Старославянские женские имена на руси. Древние старославянские женские имена

Древнерусские двусоставные имена (имена-композиты) хорошо известны нам по летописям - не в последнюю очередь потому, что изначально они были именами древнерусской элиты. По-видимому, они были основой и многих известных нам древнерусских односоставных имен: Вадим - Вадимир , Любим - Любимир , Ратша - Ратислав (Ратьслав) , Святоша - Святослав .

Собственно, подобные двусоставные имена характерны не только для древнерусского языка, но и для славянских языков вообще. Более того, в чешском , сербском , хорватском, болгарском и польском языках таких имен сохранилось значительно больше, и они активно употребляются до сих пор: напр., Воислав Коштуница (премьер-министр Сербии), Чеслав Сабинский (польский режиссер), Яромир Ягр (чешский хоккеист), Радослав Бачев (болгарский футболист) и т.д. Отчасти так произошло потому, что в святцы Русской православной церкви попало очень мало древнерусских имен. После принятия христианства на Руси довольно долго держался обычай давать ребенку два имени - "родное" славянское и крестильное, взятое из церковного календаря. Поэтому в древнерусских источниках часто встречается двойное наименование: "князь Феодоръ а мирськы Мьстиславъ ", "Иосифъ, а мирскы Остромиръ", "нарекоша его во святом крещении Василием, мирское же имя ему Ростило" . Ярослав Мудрый носил христианское имя Георгий , его сыновья Вячеслав, Изяслав, Святослав и Всеволод - соответственно Меркурий, Димитрий, Никола (Николай) и Андрей , а сын Изяслава Святополк , основатель Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве - Михаил . И лишь немногим князьям, попавшим в православные святцы, удалось "протащить" за собой исконные имена - Владимир (Владимир Великий, в крещении - Василий ), Борис и Глеб (сыновья Владимира, в крещении - Роман и Давид ). А вот единокровный брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый официально попал в святцы только в 2005 году по благословению патриарха Алексия II.

(Кстати, обычай двойного именования просуществовал у восточных славян вплоть до XVII века: так, гетман Богдан Хмельницкий носил христианское имя Зиновий, поэтому в источниках он иногда фигурирует как Богдан-Зиновий Хмельницкий) .

Многие двухкомпонентные славянские имена попали в русские святцы из других славянских источников: мученица Людмила Чешская , святой Владислав Сербский (хотя в древнерусском языке существовало аналогичное имя Володислав ). Кстати, некоторые имена, которые мы сегодня считаем традиционно польскими, чешскими или сербскими, были распространены и в Древней Руси: Станислав (один из сыновей Владимира Великого), Болеслава (дочь великого князя Святослава Всеволодовича), Мирослав (Мирослав Гюрятиничь, посадник новгородский) и т.д. Однако в святцы русской православной церкви эти имена не вошли, хотя в католических календарях некоторые из них присутствуют.

Мирный или славный?

Обычно значение древнерусских имен понятно без перевода: Святослав - "святой" + "слава", Всеволод - "владеющий всем". Но вот нам попадается имя Остромир - что же это за "острый мир" такой? И, кстати, кого должен славить человек по имени Жирослав? Почему борется с гостями Гостибор и что означает первый компонент имени Изяслав?

Чтобы получить ответы на большинство эти вопросы, обычно достаточно заглянуть в словарь древнерусского языка и узнать, что "изяти" означает "взять", "гость" - это не только гость в привычном нам понимании, но еще и чужеземец, а слово "жир" означало богатство, изобилие.

Не так легко обстоит вопрос с Остромиром. Из словаря мы узнаем, что "остръ" имеет значение "храбрый, решительный". Соответственно, Остромир - "храбрый мир"? Довольно парадоксальное имя. Хотя, с другой стороны, имен на "-мир" в древнерусском именослове очень много: Владимир, Гостимир, Ратимир, Радомир… Правда, иногда они почему-то писались через "ять": Володимѣръ, Гостимѣръ, Ратимѣръ, Радомѣръ и соответственно произносились Володимер , Гостимер , Ратимер , Радомер . Даже если сделать скидку на произношение безударного гласного, согласитесь, "мир" и "мер" - это две большие разницы.

