За что софья любит молчалина цитаты. Почему Софья полюбила Молчалина? Героиня которая нарушает нравств

Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой.
А. Грибоедов

Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлете-лись на крылатые фразы, — все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает по-ражать нас своими «вечными» характерами — будь то яростный противник образо-вания Фамусов, ничтожный приспособленец Молчалин или пламенный обличи-тель нравов Чацкий.

В комедии «Горе от ума» — две сюжетные линии: конфликт главного героя с «веком минувшим» и личная история Чацкого, крушение его любви. Среди персо-нажей комедии Чацкий, конечно же, самый привлекательный. Он остроумен и красноречив, добр и мягок, горд и искренен, он «славно пишет, переводит», лю-бовь его к Софье глубока и постоянна. Но почему же Софья предпочла ему Мол-чалина, это, по словам Чацкого, «жалчайшее создание»?

Образ Софьи довольно противоречив. Она наделена и положительными черта-ми, которые привлекли такого незаурядного человека, как Чацкий, и отрицатель-ными, которые и толкнули ее к Молчалину. Что выделяло Софью в мире Фамусо-вых? Прежде всего независимость, самостоятельность. Полюбив Молчалина, то есть человека не своего круга, она поступила против правил. И не вина Софьи в том, что Молчалин вовсе не такой, каким он видится ей. Софья по-своему умна, она много читает. Но читает в основном сентиментальные романы, далекие от настоящей жизни. Под их влиянием у нее складывается впечатление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Таким идеальным героем ей видится Молчалин.

И в этом-то ее вина — ее душевная слепота. За время разлуки с Чацким Софья не выросла духовно. Более того — она настолько поддалась влиянию фамусовского окружения, что не способна критически осмыслить происходящее. Чацкий никак не может поверить в то, что такая умная, незаурядная девушка, как Софья, полюбила льстеца и низкопоклонника Молчалина. Он все еще думает, что Софья — та прежняя, какой она была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми, подобными Молчалину. Но, к сожалению, Софья воспринимает Молчалина очень серьезно. Независимый, насмешливый и острый ум Чацкого пугает Софью: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — прямо заявляет она Чацкому. Не забудем, что Софья — Фамусова. Она отвергает Чацкого по тем же причинам, что и ее отец вместе с «княгиней Марьей Алексевной». Чацкий — чужой, «не свой», он непонятен, а следовательно — опасен. Именно Софья наносит самый сильный удар Чацкому — объявляет о его сумасшествии. Материал с сайта

Лицемерие, низкопоклонство и угодничество Молчалина Софья возводит чуть ли не в ранг его достоинств. Что же здесь странного? В том обществе, в котором она живет, каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, если будешь выделяться из общей массы. Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее, поэтому она и принимает подобострастие и притворство Молчалина, который готов стать «мужем-слугой», за любовь. В конце комедии к Софье приходит отрезвление, но Чацкий не зря говорит, что для нее это еще не катастрофа, что «по размышленьи зрелом» она помирится с Молчалиным, ведь он будет во всем ей угождать, он — «из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей».

