически стройную концепцию общественного развития. Ключевые положения марксизма хорошо известны. Центральное место среди них занимают три радикальные цели-требования: социалистическая революция, диктатура пролетариата, установление общественной собственности на средства производства.



Марксистская идеология была первой в истории теоретических концепций, которая открыто объявила, что она защищает интересы определенного класса.

Социалистический интернационал, воссозданный после Второй мировой воины в 1951 г., во Франкфуртской декларации провозгласил свою официальную доктрину, известную под названием "Демократического социализма". Эта доктрина исходит из основной для социалистов идеи, что к социализму можно прийти только демократическим путем. У каждой партии могут быть свои представления о демократическом социализме, но суть для всех одна: демократия – это метод решения проблем, который соответствует сущности социализма и обеспечивает продвижение к нему. Чем больше демократии, тем больше социализма.

Важной вехой на пути развития социал-демократического движения стал XVIII конгресс Социнтерна, состоявшийся в 1989 г. в Стокгольме. Конгресс принял “Декларацию принципов” – по сути, новую программу Социнтерна. В этом документе демократический социализм был охарактеризован как движение за свободу, справедливость и солидарность. Социал-демократы выступили за политическую, социальную и экономическую демократию в глобальном масштабе. В экономической концепции социал-демократии подчеркивается плюрализм собственности. Частная собственность должна быть разрешена и может вполне сосуществовать с государственной. Форма собственности должна соответствовать характеру производства. Необходимо индикативное планирование в производстве. В последнее время социал-демократы выдвинули концепцию “Экологического социализма”. Согласно этой концепции, только то имеет право на существование, что не наносит ущерба человеку и природе. Экономический рост ради только экономического роста ни к чему.

К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм, социализм и фашизм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру. Приведем их краткие характеристики.

Идеология либерализма

Истоки либеральной идеологии отчетливо прослеживаются в английской и французской политической философии XVII-XVIII вв. Идеи выдающихся мыслителей эпохи Просвещения - Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Монтескье, Жан-Жака Руссо, Адама Смита, французских энциклопедистов - и составили основу либеральной доктрины. В ней можно выделить три концептуальных постулата, вокруг которых концентрируется все богатство и разнообразие либеральной мысли:

  • - безграничная вера в возможности человеческого разума, в его способность рационально осмыслить и переустроить общественную жизнь на «разумных» началах;
  • - концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;
  • - требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальной сферах, невмешательства государства в экономику.

Таким образом, исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивида во всех возможных формах - гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. Человек - независимое, ответственное и разумное существо, которое вправе самостоятельно определять свою судьбу без обязательного внешнего (государственного, церковного и т.д.) контроля. При этом либерализм вовсе не стремится утвердить ничем не ограниченную, анархическую по сути свободу каждого человека делать все, что ему заблагорассудится. Важнейшим достоинством либерального образа мышления стало понимание необходимости обеспечения и регулирования пределов свободы индивида. Это составило суть второго, более широкого круга идей и концепций, вошедших в общую доктрину либерализма. К ним относятся:

  • - идея договорного характера отношений между государством и индивидом (теория общественного договора);
  • - концепция гражданского общества как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства (новизна этой идеи заключается в том, что не государство определяет и структурирует жизнь общества, а, наоборот, общество, свободно развиваясь, создает для осуществления некоторых своих функций обслуживающую его организацию - государство; при этом носителем государственного суверенитета, источником политической власти являются не правители, а сам народ, нация в целом);
  • - концепция правового государства, базирующегося на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;
  • - идея изначального равенства возможностей самореализации индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;
  • - отождествление свободы с частной собственностью, которая трактуется как гарант и мера свободы;
  • - признание основополагающего значения и разработка принципов конституционализма, парламентаризма и демократии;
  • - признание принципа плюрализма во всех сферах общественной жизни - политической, социальной, культурной, религиозной и пр.

Таковы основные принципы классического либерализма , рожденного эпохой буржуазных революций и сформировавшего остов системы ценностей раннебуржуазного общества, центром которого стали индивидуализм и свободная конкуренция. Содержание либеральной доктрины этой эпохи было достаточно революционно: признавалось, что дефекты «естественного состояния» общества могут быть исправлены его разумной организацией. Идеи своеобразной социальной инженерии и в самом деле способствовали кардинальному обновлению общественных порядков XVIII - начала XIX в. Однако столь радикальным либерализм длился недолго. Как выяснилось ближе к XX в., следование базовым принципам либерализма почему-то никак не приближало к социальной гармонии и справедливости, а скорее наоборот - вело к все более резкому экономическому и социальному расслоению общества, что автоматически ставило либерализм с его требованием свободной конкуренции в положение доктрины, обслуживающей интересы привилегированных слоев.

Такая ситуация заставила идеологов этого направления пересмотреть отдельные принципы классического либерализма. Суть пересмотра - в признании большей позитивной роли государства в социальной и экономической жизни, расширении его регулирующих функций. Позаимствовав у социал-демократии идею социальной справедливости, неолибералы принялись разрабатывать системы и механизмы государственного регулирования экономики (например, кейнсианство), провозгласили необходимость осуществления государством широкомасштабных социальных программ в целях поддержки малообеспеченных слоев населения. В их работах зазвучали идеи демократизации управления производством, необходимости широкого участия масс в политическом процессе и т.д.