Есть версия, что компонент мир/мер был заимствован из германо-скандинавского marr/mer , означающего "славный, знаменитый". Тем более что параллельно со славянским именем Владимир существовало скандинавское Valdemar / Valdimarr - "славный властелин". Владимир - княжеское имя, первый известный нам носитель этого имени - князь Владимир Святославович (Владимир Великий), потомок небезызвестного варяга Рюрика. Возможно, князь Святослав дал младшему сыну скандинавское имя Вальдемар, адаптированное под славянское произношение: Володимер. Тем более, что на русский слух оно звучало как обычное двусоставное имя - "владеющий миром". Поэтому славянизированное мир/мер легко заняло свое место среди других имяобразующих компонентов: -слав, -бор, -люб . При этом не исключено, что некоторые имена образовывались не от заимствованного мир/мер, а непосредственно отдревнерусского "миръ" (мир).

Новая жизнь древнерусских имен

Мода на языческие древнерусские имена, как и любая мода, уходит и возвращается с постоянством маятника. Первой ласточкой можно считать известного поэта Велимира Хлебникова, в свое время увлекавшегося идеями панславизма (как и многие представители русской интеллигенции) и взявшего себе вместо паспортного имени Виктор псевдоним Велимир. В очередной раз "воскресли" языческие имена после Октябрьской революции, когда молодые родители, жаждавшие всеми способами "порвать со старым миром", принялись выискивать для своих детей любые имена, не связанные с традиционными святцами. Правда, Яромиры и Всеславы значительно уступали по популярности Владленам, Революциям и Электрификациям, но все же традиция была заложена всерьез и надолго.

Сегодня русскоязычные страны переживают новую волну моды на древнерусские и славянские имена. Отчасти - из-за массовой попытки "вернуться к истокам", отчасти - потому что западные имена вроде Жанна, Эдуард или Анжела уже приелись. Сейчас детям даются не только древнерусские, но и болгарские , чешские , сербские , польские имена: Снежана , Милана , Красимир , Болеслав , Братислава .

Славянские имена не только заимствуются, но и выдумываются. Их успешно изобретают авторы модного ныне "славянского фэнтези", вносят свой вклад в общее дело и многочисленные группы неоязычников-родноверов, пытающихся возродить славянское язычество в качестве современного религиозного культа. Родноверы, проходя обряд посвящения, меняют паспортные имена на "родные": Млад , Огнеслав , Велеслав . Многие родноверские имена либо заимствованы из "Велесовой книги" , которую большинство экспертов-славистов признает подделкой, либо сочинены по образцу реально существующих имен-композитов с использованием славянских и псевдославянских корней: Гоемысл - "осмысливающий жизненную силу ("гое" - сила жизни и плодородия)" (здесь и далее толкования даются по "Славянскому именослову" А. В. Трехлебова - прим. авт. ), Владдух - "дваждырожденный - в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом)", Осьмиглаз - "восьмиглаз, всевидящий", Ростичар - "увеличивающий дары жертвоприношений ("чара"- жертвенная чаша: "ча" - чаша, жизненная сила, "Ра" - солнце)", Столпосвет - "светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором", Божедом - "жилище Бога". (Кстати, в словаре Даля слово "божедом" толкуется несколько иным образом: "божедом, божедомка - убогий, призренный в богадельне").

Конечно, большинство из родноверских имен вряд ли приживутся в широком употреблении: мало у кого из родителей хватит духу назвать ребенка Столпосветом или Владдухом, что бы эти имена ни означали. Однако реально существующие славянские имена пользуются у нас все большей популярностью, и не зря - в большинстве своем они очень красивы и, в отличие от имен иноязычного происхождения, понятны без перевода.

О списке имен, выложенном на этом сайте

Почему именно двусоставные имена?

