Трубопроводный транспорт: нефтепроводы России. Самый большой подводный трубопровод в мире

World records of oil and gas industry: what, where, when and how much?

Ye. KHARTUKOV, MGIMO(U) of Russian Foreign Affairs Ministry

Вниманию читателя предлагается нефтегазовая «книга рекордов Гиннесса».

Oil and gas «Guinness records book» is offered to readers’ attention.

Скважины: самые глубокие…

В конце января 2011 г. компания «Экссон нефтегэс» за 60 суток пробурила самую протяженную в мире (12 345 м) наклонную скважину «Одопту ОП-11» на о. Сахалин с горизонтальным смещением 11 474 м.

Самая глубоководная платформа для добычи нефти и газа (башенного типа) находится в американском секторе Мексиканского залива, она пришвартована на глубине 2438 м на подводном нефтегазовом месторождении «Пердидо», введенном в эксплуатацию в конце марта 2010 г.

В этом же секторе на глубине 2925 м располагается и самая глубоководная в мире система подводной добычи нефти, установленная в 2010 г. на соседнем с «Пердидо» месторождении «Тобаго».

Подводные скважины, пробуренные на месторождениях группы «Пердидо-Тобаго-Сильвертип», относятся к числу самых глубоководных коммерческих скважин, однако самая глубоководная скважина на нефть и газ (глубина воды – 10 385 футов, или более 3165 м) была пробурена в январе 2013 г. у восточного побережья Индии. Всего же с конца 50-х гг. глубины Мирового океана, ставшие доступными для коммерческого бурения, увеличились более чем в 17 раз – с 608 до 10 385 футов (табл. 1).

Табл. 1. Максимальные глубины Мирового океана, освоенные бурением на нефть и газ с 1958 г.

… и самые дорогие

Морское бурение на нефть и газ в приполярных районах обходится недешево – более 100 млн долл. на скважину. Так, в 1982 – 1983 гг. на бурение скважины «Муклюк» (оказавшейся в итоге «сухой») с насыпного острова в американском секторе моря Бофорта в Северном Ледовитом океане компания «Сохайо» израсходовала – еще один мировой рекорд нефтегазовой промышленности.

Самые большие БУ и морские платформы

Самыми большими буровыми установками, смонтированными на морских плавучих платформах, считаются буровые системы Aker H-6e, производимые с 2009 г. норвежской компанией «Акер дриллинг». Например, первые из этой серии полупогружные буровые платформы «Акер Баренц» и «Акер Шпицберген» при водоизмещении в 56 900 двт и площади рабочей палубы в 6300 м 2 способны бурить 10-километровые скважины в водных глубинах до 3 км.

А вообще самыми большими буровыми установками являются выпускаемые с начала 70-х гг. установки уральского завода тяжелого машиностроения – УЗТМ серии «Уралмаш-15000», одна из которых была задействована при бурении сверхглубокой скважины на Кольском полуострове (12 262 м). Эти гигантские буровые максимальной высоты с двадцатиэтажный дом и отличной мировой репутацией способны бурить скважины глубиной до 15 км.

В разговоре о морских платформах для добычи нефти и газа обязательно приходит на ум самая большая в мире железобетонная промысловая платформа TROLL-A высотой 472 метра и сухим весом 683 600 тонн. Это вообще самый тяжелый объект, когда-либо перемещавшийся по поверхности Земли. Она установлена на норвежском газонефтяном месторождении «Тролль» в Северном море в 1996 г.

Самой крупной полупогружной платформой, когда-либо устанавливавшейся на морском месторождении, была бывшая буровая платформа «Спирит оф Колумбус» (1995 – 2000 гг.), переоборудованная на верфях Канады, установленная на подводном (глубина – 1360 м) нефтегазовом месторождении «Ронкадор» у берегов Бразилии в качестве эксплуатационной платформы П-36 и вскоре затонувшая – в апреле 2001 г. Платформа была рассчитана на добычу 9 млн тонн нефти и 2,6 млрд м 3 газа в год, имела длину 112,8 м, ширину 77 м и высоту 120 м, весила 34 600 тонн.

Самые крупные месторождения

Самым крупным из известных месторождений нефти считается нефтегазовое месторождение «Гавар», обнаруженное в Восточной провинции Саудовской Аравии в 1948 г. и введенное в эксплуатацию в 1951 г. Извлекаемые запасы нефти этого месторождения оцениваются обычно в 10,3 – 13,7 млрд тонн, но, по некоторым данным (в частности, МЭА), они достигают 19,2 млрд тонн. В настоящее время на месторождении ежегодно добывается около 250 млн тонн нефти и 20 млрд м 3 природного газа (ПГ), и пока не ясно, прошло ли оно пик своей добычи.