В целом коррекция идей классического либерализма применительно к реалиям XX в. оказалась достаточно успешной. Наиболее заметные достижения социально-политического реформаторства прошлого столетия («Новый курс» Ф. Рузвельта в 30-е годы в США, строительство «государства всеобщего благосостояния» в 50-60-е годы в Западной Европе) были в значительной степени вдохновлены именно идеями неолиберализма (или социального либерализма ). Однако позже, в 70-80-е годы, когда прояснились существенные негативные последствия усиленной государственной регламентации в экономической и социальной сферах, популярность неолиберальной идеологии пошла на спад. Появились программы возрождения идей классического либерализма (либертаризм) , усилилось влияние главного конкурента либерального мышления - идеологии консерватизма .

Идеология консерватизма

Это направление идеологической мысли чаще всего характеризуют как систему воззрений, ориентированных на сохранение и поддержание существующих общественных порядков и, следовательно, на отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства. Эта «охранительная» тенденция общественно-политического мышления коренится в так называемом традиционализме - обычной психологической склонности людей держаться за прошлое, надежное, проверенное. В идеологию же естественный традиционализм превращается в совершенно определенных исторических обстоятельствах - в эпоху Великой французской буржуазной революции, пытавшейся сокрушить многовековые социальные традиции в соответствии с «требованиями разума». Именно этим временем датируется рождение классической идеологии консерватизма, основные положения которой сформулированы в трудах Эдмунда Бёрка (1729-1797), Жозефа де Местра (1753-1821), Луи де Бональда (1754-1840), Франсуа Рене де Шатобриана (1768-1848) и других мыслителей этой эпохи.

По историческому содержанию это была попытка теряющих свое устойчивое положение социальных групп (аристократии, духовенства и пр.) представить альтернативу целям и ценностям либеральной идеологии, с которой они вынуждены были начать идейную борьбу. Впрямую атаковать лозунги свободы и общественного прогресса было бессмысленно, поэтому консерватизм искал более изощренную теоретическую опору своим устремлениям. И нашел ее в конце концов в естественном традиционализме, в идеях непрерывности, преемственности и органичности общественного развития.

Развернутая на этом исходном основании контрсистема принципов консервативной идеологии выглядела примерно так. Светоносный и всепобеждающий Разум революционеров-просветителей был заменен такими понятиями, как История, Жизнь, Нация. Суть замены состояла в подчеркивании консерваторами ограниченности человеческого разума в осознании смысла и целей истории, а следовательно, и чрезвычайной опасности произвольного социального проектирования и переустройства.

Жизнь не сводится целиком к рациональному началу, она не менее иррациональна, непостижима и загадочна. Игнорирование сил Провидения, божественного начала мира может дорого обойтись человечеству.

Выбор таких исходных понятий предопределял и другую весьма плодотворную идею консервативного кредо: общество следует рассматривать как органическую и целостную систему. «Исторический органицизм» означает истолкование общественных процессов по аналогии с развитием любого живого организма, которое протекает по естественным законам. При этом все «органы» взаимно дополняют друг друга и равно необходимы. (Нет в любом организме ничего «лишнего» или «неразумного».) Кроме того, все они формируются и «созревают» естественно, органично. Поэтому их развитие нельзя подгонять искусственно, нельзя также переделывать, перестраивать общественный организм по своему разумению - будет только хуже.

Принципиально неприемлема для консерватизма и ключевая в либеральной идеологии концепция естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципиально неравны по своим талантам, способностям, усердию, отмеченности Богом наконец. Они толкуют о «естественной гармонии интересов», как в семье, например, подразумевающей определенную иерархию, которую нельзя разрушать бездумным требованием всеобщего равенства. Ибо последнее неизбежно разрушит «органическую целостность» государства, нации и т.д.

Общим итогом такого подхода становилось убеждение в необходимости сохранения традиционных социальных и политических институтов, норм, правил, ценностей и пр. Ведь в историческом процессе множеством поколений людей постепенно накапливается драгоценный социальный опыт, воплощаемый в традициях, общественных установлениях, иерархии власти и т.д. Эта вековая «мудрость предков» бесконечно разумнее и надежнее любого сочиненного теоретиком социального проекта жизнеустройства. Поэтому ее надо всячески поддерживать и защищать самыми решительными средствами.

Вместе с тем консерватизм, вынужденный настаивать на сохранении существующего положения вещей, все же не может отвергать любые изменения вообще. Они и не отвергаются, а даже приветствуются - но только такие, которые согласуются с существующими порядками и развиваются подконтрольно. Изменения же радикального, революционного характера не могут принести обществу пользы. Ведь это только кажется, что революции развиваются по рациональным планам, на самом же деле они представляют собой хаос, взрыв, обрушение общественных устоев, управлять которыми практически невозможно. Кроме того, постепенные, эволюционные изменения в обществе старым испытанным методом проб и ошибок оставляют возможность коррекции, исправления возникающих нежелательных последствий. После революционной же ломки исправить уже ничего нельзя.