На самом деле, древнерусских имен, зафиксированных в средневековых источниках, довольно много - один только "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова дает их несколько сотен. Проблема в том, что очень непросто отличить собственно личные, дающиеся при рождении имена от прозвищ. Тем более что в официальных источниках в качестве наименования с одинаковым успехом могло использоваться и то, и другое: ср. Корнилко Дурак , крестьянин Яжолобицкого погоста и Дурак Мишурин, дьяк московский . В то время ребенка действительно могли назвать именем Дурак - существовал обычай давать специально давать детям имена с негативным значением в надежде, что злые силы не соблазнятся таким "некачественным" ребенком и не отберут его у родителей, наслав болезнь или какое-нибудь несчастье. Вопрос только в том, дали ли крестьянину Корнилку Дураку это имя при рождении вместе с христианским Корнилий (Корнилко) или это прозвище, заработанное им уже в сознательном возрасте за беспрецедентные интеллектуальные способности?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. А ведь Дурак - это еще цветочки по сравнению с некоторыми именами, встречающимися в древнерусских источниках. Там вполне официально фигурируют такие личности, как новгородский иконописец Иван Дермо Ярцев сын , своеземец Петруша Бздячий , крестьянин Кирилко Бякин зять (человек, имевший тестя по имени Бяка), московский подьячий Грязнуша Колоднич , житель Новгорода Дрочило Нездылов сын , поп Упырь Лихой - первый известный на Руси переписчик книг и его коллега, некто “многогрешный во иноцех Васиан по реклу (по прозвищу или мирскому имени) Дракула (!). В отличие от этих дивных наименований, двусоставные имена, известные нам по древнерусским летописям, не вызывают сомнений - это именно имена, а не прозвища или аналоги современных фамилий. Читателям, интересующимся полным спектром древнерусских имен, рекомендую "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова, скачать который можно .

Почему в списке так мало имен?

Действительно, в славянских языках двусоставных имен намного больше. Но этот список представляет собой не общеславянские, а древнерусские имена - то есть, имена, зафиксированные в древнерусских источниках или оставившие свой след в фамилиях и географических названиях (напр., Радонеж - притяжательное от Радонег ). Логично предположить, что в Древней Руси существовало намного больше двусоставных имен, чем нам известно. Наши предки вполне могли зваться Красимирами, Любославами и Радосветами - законы языка вполне допускают существование таких имен. Однако пока не найдены источники, в которых они бы упоминались, лучше воздержаться от включения их в список.

Почему так мало женских имен?

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей.

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)
2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).
Пример: Святослав: Свято+ша=Святоша.
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.

Бава - медлительный

Багоня - багульник

Багро - значение неясно, возможно от «багровый»

Бажан - обожаемый, желанный: от «бажати» - желать

Бажен - то же

Байко - говорун

Бакан - багровая краска из червеца,

Бакота - шутник

Бакула - то же

Бакуня - краснобай

Балда - дубинка, колотушка. «Балдой» называют большой куз­нечный молот. Богатырь из русской сказки.

Балован - избалованный, возможно, также, что ох «балия» - врач

Баломир - по смыслу подходит «народный целитель»

Балосын - сын врача

Балуй - гриб

Балша - уменьшительное от имён с основой «Бало»

Баран - баран. Обычай называть людей «звериными» именами идёт из глубокой древности и распространен у всех индоевропей­ских племён. Например, Вольф (волк) у германцев; Агнесса (Овеч­ка) у римлян; Фока (Тюлень) у греков и т.д. Можно лишь предпо­лагать, что люди брали себе имя зверя - покровителя племени (рода). Баран впервые упоминается с 1249 г. в польских источни­ках.

Барвин - крашеный, цветной. Барвинок - растение могильница, гроб-трава.

Барма - бормотун. Имя русского зодчего XVI века, одного из строителей христианского храма Василия Блаженного в Москве.

Барним - (медлительный). «Барить» - задерживать, заставлять мешкать. Барним I - западно-поморский князь.

Басенок - сказочный: от «баснь» - сказка. Воевода Московский, возглавивший в 1456 г. рать на новгородцев.

Баско - красавчик

Баташ - от «батать» - качать ногами

Батура - упрямец (рязанский говор)

Батяшка - возможно, то же, что и Баташ

Бахарь - сказочник, врун

Баян - рассказчик, сказитель; от «баяти» - рассказывать.

