Любимый сказочник. Писатели-сказочники – волшебные кудесники Мои любимые сказочники

Рождественская открытка с Г.-Х. Андерсеном. Иллюстратор Клаус Беккер - Ольсен

Биография Ганса Христиана Андерсена – история мальчика из бедной семьи, который благодаря своему таланту прославился на весь мир, дружил с принцессами и королями, но всю жизнь оставался одиноким, испуганным и обидчивым

Один из величайших сказочников человечества обижался даже на то, что его называют «детским писателем». Он утверждал, что его произведения адресованы всем и считал себя солидным, «взрослым» писателем и драматургом.


2 апреля 1805 года в семье башмачника Ганса Андерсена и прачки Анны Мари Андерсдаттер в городе Оденсе, расположенном на одном из датских островов – Фюне, родился единственный сын – Ганс Христиан Андерсен.

Деда Андерсена, Андерса Хансена, резчика по дереву, считали в городе сумасшедшим. Он вырезал странные фигурки полулюдей-полуживотных с крыльями.

Бабушка Андерсена-старшего рассказала ему о принадлежности их предков к «высшему обществу». Исследователи не нашли подтверждений этой истории в родословной сказочника.

Возможно, Ганс Христиан полюбил сказки благодаря своему отцу. В отличие от своей жены, тот знал грамоту, и читал сыну вслух разные волшебные истории, в том числе – «Тысячу и одну ночь».

Существует также легенда о королевском происхождении Ганса Христиана Андерсена. Он якобы был незаконным сыном короля Кристиана VIII.

В ранней автобиографии сам сказочник писал о том, как в детстве играл с принцем Фритсом, будущим королём Фредериком VII, сыном Кристиана VIII. У Ганса Христиана, по его версии, не было друзей среди уличных мальчишек – только принц.

Дружба Андерсена с Фритсом, утверждал сказочник, продолжилась и во взрослом возрасте, до самой смерти короля. Писатель рассказывал, что он был единственным человеком, за исключением родственников, кого допустили к гробу покойного.

Отец Ганса Христиана умер, когда тому было 11 лет. Мальчика отправили учиться в школу для бедных детей, которую он посещал время от времени. Он подрабатывал подмастерьем у ткача, затем у портного.

С самого детства Андерсен был влюблен в театр и нередко разыгрывал кукольные представления у себя дома.

Витая в собственных сказочных мирах, он рос чувствительным, ранимым мальчиком, ему тяжело давалась учёба, а не самая эффектная внешность почти не оставляла шансов на театральный успех.

В 14 лет Андерсен отправился в Копенгаген, чтобы стать знаменитым, и со временем это ему удалось!


Однако, успеху предшествовали годы неудач и ещё большей бедности, чем та, в которой он жил в Оденсе.

У юного Ганса Христиана было прекрасное сопрано. Благодаря ему, его взяли в хор мальчиков. Вскоре его голос стал меняться и его уволили.

Он попытался стать танцором в балете, но тоже не преуспел. Долговязый, нескладный с плохой координацией – танцор из Ганса Христиана получился никудышный.

Он попробовал заниматься физическим трудом – опять без особого успеха.

В 1822 году семнадцатилетнему Андерсену наконец-то повезло: он познакомился с Йонасом Коллином (Jonas Collin) – директором Королевского Датского театра (De Kongelige Teater). Ганс Христиан в то время уже пробовал свои силы в сочинительстве, писал он, правда, в основном стихи.

Йонас Коллин был знаком с творчеством Андерсена. По его мнению, у молодого человека были задатки большого писателя. Он смог убедить в этом короля Фредерика VI. Тот согласился частично оплатить образование Ганса Христиана.

Следующие пять лет молодой человек учился в школах в Слагельсе (Slagelse) и Хельсингёра (Helsingør). Оба расположены недалеко от Копенгагена. Замок Хельсингёра всемирно известен, как место

Ганс Христиан Андерсен не был выдающимся учеником. К тому же, он был старше своих одноклассников, они дразнили его, а учителя смеялись над сыном неграмотной прачки из Оденсе, который собирался стать писателем.