Консервативная идеология , возникшая как антипод либерализма, нашла общественную потребность, на которую сумела опереться, - потребность людей в стабильности, устойчивости настоящего и предсказуемости будущего. И поскольку потребность эта постоянна, то и консерватизм как идеология и способ мышления стабильно занимает в политической жизни общества достаточно прочные позиции. При этом в соответствии со своими собственными постулатами он постепенно эволюционирует, откликаясь на происходящие в обществе изменения. В XX в. консерватизм сумел ассимилировать даже некоторые базовые принципы либеральной идеологии: свободные рыночные отношения, правовое государство, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм и т.д. Этому, правда, в немалой степени способствовало то, что на протяжении длительного времени консерваторы и либералы вынужденно держали «единый фронт» против идеологии социализма.

Подлинный ренессанс консерватизма наступил в 70-80-е годы прошлого столетия. К этому моменту либеральные и социал-демократические лозунги слегка поблекли, столкнувшись с низкой эффективностью моделей государства всеобщего благосостояния, нагруженного неподъемными социальными программами. Не добавили им популярности и первые серьезные вспышки энергетического, экологического и прочих техногенных кризисов, справляться с которыми действовавшим в тот период политическим элитам явно не удавалось.

В таких сложных условиях инициаторами перемен выступили именно консерваторы. Они смогли «поступиться принципами» собственного изготовления и, взяв на вооружение многие идеи классического либерализма, предложили обществу обширную программу антикризисных мер, во многом сумев ее реализовать. В частности, в экономике был сделан акцент на высвобождение предпринимательской инициативы, снижение налогов, отказ от чрезмерного регулирования рыночных отношений.

В рамках новой неоконсервативной стратегии были существенно урезаны многие социальные программы, несколько сокращен госаппарат, сужены функции государства и т.д. Это дало свои плоды - в западном мире снизилась инфляция, выросли темпы экономического роста, пошло на убыль забастовочное движение. Вместе с тем современные неоконсерваторы не забыли и ценностей доиндустриальной эпохи - прочная семья, высокая нравственность, культура, духовность и пр. Все это, вместе взятое, и обеспечило в 70-80-е годы безусловное лидерство неоконсервативной идеологии . В 90-е, правда, маятник «либерализм - консерватизм» вроде бы качнулся в обратную сторону, но несильно. Неоконсервативная идеология продолжает удерживать в индустриально развитом мире крепкие позиции. Причем в немалой степени они укрепились и за счет резкого ослабления в этот период влияния социалистической идеологии .

Идеология социализма

Идеи, родственные социалистическому учению, «бродят по Европе» вот уже 2,5 тыс. лет. «Намеки» на социализм можно найти уже у Платона в его учении о государстве, в христианстве (всеобщее равенство), в утопических учениях Томаса Мора (1478-1535), Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Облик же идеологии эти идеи начинают принимать в XVIII - начале XIX в., когда их пытаются воплотить в конкретные политические программы - коммунистический «заговор равных» Гракха Бабёфа (1760-1797) в 1796 г. во Франции и развернутые модели желательного общественного устройства Анри де Сен-Симона (1760-1825), Шарля Фурье (1772-1837), Роберта Оуэна (1771-1858).

Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в марксизме, в учении Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Это учение претендовало на статус строгой теории, в которой выявлены законы исторического развития, однозначно указывающие на неизбежность движения истории в сторону социализма и коммунизма (социализм в данном случае рассматривался как первая стадия коммунистического общества). К. Маркс и Ф. Энгельс смогли создать очень цельную, содержательную, логически стройную концепцию общественного развития, достаточно просто и наглядно переводившуюся на язык политических целей и программ. Ключевые положения марксизма хорошо известны. Центральное место среди них занимают три радикальные цели-требования: социалистическая революция, диктатура пролетариата, установление общественной собственности на средства производства. Именно по ним до сих пор идентифицируют марксистский социализм.

Следует отметить, что марксистская идеология была первой в истории теоретической концепцией, которая открыто объявила, что она защищает интересы определенного класса. (Правда, сами К. Маркс и Ф. Энгельс предпочитали свои построения идеологией не называть, считая, что идеология - это ложное, иллюзорное сознание. Для своих убеждений они выбрали термин «коммунистическое мировоззрение»). Создатели этого учения были уверены, что их историческое предназначение - дать рабочему движению теоретически выверенную стратегию, определить четкие конечные цели политической борьбы рабочего класса. И у такой уверенности, в общем, были серьезные основания - европейское рабочее движение второй половины XIX в. в целом благодарно восприняло идеи марксистской идеологии и развивалось в тот период в основном под ее флагом.

Однако в конце XIX в., когда социалистическое движение уже достигло серьезных политических успехов (были созданы и окрепли социал-демократические партии, демократизировалось избирательное право и пр.), в нем произошел идеологический раскол, связанный с разным видением способов завоевания политической власти пролетариатом. Сторонники плавного, «эволюционного» пути вхождения во власть, поэтапного осуществления реформ для достижения целей социализма - Эдуард Бернштейн (1850-1932), Карл Каутский (1854-1938) - пересмотрели наиболее радикальные требования марксизма (типа обязательной диктатуры пролетариата), хотя при этом и сохранили общие социалистические лозунги. Это движение в XX в. оставило за собой название социал-демократического .