Можно только удивляться прозорливости Грибоедова, его умению предвидеть поведение людей, связанных не искренней любовью, а эгоистическими стремлениями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинения горе от ума почему софья выбрала молчалина
  • крылатые фразы софьи, чацкого и молчалина
  • почему софья выбрала молчалина
  • почему софья отвергает чацкого
  • почему софья не принимает чацкогою
Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлете­лись на крылатые фразы, - все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает по­ражать нас своими «вечными» характерами - будь то яростный противник образо­вания Фамусов, ничтожный приспособленец Молчалин или пламенный обличи­тель нравов Чацкий. В комедии «Горе от ума» - две сюжетные линии: конфликт главного героя с «веком минувшим» и личная история Чацкого, крушение его любви. Среди персо­нажей комедии Чацкий, конечно же, самый привлекательный. Он остроумен и красноречив, добр и мягок, горд и искренен, он «славно пишет, переводит», лю­бовь его к Софье глубока и постоянна. Но почему же Софья предпочла ему Мол­чалина, это, по словам Чацкого, «жалчайшее создание»? Образ Софьи довольно противоречив. Она наделена и положительными черта­ми, которые привлекли такого незаурядного человека, как Чацкий, и отрицатель­ными, которые и толкнули ее к Молчалину. Что выделяло Софью в мире Фамусо­вых? Прежде всего независимость, самостоятельность. Полюбив Молчалина, то есть человека не своего круга, она поступила против правил. И не вина Софьи в том, что Молчалин вовсе не такой, каким он видится ей. Софья по-своему умна, она много читает. Но читает в основном сентиментальные романы, далекие от настоящей жизни. Под их влиянием у нее складывается впечатление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Таким идеальным героем ей видится Молчалин. И в этом-то ее вина - ее душевная слепота. За время разлуки с Чацким Софья не выросла духовно. Более того - она настолько поддалась влиянию фамусовского окружения, что не способна критически осмыслить происходящее. Чацкий никак не может поверить в то, что такая умная, незаурядная девушка, как Софья, полюбила льстеца и низкопоклонника Молчалина. Он все еще думает, что Софья - та прежняя, какой она была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми, подобными Молчалину. Но, к сожалению, Софья воспринимает Молчалина очень серьезно. Независимый, насмешливый и острый ум Чацкого пугает Софью: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» - прямо заявляет она Чацкому. Не забудем, что Софья - Фамусова. Она отвергает Чацкого по тем же причинам, что и ее отец вместе с «княгиней Марьей Алексевной». Чацкий - чужой, «не свой», он непонятен, а следовательно - опасен. Именно Софья наносит самый сильный удар Чацкому - объявляет о его сумасшествии. Лицемерие, низкопоклонство и угодничество Молчалина Софья возводит чуть ли не в ранг его достоинств. Что же здесь странного? В том обществе, в котором она живет, каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, если будешь выделяться из общей массы. Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее, поэтому она и принимает подобострастие и притворство Молчалина, который готов стать «мужем-слугой», за любовь. В конце комедии к Софье приходит отрезвление, но Чацкий не зря говорит, что для нее это еще не катастрофа, что «по размышленьи зрелом» она помирится с Молчалиным, ведь он будет во всем ей угождать, он - «из жениных пажей - высокий идеал московских всех мужей». Можно только удивляться прозорливости Грибоедова, его умению предвидеть поведение людей, связанных не искренней любовью, а эгоистическими стремлениями.

В комедии Грибоедова «Горе от ума» Софья Фамусова предпочла Молчалина, хотя раньше она была влюблена в Чацкого.

Произошло это по нескольким причинам. Чацкий уехал на три года из России. За все это время он не написал Софье ни одного письма. Софья была в том возрасте, когда девушки влюбляются. В ее доме в это время жил и работал Молчалин. Именно его Софья и выбрала. Она могла легко встречаться с ним тайком от отца. Софья видела в Молчалине идеального мужа и отца. Она видела, что отец активно продвигает его по службе, что Молчалин получил дворянский титул. Он не спорит с окружающими, он умеет найти подход к любому человеку. Он смог заморочить голову Софье так, что она не замечает его недостатков. Она видит в нем только достоинства, которыми сама его и наделила. В Чацком ее раздражает его остроумие, его шутки, колкости, которые он отпускает в адрес Молчалина. Она, как и отец, считает, что в браке с Чацким невозможно будет выходить в свет. Ведь он говорит то, что думает, не желает не перед кем выслуживаться. С ним не будет спокойной жизни.

Софье не нужен такой муж. Ведь ей намного удобнее будет командовать Молчалиным, а Чацкий такого отношения не потерпит.

Почему Софья полюбила Молчалина?

Героиня которая нарушает нравственные основы.

Соединив в комедии "Гоу" черты классицизма и реализма, Г-дов отказался от однобокости в изображении героев. Поэтому в пьесе нет идеальных, положительных персонажей, зато перед нами предстали как живые Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов и другие.