Бдигост - высматривающий гостей

Бедислав - бедою славный. Имя одного из князей, подавлявших восстание холопов на Новгородчине в IX в.

Бежан - бегающий

Безгнев - безгневный

Бездруг - без друзей

Безман - значение неясно

Безмест - значение неясно

Безнос - безносый

Безобраз - безобразный

Безпрем - неизменный

Безрук - безрукий

Безсон - бессонный

Белеут - язь (рыба)

Велик - белый, беловолосый

Белимир - белый (свешенный) мир

Беловолод - «тот, чья власть свещенна». Белый - свещенный цвет. Беловолод Просович - гонец, рассказавший вел. князю Свя­тославу Всеволодовичу о поражении князя Игоря Святославовича от половцев в 1185 г.

Беловук - белый волк, сербское имя

Белоглав - с белой головой, седой

Белоглаз - значение не совсем ясно

Белогор - белая (свещенная) гора

Белогость - свещенный гость

Белогуб - имеющий белые (бесцветные) губы

Белозер - кречет (птица)

Белозор - белый взор, в отличие от «взора чёрного», т.е. сглаза

Белослав - белый (свещенный) и славный

Белота - белый

Белотур - белый тур

Белоус - имеющий белые ус

Белый волк - белые волки считаются воплощением духов.

Белый Полянин - сказочный витязь, обучавший Ивана-Царевича воинскому делу.

Белояр - «свещенная ярость»

Беляй - светлый, белый

Беляк - белый

Белян - белый

Бень - вилы: возможно, «острый», злой человек

Берест - берестяной

Берестень - берестяной

Беривой - значение неясно, невозможно определить значение ос­новы «бер»

Беридраг - значение неясно

Беримир - значение неясно

Берислав - значение неясно

Бермята - тяжёлый; от «беремя» - тяжесть

Берн - бревно, берно (брянский говор), уменьшительное Бернята

Берсень - крыжовник

Веско - возможно, от «бес» - злой дух

Бессон - бессонный

Бестуж - бесстыдный: от «стоуж» - стыд

Бивой - бьющий воинов. Бивой Бобр - чешский воин, одолевший голыми руками огромного вепря.

Билуг - сокращение от Белогость

Билюд - бьющий людей

Благиня - добряк

Благовест - добрая весть

Благодар - добрый (благой) дар

Благолюб - любящий добро (благо)

Благомил - тот, кому мило благо (добро)

Благомир - добрый (благой) к миру. Возможно, что Благомир и Богумир одно и то же лицо. Квасура передал Благомиру тайну при­готовления сурьи (сурыни).

Благород - благородный, т.е. рождённый на пользу людям. Главный редактор газеты «Советы Бабы Яги».

Благослав - славный добротою, славящий благо

Благота - благостный

Благохран - хранящий добро (благо)

Благояр - благой и ярый

Блажен - блаженный

Блажибор - значение неясно. От «блажить» (ублажать) и «бо­роться» .

Блажимир - значение неясно

Блажислав - значение неясно. Возможно, «довольный своей сла­вой».

Блажко - уменьшительное от имён с основой «Благо» и «Блаж»

Блазн - соблазн

Блестан - блистающий

Блестовит - от «блестеть» и «витать» (жить, обитать)

Ближика - родственный

Близбор - значение неясно

Близгост - значение неясно

Близна - рубец от раны

Близомир - значение неясно

Блин - блин, очень распространённое имя. Блины с древности служили обрядовой пищей.

Блуд - блудливый

Блюд - блюститель. Так у Татищева звали воеводу Ярополка ((©луда), предавшего своего государя. После чего в его имени «ю» в народной памяти заменилось на «у».

Бобр - бобр, священное животное ариев. «Душа бобра равна ду­шам 100 праведников» (Авеста).

Бобрец - бобровый, подобный бобру

Боброк - то же, что и Бобрец. Воевода князя Дмитрия Донского, Беброк Волынец, участник Куликовской битвы.