Наиболее же ортодоксальные защитники революционного духа марксизма, обвинив эволюционистов в ревизии идей Маркса, занялись организацией новых, коммунистических рабочих партий, которым было суждено сыграть значительную роль в истории XX в. Многие из них смогли получить власть и попытались построить новое, коммунистическое общество. Неудача коммунистического эксперимента в странах так называемого реального социализма заставила критически оценить содержание марксистско-ленинской (коммунистической) идеологии. Ныне ей предъявляют следующие претензии:

  • - отождествление идеологии с теорией, позволяющее претендовать на непогрешимость, абсолютность, единственность;
  • - закрытость для критики и дискуссий из-за преувеличения значения принципа партийности (любая критика есть происки классового врага);
  • - неспособность адекватно реагировать на меняющуюся историческую ситуацию;
  • - чрезмерная апологетика революционного, насильственного характера разрешения социальных проблем;
  • - растворение нужд и интересов отдельного человека в интересах и нуждах классов, наций, государств и других больших социальных общностей и как следствие игнорирование проблемы прав и свобод человека, несбыточное стремление насильно осчастливить все человечество.

Правда, противники марксистской идеологии утверждают, что все эти отрицательные моменты суть лишь следствие неверного решения исходной, базовой проблемы - соотношения планово-централизованного и рыночно-саморегулирующегося начал в общественной жизни. Выбор планово-централизованной экономики влечет за собой необходимость столь же централизованной, жесткой политической власти. Последняя неизбежно скатывается в тоталитаризм, а в нем в свою очередь возможна только одна, разумеется, «единственно верная» идеология.

У идеологии социал-демократии судьба оказалась более счастливой. Изначальный реформистский уклон этого варианта социалистической идеологии со временем только усиливался, и в конце концов из составленных на его основе политических программ полностью выветрились основополагающие постулаты марксизма - диктатура пролетариата, уничтожение частной собственности и пр. Целью социал-демократов был объявлен демократический социализм, предполагающий длительный процесс постепенных, не ограниченных во времени социальных преобразований. Идея классовой борьбы была заменена концепцией социального партнерства, приверженность принципу консенсуса при решении спорных проблем привела к задаче поддержания равновесия между трудом и капиталом. Главным же достижением социал-демократической политической теории и практики стало создание в Западной Европе системы социального государства (ФРГ, страны Скандинавии), один из важнейших приоритетов которого - социальная защищенность трудящихся. Пик политических успехов социал-демократов и их идеологии приходится на 60-70-е годы XX в. С накатом неоконсервативной волны 80-х они уходят в тень. Да и распад системы социализма, с которой они имели хотя и отдаленное, но все же идеологическое родство, также понизил рейтинг идеологии социал-демократизма .

Идеология фашизма

Сегодня в политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. нынешнего столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм Адольфа Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа - «арии». В соответствии с признанием его привилегированности, была провозглашена политика поддержки государств «культуросозидающих рас» (к настоящим ариям были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки) и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой оправдывала и предполагала политику экспансионизма, дискриминации и террора.

Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания, помимо названных государств, также во франкистской Испании, Японии 30-40-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943-1955), Греции конца 60-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняют задачи захвата и использования власти. Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни религиозные и другие идеологии, стоящие на принципах политического переустройства общества, сохраняющего привилегированное положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона ис - торического процесса» и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.

Понимая таким образом фашизм , общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. И хотя такое отношение к фашизму драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако оно позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.

ГОУ СПО «Колледж Архитектуры и Строительства №7» ТСП-1

Конспект урока на тему

«Консерватизм, либерализм, социализм, изм»

Подготовил преподаватель истории

Москва 2011 г.

Консерватизм, либерализм, социализм, …изм. (2 часа)

Цели урока:

    Образовательная: Изучить с обучающимися основные положения темы урока. Развивающая : Сформировать у обучающихся навык по применению теоретических знаний (элементы структуры деятельности) на практике (соотнесение теории и примеров из обыденной жизни обучающегося). Отработать навыки создания типологии форм политической организации государств.

· Воспитательная : Обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора.

Используемый метод: технология развития критического мышления.

План урока.

Определение понятия «идеология». Фаза вызова . Классификация современных политических идеологий. Фаза осмысления . Письменная работа. Фаза обобщения .

Ход урока

I. Фаза вызова

Задача первого этапа урока : Формирование интереса к изучаемой теме, актуализация имеющихся знаний.

Деятельность учителя:

Стимулирует деятельность учащихся:

    Формулирует проблему урока. Предлагает различные варианты мотивации изучения новой темы: проблемные вопросы

Напоминает об уже изученном понятии – общественном сознании: а политическое сознание – это одна из форм общественного сознания. Оно не тождественно понятию «политическое знание». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности.

Система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики(класса, нации, всего общества, общественного движения, партии), называется идеологией.

2) Назначение идеологии(выражение и защита интересов определённых субъектов политики);

3) Форма идеологии(социально-политические теории, политические программы);

Итог: Политическая идеология – это и учение, и программа, и её претворение в политической практике.

Деятельность учащихся:

    Вспоминают известную им информацию по теме «Общественное сознание». Осмысливают проблему урока.

Предполагаемый результат первого этапа урока:

    Устойчивый интерес к теме урока. Заинтересованность в процессе актуализации знаний. Потребность ответить на вопросы преподавателя.