Вдобавок, как предполагают современные исследователи, у Ганса Христиана, скорее всего, была дислексия. Вероятно, именно из-за неё он плохо учился и писал до конца жизни по-датски с ошибками.

Андерсен называл годы учёбы самым горьким временем своей жизни. Каково ему приходилось прекрасно описано в сказке «Гадкий утёнок».


В 1827 году из-за постоянных издевательств Йонас Коллин забрал Ганса Христиана из школы в Хельсингёре и перевёл на домашнее обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен сдал экзамен, свидетельствовавший о завершении им среднего образования и позволявший продолжить обучение в Копенгагенском университете.

Годом позже к молодому писателю пришёл первый успех после публикации рассказа, комедии и нескольких стихотворений.

В 1833 году Ганс Христиан Андерсен получил королевский грант, который позволил ему отправиться в путешествие. Следующие 16 месяцев он провёл в поездке по Германии, Швейцарии, Италии и Франции.

Италия особенно полюбилась датскому писателю. За первым путешествием последовали другие. Всего на протяжении жизни он примерно 30 раз отправлялся в длительные заграничные поездки.

В общей сложности он провёл в путешествиях около 15 лет.

Многие слышали фразу «путешествовать значит жить». Не все знают, что это – цитата из Андерсена.

В 1835 году вышел первый роман Андерсена «Импровизатор», ставший популярным сразу же после публикации. В этом же году был напечатан сборник сказок, тоже заслуживший похвалы читающей публики.

Четыре сказки, включённые в книгу, были написаны для маленькой девочки по имени Иде Тиеле, дочери секретаря Академии художеств. Всего Ганс Христиан Андерсен опубликовал около 160 сказок – несмотря на то, что сам не был женат, не имел, и не особенно любил детей.

В начале 1840-ых годов писатель начал приобретать известность за рубежами Дании. Когда в 1846 году он приехал в Германию, а следующем году – в Англию его принимали там уже, как иностранную знаменитость.

В Великобритании сына башмачника и прачки приглашали на великосветские приёмы. На одном из них он познакомился с Чарльзом Диккенсом.

Незадолго до смерти Ганса Христиана Андерсена его признали в Англии величайшим из живущих писателей.

Между тем, в викторианскую эпоху, его произведения публиковались в Великобритании не в переводах, а в «пересказах». В оригинальных сказках датского писателя много печали, насилия, жестокости и даже смерти.

Они не соответствовали представлениям британцев второй половины XIX века о детской литературе. Поэтому, перед публикацией на английском языке из произведений Ганса Христиана Андерсена изымали наиболее «недетские» фрагменты.

По сей день в Великобритании книги датского писателя выходят в двух сильно отличающихся друг от друга вариантах – в классических «пересказах» викторианской эпохи и в более современных переводах, соответствующих исходным текстам.


Андерсен был высок ростом, худощав и сутул. Он любил ходит в гости и никогда не отказывался от угощения (возможно, сказывалось голодное детство).

Однако, он и сам был щедр, угощал друзей и знакомых, приходил им на выручку и старался не отказывать в помощи даже незнакомцам.

Характер при этом у сказочника был весьма скверный и тревожный: он боялся ограблений, собак, потери паспорта; боялся погибнуть в огне, поэтому всегда возил с собой веревку, чтобы во время пожара выбраться через окно.

Ганс Христиан Андерсен всю жизнь мучился от зубной боли, и всерьёз считал, что от количества зубов во рту зависит его плодовитость как автора.

Сказочник боялся отравления – когда скандинавские дети скинулись на подарок любимому писателю и прислали ему самую большую в мире коробку шоколадных конфет, тот в ужасе отказался от гостинца и отправил его своим племянницам (о том, что детей он не особенно любил мы уже упоминали).


В середине 1860-ых годов Ганс Христиан Андерсен стал обладателем автографа русского поэта Александра Пушкина.

Путешествуя по Швейцарии, он в августе 1862 года познакомился с дочерьми русского генерала Карла Мандерштерна. В своём дневнике он описывал частые встречи с молодыми женщинами, во время которых они много говорили о литературе и искусстве.