Не зря Гончаров отметил и оценил в Софье "черты характера живого и реалистического". У Софьи есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Она умна, решительна, самостоятельна. Не случайно даже само имя героини Софья - "мудрая". Речь ее, яркая, образная, эмоциональная, афористическая, соответствует характеру молодой девушки ("Счастливые часов не наблюдают"). Софье в комедии отведена непростая роль отражения атаки Чацкого. В критических ситуациях она проявляет не только решительность и находчивость.

Вспомним эпизод, когда, стремясь отвлечь внимание батюшки от присутствия Молчалина в ее комнате, она сочиняет сон, который якобы расстроил ее. Этот придуманный на ходу сон свидетельствует о тонком уме Софьи, о ее незаурядных литературных способностях.

Чацкий полюбил Софью прежде всего за тонкий ум, независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордый характер девушки вызывает симпатию. Чацкий влюбляется безумно: "Я вас без памяти люблю". Не случайно, вернувшись в Москву из дальних стран, он постоянно взывает к ее разуму. Софья по-своему умна, она много читает ("Ей сна нет от французских книг"), но предмет ее чтения - сентиментальные романы, в которых описываются истории любви (их герои бедны и не имеют положения в обществе).

Софья восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя любви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. И таким романтическим героем Софья вообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей: "возьмет он руку, к сердцу жмет…". Именно так ведут себя герои французских романов.

Но Чацкий не таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три года и уехал странствовать. За это время Чацкий не написал ни строчки. А в Софье происходили существенные перемены, менялось ее отношение к Чацкому. Психология молодых девушек такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они могут не перенести.

Так произошло и с Софьей. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма - непонимание одного героя другим. В пьесе "Гоу" каждый герой составляет себе жизненную схему. Вот главный конфликт по Г-дову (конфликт жизни и схемы). Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа, худо другое - она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник отбывает повинную: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…

Следование литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению, крушению идеалов. У Софьи есть свой план, в своей семейной жизни она хочет быть счастливой. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, которым можно командовать, который так соответствует роли "мужа-мальчика, мужа-слуги". Софья отвергает Чацкого не только из-за чувства оскорбленного женского самолюбия, но и потому, что независимый, дерзкий, вольнолюбивый и непокорный Чацкий ее пугает: "Да этакий ли ум семейство осчастливит?" Поэтому Г-дов так писал о своей героине: "Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку".

В конце пьесы Чацкий обвиняет героиню в забвении "женского страха и стыда": А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд, - За двери прячется, боится быть в ответе. И Чацкий, и Катенин, и даже Пушкин обвиняли героиню: "Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушила приличия!" Софья бросила тем самым вызов старым взглядам на любовь, брак. Если Чацкий сотрясает социальные основы, то Софья - нравственные. И царская цензура запретила эту пьесу печатать и ставить на сцене не из-за крамольной речи Чацкого, а из-за нарушения Софьей нравственных норм поведения.

В отличие от Фамусова, Молчалина, других персонажей пьесы, Софья не боится суда окружающих: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?" Софья Павловна в своих ошибках обвиняет себя: "Не продолжайте, я виню себя кругом". Значит, есть в этой девушке чувство ответственности за собственные поступки. Стоит обратить внимание на то, что Чацкий, борясь за свободный образ мыслей, поведения, жизни, отказывает в этом праве Софье. Софья спокойно держится в последней сцене комедии, когда открывается подлость и низость Молчалина.

Героине очень тяжело, потому что все происходит в присутствии Чацкого. Ей, красивой, умной, образованной дворянке, предпочли служанку. Но ведь Софья молода, простим молодости ошибки, ведь не зря мудрый Пушкин в романе "Евгений Онегин" писал: Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред. У Г-дова все герои, которые намечают цели в жизни, терпят крах. Своего рода "горе от ума", если понимать ум как разработанный план действий, стремление лепить жизнь с кого-то. Но жизнь идет не по плану.