II. Фаза осмысления. Работа по проблемным вопросам.

Задача второго этапа урока : Изучение таких разделов темы как:

    Демократия; Либеральное государство и социальное государство Авторитарное государство; Теократическое государство;

Вопрос может быть сформулирован так: какие ассоциации у вас вызывают слова «консерватизм», «либерализм», «социализм»? Давайте запишем понятия, которые у вас возникли по ассоциации с этими терминами. Сможете ли вы с этими словами составить связный текст? К концу урока вы сможете это сделать.

Итак. Среди множества идейно-политических течений можно назвать идеологии, оказавшие наибольшее влияние на политическое развитие общества в ХХ веке – это идеологии либеральные, консервативные, социалистические и фашистские.

Деятельность учителя: Задает вопросы в соответствии с планом урока. Направляет обучаемых при заполнении таблицы.

Политические идеологии

Характерные черты

Либерализм

Защита демократии, идеи правового государства; - равенство возможностей; - равенство всех перед законом; - свобода мысли и слова; - право на защиту частной собственности; - социальная помощь низшим слоям общества.

Консерватизм

Традиционализм; - стабильность; - порядок; - сильная государственная власть, осуществляемая профессиональной политической элитой; - семья, религия, мораль; - интересы государства, нации, общества выше чем интересы индивида; - бесплатные блага только сильно нуждающимся.

Социализм

а) социал-реформизм

Отказ от классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата; - преобразования через реформы; - свобода, справедливость, солидарность; - парламентская демократия, гарантии прав личности; - государственное регулирование рыночной экономики; - создание достойных условий жизни и труда; - перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных; - доступность системы образования и духовных ценностей.

б) ленинизм (коммунистичес - кая идеология)

Безвозмездная национализация; - контроль за бюджетом; - трудящиеся участвуют в управлении государства; - профсоюзы имеют широкие права по защите прав трудящихся; - переустройство общества на принципах равенства и социальной справедливости.

Идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; - подавление всякой оппозиции; - отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; - полный контроль над личностью и всем обществом; - поощрение национального милитаризма, культ войны; - принцип вождизма.

Формулирует наводящие и проблемные вопросы.

Организует групповое размышление по проблеме урока: соотношение цели и средств в выборе наиболее оптимальной политической идеологии.

Деятельность учащихся:

    Работают с учебником. Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем. Спорят, отстаивая свою точку зрения.

Предполагаемый результат второго этапа урока:

    Систематизация знаний по теме. Приобретение новых знаний. Развитие познавательных навыков. Переживание ситуации нравственного выбора

III. Фаза обобщения, рефлексии.

Задача третьего этапа урока : Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.

Деятельность учителя:

    Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока. Просит составить синквейн по группам

Например:

1 группа: Консерватизм

1) Традиции

2) Мораль религия семья

3) Избирать защищать

4) «Истинный консерватизм есть борьба вечности с временем, сопротивление нетленности гниению»

5) Консерватизм характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, признаёт необходимость, хотя и ограниченного, государственного регулирования экономики .

2 группа: Коммунизм

1) Справедливость

2) Национализация равенство цензура

3) Перераспределять контролировать

4) «Железной рукой загоним человечество к счастью»

5) Идеология устанавливается революционными элитами, навязывает стране социальные и политические преобразования утопического характера.

3 группа: Либерализм

1) Индивидуализм

2) Собственность невмешательство формализм

3) Ограничивать избирать

4) «Не мешать индивиду заниматься своими делами»

5) По раскладу социальных и политических сил эта идеология защищает интересы средней и мелкая буржуазии , однако основные рычаги управления находятся в руках бюрократии , прямо связанной со старыми аристократическими кругами и крупной промышленной буржуазии.

4 группа: Фашизм

3) Контролировать подчинять

4) «Я избавлю вас от химеры по имени совесть!»

5) Эта идеология провозглашает титульную расу превыше других, и нация сплачивается вокруг вождя перед мнимой угрозой со стороны внешних врагов.

Деятельность учащихся:

    Обобщают и систематизируют знания по изученной теме заполняют таблицы в письменной работе,

Обобщенные и систематизированные знания:

    Рефлексия учебной деятельности , ее результатов, самооценка. Мотивация к работе на следующих уроках.

Предполагаемый результат третьего этапа урока:

    Обобщенные и систематизированные знания: Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка. Мотивация к работе на следующих уроках.

IV . Домашнее задание

Задание 1. Составить три «толстых» и «тонких» вопроса по теме (3 балла)

Задание 2. Написать энциклопедическую статью, раскрывающую суть понятия «изоляционизм». (4 балла)

Задание 2. Составить таблицу, определяющую положительные и отрицательные стороны изученных политических идеологий.(5 баллов)

Появление либеральной идеологии было обусловлено начавшейся модернизацией западноевропейского общества и необходимостью борьбы против экономических и политических структур феодализма. Наиболее видными идеологами классического либерализма стали Дж. Локк и Д. Юм в Англии, Ш. Монтескье, Вольтер и Д. Дидро во Франции, И. Кант в Германии, Джефферсон, Гамильтон, Франклин в США.

Ø Абсолютная ценность человеческой личности и вытекающее отсюда равенство людей от рождения.

