Словесное творчество детей. Развитие воображения и словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

В формировании художественного, в частности словесного, детского творчества Н.А. Ветлугина выделила три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребёнка надо учить образному видению окружающего.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Возникновения замысла у ребёнка проходит, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поиску средств его реализации: поиска композиции, выделении поступков героев, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить её, испытывая эстетическое удовольствие. Потому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2.Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

3.Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, продумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

4.Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но "придумал " (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Если современный нормально развивающийся ребенок к 4,5 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно использовать все звуки; его словарный запас составляет до 4-5 тыс. слов, то иная картина наблюдается у детей с нарушениями речи.

Вывод

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

В дошкольном возрасте значительно обогащается и усложняется эмоционально-выразительная функция речи. Ребенок усваивает значение слов, выражающих эмоциональное состояние, эмоциональное отношение к объектам и явлениям, значение слов, ассоциируемых с переживаниями эмоций, слов, обозначающих социально-значимые характеристики человека. Усвоение ребенком слов происходит в связи с более глубоким и четким различием признаков, предметов и явлений.

Развитие эмоционально-выразительной функции речи детей - хорошая основа для возникновения и формирования в дальнейшем художественного восприятия и элементов художественного воображения в словесном творчестве. В обогащении восприятия особое значение имеет искусство.

Слово может быть не только средством воображения, но и его "строительным материалом". Активность ребенка реализуется в овладении языком. Это проявляется в словесном творчестве детей в широком смысле этого слова, дети манипулируют, играют стихотворными формами (ритмом, рифмой, образами).

Одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка.

Для развития связной монологической речи необходимо формирование представлений о композиции рассказа, умение связывать между собой предложения и части высказывания, использовать разнообразные лексические и стилистические средства. Однако понятие «словесное творчество» гораздо шире, чем «творческое рассказывание», так как включает в себя активное сочинение, придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок, сценариев не только на занятиях, но и в свободной самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Е.Ю.Галочкина - воспитатель

(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 187 «Солнышко», г.о. Тольятти)

Одним из приоритетных направлений педагогической науки на современном этапе является изучение творческой деятельности ребенка, поиски путей её формирования. Исследования психологов.(Л.С.Выготский, Б.М.Теплов) и педагогов (Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Дыбина О.В., Танина Л.В.) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается активностью его эмоциональных и интеллектуальных сил.

В исследованиях, посвященных проблеме словесного творчества, одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка (М.М.Конина, Л.М.Панкратова, О.И.Соловьева, и др.). Авторы отмечают очевидность влияния отдельных элементов сказки на сочинение детей. Вместе с тем в исследованиях отмечается, что соответствие специфики народных средств сказки особенностям восприятия детей еще не обеспечивает положительного воздействия фольклора на развитие детского словесного творчества, Трудности детей связаны как с содержательной (подражательность, невыразительность сочинений, а логичность содержания), так и с формальной стороной высказывания (нарушение структуры повествования, ограниченное использование стилистических средств). Психологические предпосылки, обуславливающие возможности детей в области речевого творчества, с одной стороны, и трудности, возникающие при построении сказочного повествования – с другой, являются проблемой, которая возникает при организации работы с детьми по развитию словесного творчества дошкольников.

В отечественной педагогике словесное творчество рассматривается как двуединый процесс: накопление впечатлений в ходе познания действительности и творческая переработка их в словесной форме (Н.А.Ветлугина, О.С.Ушакова).

В специальном исследовании, посвященном обучении творческому рассказыванию, выполненном Н.А.Орлановой, выделяются следующие условия обучения творческому рассказыванию:

Обогащению опыта детей;

Богатство словаря и умение им пользоваться;

Овладение умением связно рассказывать, знание структуры рассказа: начало, кульминация, конец;

Правильное понимание детьми задания «придумать».