В письме от 28 августа 1868 года Андерсен писал: «Я рад знать, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я частично знаю, начиная от Карамзина до Пушкина и вплоть до новейшего времени».

Старшая из сестёр Мандерштерн, Елизавета Карловна, пообещала датскому писателю раздобыть для его коллекции рукописей автограф Пушкина.

Своё обещание она смогла выполнить спустя три года.

Благодаря ей, датский писатель стал обладателем страницы из тетради, в которую в 1825 году, готовя к публикации свой первый сборник стихотворений, Александр Пушкин переписал несколько отобранных им произведений.

Находящийся ныне в собрании рукописей Андерсена в Копенгагенской королевской библиотеке пушкинский автограф – всё, что сохранилось от тетради 1825 года.


Среди друзей Ганса Христиана Андерсена были и королевские особы. Точно известно, что ему покровительствовала датская принцесса Дагмар, будущая императрица Мария Фёдоровна, мать последнего российского императора Николая Второго.

Принцесса была очень добра к пожилому писателю. Они подолгу разговаривали, гуляя по набережной.

Ганс Кристиан Андерсен был среди тех датчан, кто провожал её в Россию. После расставания с юной принцессой он записал в своем дневнике: «Бедное дитя! Всевышний, будь милостив к ней и милосерден. Страшна её судьба».

Предвидение сказочника сбылось. Марии Фёдоровне было суждено пережить умерших страшной смертью мужа, детей и внуков.

В 1919 году ей удалось покинуть охваченную гражданской войной Россию. Она скончалась в Дании в 1928 году.

У исследователей биографии Ганса Христиана Андерсена нет однозначного ответа на вопрос о его сексуальной ориентации. Он, несомненно, хотел нравится женщинам. Однако, известно, что он влюблялся в девушек, с которыми у него не могли возникнуть отношения.

Кроме того, он был очень застенчив и неловок, особенно в присутствии женщин. Писатель знал об этом, что только усиливало его неловкость при общении с противоположным полом.

В 1840 году в Копенгагене он встретил девушку по имени Дженни Линд. 20 сентября 1843 года он записал в своем дневнике «Я люблю!». Он посвящал ей стихи и писал для неё сказки. Она же обращалась к нему исключительно «братец» или «дитя», хотя ему было под 40, а ей – всего 26 лет. В 1852 Дженни Линд вышла замуж за молодого пианиста Отто Гольдшмидта.

В 2014 году в Дании было объявлено о том, что найдены ранее неизвестные письма Ганса Христиана Андерсена

В них писатель призновался своему давнишнему другу Кристиану Войту, что на несколько поэм, написанных им после замужества Риборг, его вдохновили чувства к девушке, которую он называл любвью всей своей жизни.

Судя по тому, что письмо от Риборг он носил в мешочке на шее до самой своей смерти, Андерсен действительно любил девушку на протяжении всей жизни.

Другие известные личные письма сказочника позволяют предположить, что у него могла быть связь с датским балетным танцором Харальдом Шарффом (Harald Scharff). Известны также комментарии современников по поводу их предполагаемых отношений.

Однако, не существует доказательств бисексуальности Ганса Христиана Андерсена – и невелика вероятность того, что они когда-нибудь появятся.

Писатель и по сей день остаётся загадкой, уникальной личностью, чьи мысли и чувства были и остаются окутанными тайной.

Андерсен не хотел иметь своего дома, особенно он боялся мебели, а из мебели больше всего – кроватей. Писатель опасался, что кровать станет местом его кончины. Отчасти его страхи оправдались. В возрасте 67 лет он упал с кровати и получил сильные травмы, которые лечил ещё три года, до самой смерти.

Считается, что в старости Андерсен стал еще более экстравагантен: проводя много времени в публичных домах, он не прикасаясь к работавшим там девушкам, а просто разговаривал с ними.

Хотя со дня кончины сказочника прошло почти полтора века, на его родине до сих пор время от времени находят ранее неизвестные документы, рассказывающие о его жизни, письма Ганса Христиана Андерсена

В 2012 году в Дании нашли неизвестную прежде сказку под названием «Сальная свечка».