Ø Неотчуждаемые права человека - на жизнь, свободу, собственность.

Ø Государство - результат общественного договора, главной целью которого является защита этих прав.

Ø Концепция правового государства.

Ø Принцип разделения власти.

Ø Каждый гражданин должен обладать чувством моральной ответственности по отношению к другим членам общества и принимать участие в общественных делах.

Ø Сокращение государственного вмешательства и регламентации.

Ø Признание полной свободы частной инициативы и частного предпринимательства.

Сегодня задачи реформирования общества либералы видят в укреплении реальной власти парламентов, повышении эффективности исполнительной власти и парламентского контроля над ней, децентрализации власти, юридической защите прав личности и человеческого достоинства, уравновешивании вмешательства и невмешательства государства для того, чтобы примирить интересы человека с интересами общества.

М.М. Ковалевский доказывал, что преодолеть противоречие между свободой и равенством можно в том случае, если ввести вместо понятия равенства понятия справедливости и солидарности . Концепция солидарности соответствовала основным принципам социального либерализма, поскольку в ней присутствовала идея защиты личности и ее прав наряду с утверждением коллективистских основ бытия человечества. М.М. Ковалевский полагал, что солидарность не требует от людей отказа от свободы самоопределения и от субъективных прав. Свобода самоопределения одной личности не должна мешать свободе самоопределения других, поэтому с каждым субъектом права связано понятие об обязанностях.

Консерватизм появился как реакция на распространение революционно-демократических идей эпохи Просвещения и особенно на практику Великой Французской революции. Отличительные черты консерватизма - традиционализм и реформизм, аристократизм. Ф. Хайек, М. Фридман, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.

Принципы неоконсерватизма:

Ø несовершенство природы человека;

Ø ограниченность человеческого разума и, следовательно, важность универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией;

Ø особая роль традиций, институтов, символов;

Ø ненадежность прогресса ввиду ограниченности поступательного движения, на которое способно общество;

Ø естественное неравенство людей;

Ø необходимость общественных классов и групп;

Ø несовершенство правления большинства, подверженного ошибкам и склонного к потенциальной тирании, и в связи с этим - желательность рассредоточения и сбалансирования политической власти;

Ø важнейшая роль частной собственности как гаранта личной свободы и социального порядка.

Либеральный консерватизмБ.Н. Чичерина (1828-1904).

В центре концепции Чичерина - личность со своими правами и свободами . Он провозгласил принцип: «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц». Только в обществе, отмечал ученый, человек может реализовать все свои способности, входя по своему усмотрению в тот или иной общественный союз. Он говорил, что первой ступенью человеческого общежития, логическим переходом от личного права к общественному является семья. Вторую ступень составляют церковь и гражданское общество. Гражданское общество как совокупность частных целей ни по объему, ни по содержанию не совпадает с государством. Государство управляет совокупными интересами народа, но вся область личной деятельности человека лежит вне государства; государство может оказывать большее или меньшее, но, во всяком случае, только косвенное влияние.

В государстве идея человеческого общежития, утверждал Чичерин, достигает высшего развития. Государство по его учению, «есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховною властью для общего блага».

Основными элементами государства, по Б.Н. Чичерину, являются:

(1) власть;

(2) закон;

(3) свобода;

(4) общая цель.

Он писал, что идея государства и его цель - гармоническое сочетание всех общественных элементов и руководство общими интересами для достижения общего блага.

Государство, по его мнению, должно взять в свое ведение те учреждения, которые имеют всеобщий характер. Главная гарантия того, что оно не станет вторгаться в область частных интересов, должна заключаться, считал Чичерин, в организации государственной власти, включая представительные учреждения. Граждане, обладая политической свободой, должны сами стать участниками государственной власти. Без политической свободы, утверждал он, личная свобода лишена гарантии: «Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от произвола…».

Чичерин - родоначальник «государственной школы права», рассматривавшей историю России как смену юридических форм общества.

Высшей стадией развития идеи государства он считал конституционную монархию , в которой, как он утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители - начало свободы, аристократическое собрание - постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели».

Поэтому в период подготовки крестьянской реформы в России он порицал демократов за «безумные воззвания к дикой силе», из-за которых «вместо уважения к праву и к закону водворится привычка хвататься за топор». Чичерин был противником революции, но сторонником реформ. Он призывал правительство «не потакать проискам Чернышевского, Добролюбова», считая при этом наилучшим вариантом политико-правового развития России самоограничение абсолютной власти. Это самоограничение означало переход от самодержавия к конституционной монархии, который, как он надеялся, будет осуществлен посредством глубоких реформ, проводимых по инициативе и с согласия царя.

Он различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный, охранительный.

Позитивный смысл свободе может придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охранительный. Необходимо действовать, «понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудных требований, не сохраняя беспристрастную независимость».

Являясь сторонником конституционной монархии, Чичерин предлагает создание в России двухпалатного законосовещательного собрания: верхняя палата образуется на базе Государственного совета из назначаемых правительством чиновников, нижняя - из выборных представителей, которые должны выражать интересы всего народа.