Бобрыня - то же, что и Бобрец

Бобырь - от «бобровать» - бродить по воде или болоту

Боговлад - владеющий (чем-либо) от бога Боговласт, властвующий (над кем-либо) по воле бога

Богодей - от «боги» и «деяти»; богоугодный, делающий что-либо в угоду богам.

Боголеп - угодный (лепый) богам " Боголюб, любимый богами

Богомил - милый богам. Верховный Жрец словен в конце X в. Возглавил сопротивление новгородцев войску крестителей Добрынии Путяты.

Богомол - молящийся богам. Слово «молить» в древности имело смысл «приносить жертву».

Богомяк - от «боги» и «мякшити»: дословно: «боги смягчились» (смилостивились)

Богород - рождённый после просьбы к богам

Богувид - тот, кого видит (замечает) бог

Богужив - тот, кто жив благодаря богу

Богуместь - мстящий за бога

Богумил - милый богу

Богумир - в мире с богами. Согласно «Велесовой Книге» - пра­родитель некоторых славянских племён (кривичей, древлян, по­лян, северян, русов)

Богун - «богун» - длинная жердь, положенная на стойки: на них развешиваются сети для просушки. Также растение багульник.

Богурад - радеющий за Бога

Богуслав - славящий Бога

Богухвал - хвалящий Бога. Богухвал (ум.1253 г.), познанский епископ, написал польские хроники до 1252 г.

Богуш - уменьшительное от имён с основой «Бог»

Богша - сокращение от имен с основой «Бог»

Бодан - (колючий) сербский князь XI в., завоевавший Боснию

Бодало - рогатина, копьё.

Бодень - орудие для удара тычком.

Боеслав - славный в бою

Бож - божий. Сокращение от имён с основой «Бож», «Бог».

Божан - то же

Божедар - дар божий

Божейко - уменьшительное от имён с основой «Бож»

Божен - божий

Божедом - божий дом

Божеслав - славящий богов

Божетех - утешение божье

Божидар - божий дар. Божидар Вукович - сербский издатель, живший в Венеции в XVI веке.

Боживой - божий воин

Божибор - борящийся за богов

Божимир - божий мир

Божирад - радеющий за богов

Божко - уменьшительное от имён с основой «Бог», «Бож»

Божок - то же

Боиборз - скоротечный бой

Бой - бой, воинственный, боец

Бойдан - воинственный

Бойкан - бойкий

Бойко - боец

Болебор - больший (лучший) борец

Болегорд - больший гордец

Болегост - больший купец

Болелют - тот, кто отличается большей лютостью

Болемест - тот, кто больше всех отомстил

Болемил - более милый

Болемир - более мирный

Болемысл - более мыслящий. Слово мыслить имело в древности значение «победить зверя хитростью. Мысливец - охотник; чело­век, умеющий добыть зверя.

Болерад - более заботящийся (о ком-то) Болечест, более честный

Болеслав - более славный

Болорев, согласно «Велесовой Книге», Болорев победил и убил Винитара, короля готов (по мнению Б.Кресеня, Болорев - это Баламбер)

Большак - большой

Бонята - значение неясно Борай, значение неясно Борзивой, быстрый воин

Борзигорд - от «борзый»(быстрый) и «гордый»

Борзират - быстрый ратник

Борейко - возможно, что это уменьшительное от имён с основой «Бор».

Борживой - чешское произношение имени Боривой. Чешский князь IX в. Первый чешский князь-христианин.

Борзосмысл - «быстродумающий», сообразительный

Борзун - скорый, быстрый

Борзята - быстрый. Возможно, сокращение от Борзосмысл

Боривит - от «бороться» и «обитать»

Боригнев - сдерживающий гнев

Боривой - победитель воинов. Новгородский князь IX в., сра­жавшийся с варягами. Отец Гостомысла.

Бори л - борящийся (юж. слав, имя)

Борим - сокращённое от Боримир

Боримир - борющийся за мир

Бориполк - побеждающий полк

Борис - сокращённое от Борислав

Борислав - борющийся за славу. Князь балтийских славян

Боритех - тешащийся борьбой

Борич - боровой, лесной

Борко - сокращение от имён с основой «бор»

Боркун - возможно, от «борыкаться», «брыкаться» - бороться с чем-либо.