«Это сенсационное открытие. С одной стороны, потому, что это, скорее всего, самая первая сказка Андерсена, с другой стороны, она показывает, что он интересовался сказками ещё в юном возрасте, до того, как стал писателем», – сказал о находке специалист по творчеству Андерсена Эйнар Стиг Аскгор из городского музея города Оденсе.

Он же предположил, что обнаруженная рукопись «Сальная свечка» была создана сказочником ещё в школе – около 1822 года.


Проект первого памятника Гансу Христиану Андерсену начали обсуждать ещё при его жизни.

В декабре 1874 года в связи с приближавшимся семидесятилетием сказочника было объявлено о планах установить его скульптурное изображение в Королевском саду замка Розенборг, где он любил гулять.

Была собрана комиссия и объявлен конкурс проектов. 10 участников предложили в общей сложности 16 работ.

Победил проект Аугуста Собюэ. Скульптор изобразил сказочника, сидящим в кресле в окружении детей. Проект вызвал возмущение Ганса Христиана.

«Я и слова не мог бы сказать в такой атмосфере», – заявил писатель Аугусту Собюэ. Скульптор убрал детей, и Ганс Христиан остался в одиночестве – с одной лишь книгой в руках.

Ганс Христиан Андерсен умер 4 августа 1875 года от рака печени. День похорон Андерсена был объявлен в Дании днём траура.

На прощальной церемонии присутствовали члены королевской семьи.

Находится на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Сказки сопровождают нашу жизнь с пеленок. Дети еще не умеют разговаривать, а мамы и папы, бабушки и дедушки уже начинают общаться с ними посредством сказок. Ребенок еще не понимает ни слова, но вслушивается в интонацию родного голоса и улыбается. В сказках столько добра, любви, искренности, что это понятно без всяких слов.

Сказочники почитались на Руси с древних времен. Ведь благодаря им жизнь, частенько серая и убогая, раскрашивалась в яркие краски. Сказка дарила надежду и веру в чудеса, делала детей счастливыми.

Хочется узнать, кто же эти волшебники, которые умеют словом вылечить тоску и скуку, горе и беду отвести. Познакомимся с некоторыми из них?

Создатель Цветочного города

Николай Николаевич Носов сначала писал произведения от руки, потом печатал на машинке. У него не было помощников, секретарей, все делал сам.

Кто хоть раз в жизни не слышал о таком ярком и неоднозначном персонаже, как Незнайка? Николай Николаевич Носов является создателем этого интересного и милого коротышки.

Автор расчудесного Цветочного города, где каждая улица была названа именем какого-нибудь цветка, родился в 1908 году в Киеве. Отец будущего писателя был эстрадным певцом, и маленький мальчик с увлечением ходил на концерты любимого папы. Все вокруг пророчили певческое будущее маленькому Коле.

Но весь интерес мальчишки угас после того, как ему купили долгожданную скрипку, которую он так долго просил. В скором времени скрипка была заброшена. Но Коля всегда чем-нибудь увлекался и интересовался. Он с одинаковым рвением тянулся и к музыке, и к шахматам, и к фотографии, и к химии, и к электротехнике. Все в этом мире было ему интересно, что и отразилось в дальнейшем на его творчестве.

Первые сказки, которые он сочинил, были исключительно для сынишки. Он сочинял для сына Пети и его друзей, и видел отклик в их детских сердцах. Он понял, что это его предназначение.

На создание нашего любимого персонажа Незнайки Носова вдохновила писательница Анна Хвольсон. Именно среди ее маленьких лесных человечков встречается имя Незнайка. Но только имя было позаимствовано от Хвольсон. В остальном Незнайка Носова уникален. В нем есть что-то и от самого Носова, а именно, любовь к широкополым шляпам и яркость мышления.

«Чебуреки… Чебоксары… А Чебурашки-то нет!…


Эдуард Успенский, фото: daily.afisha.ru

Автор так полюбившегося во всем мире неизвестного зверушки Чебурашки, Успенский Эдуард Николаевич, родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Любовь к писательству у него проявилась уже в студенческие годы. Первая его книга под названием «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1974 году. Идея создания этой сказки ему пришла в голову во время работы библиотекарем в детском лагере.