Социализм . В «марксизме-ленинизме» в его большевистском варианте присутствуют следующие элементы:

· идея о возможности, желательности и необходимости построения совершенного общества;

· признание неизбежности и оправданности революционного насилия в период борьбы за власть, государственного принуждения после установления тоталитарного режима;

· агрессивность и милитаризм;

· антилиберализм и антидемократизм;

· отрицание ценности человеческого опыта и фальсификация исторического прошлого;

· отрицание традиционных форм жизнедеятельности, религии и морали как общечеловеческой ценности;

Политические теории XIX ст.: консерватизм, либерализм, социализм

контрольная работа

Консерватизм

политический либерализм социализм консерватизм

Понятие «консерватизм» происходит от названия литературного журнала «Консерватор», который начал выпускать в 1815 году французский писатель - романтик Ф. Р. Шатобриан. Консерватизм - это защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего. Отсюда следует, что консерваторы всегда выступают против революций, разрушающих существующее общество, и против радикальных реформ, негативное воздействие которых в ряде случаев может быть сопоставимо с последствиями революций. Поэтому в отличии от либерализма, суть которого всегда неизменна, консерватизм исторически изменчив. Конкретное содержание консервативных концепций меняется в зависимости от того, каким идеям данные концепции противостоят в тот или иной исторический период. Однако было бы неверно думать, что консерватизм противостоит всяким изменениям вообще. По словам известного германского политического деятеля консервативной ориентации Р. Вайцзеккера, консерваторы выступают за прогресс, поскольку «тот, кто закрывает дорогу прогрессу, становится реакционером». Но изменения в обществе должны происходить естественным путем, а реформы - помогать проявиться уже назревшим переменам, сохраняя все то ценное, что было достигнуто в процессе предшествующего исторического развития. К числу непреходящих ценностей, необходимых для нормального функционирования и развития любого общества, консерваторы относят патриотизм, дисциплину, прочную семью и религию. Эти ценности, а также исторически сформировавшиеся в конкретных обществах устойчивые и проверенные временем формы организации жизни людей, обычаи, традиции, особенности культуры и менталитета должны не уничтожаться в процессе неизбежных изменений общества, а воспроизводиться в новых условиях, обеспечивая стабильность и преемственность.

Первым историческим типом консервативной идеологии стал классический консерватизм (конец 18 века - первая половина 19 века). Его основоположником считается английский политический мыслитель и государственный деятель Эдмунд Бёрк, получивший европейскую известность благодаря своему эссе «Размышления о Французской революции», вышедшему в свет в 1790 году. Основополагающие положения классического консерватизма были также сформулированы в работах французских писателей-эмигрантов Луи де Бональда и Жозефа де Местра, немецких политических мыслителей Карла Людвига фон Галлера и Адама Мюллера.

Философскую основу классического консерватизма составляет реалистический постулат о том, что общее выше единичного. (Имеется в виду средневековый реализм - направление в схоластике, утверждающее реальное существование общих понятий и вторичность по отношению к ним единичных предметов). Соответственно утверждается, что интересы общества и государства выше интересов личности, что общий интерес не фикция, а реальность, имеющая к тому же большую ценность, чем интерес отдельного человека, который должен быть подчинен интересу общему - общественному и государственному. Следует подчеркнуть, что на практике любое государство и общество руководствуется этим принципом, даже если официально считается иначе.

Представление о том, что единичное всегда подчинено общему, составляет с ним единое целое нашло отражение в концепции общества как живого целостного организма, ни один элемент которого не может быть произвольно устранен или заменен без вреда для самого организма. Такие перемены ведут к болезни общества, а может быть и к его смерти, особенно если будет задет источник жизненной энергии организма - его душа.

Эта концепция противостояла свойственному идеологам Просвещения, революционерам и либералам представлению об обществе как о механизме, который можно совершенствовать, произвольно заменяя отдельные детали, устраняя ненужное, добавляя новое, полезное.

Механизм не имеет собственной истории, саморазвития. Организм, напротив, постоянно развивается, меняется естественным путем. Отсюда следует, что попытки революционеров и государственных деятелей воплотить в жизнь созданные разумом абстрактные модели общества обречены на неудачу и опасны. Реформировать общество можно только постепенно, сохраняя его особенности, возникшие в результате предшествующего исторического развития, и основные, свойственные данному обществу ценности. Идеи основоположников классического консерватизма об обществе как целостной структуре, основанной на органической взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, о сложности успешного реформирования общества и об основных принципах такого реформирования являются верными и актуальными для всех обществ, находящихся в процессе активной перестройки.

Успешно противостоять революциям и требованиям радикальных реформ может только сильное государство, поэтому такое государство рассматривалось основоположниками классического консерватизма как ценность. Некоторые из них, например, Жозеф де Местр, признавали возможность и целесообразность широкого применения государственного насилия ради сохранения целостности общественного организма. Но для большинства западноевропейских консервативных мыслителей конца 18 - первой половины 19 века это не характерно.

Несомненная заслуга консерваторов конца 18 - первой половины 19 века состоит в том. что они обратили внимание на интегративную роль религии в обществе. В отличии от идеологов Просвещения, которые рассматривали религию лишь как идеологическое освещение существующего общественно-политического строя и средство обеспечения покорности народа, представители классического консерватизма подчеркивали, что качественное своеобразие того или иного общества во многом определяется именно господствующей религиозной системой, формирующей менталитет населения и, тем самым, объединяющей отдельных людей в народ, нацию.