В свою очередь крупнейшим из газовых месторождений считается иранско-катарское газоконденсатное месторождение «Саут Парс/Норт Доум» с извлекаемыми запасами ПГ на уровне 35 трлн м 3 и не менее 3 млрд м 3 конденсата, обнаруженное в водах Персидского залива в 1971 г. и эксплуатируемое с 1989 г.

Трубопроводы: самые длинные…

Самым протяженным из подводных трубопроводов считается полностью введенный в строй в октябре 2012 г. двухниточный газопровод «Норд стрим» мощностью 55 млрд м 3 в год и диаметром 1220 мм 2, идущий по дну Балтийского моря от российского Выборга до германского Грейсвальда и имеющий протяженность 1222 км. На звание самой глубоководной трубы претендуют газопровод «Блу стрим» мощностью 16 млрд м 3 в год, проложенный из России в Турцию по дну Черного моря на глубине до 2150 м (официально открыт в ноябре 2005 г.), и 206-километровый трубопровод от уже упоминавшегося месторождения «Пердидо» (с глубинами до 2530 м), проложенный в водах Мексиканского залива в 2008 г. Однако с запланированным на 2014 г. вводом в строй газопровода «Галси» для транспортировки до 8 млрд м 3 алжирского газа через о. Сардиния в континентальную Италию мировой рекорд прокладки подводных трубопроводов, как ожидают, «углубится» до 2824 – 2885 м.

Самым протяженным в мире нефтепроводом считается введенный в строй в конце 2012 г. трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) мощностью около 80 млн тонн нефти в год. Его протяженность от Тайшета до бухты Козьмина в заливе Находка составляет 4857 км, а с учетом ответвления от Сковородино на Дацин (КНР) – еще 1023 км (т. е. 5880 км).

… и самые северные

Самым северным магистральным нефтепроводом считается введенный в строй в 1977 г. Трансаляскинский нефтепровод (TAPS) протяженностью 1288 км, диаметром 1219 мм и мощностью 107 млн тонн в год для перекачки нефти с крупнейшего в США месторождения «Прудо-Бей» на севере Аляски до незамерзающего порта Валдиз на юге полуострова. Для предотвращения таяния и проседания вечномерзлого грунта (высоковязкая нефть месторождения подогревается для повышения текучести) и обеспечения беспрепятственной миграции карибу (северного оленя) трубопровод на всем протяжении крепится над землей на 78 тыс. металлических опорах. Строительство TAPS обошлось в 8 млрд долл.

Самые крупные НПЗ и танкеры

Самым мощным в мире нефтеперерабатывающим заводом является НПЗ частной индийской компании «Релайенс индастриз» (RIL) в г. Джамнагар (запад штата Гуджарат). Первичная мощность этого НПЗ, введенного в строй в июле 1999 г., составляет 668 тыс. барр. нефти в сутки (или более 33 млн тонн в год).

Seawise Giant стал крупнейшим танкером и вообще самым крупным морским судном, построенным в XX-м веке. Seawise Giant начали строить в 1979 г., но вскоре судно купил гонконгский магнат Тунг, который профинансировал его достройку и настоял, чтобы дедвейт был увеличен с 480 000 тонн до 564 763 тонн, благодаря чему Seawise Giant и стал крупнейшим в мире судном. Супертанкер имеет длину 458,45 м и ширину 68,9 м. Его летнее водоизмещение при полной загрузке составляет 647 955 тонн, грузовместимость – почти 650 000 м 3 нефти (4,1 млн барр.), а осадка – 24,6 м, что делает невозможным прохождение загруженного мегатанкера через пролив Ла-Манш, не говоря уже о менее глубоководных Суэцком или Панамском каналах.

Танкер вступил в строй в 1981 г. и сначала перевозил нефть с месторождений Мексиканского залива. Затем его перевели на перевозки нефти из Ирана. В Персидском заливе в 1986 г., во время ирано-иракской войны танкер атаковали ракетами Exocet и потопили самолеты ВВС Ирака. Он затонул на мелководье вблизи о. Харг. В августе 1988 г. его поднял и отвел на ремонт в Сингапур (скорее всего, в целях престижа) новый владелец, калифорнийская оконная компания Norman International. Отремонтированный Seawise Giant переименовали в Happy Giant. К 1999 г. он вновь поменял хозяина и имя – его купила норвежская Jahare Wallem и переименовала в Jahre Viking. В марте 2004 г. у гиганта появился новый хозяин – First Olsen Tankers. Учитывая возраст танкера, его решили переделать в FSO – плавучий комплекс для хранения и налива. После переделки он получил имя Knock Nevis и был затем поставлен в качестве FSO на месторождение «Аль-Шахин» в водах Катара.