Изначально, в книге дядя Федор должен был быть взрослым лесником. Он должен был жить с собакой и котом в лесной чаще. Но не менее известный писатель Борис Заходер предложил Эдуарду Успенскому сделать своего персонажа маленьким мальчиком. Книга была переписана, но многие взрослые черты в персонаже дяди Федора так и остались.

Интересный момент отслеживается в 8 главе книги о дяде Федоре, где Печкин подписывается: «До свиданья. Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин». Имеется в виду, скорее всего, Можайский район Московской области. На самом деле населенный пункт с названием «Простоквашино» есть только в Нижегородской области.

Очень популярным стал и мультфильм про кота Матроскина, пса Шарика, их хозяина дядю Федора и вредного почтальона Печкина. Интересно еще в мультфильме то, что образ Матроскина был нарисован после того, как мультипликатор Марина Восканьянц услышала голос Олега Табакова.

Еще один симпатичный и милый персонаж Эдуарда Успенского, который стал любим во всем мире благодаря своему обаянию – Чебурашка.


Придуманный почти полвека назад Успенским Чебурашка до сих пор не теряет своей актуальности - например, недавно в Совете Федерации предложили назвать именем ушастого героя российский интернет, закрытый от внешнего мира

Такое несуразное имя появилось благодаря приятелям автора, которые называли так свою, только начинающую ходить, неуклюжую дочурку. История ящика с апельсинами, в котором нашли Чебурашку, тоже взята из жизни. Как то Эдуард Николаевич в Одесском порту увидел огромного хамелеона в ящике с бананами.

Писатель является национальным героем Японии, благодаря Чебурашке, которого очень любят в этой стране. Интересно то, что в разных странах по- разному относятся к персонажам автора, но без сомнения они всеми любимы. Например, финны очень симпатизируют дяде Федору, в Америке обожают старуху Шапокляк, ну а японцы поголовно влюблены в Чебурашку. Равнодушных к сказочнику Успенскому в мире нет.

Шварц как обыкновенное чудо

На сказках Шварца выросли поколения – «Сказка о потерянном времени», «Золушка», «Обыкновенное чудо». А «Дон Кихот», снятый режиссером Козинцевым по сценарию Шварца, до сих пор считается непревзойденной экранизацией великого испанского романа.

Евгений Шварц

Евгений Шварц родился в интеллигентной и зажиточной семье православного врача-еврея и акушерки. С раннего детства Женя постоянно переезжал с родителями из одного города в другой. И, наконец, они осели в городе Майкопе. Эти переезды были своего рода ссылками за революционную деятельность отца Евгения Шварца.

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского университета, но уже через 2 года понял, что это не его путь. Его всегда манили литература и искусство.

В 1917 году его призвали в армию, где он получил контузию, отчего у него всю жизнь дрожали руки.

После демобилизации из армии Евгений Шварц полностью посвятил себя творчеству. В 1925 году он издал первую свою книгу сказок, которая называлась «Рассказы старой балалайки». Несмотря на большой надзор со стороны цензуры, книга имела большой успех. Это обстоятельство окрылило автора.

Окрыленный, он написал сказочную пьесу «Ундервуд», постановка которой была в Ленинградском ТЮЗе. Там же состоялись постановки его последующих пьес – «Острова 5К» и «Клада». А в 1934 году Шварц стал членом Союза писателей СССР.

А вот в сталинские времена его пьесы перестали ставить, в них видели политический подтекст и сатиру. Писатель очень переживал по этому поводу.

За два года до смерти писателя была премьера его произведения «Обыкновенное чудо». Над этим шедевром автор работал долгих 10 лет. «Обыкновенное чудо» — великая история о любви, сказка для взрослых, в которой скрыто гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд.

Евгений Шварц умер в возрасте 61 лет от инфаркта и похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

Продолжение следует…

12 января 2018, 09:22

12 января 1628 года родился Шарль Перро - французский сказочник, автор всем известных сказок "Кот в сапогах", "Золушка" и "Синяя борода". Тогда как волшебные истории, вышедшие из-под пера автора, знают все от мала до велика, о том, кем был, как жил и даже как выглядел Перро, мало кто догадывается. Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсон, Гофман и Киплинг… Имена, знакомые нам с детства, за которыми скрываются неизвестные нам люди. Предлагаем вам познакомиться с тем, как выглядели и жили известные сказочники. Ранее мы рассказывали об известных детских авторах СССР.