Любовная линия пьесы означает одну простую истину, жизнь - сокровенное горение, полет. Г-дов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном в жизни - о любви. Гончаров писал, что в Софье "есть сильные задатки недюжинной натуры". И это действительно так. Надо по достоинству оценивать в этой девушке "черты характера живого и реалистического". Именно Софья Павловна Фамусова начинает галерею прекрасных образов русских женщин в нашей литературе.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Соединив в комедии «Горе от ума» черты классицизма и реализма, Грибоедов отказался от однобокости в изображении героев. Поэтому в пьесе нет идеальных положительных персонажей, перед нами предстали как живые Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов и другие. Так, Гончаров отметил и оценил в Софье «черты характера живого и реалистического».
У Софьи есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Она умна, решительна, самостоятельна. Не случайно даже само имя героини Софья означает «мудрая». Речь ее, яркая, образная, эмоциональная, афористическая, соответствует характеру молодой девушки («Счастливые часов не наблюдают»), Софье в комедии отведена непростая роль. В критических ситуациях она проявляет не только решительность и находчивость. Вспомним эпизод, когда, стремясь отвлечь внимание батюшки от присутствия Молчалина в ее комнате, она сочиняет сон, который якобы расстроил ее.
Чацкий полюбил Софью прежде всего за тонкий ум, независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордый характер девушки вызывает симпатию. Чацкий влюбляется безумно: «Я вас без памяти люблю».
Софья умна по-своему, она много читает («Ей сна нет от французских книг»), но предмет ее чтения - сентиментальные романы, в которых описываются истории любви (их герои бедны и не имеют положения в обществе). Софья восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя любви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. И таким романтическим героем девушка вообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей: «возьмет он руку, к сердцу жмет...» Именно так ведут себя герои французских романов.
Но Чацкий не таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три года и уехал странствовать. За это время он не написал ни строчки. А в Софье происходили существенные перемены, менялось ее отношение к Чацкому. Психология молодых девушек такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они могут не перенести. Так произошло и с Софьей. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма.
Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа, плохо другое - она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник говорит:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека...
Следование литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению, крушению идеалов. Софья просто хочет быть счастливой в семейной жизни. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, которым можно командовать, который так соответствует роли «мужа-мальчика, мужа-слуги». Она отвергает Чацкого не только из-за чувства оскорбленного женского самолюбия, но и потому, что независи
мый, дерзкий, вольнолюбивый и непокорный Чацкий не подходит на эту роль: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» Поэтому Грибоедов так писал о своей героине: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку». В конце пьесы Чацкий обвиняет героиню в забвении «женского страха и стыда»:
А милый, для кого забыт
И прежний друг, и женский страх, и стыд, -
За двери прячется, боится быть в ответе.
И Чацкий, и Катенин, и даже Пушкин обвиняли героиню: «Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушила приличия!» Софья бросила тем самым вызов старым взглядам на любовь, брак. Если Чацкий сотрясает социальные основы, то Софья - нравственные. И царская цензура запретила эту пьесу печатать и ставить на сцене не из-за крамольной речи Чацкого, а из-за нарушения Софьей нравственных норм поведения. В отличие от Фамусова, Молчалина, других персонажей пьесы, Софья не боится суда окружающих: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?» Софья Павловна в своих ошибках обвиняет себя: «Не продолжайте, я виню себя кругом». Значит, есть в этой девушке чувство ответственности за собственные поступки.
Стоит обратить внимание на то, что Чацкий, борясь за свободный образ мыслей, поведения, жизни, отказывает в этом праве Софье. Она спокойно держится в последней сцене комедии, когда открывается подлость и низость Молчалина. Героине очень тяжело, потому что все происходит в присутствии Чацкого. Ей, красивой, умной, образованной дворянке, предпочли служанку. Но ведь Софья молода, простим молодости ошибки, ведь не зря мудрый Пушкин в романе «Евгений Онегин» писал:
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
У Грибоедова все герои, которые следуют недостойной цели в жизни, терпят крах. Но жизнь идет не по плану.
Грибоедов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике и о самом главном в жизни - о любви. Гончаров писал, что в Софье «есть сильные задатки недюжинной натуры». И это действительно так. Надо по достоинству оценивать в этой девушке «черты характера живого и реалистического». Именно Софья Павловна Фамусова начинает галерею прекрасных образов русских женщин в нашей литературе.