В декабре 2008 г. было сдано заказчику (компании Qatar Gas Transport) крупнейшее в мире судно для перевозки сжиженного природного газа (LNG) Mozah. Метановоз был построен на верфях Samsung и назван в честь жены эмира Катара. Более 30 лет максимальная вместимость судов-метановозов не превышала 140 000 м 3 сжиженного газа, а гигант Mozah, из серии Q-Max, берет на борт 266 000 м 3 – достаточно, чтобы обеспечить теплом и электричеством всю Англию в течение 24 часов. Дедвейт Mozah 125 600 тонн, длина 345 м, ширина 50 м, осадка 12 м. От киля до клотика высота судна равна высоте 20-этажного небоскреба. Сжиженный газ перевозится в пяти гигантских танках мембранного типа. Метановоз имеет собственную установку сжижения газа – для сжижения испарений в танках, что обеспечивает практически 100-процентную сохранность груза при перевозке. В качестве главных двигателей установлены два низкооборотных дизеля, вращающих два винта.

В 2010 г. корпоративная группа «Ройал Датч Шелл» обнародовала планы постройки крупнейшего в мире судна – плавучей фабрики по сжижению природного газа и хранению LNG – проект Prelude FLNG. Компания давно уже вынашивала и отстаивала идею строительства плавучих фабрик-хранилищ и, похоже, идея близка к реализации. Дело в том, что многие газовые шельфовые месторождения невыгодно разрабатывать в силу их удаленности от берега и трудностей со строительством фабрик по сжижению газа, а также всей необходимой инфраструктуры – подводных газопроводов, хранилищ СПГ, причалов для метановозов и т.д. FLNG – плавучая фабрика-хранилище, которая решает все эти проблемы. Гигантское судно будет работать на шельфовых месторождениях Prelude и Concerto бассейна Брауз, расположенных на расстоянии около 200 км от северо-западного побережья Австралии. Судно водоизмещением 600 000 т будет иметь длину 480 м при ширине 75 м, вес всех механизмов и оборудования – 50 000 тонн.

Новый гигант, впрочем, ненамного превзойдет крупнейшее до сего времени судно, мегатанкер Seawise Giant (ныне Knock Nevis). Проект был одобрен и утвержден в мае 2011 г., тогда же и началось строительство судна.

Самые крупные СПГ-заводы

Самые мощные установки по производству СПГ находятся в Катаре и относятся к комплексу «Рас-Гэс3». Годовая мощность его установок №6 и №7, эксплуатируемых, соответственно, с конца 2010 г. и с начала 2011 г., составляет по 7,8 млн тонн СПГ.

Самый северный завод по производству СПГ – это введенный в строй в конце 2007 г. завод мощностью 5,4 млн тонн СПГ в год, расположенный за Полярным кругом, на о. Мелькойя в северной части Норвежского моря, в 140 км к северо-западу от прибрежного норвежского городка Хаммерфест, и снабжаемый газом с подводных месторождений Snшhvit (Белоснежка), Albatross и Askeladden по подводному 160-км газопроводу диаметром 830 мм, проложенному на глубинах до 340 м.

Самые высокие доходы и затраты

Самую высокую зарплату получают сейчас австралийские нефтяники и газовики: по данным британской рекрутинговой фирмы «Хейз» – порядка 163 600 долл. США в год. На второй и третьей ступеньках «пьедестала» находятся рабочие нефтегазовых проектов в Норвегии и Новой Зеландии – 152 600 и 127 600 долл. в год. Что же касается нефтяников и газовиков США, которые зарабатывают в среднем на 25% меньше, чем их австралийские коллеги, – 121 400 долл. в год, то их средняя зарплата лишь пятая по миру в оценочном ряду фирмы «Хейз».

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок.. В списке значатся как уже поостренные, так и находящиеся на стадии строительства трубопроводы.

1. Нефтепровод Баку - Новороссийск. Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.
2. Нефтепровод Балаханы - Чёрный город. Первый российский нефтепровод, построенный осенью 1878 года на нефтепромыслах в районе Баку по проекту и под техническим руководством знаменитого инженера В. Г. Шухова и введённый в строй в декабре 1878 года. Трубопровод соединил район нефтедобычи Балаханского месторождения на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие заводы Чёрного города на окраине Баку.
3. Балтийская трубопроводная система. Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода - 74 млн тонн нефти в год.
4. Восточная Сибирь - Тихий океан. Строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода - 4188 км. Оператор нефтепровода - государственная компания .
5. Нефтепровод Грозный - Туапсе. Первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927-1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе.
6. Дружба (нефтепровод). Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий - компанией Transpetrol.
7. Каспийский трубопроводный консорциум. Нефтепровод КТК соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).
8. Мурманский нефтепровод. Проект системы магистральных нефтепроводов, связывающей месторождения нефти Западной Сибири с морским портом Мурманск. Проектная мощность нефтепровода - 80 млн тонн нефти в год.
9. Нефтепровод Сургут - Полоцк. Магистральный нефтепровод, соединяющий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перекачивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина - 3250 км, диаметр - 1020 мм, пропускная способность - более 20 миллионов тонн в год.
10. Нефтепровод Узень - Атырау - Самара. Уникальный подогреваемый магистральный нефтепровод. Начинается с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, которая дальше соединяется с Самарой или системой нефтепроводов «Транснефти».