Шарль Перро (1628-1703).
Такие сказки как Кот в Сапогах, Спящая красавица, Золушка, Красная шапочка, Пряничный домик, мальчик-с-пальчик и Синяя борода - все эти произведения знакомы каждому. Увы, но крупнейшего французского поэта 17 века узнают далеко не все.

Одной из ключевых предпосылок столь низкого интереса к внешности творца стала неразбериха с именами, под которыми была опубликована большая часть литературных творений Шарля Перро. Как оказалось позже- критик сознательно использовал имя своего 19-и летнего сына- д Арманкура. По всей видимости, боясь запятнать свою репутацию работой с таким жанром как сказка, автор решил не использовать свое, уже прославленное, имя.

Французский писатель-сказочник, критик и поэт в детстве был примерным отличником. Он получил хорошее образование, сделал карьеру адвоката и литератора, он был принят во Французскую Академию, написал немало научных трудов.

В 1660-х годах он во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств, был назначен секретарем Академии надписей и изящной словесности.

Уже в 1697 году у Перро вышел один из его наиболее популярных сборников- "Сказки матушки Гусыни", который содержал восемь сказок, представлявших собой литературную обработку народных преданий.

Братья Гримм: Вильгельм (1786-1859) и Якоб (1785-1863).
Одними из самых известных произведени авторов стали сказки, уже ставшие классикой. Многие творения братьев по праву считаются мировой классикой. Для того, чтобы оценить их вклад в мировую культуру достаточно лишь вспомнить такие сказки, как "Белоснежка и Алоцветик", "Соломинка, уголек и боб", "Бременские уличные музыканты", "Храбрый портняжка", "Волк и семеро козлят", "Гензель и Гретель" и многие-многие другие.

Судьбы двух братьев-лингвистов были на столько переплетены друг с другом, что многие ранние поклонники их творчества называли исследователей немецкой культуры никак иначе, как творческими близнецами.

Стоит отметить, что такое определение, отчасти, было правдивым: Вильгельм и Якоб были неразлучны с самых ранних лет. Братья на столько были привязаны друг к другу, что предпочитали проводить время исключительно вместе, а страстная любовь к общему делу лишь объединила двух будущих собирателей фольклора вокруг главного дела их жизни- писательства.

Несмотря на столь схожие взгляды, характеры и стремления, на Вильгельма сильно повлияло то, что в детстве мальчик рос слабым и часто болел... Несмотря на самораспределение ролей в творческом союзе, Якоб всегда чувствовал своим долгом поддерживать брата, что лишь способствовало глубокой и плодотворной работе над публикациями.

Помимо своей основной деятельности в качестве лингвистов, Братья Гримм также были правоведами, научными деятелями, а в конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка

Хотя Вильгельм и Якоб и считаются отцами-основателями германской филологии и германистики, свою широкую известность они получили именно благодаря сказкам. Стоит отметить, что большая часть содержания сборников считается современниками вовсе не детскими, а скрытый смысл, вложенный в каждую опубликованную историю, по сей день воспринимается публикой гораздо глубже и тоньше, нежели просто сказка.

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875).
Датчанин - автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: "Гадкий утенок", "Новое платье короля", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Принцесса на горошине", "Оле Лукойе", "Снежная королева" и многих других.

Талант Ганса начал проявляться еще в раннем детстве- мальчик отличался недюжинной фантазией и мечтательностью. В отличии от сверстников, будущий прозаик обожал кукольные театры и казался заметно чувствительнее своего окружения.

Казалось-бы, если бы Андерсон во время не решил попробовать самовыражаться через написание стихов, чувствительность юноши могла бы сыграть над ним злую шутку.

Его отец умер, когда Гансу не было и десяти лет, мальчик работал подмастерьем у портного, потом – на сигаретной фабрике, в 14 лет от уже играл второстепенные роли в Королевском театре в Копенгагене.