Борна - то же, что и Борич.

Боровин - брусничный: от «боровина» - брусника. «Боровынь во реще, яко есь сылень...» (ВК I.Ka).

Бородай - бородатый

Борослав - славящий бор. Либо «славящий борьбу»

Бортень - борть, пчелиное дупло

Бору слав - славно борющийся. Князь Бору слав упоминается в Велесовой Книге (ВК III 25).

Борута - злой дух, лесной колдун. Имя-оберег. Злой дух Борута обитал в Польше под развалинами Ленгицкого замка, охраняя не­сметные сокровища.

Борут - родовой старейшина из племени Хорутан (VIII в.). Именно из этого рода выбирали князя.

Борята - борющийся. Возможно, уменьшительное от Борислав. Ботко, стучащий, колотящий (юж. слав, имя)

Ботук - толстяк; от «ботети» - толстеть. Отсюда же и «ботва»

Бочар - аист, либо бондарь (бочар)

Боща - бодун; от «бость» - бодать

Боян - боец. Певец-сказитель из «Слова о полку Игореве»

Бравлин - иногда пишется Бравалин, Бранливый: возможно, от «боровой» - леший, одержимый злым духом. Или же «воинствен­ный», что скорее всего.

Брага - брага, забродивший солод, очень распространённое имя. Уменьшительное Бражко.

Бразд - борозда

Бранен - военный

Бранибор - побеждающий в сражениях, либо защитный лес.

Бранивой - сражающийся воин

Браниволк - сражающийся волк

Бранилюб - любитель битв

Браним - сокращение от Бранимир

Бранимир - сражающийся за мир

Браниполк - сражающийся за полк. Возможно, также имело зна­чение «сражающийся в походе».

Бранирад - радующийся битве

Бранислав - добывший славу в сражениях

Бранитех - тешащийся битвами

Бранко - воинственный; от «брань» - битва, война. Уменьши­тельное от имён с основой «бран».

Бранкован - воинственный

Браносуд - судебный поединок

Бративой - собирающий воинов

Братило - уменьшительное от Братислав

Братимир - собирающий мир

Братислав - берущий славу

Братодраг - дорожащий братом

Братолюб - любящий брата

Братомил - милостивый к брату

Братонег - нежный к брату

Браторад - заботящийся о брате

Братослав - славный братьями

Братша - уменьшительное от имён с основой «Брат»

Брезан - посвещённый берёзе, либо родившийся в березне

Бремислав - значение неясно. Возможно, основа «Бреми» озна­чает беремя - тяжесть. Тогда получается «обременённый славой».

Бренко - земляной, глиняный. Боярин Дмитрия Донского. .

Бреслав - бренная слава

Бретислав - обретший славу. Чешский князь XI в., изгнавший колдунов из своего княжества.

Брко - усач; коротышка из сербской сказки, имевший такие ог­ромные усы, что птицы свили в них 365 гнёзд.

Бровка - кромка

Бронивит - защитник жизни,

Бронислав - защищающий славу, либо «славный оружием, бронёй»

Бронута - защитник

Брусило - говорящий неразборчиво

Брячислав - бряцающий (звенящий) славой. Князь Ростовский Брячислав совместно с Рюриком подавлял восстание Вадима в Нов­городе в 864 году.

Будай - будящий, либо лентяй

Будан - лентяй

Буданко - лентяй, уменьшительное от Будан

Будивит - значение неясно

Бу дивой - поднимающий воинов. Либо имя-пожелание: «Будь воином!»

Будиволна - поднимающий волны

Будигост - здесь, возможно, основа «буди» имеет значение будь. Тогда имя можно осмыслить как пожелание новорождённому: «Будь гостем в этом мире!»

Будилко - будильник; уменьшительное от Будило

Будило - будящий

Будимил - здесь, как и в случае с именем Будигост, мы имеем дело с именем-пожеланием: «Будь милым (любимым)!»

Будимир - будящий мир, то есть, петух. Петух - свещенная пти­ца Семаргла и Дажьбога.