Еще в 2-3 веке до н.э. известны случаи использования природного газа в народном хозяйстве. Так, например, в древнем Китае газ использовался для освещения и получения тепла. Подача газа от месторождений до потребителей осуществлялась по бамбуковым трубам за счёт давления источника газа, т.е. «самотёком». Стыки труб конопатились паклей. Газопроводы в современном понимании этого слова стали широко появляться в начале 19 века и использовались для нужд освещения и отопления, а также для технологических нужд на производстве. В 1859 году в американском штате Пенсильвания был построен газопровод диаметром 5 см и длиной порядка 9 км, соединяющий месторождение и ближайший к нему город Тайтесвиль.

За полтора столетия потребность в использовании газа выросла в сотни раз, а вместе с ней увеличился диаметр и протяженность газопроводов.

Сегодня магистральные газопроводы – это трубопроводы, предназначенные для транспортирования природного газа из районов добычи к пунктам потребления. Через определённые интервалы на магистрали установлены газокомпрессорные станции, поддерживающие давление в трубопроводе. В конечном пункте магистрального газопровода расположены газораспределительные станции, на которых давление понижается до уровня, необходимого для снабжения потребителей.

В настоящее время с точки зрения эффективности максимальным диаметром газопровода считается 1420 мм.

Россия

На сегодняшний день Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам газа (25% общемировых запасов), а российская газотранспортная система является крупнейшей в мире. Средняя дальность транспортировки газа на сегодняшний день составляет около 2,6 тыс. км при поставках для внутреннего потребления и примерно 3,3 тыс. км при поставках на экспорт. Протяженность магистральных газопроводов на территории России составляет 168,3 тыс. км. Такой длины вполне хватит, чтобы обогнуть Землю четыре раза.

Основная часть Единой системы газоснабжения России создана в 50-80-х годах 20 века и помимо системы газопроводов включает в себя 268 линейных компрессорных станций общей мощностью 42 тыс. МВт, 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата, 25 подземных хранилищ.

Сегодня собственником российского сегмента ЕСГ является ОАО «Газпром».

15 сентября 1943 года был введен в эксплуатацию газопровод диаметром 300 мм Бугуруслан - Похвистнево - Куйбышев протяженностью 165 км и мощностью 220 млн кубометров в год. В этот день первый газ поступил на Безымянскую ТЭЦ и промышленные предприятия Куйбышева. Именно с этого газопровода начинается история развития газотранспортной системы нашей страны.

Сегодня крупнейшими магистральными газопроводами России являются:

Газопровод «Уренгой - Помары - Ужгород» — магистральный экспортный газопровод, построенный СССР в 1983 году для поставки природного газа с месторождений севера Западной Сибири потребителям в странах Центральной и Западной Европы. Пропускная способность - 32 млрд м³ природного газа в год (проектная). Фактическая пропускная способность - 28 млрд м³ в год. Диаметр трубопровода - 1420 мм. Общая длина газопровода – 4451 км. Проект экспортного трубопровода был предложен в 1978 году от месторождений Ямбурга, но позже был изменён на трубопровод от Уренгойского месторождения, которое уже эксплуатировалось.

Газопровод «Союз» — экспортный магистральный газопровод. Диаметр газопровода - 1420 мм, проектное давление - 7,5 МПа (75 атмосфер), пропускная способность - 26 млрд м³ газа в год. Основной источник газа для магистрали - Оренбургское газоконденсатное месторождение. Газопровод «Союз» принят в экплуатацию 11 ноября 1980 года. Газопровод «Союз» проходит через территорию России, Казахстана и Украины по маршруту: Оренбург - Уральск - Александров Гай - ГИС «Сохрановка» (граница России и Украины) - Кременчуг - Долина - Ужгород. Общая протяжённость газопровода - 2750 км, в том числе 300 км по территории Казахстана и 1568 км по территории Украины.