Одним из наиболее мрачных периодов своей жизни Ганс всегда считал школьную пору. Закончивший обучение еще в 1827 году, Андерсон до конца жизни продолжал страдать от дислексии: талантливейший писатель современности делал множество ошибок на письме и так и не смог должным образом освоить грамоту.

Несмотря на очевидную безграмотность, свою первую, заслужившую огромный успех у зрителя пьесу, юноша написал в возрасте всего 15 лет. Творческий путь Андерсона привел датского писателя к настоящему признанию: в свои 30 лет мужчина смог выпустить первую книгу сказок, которую и по сей день читают и любят не только дети, но и взрослые.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

Роковым для Андерсона стал 1872 год. Писатель случайным образом упал с кровати и сильно расшибся. Несмотря на то, что после падения прозаик прожил еще три счастливых года, главной причиной смерти принято считать именно то роковое падение, после которого писатель так и не смог оправиться.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
Пожалуй самой известной сказкой немецкогоа втора является “Щелкунчик и мышиный король”.

Писательский талант Гофмана крайне-трудно уживался с откровенным отвращением к "мещанским", "чайным" обществам. Не желая мириться с ходом общественной жизни, юноша предпочитал проводить свои вечера и ночи в вином погребке.

Гофман все-же стал известным писателем-романтком. Помимо изощренного воображения, Эрнст продемонстрировал также успехи и в музыке, создав несколько опер, а затем выставив их на суд публике. То самое "мещанское" и ненавистное общество с почестями приняло талантливое дарование.

Вильгельм Гауф (1802-1827).
Немецкий сказочник - автор таких произведений как "Карлик Нос", "История о калифе-аисте", "История о маленьком Муке".

После окончания университета Гауф сочинил для детей знакомого знатного чиновника волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в "Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий".

Астрид Линдгрен (1907-2002).
Шведская писательница - автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" и историй про Пеппи Длинныйчулок.

Джанни Родари (1920-1980).
Известный итальянский детский писатель, сказочник и журналист - “папа” всем известного Чиполлино.

Еще будучи студентом, вступил в молодежную фашистскую организацию "Итальянская ликторская молодежь". В 1941 году, став учителем начальной школы, вступил в фашистскую партию, где пребывал до момента ее ликвидации в июле 1943 года.

В 1948 году Родари стал журналистом в коммунистической газете "Унита" и начал писать книжки для детей. В 1951 году в качестве редактора детского журнала опубликовал первый сборник стихов - "Книжка веселых стихов", а также свое известнейшее произведение "Приключения Чиполлино".

Редьярд Киплинг (1865-1936).
Автор "Книги Джунглей", главным героем которой стал мальчик Маугли, а также сказок "Кошка, которая гуляет сама по себе", "Откуда у верблюда горб?", "Как леопард получил свои пятна" и других.

Павел Петрович Бажов (1879-1950).
Самые известные сказки автора: "Медной горы хозяйка", "Серебряное копытце", "Малахитовая шкатулка", "Две ящерки", "Золотой волос", "Каменный цветок".

Народная любовь и известность настигла Бажова лишь к 60-и годам. Запоздавшая публикация сборника рассказов "Малахитовая шкатулка" была приурочена исключительно к юбилею писателя. Важно отметить то, что ранее-недооцененный талант Павла Петровича в итоге все-таки нашел своего преданного читателя.


Ханс Кристиан Андерсен Ханс Кристиан Андерсен - датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», и многих других.прозаикпоэтГадкий утёнокНовое платье короляСтойкий оловянный солдатикПринцесса на горошине Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн.ОденсеФюн