Динамику развития детского творчества под влиянием обучения прослеживает в своем исследовании С.К.Алексеева. Она обосновывает следующую последовательность обучения:

1 этап: Учить детей подчинять свой опыт определенному замыслу, обратить внимание детей на композиционные языковые особенности рассказов (обогащение жизненного и литературного опыта ребенка, ознакомление с языковыми средствами выразительности, анализ композиционного строения произведения);

2 этап: Определить правильное соотношение между стремлением ребенка показать себя в творческой деятельности и возможностью найти подходящие средства для выражения своего замысла. Обратить внимание детей на оценку рассказов (придумывание начала и окончание рассказа, обрисовать обстановку в которой происходит действие, самостоятельное художественное дополнение рассказов);

3 этап: Поставить ребенка перед необходимостью действовать более сознательно, более самостоятельно использовать условные способы словесного творчества (самостоятельный подбор сюжетных, композиционных и языковых средств, более глубокий анализ предложенных произведений, ознакомление с новыми языковыми средствами);

4 этап: Совершенствовать умения детей комбинировать и

преобразовывать полученные представления и восприятия, обрисовывать

действие в последовательности его развития логической связи.

Для развития творческой деятельности детей необходимо создавать специальные педагогические условия:

а) подбор литературных произведений с учетом возможности специфического воплощения их содержания;

б) проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, мимикой и жестами);

в) активное участие детей в составлении сценария и подготовки спектаклей.

В дошкольном возрасте ребенок способен не только воспринимать художественные произведения, выражать свое отношение к персонажам, но и осмысливать их поведение, обобщать, анализировать, экспериментировать, и на этой основе создавать новое для себя и сверстников. Особую роль при этом играет художественное воображение.

К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал важность развития речи и способностей средствами искусства, начиная с дошкольного возраста. Недостаточно, если дети поймут содержание произведения, необходимо почувствовать его выразительные особенности выражения и образные слова. В дальнейшем они будут глубже воспринимать литературные произведения, научатся тонко различать смысловые оттенки слова и переносить их в свое творчество.

Конечно, для развития связной монологической речи необходимо формирование представлений о композиции рассказа, умение связывать между собой предложения и части высказывания, использовать разнообразные лексические и стилистические средства. Однако понятие «словесное творчество» гораздо шире, чем «творческое рассказывание», так как включает в себя активное сочинение, придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок, сценариев не только на занятиях, но и в свободной самостоятельной

деятельности.

Образцом художественного текста с позиции структурно-смыслового единства содержания и формы является народная волшебная сказка.

Многочисленные исследователи народной сказки (В.А.Бахтина, Н.М.Ведерникова, Р.М.Волков, Н.В.Новиков, А.И.Никифоров, Э.В.Померанцева и др.) в качестве отличительного признака волшебной сказки называют ее волшебно-фантастическое начало. Единство волшебного и фантастического делает волшебную сказку особенно привлекательной для детской аудитории. Своеобразное сочетание реального и вымышленного составляет содержание волшебной сказки.

Стиль волшебной сказки представляет собой единую систему взаимосвязанных приемов и средств. Традиционные языковые формы являются предметом изучения фольклорной фразеологии. К числу типичных средств поэтики волшебной сказки относят, прежде всего, устойчивые словесные формулы, традиционные формулы, поэтические штампы являющиеся важным элементом построения сказок подобного типа (присказки, зачины, концовки) и выполняющие различные функции в повествовании.

Еще одним стилистическим приемом сказки является использование постоянных эпитетов, служащих украшением произведения. Вероятность употребления того или иного сочетания в былинном или песенном эпосе связано с особенностями отражения внешнего мира в различных жанрах. По мнению О.А. Давыдовой, 38,7% определенных сочетаний волшебной сказки не являются собственно сказочными, то есть зафиксированы и в других фольклорных жанрах «буйная голова», «каленая стрела».

К традиционным поэтическим средствам волшебной сказки также относятся: употребление синонимов «с тем и свадьбу сыграли по-хорошему, по-ладному» и парных объединений слов, выражающих одно понятие «пойдем с хлебом-солью встречать, авось замиримся», употребление антонимов «ни много, ни мало прошло времени» или усиления «волей-неволей пришлось согласиться», употребление общеязыковых пословиц и поговорок «щука востра, да не съешь ерша с хвоста», использование разнообразных сравнений «Сел Иван на волка. Волк побежал стрелою»; лексические и синтаксические повороты, образующие параллельные синтаксические конструкции «На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, а леву дорогу идти – живому не бывать».

М.М.Конина выделяет два вида детских сочинений: творческая переработка известных сказок и собственно творческие сказки и отмечает наличие в них характерных особенностей сказки (типичных сюжетов, чудесных превращений и элементов героики, чудесных предметов, сказочной обрядности).

По ее мнению, «развитие детского словесного творчества идет по линии качественного нарастания под влиянием количественного накопления новых сказочных образов».

Народная сказка традиционно относится к кругу «детского чтения» и является одним из самых любимых детьми жанров. Сказка оказывает огромное влияние на нравственное и эстетическое развитие дошкольника. Красочное, романтическое изображение сказочного мира, идеализация положительных героев, обязательный счастливый конец, увлекательность, сочетающаяся с поучительностью – всё это вызывает у детей яркую эстетическую реакцию, способствует развитию эстетических чувств. Волшебная сказка воплощает в себе высокие идеалы народа, его мудрость. Динамика волшебной сказки требует интеллектуального напряжения, сопоставление фактов и событий при усвоении смысловой линии сюжета, т.е. возбуждает познавательную деятельность.

Для выявления особенностей восприятия сказки детьми старшего дошкольного возраста и для определения уровня словесного творчества к связной речи дошкольников мы использовали методику О.С.Ушаковой, выделив критерии и показатели.

Критерии

1.Особенности восприятия сказки

Называние существенных признаков

Определение содержания сказки

Выделение структурных частей текста

Сохранение языковых средств выразительности

2.Особенности словесного творчества

Умение подчинить сюжетную линию общей теме

Использование приемов раскрытия образов персонажей и особенностей сюжета волшебной сказки

Умение использовать разные типы предложений

Способность оформлять высказывание по законам композиции сказки

Использование выразительности

3.Определение развития связной речи

Умение определять тему высказывания и правильно воспроизводить ее содержание

Умение использовать разные виды связи между предложениями

Использование разных типов предложений.

Первое задание. С целью определения особенностей восприятия сказки в единстве ее содержания и художественной формы, предлагалась сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Второе задание. На выявление уровня словесного творчества предлагалась ситуация «Продолжи сказу».

Третье задание. Определение уровня развития связной речи велось на примере сказки «Гуси-лебеди».

Для усиления мотивации высказывания использовались различные речевые ситуации («Беседа о сказке», «Сказка по телефону», «Сочини сказку»). Выбор сказочного материала определялся требованиями методики развития речи к отбору художественных произведений с принципами педагогики и эстетики.

Неверные ответы детей заключались в неразличении сказки и рассказа.

Результаты диагностики показали, что у детей с седьмого года жизни отсутствует четкое представление о жанровых особенностях сказки, что, на наш взгляд, должно отразиться на сочинениях детей.

Понимание детьми содержания сказки определялось через выявление умения распознавать тему данного высказывания. В процессе обследования не было выявлено ни одного случая высокого уровня понимания содержания, требующего от ребенка наличие элементарных навыков анализа произведения. На основании результатов диагностики были выявлены уровни восприятия детьми народной сказки.

I уровень (высокий). Определяют жанр сказки. Называют его существенные признаки. Обобщенно определяют содержание сказки. Видят границы структурных частей текста. Стремятся сохранить языковые средства выразительности.

II уровень (средний). Правильно определяют жанр сказки, но в порядке аргументации выдвигают как существенные, так и формальные его признаки. Определяют тему повествования. Часто испытывают затруднения при вычленении основных частей композиции. Используют дополнительные языковые средства.

III уровень (низкий). Затрудняются в определении жанровой принадлежности произведения и в выявлении отличительных признаков сказки. Не понимают содержание произведения. Не видят границ между завязкой, развитием действий и развязкой сказки. Не выделяют средства выразительности сказки.

Необходимым условием словесного творчества дошкольников являются сформированность навыков связной речи, поэтому целью задания 2 стало определение уровня развития связной речи при воспроизведении содержания сказки.

Критериями для анализа пересказов детей стали традиционные в методике развития речи показатели:

  1. Понимание темы
  2. Объем и грамматика высказывания
  3. Лексика высказывания
  4. Средства связи
  5. Структурная организация каждой части
  6. Плавность и самостоятельность изложения.

Полученные данные позволили определить следующие уровни связной речи дошкольников.

I (высокий). Обобщенно определяют тему высказывания и правильно воспроизводят его содержание. Используют различные типы предложений, грамматические ошибки отсутствуют. Используют свои точные словозамены, разнообразные способы связи между предложениями. Точно оформляют высказывание. Самостоятельно пересказывают текст без пауз.

II (средний). Определяют тему высказывания. Допускают незначительные отклонения от текста. Ограниченно используют сложные предложения, возможны единичные грамматические ошибки. Обращаются к отдельным средствам языковой выразительности. Способы связи не отличаются многообразием. В случае затруднений используют небольшое количество пауз и нуждаются в дополнительных вопросах.

III (низкий). Не определяют тему высказывания. Схематично передают события, не используя средств выразительности. Допускают грамматические ошибки. При передаче содержания нарушают композиционную целостность. Не умеют самостоятельно пересказать текст (делают паузы, повторы, нуждаются в подсказках).

Детям предлагалось задание: «Представь, что ты сказочник и придумай сказку с чудесами и волшебством». Никаких указаний по выполнению заданий не давалось. Сочинения детей фиксировались и рассматривались по ряду показателей, направленных на оценку как содержания, так и художественной формы сочинения.

Вторую группу показателей составили некоторые общепринятые критерии творчества:

Беглость – способность к порождению большего числа идей, выраженных в словесных формулировках или рисунках.

Гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Оригинальность – способность к выдвижению идеи.

Аутентичность – соответствие эмоциональной реакции потребностям, ценностям и интересам субъекта.

Результаты, полученные в ходе выполнения задания, могут служить основанием для определения уровней словесного творчества старших дошкольников.

I (высокий). Подчиняют сюжетную линию общей теме. Оригинально используют в сочинении приемы раскрытия образов персонажей и особенности сюжета волшебной сказки. Обращаются к традиционным изобразительно-выразительным средствам сказки.

II (средний). Стараются придерживаться выбранной темы, неточный подбор заголовка. Используют отдельные элементы сказки в сочинениях с самостоятельным сюжетом и несложным содержанием. Затрудняются в структурном оформлении повествования (одна из частей композиции отсутствует).

III (низкий). В основном придерживаются темы, но затрудняются в ее раскрытии, название отсутствует. Схематично передают события повествования или пересказывают без изменения известную сказку.

Анализ полученных результатов показал невысокий уровень развития словесного творчества детей и позволил определить пути дальнейшей работы.

Нами были разработана и апробирована система занятий и игр с включением волшебной сказки, созданы ситуации для игровых импровизаций и вовлечения детей в подготовку атрибутов, спектаклей, выставок детского творчества, что способствовало значительному повышению уровня словесного творчества старших дошкольников.


Исходным для понимания сущности словесного творчества является понятие «творчество». Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием которой является целенаправленное изменение объективного мира. А.Л. Венгер отмечает, что детское творчество - это форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий мир, создает нечто новое для других и для себя .

И. А. Киршин говорит о том, что словесное творчество - это сложный вид творческой деятельности ребенка, рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием восприятия произведений искусства и проявляющаяся в создании успешных сочетаний - рассказов, сказок, стихов. Словесное творчество понимается как двуединый процесс накопления впечатлений в процессе педагогической деятельности и творческой переработки их на язык словесных знаков .

По мнению О. С. Ушаковой, словесное творчество - продуктивная деятельность, возникающая под влиянием произведения искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений .

Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Е.А.Медведева, Н.А.Селянина, Р.М.Чумичева, Д.Б.Эльконин, У.В.Ульенкова отмечают, что среди видов художественной творческой деятельности словесное творчество занимает особое место как жизненно важная, коммуникативная и социально-личностная функция, формирующаяся в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.

По мнению исследователей Л.М.Гурович, Н.И.Лепской, О.Н.Сомковой, Е.И.Тихеевой - словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих формах: словотворчестве, сочинении стихотворений, собственных рассказов, сказок, творческих пересказах, придумывании загадок и небылиц .

В основе словесного творчества, отмечает О. С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований) .

Остановимся на психолого-педагогических основах словесного творчества детей дошкольного возраста. Становление творческой деятельности детей традиционно рассматривается психологами в связи с развитием воображения. Согласно общепринятой в отечественной науке идее Л. С. Выготского, воображение начинает развиваться в игре, а затем продолжает свое развитие в других видах деятельности: в конструктивной, изобразительной, музыкальной, литературно-художественной .

Способствует проявлению творчества и образность мышления дошкольника. Она обеспечивает свежесть, нешаблонность детского восприятия мира, способствует развитию воображения и фантазии. А. В. Запорожец многократно в своих работах подчеркивал, что образный характер детского мышления надо рассматривать как достоинство и развивать его именно в дошкольном возрасте, так как оно лежит в основе творческой деятельности художников, писателей, конструкторов и т.п.

Восприятие художественных произведений и словесное творчество связываются воедино посредством поэтического слуха. Так, О. С. Ушакова считает, что в основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. При этом поэтический слух следует понимать более широко, как относящийся к восприятию любых произведений, не только поэтического жанра. «Поэтический слух - это способность чувствовать выразительные средства художественной речи, различать жанры, понимать их особенности, а также умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения» .

Итак, для активного и успешного участия ребенка в словесном творчестве необходима психологическая платформа в виде развитых воображения, мышления, восприятия.

Детское словесное творчество

В основе словесного творчества, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта.

Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым.

Педагогические условия , необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято с читать обогащение и активизацию словаря.

Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке».

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях. Приведем пример (СНОСКА: Из исследования Л. А. Пеньевской).

Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы и те были какие-то другие – толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса.

Вспомогательные вопросы, по мнению Л. А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Пример сказки Тани (6 лет 7 мес.): «Волшебная палочка». Жил-был зайчик, у него была волшебная палочка. Он всегда говорил волшебные слова: «Волшебная палочка, сделай то-то и то-то». Палочка все ему делала. Постучалась к зайцу лиса и говорит: «Можно к тебе в дом, а то меня волк выгнал». Лиса обманула его и отняла палочку. Сел заяц под дерево и плачет. Идет петух: «Что ты, зайка, плачешь?» Заяц ему все и рассказал.

Петух отнял волшебную палочку у лисы, принес ее зайке, и стали они вместе жить. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет. Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1.Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2.Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3.Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4.Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя. Приведем пример.

«Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в букеты желтые листья клена и березы, красные – осокорей, салатовые – ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срываются с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услышать, как он нежно шелестит». (Н. А. Орланова).

Интересны описания-миниатюры (О. С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказать о природе весной.

Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? (Весна-красна, жарка, весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, росистая, трава-шелкова, мягкая, как одеяло) Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная, душистая, цветущая, бледнорозовая, как снег белая, нежная)».

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Стремление к рифме, повторение рифмованных слов – не только считалок, но и дразнилок – часто увлекает детей, становится потребностью, у них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка; дом – в реке живет сом). На этой основе появляются стихи, часто подражательные.

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Так, девочка на прогулке бежит к воспитательнице с букетиком цветов и сообщает взволнованно, что придумала стихотворение «Василек».

Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Еще Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочинений.

В дошкольных учреждениях города Реджо-Эмилия (Италия) родилась «Игра в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманную ими историю. Педагог записывает, ребенок внимательно следит за тем, чтобы он ничего не пропустил и не изменил. Затем иллюстрирует свой рассказ большим рисунком.

Этот пример взят из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (М, 1978). В ней говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим. Рекомендации автора книги находят применение и в детских садах России.