Газопровод «Ямал - Европа» - транснациональный магистральный экспортный газопровод, введённый в действие в 1999 году. Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с потребителями в Европе. Газопровод стал дополнительным экспортным коридором, повысившим гибкость и надёжность поставок российского газа в Западную Европу (через газотранспортные системы YAGAL-Nord и STEGAL - MIDAL - ПХГ «Реден»).

Берет свое начало в газотранспортном узле в г. Торжок (Тверская область). Проходит по территории России (402 км), Белоруссии (575 км), Польши (683 км) и Германии. Конечная западная точка магистрального газопровода «Ямал-Европа» - компрессорная станция «Мальнов» (в районе г. Франкфурт-на-Одере) вблизи немецко-польской границы. Общая протяжённость газопровода превышает 2000 км, диаметр - 1420 мм. Проектная мощность - 32,9 млрд м³ газа в год. Количество компрессорных станций на газопроводе - 14 (3 - в России, 5 - в Белоруссии, 5 - в Польше и одна - в Германии).

«Северный поток» — магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. Газопровод «Северный поток» - самый длинный подводный маршрут экспорта газа в мире, его протяжённость - 1224 км. Владелец и оператор - компания Nord Stream AG. Диаметр трубы (внешний) - 1220 мм. Рабочее давление - 22 МПа.

В проекте участвуют Россия, Германия, Нидерланды и Франция; против его реализации выступали страны-транзитёры российского газа и страны Прибалтики. Цели проекта - увеличение поставок газа на европейский рынок и снижение зависимости от транзитных стран.

Прокладка трубопровода начата в апреле 2010 года. В сентябре 2011 года начато заполнение технологическим газом первой из двух ниток.

8 ноября 2011 года начались поставки газа по первой нитке газопровода. 18 апреля 2012 года была закончена вторая нитка. 8 октября 2012 года начались поставки газа по двум ниткам газопровода в коммерческом режиме.

Европа

Один из самых длинных в мире подводных газопроводов проложен между Норвегией и Великобританией по дну Северного моря. Магистральный газопровод «Лангелед» соединяет норвежское газовое месторождение Ормен Ланге с британским терминалом Исингтоном. Его протяженность составляет 1200 км. Строительство началось в 2004 году, официальное открытие прошло в октябре 2007 года в Лондоне.

Ближний Восток

Газопровод «Иран – Турция» , протяженностью 2577 км проложен из Табриза через Эрзурум в Анкару. Изначально газопровод «Тебриз - Анкара» с пропускной способностью 14 млрд. м³ газа в год должен был стать частью трубопровода «Парс» , что позволило бы соединить европейских потребителей с крупным иранским газоносным месторождением «Южный Парс». Однако из-за санкций Иран не смог приступить к реализации данного проекта.

Азия

Китайский газопровод «Запад – Восток» , протяженностью 8704 км, соединяет базовые северо-западные ресурсы Таримского бассейна - месторождение Чанцин, запасы которого оцениваются в 750 миллиардов кубометров газа - с экономически развитым восточным побережьем Поднебесной. Газопровод включает в себя одну магистральную линию и 8 региональных ответвлений. Проектная мощность трубопровода — 30 млрд. м³ природного газа в год. Тысячи километров труб протянулись через 15 регионов провинциального уровня и проходят через различные природные зоны: плато, горы, пустыни и реки. Трубопровод «Запад-Восток» считается самым масштабным и наиболее сложным проектом в газовой отрасли, когда-либо реализованным в Китае. Цель проекта – развитие западных регионов Китая.

Газопровод «Средняя Азия – Центр» , протяженностью 5000 км соединяет газовые месторождения Туркмении, Казахстана и Узбекистана с промышленно развитыми районами центральной России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Первая очередь трубопровода была пущена в эксплуатацию еще в 1967 году. Впервые в истории мировой газовой промышленности были использованы трубы диаметром 1200–1400 мм. При строительстве были осуществлены подводные переходы магистрального газопровода через крупнейшие реки региона: Аму-Дарья, Волга, Урал, Ока. К 1985 году газопровод «Средняя Азия – Центр» превратился в многониточную систему магистральных газопроводов и газопроводов-отводов с ежегодной пропускной способностью 80 млрд. м³.

Газопровод «Туркмения - Китай» проходит по территории четырех стран (Туркмения, Узбекистан, Казахстан и Китай) и имеет протяженность 1833 км. Строительство трубопровода началось в 2007 году. Официальная церемония открытия газопровода состоялась 14 декабря 2009 года на месторождении Самандепе (Туркмения). Диаметр труб – 1067 мм. Проектная мощность газопровода - 40 млрд. м³ природного газа в год.