Таким образом, в работах представителей классического консерватизма были сформулированы основные ценности, которые стали с тех пор характерны для консервативной идеологии вообще. Это сильное государство, патриотизм, дисциплина и порядок в обществе, прочная семья, важная роль религии и церкви.

В середине 19 века на основе принятия консерваторами рыночной экономики, частной собственности и конкуренции, а также либеральных принципов парламентаризма и политического плюрализма классический консерватизм ушел в прошлое и сформировался второй исторический тип консервативной идеологии - консерватизм второй половины 19 - первых десятилетий 20 века.

Это наименее концептуальная, наиболее прагматичная из всех разновидностей консервативной идеологии, хотя консерватизм в целом считается гораздо менее концептуальным и более прагматичным, чем либерализм и социализм. В этот исторический период консерваторы выступали за сохранение существующего положения вещей, то есть свободы предпринимательства и неограниченной конкуренции, невмешательства государства в отношения между наемными рабочими и работодателями, противодействуя введению государственного регулирования экономики и государственных социальных программ, высказываясь против расширения круга избирателей, затем - против введения всеобщего избирательного права.

Этот исторический тип консерватизма не сумел победить в борьбе против социального реформаторства, инициатива которого исходила от либералов, а с конца 19 века - от социал-демократов. Поэтому в начале 20 века возник новый тип консерватизма - революционный консерватизм (начало 20 - первая половина 40-х годов 20 века), представленный двумя видами - итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом. На основе этой идеологии в Италии и Германии в 20-30-е годы 20 века возникло тоталитарное общество, предполагающее рыночную, активно регулируемую государством экономику в условиях политической диктатуры. Данная общественная модель стала одним из вариантов - исторически не перспективным - преодоления кризиса либерализма и либеральной общественной модели. Но данный и последующие виды консерватизма относятся уже к 20 веку, поэтому не будут здесь рассматриваться.

Консервативная идеология и придерживающиеся ее партии в настоящее время успешно развиваются. Консервативные партии периодически приходят к власти, конкурируя с социал-демократами, а консервативная идеология оказывает существенное воздействие на либерализм и социализм, на практическую политику социалистических и либеральных партий.

Консерватизм как политическая теория

Окончание Второй мировой войны знаменовало собой крах не только национал-социалистической и фашистской систем, острую критику реального социализма как тоталитарной формации...

Консерватизм: его место и роль в жизни белорусского общества и государства

В политической лексике понятие консерватизм долгое время употреблялось с негативным оттенком. Оно служило, как правило, для обозначения косной приверженности ко всему неизменному, устаревшему в общественной жизни и определялось не иначе...

Обзор русской политической мысли XIX–начала XX века

Невероятную с точки зрения классического либерализма модель политического обустройства России предложил один из классиков отечественного либерализма Константин Дмитриевич Кавелин (1818 - 1885). Строй жизни, единственно возможный для России...

Основные политические идеологии современного Запада

Консерватизм (франц. conservatism от лат. conservo охраняю, сохраняю), совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни...

Особенности развития политической мысли в России

Ориентация на западные ценности, стремление к реформам одной части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили рост противоположной тенденции у другой его части, что обусловило усиление кож рватизма...

Политическая идеология, ее основные типы

Консерватимзм (от лат. conservo - сохраняю) - политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности...

Политические идеи современности

Становление классического либерализма связано с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII веков. Он появился как политическая идеология буржуазии и провозгласил свободу в качестве приоритетной ценности...

Политические идеологии современного мира

Консерватизм как идеология возник в качестве противовеса буржуазному либерализму, выступавшему в поддержку демократических революций в Европе на рубеже XVIII-XIX веков...

Политические теории XIX ст.: консерватизм, либерализм, социализм

политический либерализм социализм консерватизм Понятие «консерватизм» происходит от названия литературного журнала «Консерватор», который начал выпускать в 1815 году французский писатель - романтик Ф. Р. Шатобриан...

Політичні погляди Липинського

Вузловими пунктами своєї політичної програми В. Липинський називає поняття територіального патріотизму української нації та українського консерватизму, які, на його думку, здатні перебороти внутрішні органічні слабкості українства...

Русский консерватизм

Декларирование приверженности консервативным принципам постепенно становится в современном российском обществе одним из признаков хорошего тона. При этом далеко не все...

Русский консерватизм

Консерватизм как идеология. Жить значит меняться, оставаясь неизменно самим собой. То, ради чего стоит жить, то, от чего нельзя ни при каких обстоятельствах отказаться, называется "идентичностью". Консерватизм есть идеология...

Современные политические идеологии

Политическая идеология представляет собой социально-культурный феномен, форму общественного мировоззрения, набор концептуальных взглядов на политическую жизнь, идеалы людей и общественных групп относительно организации политической власти...

Современный консерватизм

Мы с большей или меньшей степенью отчетливости представляем, как события Отечественной войны 1812 г. (как, впрочем, и те, которые этому году предшествовали, равно как и заграничные походы 1813 - 1814 гг...

Сущность политической идеологии

Консерватизм (от лат. conservare -- охранять, сохранять) -- идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни...