Советский многоразовый орбитальный корабль "Буран" (11Ф35). Советский многоразовый орбитальный корабль "Буран" (11Ф35) Музейный комплекс буран

Интерактивный музей внутри макета орбитального корабля «Буран БТС-001» — рядом с павильоном № 20. В музее можно не только посмотреть фильм о легендарном ракетоплане, но и управлять его посадкой на космодроме Байконур в режиме реального времени.

Сюжет экскурсии-путешествия начинается в кинозале, где посетителям музея продемонстрируют фильм об истории создания отечественного космического челнока. Кинозал расположился в отдельном, специально построенном павильоне перед макетом «Бурана». Масштаб данного космического проекта поражает.

Из фильма мы узнаем, что над созданием «Бурана» 12 лет работали более 2,5 миллиона инженеров, конструкторов и ученых из 1300 предприятий! А для его строительства было изобретено 80 новых материалов. Специальная керамическая плитка на обшивке ракетоплана выдерживала прохождение корабля сквозь плотные слои атмосферы и предотвращала его сгорание! Такая космическая махина буквально выходила из огня целой и невредимой.

Оказавшись на борту ракетоплана, гости продолжают знакомство с историей создания «Бурана»: у них появляется возможность сравнить американский Space Shuttle и его советские аналоги — проекты 305–2, ОС-120, ОК-92 и «Буран». История проекта «Буран» здесь представлена во всех подробностях на специальных экранах с технологией тачскрин. Нажимаешь на картинку корабля — и на экране всплывает более подробная информация об интересующем объекте со всеми картинками. Эта технология используется в лондонском Музее транспорта и мюнхенском Музее BMW.


Кульминация экскурсии — посещение носовой части корабля, где в верхнем ярусе реконструирован командный отсек «Бурана» с приборной панелью и креслом космонавта. Его роль играет манекен в скафандре типа «Стриж». А на нижнем ярусе носовой части корабля роль пилота космического челнока достается экскурсантам! Здесь новоявленные летчики-испытатели получают уникальную возможность посадить «Буран» на космодром Байконур с высоты 80 000 метров. Сажая корабль, можно увидеть, как округлые очертания планеты становятся все ближе и ближе. Синяя гладь океанов сменяется твердой темной поверхностью земли Казахстана. И уже посадив самолет, слева на взлетно-посадочной полосе можно заметить пролетевший мимо истребитель. Программа полностью имитирует реальную посадку корабля 15 ноября 1988 года.

Покинув носовой отсек «Бурана», гости по застекленному переходу возвращаются в павильон, откуда начиналась экскурсия, длившаяся 45 минут.

Обращаем ваше внимание, что посещение интерактивного музея «Буран» возможно только в составе экскурсионной группы до 20 человек. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея.

Место:

площадка рядом с павильоном № 20.

Режим работы:

Ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00. Продолжительность экскурсии — 45 минут. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея. Последняя группа заходит в 20:00.

Стоимость билетов:

  • взрослым — 500 рублей;
  • детям от 6 до 12 лет, студентам и пенсионерам — 250 рублей;
  • детям до 6 лет, сиротам, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, ветеранам ВОВ и членам многодетных семей до достижения младшим ребенком возраста 16 лет — бесплатно.

Расположился в макете орбитального корабля "Буран БТС-001", который находится на территории , вблизи павильона №20.

Космический корабль "Буран" - многоразовый орбитальный ракетоплан, созданный в рамках программы "Энергия - Буран", которая стала советским ответом аналогичной американской программе "Спейс Шаттл" (Space Shuttle - "космический челнок"). Головным предприятием, занимавшимся разработкой "Бурана", стало специально созданное НПО "Молния", а сборка ракетоплана осуществлялась на Тушинском машиностроительном заводе, однако, эти предприятия были не единственными разработчиками "Бурана": в рамках программы были задействованы около 2 миллионов человек из более чем 1000 предприятий.

Первый и единственный полёт "Бурана" состоялся 15 ноября 1988 года и прошёл в полностью беспилотном автоматическом режиме. Помимо побывавшего в космосе изделия, велась работа ещё над 4 лётными экземплярами космического корабля, однако, в 1990 году работы по программе "Энергия - Буран" были приостановлены, а в 1993 году программу закрыли.

Макет "БТС-001" (изделие 0.01), в котором находится Интерактивный музейный комплекс "Буран" - один из нескольких макетов космического корабля, построенный для отработки воздушной транспортировки изделия. До июня 2014 года макет стоял на Пушкинской набережной , затем был перевезён на ВДНХ.

Вокруг макета выстроен павильон с кинозалом, внешне напоминающий космопорт с рукавами переходов на борт космического корабля.

Экскурсия (её продолжительность составляет 45 минут) начинается с просмотра кинофильма об истории программы "Энергия - Буран", где в общих чертах описываются исторические события, предшествовавшие началу программы, её ход и достижения, а также отличия "Бурана" от "Спейс Шаттла". После кинофильма посетители по рукавам-переходам попадают на борт, где обустроен мультимедийный аттракцион: благодаря проекции, на потолке словно раскрывается отсек, и над головами посетителей пролетают отечественные и зарубежные самолёты и космические корабли, так или иначе связанные с программой.

В носовой части макета реконструирован командный отсек с приборной панелью, а также обустроен аттракцион, предлагающий посетителям "порулить" кораблём во время его посадки на Байконур. Заявлено, что игровая программа полностью имитирует реальную посадку "Бурана" 15 ноября 1988 года.

К сожалению, реальных экспонатов в музее практически нет: за исключением реконструированной приборной панели, это лишь несколько стержней, скафандр и пара документов. И хотя Интерактивный музейный комплекс "Буран" подаётся именно как музейное заведение, называть его музеем - большое преувеличение, поскольку за практически полным отсутствием экспонатов и весьма поверхностным освещением истории стоит скорее чисто развлекательная функция. В целом это скорее яркий игровой аттракцион - и не более того.

Музейный комплекс можно рекомендовать к посещению с детьми, если вы оказались на и хотите глубже окунуться в жизнь современной Выставки, но если вами движет осознанный интерес к проекту "Буран" и космосу - едва ли он удовлетворит вас.

Многоразовый орбитальный корабль (по терминологии Минавиапрома - орбитальный самолет) "Буран"

(изделие 11Ф35)

"Буран " - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для решения ряда оборонных задач , выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю; выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля.

Внутренняя компоновка , конструкция . В носовой части "Бурана" расположены герметичная вставная кабина объемом 73 кубических метров для экипажа (2 - 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), отсеки бортового оборудования и носовой блок двигателей управления.

Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створками, в котором размещаются манипуляторы для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке (см. рис.) установлены агрегаты двигательной установки , топливные баки, агрегаты гидросистемы . В конструкции "Бурана" использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие , рассчитанное на многоразовое использование.

На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита , а другие поверхности покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300ºС. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500º - 1600ºС) применен композиционный материал типа углерод-углерод. Этап наиболее интенсивного нагревания ОК сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция ОК не прогревается к концу полета более чем до 160ºС. Каждая из 38600 плиток имеет конкретное место установки , обусловленное теоретическими обводами корпуса ОК. Для снижения тепловых нагрузок выбраны также большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.

Внутренняя компоновка "Бурана" на плакате НПО "Энергия" (ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия"). Пояснение по обозначению корабля: все орбитальные корабли имели шифр 11Ф35. Окончательными планами планировалось построить пять летных кораблей, двумя сериями . Будучи первым, "Буран" имел авиационное (на НПО "Молния" и Тушинском машиностроительном заводе) обозначение 1.01 (первая серия - первый корабль) . В НПО "Энергия" существовала другая система обозначений, согласно которой "Буран" идентифицировался как 1К - первый корабль. Так как в каждом полете корабль должен был выполнять разные задачи, то к индексу корабля добавлялся номер полета - 1К1 - первый корабль, первый полет.

Двигательная установка и бортовое оборудование. Объединенная двигательная установка (ОДУ) обеспечивает довыведение ОК на опорную орбиту, выполнение межорбитальных переходов (коррекций), точное маневрирование вблизи обслуживаемых орбитальных комплексов, ориентацию и стабилизацию ОК, его торможение для схода с орбиты. ОДУ состоит из двух двигателей орбитального маневрирования (на рис.справа), работающих на углеводородном горючем и жидком кислороде, и 46 двигателей газодинамического управления, сгрупированных в три блока (один носовой блок и два хвостовых). Более 50 бортовых систем, включающих радиотехнические, ТВ и телеметрические комплексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и другие, объединены на основе ЭВМ в единый бортовой комплекс , который обеспечивает продолжительность пребывания "Бурана" на орбите до 30 суток.

Теплота, выделяемая бортовым оборудованием, с помощью теплоносителя подводится к радиационным теплообменникам, установленным на внутренней стороне створок грузового отсека, и излучается в окружающее пространство (в полете на орбите створки открыты).

Геометрические и весовые характеристики . Длина "Бурана" составляет 35,4 м, высота 16,5 м (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 м, площадь крыла 250 квадратных метров, ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м; диаметр грузового отсека 4,6 м, его длина 18 м. Стартовая масса ОК до 105 т, масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т, возвращаемого с орбиты - до 15 т. Максимальный запас топлива до 14 т.

Большие габаритные размеры "Бурана" затрудняют использование наземных средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки РН) доставляется по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева (при этом с "Бурана" снимается киль и масса доводится до 50 т) или многоцелевым транспортным самолетом Ан-225 в полностью собранном виде.

Корабли второй серии являлись венцом инженерного искусства нашего авиастроения, вершиной отечественной пилотируемой космонавтики. Эти корабли должны были стать по-настоящему всепогодными и круглосуточными пилотируемыми орбитальными самолетами с улучшенными летно-техническими характеристиками и значительно возросшими возможностями за счет множества конструктивных изменений и доработок. В частности, на них увеличилось количество маневровых двигателей за счет нового - Узнать гораздо больше про крылатые космические корабли вы сможете из нашей книги (см. обложку слева) "Космические крылья", (М.:ООО "ЛенТа странствий", 2009. - 496с.:ил.) На сегодняшний день - это самое полное русскоязычное энциклопедическое повествование о десятках отечественных и зарубежных проектах. Вот как об этом сказано в аннотации книги:
"
Книга посвящена этапу возникновения и развития крылатых ракетно-космических систем, которые рождались на "стыке трех стихий" - авиации, ракетной техники и космонавтики, и вобрали в себя не только конструктивные особенности данных видов техники, но и весь ворох сопровождающих их технических и военно-политических проблем.
Подробно излагается история создания воздушно космических аппаратов мира - от первых самолетов с ракетными двигателями времен II Мировой войны до начала реализации программ Space Shuttle (США) и "Энергия-Буран" (СССР).
Книга, рассчитанная на широкий круг читателей, интересующихся историей авиации и космонавтики, особенностями конструкции и неожиданными поворотами судьбы первых проектов авиационно-космических систем, содержит на 496 страницах около 700 иллюстраций, значительная часть которых публикуется впервые."
Содействие в подготовке публикации оказали такие предприятия авиационно-космического комплекса России, как НПО " Молния" , НПО машиностроения, ФГУП РСК " МиГ" , ЛИИ имени М.М.Громова, ЦАГИ, а также музей Морского космического флота. Вступительная статья написана генералом В.Е.Гудилиным , легендарной личностью нашей космонавтики.
Получить более полное представление о книге, ее цене и возможностях приобретения можно на отдельной странице . Там же можно познакомиться с ее содержанием, оформлением, вступительной статьей Владимира Гудилина , предисловием авторов и выходными данными издания.

Новый современный Музей Буран на ВДНХ удачно соседствует с необычной тематической детской площадкой Москвы, а значит становится в топе списка достопримечательностей столицы для семей с детьми.

Интерактивный музейный комплекс «Буран»

  • Расположение музей: ВДНХ, рядом с павильоном 20.
  • Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00.
  • Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут на месте, продолжительность экскурсии — 45 минут.
  • Стоимость: 500 руб.; детям до 6 лет — 250 руб. Членам многодетных семей — бесплатно.

Буран — орбитальный корабль-ракетоплан многоразового использования. Первый и единственный полет Буран совершил 15 ноября 1988 года. Корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия».

Продолжительность полета Бурана составила 205 минут. Полет прошел без экипажа в автоматическом режиме.


Буран на орбите. Источник фото — http://www.buran.ru/htm/flight.htm

В начале экскурсии демонстрируется фильм об истории создания Бурана. В маленьком кинозале большой экран с зрелищным и совершенно нескучным фильмом — все это впечатляет детей. Даже двухлетний Марк смотрел, открыв рот.

Продолжается экскурсия уже на борту ракетоплана. Правда, этот Буран не тот, который летал в космос, а один из его макетов. (Увы, но побывавший в космосе Буран разрушен в 2002 году).

Музей современный — панели с информацией, интерактивные видео-приемы.

Весьма популярный вопрос, детям с какого возраста стоит посетить музей? Думаю, если говорить об более-менее серьезном восприятии материала, то лет с 7. Однако если вам музей интересен, то дети младшего возраста скорее всего не помешают экскурсии.

Кроме того, музей будет особенно интересен детям, увлеченным космосом.


Реконструкция командного отсека с приборной панелью

Изюминка музея — возможность посетителям стать летчиками-испытателями. Нам повезло, мы пришли в будний день и оказались единственными в нашей группе. Конкуренции за кресла в командном отсеке не было. Андрей, Лев и Марк получили уникальную возможность посадить Буран на аэродром Юбилейный космодрома Байконур с высоты 80 000 метров.


Двухлетний Марк, видимо, играет роль борт-инженера

Видео-ряд имитирует реальную посадку Бурана 15 ноября 1988 года. Иногда включаются датчики-подсказки для юных пилотов «влево», «вправо». И, наконец, включился автопилот.

Экскурсия закончена, но в музее есть еще кое-что любопытное. Пройти мимо автомата, продающего космическую еду, оказалось невозможным. Каждый тюбик стоит 300 рублей. Дети выбрали борщ, рассольник и творог с облепихой. Правда, стоит признаться, что любопытство попробовать затмило по ощущениям непосредственно вкусовые качества космической еды.

Детская площадка «Космос» на ВДНХ

Детская площадка расположена совсем рядом с музеем, у того же 20 павильона.

Детская площадка будет интересна и безопасна для детей разного возраста. Малыши просто не смогут залезть, чтобы скатиться с высоких горок, но и для них есть любопытные объекты.

Планета Земля — отличная лазалка для детей и возможность покорить самые глубины земли.

Разве эта детская площадка может не понравится детям?