Северная Америка

Первый и самый длинный на сегодняшний день американский магистральный газопровод «Теннесси» , построен в 1944 г. Его длина составляет 3300 км, и он включает в себя пять ниток диаметром от 510 до 760 мм. Маршрут проходит от Мексиканского залива через штаты Арканзас, Кентукки, Теннеси, Огайо и Пенсильванию до Западной Вирджинии, Нью Джерси, Нью-Йорка и Новой Англии.

Американский газопровод высокого давления «Rockies Express» , протяженностью 2702 км, проложил свой маршрут от Скалистых гор (штат Колорадо) до Огайо. Последняя нитка газопровода была запущена 12 ноября 2009 г. Диаметр 910 – 1070 мм и состоит из трех ниток, которые идут по территории восьми штатов. Пропускная способность магистрали - 37 млрд. м³ газа в год.

Южная Америка

Газопровод «Боливия-Бразилия» является самым длинным трубопроводом природного газа в Южной Америке. 3150-километровый трубопровод соединяет газовые месторождения Боливии с юго-восточными регионами Бразилии. Строился в два этапа, первая ветка длиной 1418 км начала работу в 1999 г., вторая ветка длиной 1165 км начала работу в 2000 г. Диаметр газопровода 410 – 810 мм. Пропускная способность магистрали - 11 млрд. м³ газа в год.

Африка

Магистральный газопровод «ТрансМед» , протяженностью 2475 км, проложил свой маршрут из Алжира через Тунис и Сицилию в Италию, далее расширение трубопровода осуществляет поставки алжирского газа в Словению. Диаметр наземной части 1070-1220 мм. Текущая мощность трубопровода составляет 30.2 миллиарда кубических метров природного газа в год. Первая очередь газопровода была построена в 1978-1983 годах, вторая очередь введена в эксплуатацию в 1994 году. Газопровод включает в себя следующие участки: алжирский (550 км), тунисский (370 км), подводный переход от африканского побережья на остров Сицилия (96 км), сухопутный сицилийский участок (340 км), подводный переход от острова Сицилия до материковой Италии (15 км), сухопутный участок по территории Италии с отделением в Словению (1055 км).

Магистральный газопровод «Магриб-Европа» связывает гигантское газоконденсатное месторождение Хасси-Рмель в Алжире — через территорию Марокко — с ГТС Испании и Португалии. От испанского города Кордова, область Андалусия газопровод через область Эстремадура идет в Португалию. Основные поставки природного газа по газопроводу поступают в Испанию и Португалию, значительно меньшие — в Марокко. Строительство началось 11 октября 1994 года. 9 декабря 1996 года начал свою работу испанский участок. Португальский участок был открыт 27 февраля 1997 года. Общая длина газопровода составляет 1620 километров и состоит из следующих участков: алжирский (515 км), марокканский (522 км), и андалузский (269 км) участки диаметром 1220 мм, подводный участок (45 км) диаметром 560 мм, а также португальский участок (269 км), проходящий через испанскую автономную область Эстремадура (270 км) диаметром 28 и 32 дюйма.

Австралия

Магистральный газопровод «Дампьер-Банбери» , введеный в эксплуатацию в 1984 году, является самым длинным трубопроводом природного газа в Австралии. Протяженность газопровода, диаметр которого 660 мм, составляет 1530 км. Берет свое начало на полуострове Берруп и поставляет газ потребителям юго-западной части Австралии.

/ 19.04.2010

День рождения газопроводного транспорта - 27 августа 1859 г., когда бывший американский железнодорожный кондуктор Эдвин Дрейк пробурил в Пенсильвании скважину глубиной 25 м и обнаружил в ней газ вместо нефти. Не растерявшись, Эдвин построил трубопровод диаметром 5 см и длиной порядка 9 км до города, где газ начали использовать для освещения и приготовления пищи.

С тех пор газопроводный транспорт развивался, масштабы увеличивались. В настоящее время TOP-10 самых длинных газопроводов мира выглядит следующим образом.

1. ГазопроводУренгой-Помары-Ужгород”, 4451 км, построен в 1983 г.

2. Газопровод “Ямал-Европа”, 4196 км. Проходит через Вуктыл, Ухту, Грязовец, Торжок, Смоленск, Минск, польские города Zambrów, Włocławek, Poznan. Конечная точка - Франкфурт-на-Одере.

3. Китайский газопровод “Запад-Восток” (см. рис. к статье), 4127 км. Соединяет провинцию Синьцзян с Шанхаем.

4. Первый американский магистральный газопровод “Теннеси” (Tennessee), 3300 км, построен в 1944 г. Маршрут проходит от Мексиканского залива через штаты Арканзас, Кентукки, Теннеси, Огайо и Пенсильванию до Западной Виржинии, Нью Джерси, Нью-Йорка и Новой Англии.