Будислав - будящий славу

Будовец - строитель

Будорад - значение не совсем ясно. Возможно, «радеющий (за­ботящийся) о строительстве».

Будута - сокращение от имён с основой «Буд». Княгине Ольге принадлежало село Будутино (Будутина весь).

Будый - пробуждённый. Кормилец и воевода князя Ярослава Хромого. Будый в 1012 г. издевался перед боем над польским коро­лем Болеславом.

Буй - буйный (бешеный). Имя князя из Белой Руси.

Буйгнев - буйный в гневе

Буйко - уменьшительное от имён с основой «Буй»

Буймир - значение неясно. Во всяком случае, не «сумасшедший мир», так как славяне не считали мир «греховным», «сумасшед­шим» и «порочным». Мир прекрасен, и прекрасна жизнь. А ухуд­шают жизнь те, кто стремиться улучшить её только для себя.

Буйное - удалец

Буйсил - обладающий буйной (безумной) силой

Буй-Тур - буйный тур. Прозвище князя Всеволода из «Слова о полку Игореве».

Буен-Бык - буйный бык; напористый и смелый человек.

Буеслав - буйная слава

Бульба - пузырь, толстый человек

Булыга - дубина

Бун - гордец, спесивный человек, мятежник. Уменьшительное Буня.

Бунислав - славящий мятеж

Бунко - то же. Слуга Василия II, великого князя московского, предупредивший своего господина о заговоре.

Буривой - «вой бури», возможно «воин бури». Новгородский князь начала IX века, потомок Владимира Древнего в девятом ко­лене, Буривой был потомком князя Славена и приходился отцом Гостомыслу.

Бурой - бурый

Буря - буря. Буря-богатырь - коровий сын (из сказки).

Бус - туман. На санскрите (древнеарийском языке), «буса» озна­чает также туман. Так называли детей, рождённых в непогоду (в туман), в ненастье. Бус (в другом произношении Бос) был князем антов, союза славянских и иных племён в северном Причерномо­рье. Анты (так их называл готский историк Иордан, как назывался союз на самом деле, мы не знаем) отражали нападение Германаре-ха, короля остготов-христиан (правил с 351 г. по 375 г. н.э.) и одно­временно сражались с Гуларехом, королем готского племени эру-лов (герулов). Неожиданное нападение гуннов (союз тюркских, индоевропейских и угро-финских племён) сметает и славян, и го­тов. Часть славян-антов уходит в новгородские земли. Внук Герма-нареха Амал Винитар в союзе с гуннами, чтобы показать свою силу и сохранить готское государство, совершает несколько походов на славян и убивает Буса. «Амал Винитарий... был побеждён в первой стычке, затем повел себя более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы пове­шенных удваивали страх покоренных» (Иордан, История гетов). Согласно Адыгейскому преданию, сестра Баксана (Буса) воздвигла брату памятник на его могиле-кургане, сделанный греческими умельцами. По свидетельству Ш.Б. Ногмова, исследователя Ады­геи, в XIX веке на памятнике можно было разобрать имя Баксана, написанное по-гречески, а в конце год, который показывает, что па­мятник воздвигнут в IV столетии.

Буслай - рождённый аистом. Либо гуляка, удалой молодец.

Бусл - аист

Бусоволк - серый волк

Бутко - спесивый: от «бута» - спесь

Бушуй - бушующий

Бушуй-Тур - бушующий тур. Тур - истреблённый в середине XVII века дикий степной бык.

Буяк - породистый бык. Имя из новгородской бересты.

Буян - буйный

Бык - бык

Быкодёр - убийца быков

Былята - бывалый, опытный

Быслав - сокращение от Збыслав; очень славный.

Быхан - коврижка

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

Не приведены многие женские имена, производные от мужских имён.

Бабура - мотылёк

Бажсна - желанная; от «бажати» - желать.

Беда - беда; имя-оберег.

Бела - белка

Белава - беленькая

Белослава - белая (свешенная) слава.

Белоснежа - белоснежная. Известна надпись на пряслице: «Во-неси Еелоснези», т.е. «Отнеси Белоснеже».