Гадкий утенок У утки вылупились утята. Один из них был поздним, да и внешне не удался. Старая утка напугала мать, что это индюшонок, не иначе, но плавал он лучше, чем остальные утята. Все обитатели птичьего двора нападали на гадкого утенка. Однажды утенок не выдержал и убежал в болото, где жили дикие гуси. Ночью он добрался до избушки, в которой жили старушка, кот и курица. Женщина приютила его, сослепу приняв за жирную утку, но кот и курица, жившие у нее, смеялись над ним. Когда утенка потянуло плавать, курица заявила, что это все от дурости, и уродец ушел жить на озеро, где все по-прежнему смеялись над ним. Однажды он увидел лебедей и полюбил их так, как никого никогда не любил. Зимой утенок замерз во льду; крестьянин принес домой, отогрел, но от испуга птенец нахулиганил и убежал. Всю зиму он просидел в камышах. Весной взлетел и увидел плывущих лебедей. Утенок решил отдаться на волю прекрасных птиц и увидел свое отражение: он тоже стал лебедем! И по мнению детей и самих лебедей самым красивым и молодым. Об этом счастье он и не мечтал, когда был гадким утенком.


Дюймовочка – крохотная, милая, хорошая, добрая, смелая. Жаба – большая, страшная, зеленая. Мышь – серая, хозяйственная. Крот - состоятельный и скупой. Ласточка – добрая, милая, отзывчивая Принц – красивый, заботливый Сказка "Дюймовочка" учит нас доброте, взаимопониманию. Она показывает нам, какими должны быть девочки и какими должны быть мальчики: благородными и ответственными.


Викторина. 1.Кем оказался гадкий утенок? 2.Каких птиц увидел утенок на озере после зимы? 3.Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем… 4.Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы? 5.Кто отнес Дюймовочку в теплые края?



А кто в детстве не любил сказки?
И самым популярным сказочником был, пожалуй, Ганс Христиан Андерсен. Конкуренцию ему могут составить, разве что, народные сказки мира.
Сегодня прекрасный повод вспомнить этого замечательного и доброго человека! Ведь сегодня весь мир отмечает День Рожденья сказочника!

Родился Андерсен 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн, Дания. С раннего детства Ганс часто мечтал и «сочинительствовал», ставил дома спектакли. Любимой его игрой был кукольный театр.

В 1816 году мальчик начал работать подмастерьем у портного. Потом была сигаретная фабрика. В четырнадцать лет будущий писатель уехал в столицу Дании - Копенгаген. И устроился в Королевский театр, где играл роли второго плана.

В то же время Андерсен написал пьесу в пяти актах и отправил королю письмо, в котором попросил деньги на ее выпуск. Писатель, благодаря королю Дании, начал учиться в школах сначала в Слагелсе, а потом в Эльсиноре за казенный счет. В 1827 году Ганс окончил учебу.

В 1829 году был опубликован его рассказ в фантастическом стиле «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». В 1835 году Андерсену приносят известность «Сказки». В 1839 и 1845 годах были написаны соответственно вторая и третья книги сказок.

В 1840 году был выпущен сборник под названием «Книга с картинками без картинок». В 1847 году писатель уехал в Англию. Под рождество 1872 года была написана последняя сказка Ганса Христиана Андерсена. В 1872 году писатель получил серьезные травмы в результате падения, от которых лечился в течение трех лет. В 1875 году, 4 августа, Ганс Христиан Андерсен скончался. Его похоронили в Копенгагене на кладбище Ассистэнс.

Всемирную известность обрели его сказки «Гадкий утёнок», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Русалочка», «Снежная королева» и многие другие, на которых выросло не одно поколение детей во всем мире. Еще при жизни писателя они были переведены на многие языки, в том числе и на русский.

С 1967 года в день рождения великого сказочника весь мир отмечает Международный день детской книги.

Ну а уж если рассказ о сказочнике просто невозможен без рисунков на его сказки, расскажу и о первом иллюстраторе его произведений.

Вильхелм Педерсен (Vilhelm Pedersen 1820-1859) был первым иллюстратором сказок и историй Ганса Христиана Андерсена. Его иллюстрации отличаются плавностью, мягкость и округлостью форм, лаконичным исполнением. Интересно заметить, что часто лица детей, нарисованные Педерсеном, имеют совершенно недетское выражение, и в тоже время взрослые — выглядят просто большими детьми. Мир иллюстраций Педерсена — это мир неторопливых историй в которых вещи и предметы могут вдруг начать говорить и вести себя как люди, а дети — герои сказок Андерсена — оказываются в удивительном и иногда жестоком мире, где за все приходится платить, и где и добро, и зло получают то, что заслуживают.