5. Газопровод "Боливия-Бразилия" (Bolivia-Brazil pipeline, GASBOL), 3150 км. Самый длинный газопровод Южной Америки. Строился в два этапа, первая ветка длиной 1418 км начала работу в 1999, вторая ветка длиной 1165 км начала работу в 2000 г.

6. Газопровод “Средняя Азия - Центр”, 2750 км. Соединяет газовые месторождения Туркмении, Казахстана и Узбекистана с промышленно развитыми районами центральной России.

7. Американский газопровод Rockies Express,2702 км. Маршрут проходит от Скалистых гор, штат Колорадо, до Огайо. Построен в 2009 г.

8. Газопровод “Иран-Турция”, 2577 км. Проложен из Табриза через Эрзурум в Анкару.

9. Газопровод ТрансМед (TransMed), 2475 км. Маршрут газопровода проходит из Алжира через Тунис и Сицилию в Италию.

10. Газопровод “Туркменистан-Китай”, 1833 км, построен в 2010 г.

Далее в списке расположились газопроводы “Магриб-Европа” длиной 1620 км, а также самый длинный газопровод Австралии “Дампьер-Банбери” (Dampier to Bunbury) длиной 1530 км. Чуть короче - газопроводы "Дашава-Киев-Брянск-Москва” длиной 1300 км, построенный в 1952 г, и “Ставрополь-Москва”, 1310 км, построенный в 1956 г. Еще немного короче газопроводы “Северный поток” (Nord Stream, 1223 км), и “Голубой поток” (Blue Stream, 1213 км).

Календарь

27-27 мая 2016 года
Российский рынок газа. Биржевая торговля
Санкт-Петербург, "Кемпински Мойка 22"

Биржевая торговля газом способна стать эффективным инструментом совершенствования системы газоснабжения в России.

Блоги

ЖЖ IV_G

Кто в настоящее время контролирует запасы нефти и газа в Ливии? Какова история этой страны? Где расположены нефтяные и газовые месторождения государства? Нефть и газ Ливии в картах и графиках.

ГКМ

Нефтегазовое месторождение Хурбет-Ист

Авторский блок

М. Бабяк

Пресс-релизы

Лаборатория неразрушающего контроля «ИСК «ПетроИнжиниринг» провела более 13 тыс. проверок в 2018-м
В 2018 году лаборатория неразрушающего контроля «ИСК «ПетроИнжиниринг» провела более 13 тыс. проверок деталей оборудования и выявила около 100 скрытых дефектов металла, которые могли привести к авариям. Контроль качества проходит все оборудование, задействованное при бурении скважин в различных регионах. Наибольшее количество скрытых дефектов выявляется у оборудования, которое отрабатывается в Урало-Поволжском регионе, что обусловлено геологическим строением местных месторождений и режимами работы оборудования. В арсенале лаборатории несколько методов: визуально-измерительный контроль, ультразвуковой контроль и магнитно-порошковый контроль.

126. Мировой трубопроводный транспорт

Наряду с железнодорожным и автомобильным трубопроводный транспорт относится к сухопутным видам транспорта. Однако тогда как по железным и автомобильным дорогам перевозят и грузы и пассажиров, трубопроводы предназначены только для транспортирования жидких и газообразных продуктов. Соответственно их принято подразделять на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы (пульпопроводы имеют очень небольшое значение).

Развитие трубопроводного транспорта неотделимо от развития нефтяной и газовой промышленности. Нефтепроводы и продуктопроводы наряду с танкерным флотом являются главным средством переброски нефти и нефтепродуктов на средние, большие и очень большие расстояния. Такую же функцию выполняют газопроводы в газовой промышленности. И те и другие обеспечивают преодоление территориального разрыва между районами добычи и потребления жидких и газообразных углеводородов.

История трубопроводного транспорта, как и история нефтяной промышленности, восходит к середине XIX в. Первый нефтепровод длиной всего 6 км построили в США в 1865 г. Через десять лет промышленный центр Питсбург в Пенсильвании был соединен с нефтепромыслом 100-километровым нефтепроводом. В Латинской Америке первый нефтепровод был проложен (в Колумбии) в 1926 г., в Азии (в Иране) – в 1934 г., в зарубежной Европе (во Франции) – в 1948 г. На территории Российской империи первый продуктопровод, соединивший Баку и Батуми, был построен в 1907 г. Но широкое строительство нефтепроводов началось уже после Первой мировой войны, а газопроводов – после Второй мировой войны.

К середине XX в. общая протяженность трубопроводов мира достигла 350 тыс. км, а в 2005 г. она превысила 2 млн км. Трубопроводы построены и функционируют в нескольких десятках стран мира, но, как обычно, определяющее значение имеют страны, входящие по этому показателю в первую десятку (табл. 146).

Таблица 146

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО ДЛИНЕ ТРУБОПРОВОДОВ В 2005 г.

Помимо десяти стран-лидеров трубопроводы значительной протяженности имеют и многие другие государства мира, расположенные в Юго-Западной, Юго-Восточной Азии, в Северной Африке, в Латинской Америке, а также страны СНГ.

Анализируя размещение нефте– и продуктопроводов, можно отметить, что крупнейшие их системы сложились, во-первых, в странах с большими размерами добычи и внутреннего потребления нефти и нефтепродуктов, а иногда и экспортирующих их (США, Россия, Канада, Мексика, а также Казахстан, Азербайджан и др.). Во-вторых, они сложились в странах с ярко выраженной экспортной ориентацией нефтяной промышленности (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Венесуэла). Наконец, в-третьих, они сформировались в странах с не менее ярко выраженной импортной ориентацией нефтяного хозяйства (Германия, Франция, Италия, Испания, Украина, Белоруссия и др.). Самые большие по протяженности магистральные нефтепроводы сооружены в странах СНГ, в США, Канаде, Саудовской Аравии.

В составе первой десятки стран по протяженности газопроводов первые семь позиций – с огромным количественным перевесом – занимают экономически развитые страны. Это во многом объясняется тем, что строительство газопроводов в Китае началось сравнительно недавно, большинство же развивающихся стран если и экспортирует природный газ, то в сжиженном виде морским путем. В свою очередь, из перечисленных в таблице развитых стран США, Германия, Франция, Италия (к ним можно добавить Украину, Белоруссию, Польшу, Чехию, Австрию и др.) имеют ярко выраженную потребительско-импортную ориентацию, а Россия и Канада (к ним можно добавить Туркмению, Норвегию, Алжир) – потребительско-экспортную или экспортно-потребительскую ориентацию. Самые большие по протяженности газопроводы действуют в странах СНГ, Канаде и США.

Показатель густоты трубопроводной сети применяется значительно реже, чем показатель густоты железных и автомобильных дорог. Тем не менее можно отметить, что по густоте нефтепроводной сети выделяются страны Западной Европы (особенно Нидерланды, Бельгия, Германия, Италия, Великобритания), США и небольшие нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие государства Тринидад и Тобаго («рекордсмен мира» с показателем 200 км на 1000 км 2 территории), Бруней и Бахрейн. По густоте газопроводной сети лидируют Нидерланды и Германия (275 км на 1000 км 2 территории).

Обратимся теперь к характеристике работы, т. е. грузопотоков мирового трубопроводного транспорта. В конце 1990-х гг. грузооборот нефте– и продуктопроводов мира приближался к 4 трлн т/км, а газопроводов – к 2,5 трлн т/км (наверное, понятнее будет, если сказать, что нефте– и продуктопроводы мира ежегодно перекачивают более 2 млрд т нефти и ее продуктов). В этом грузообороте участвуют все те же страны, которые уже были названы выше, но с еще большим перевесом двух из них – России и США.

Трубопроводный транспорт имеет большие перспективы развития, связанные с постоянным ростом потребностей в нефти и в особенности в природном газе. В разных регионах и странах мира продолжается сооружение магистральных нефтепроводов. Главным центром активности в этом отношении в последнее время стал Каспийский регион. Еще больший размах приобрело строительство газопроводов. Их также сооружают во многих регионах и странах, но если иметь в виду только важнейшие из них, то следует назвать в первую очередь страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Китай, Австралию, а во вторую – Западную Европу, США и Канаду, Северную Африку и Латинскую Америку. По данным на 2001 г., всего в мире сооружалось 85 тыс. км новых трубопроводов.

Россия, уступая США по общей протяженности трубопроводов, еще в начале 1990-х гг. намного превосходила их по грузообороту этого вида транспорта. Этот перевес сохранился и позже: ведь грузооборот нефте– и газопроводов России составляет 1850 млрд т/км, или почти треть мирового. Лидерство России во многом объясняется тем, что ее гораздо более новые по времени постройки и более современные трубопроводы благодаря большому диаметру труб и высокому давлению обладают намного большей пропускной способностью. Это относится к уже давно действующим международным трубопроводам – нефтепроводу «Дружба» и газопроводам «Союз» и «Братство», по которым нефть и газ поставляются в зарубежную Европу. И тем более к недавно введенной в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системе (БТС), давшей выход нефти к Финскому заливу, а также к строящимся морским газопроводам «Северный поток» (на Балтийском море) и «Южный поток» на Черном море. На восточном направлении ведется грандиозное строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), по которому российская нефть пойдет на рынки стран АТР и США. Благодаря трубам диаметром почти в 1,5 м пропускная способность этой нефтяной магистрали составит 80 млн т в год.