Беляна - беленькая

Беляница - беленькая

Берёза - берёза. Священное дерево у славянок, дающее им силу.

Беспута - беспутная. Имя-оберег, данное родителями для защи­ты от злых духов.

Благолюба - любящая благо (добро)

Благомила - та, кому мило благо (добро)

Благуша - уменьшительное от имён с основой «Благ»

Блажена - блаженная

Богдана - данная богами

Боголепа - угодная богам

Богумила - милая богу

Богуслава - славящая бога

Божедана - данная богами

Божедарка - дар божий. Уменьшительное от Божедара.

Божемила - милая богам

Божена - божья. Известная чешская сказочница Божена Немцова.

Божеслава - божья слава

Боленега - более нежная

Болеслава - более славная. Дочь Святослава I Всеволодовича (1196-1252 гг.), Великого князя Владимирского (1246-1248 гг.).

Борислава - борющаяся за славу

Бояна - боевая

Братислава - берущая славу

Братомила - милая братьям

Бреслава - обретшая славу

Бронислава - защищающая славу

Брячислава - звенящая славой

Буга - хорватское имя. От реки Буг либо от «Буга» - выпь.

Будана - лентяйка

Буеслава - буйная слава

Древние славяне знали, что имя сильно влияет на судьбу ребенка, поэтому подходили к этому серьезно. Славянские мужские имена чаще всего состояли из двух полноценных слов с глубоким смыслом, которые служили своеобразным оберегом от всякой нечисти. Язычники предпочитали давать своим наследникам по два и более имен, чтобы защитить их от злых духов. После принятия христианства детям давали также не одно имя, а два. Первое использовали для взаимодействия и контакта с окружающим миром, второе давали при крещении малыша. Его держали в тайне, и его знали только ближайшие родственники.

Как выбрать имя для мальчика

В древности имена для мальчиков подбирали особенно тщательно, ведь сыновья всегда оставались воинами, защитниками, продолжателями рода, старейшинами, носителями силы, величия, могущества и мудрости.

В наше время к выбору имени также необходимо относиться серьезно.

  • С осторожностью относиться к слишком нестандартным именам. Дети могут сильно страдать из-за своего слишком выделяющегося имени. К тому же, в школе их, скорее всего, будут постоянно дразнить из-за этого.
  • Не стоит давать мальчику ласковое и мягкое имя. Его не будут воспринимать всерьез, а сверстники обзывать девчонкой.
  • Имя должно сочетаться с фамилией и отчеством. Для мальчиков это особенно актуально, так как их фамилия остается с ними на всю жизнь.
  • Следовать моде на имена – глупо. Мода быстро проходит, а имя остается и может звучать довольно неуместно.

Подбирая имя своему сыну, нужно сначала попробовать «примерить» его на постороннем человеке, проанализировать все ассоциации, возникающие из-за этого. Также желательно тщательно изучить все толкования и значения имен.

Распространенные имена слишком банальны, и малыш теряется в обществе своих сверстников, слишком редкие – привлекают к нему чересчур много внимания.

Имя должно быть не слишком редким, но и не самым популярным. Мальчикам в большинстве подходят твердые имена, так как им без сильного и напористого характера в жизни придется трудно.

Красивые древнеславянские имена для мальчика

Древние славяне чаще всего давали ребенку имя при рождении, а затем в период отрочества, когда в характере юноши уже ясно вырисовывались главные черты его индивидуальности. Имя должно было подчеркивать эти качества. Если мужчина совершал великие подвиги, ему могли дать еще другое имя, прославляющее его великие деяния.

Список красивых имен:

  • Агний – обозначает светлый (от слова «огонь»);
  • Бел – чистый, белый, белолицый;
  • Белояр – светлый и яростный;
  • Благород – благородный;
  • Богдан – данный Богом;
  • Болеслав – устремляющийся к большой славе;
  • Вартислав – исполненный славой;
  • Велимир – мирный, спокойный, уравновешенный;
  • Глеб – мощный, тяжелый;
  • Далимил – дающий или дарящий милость;
  • Добромир – добрый и мирный;
  • Зареслав – прославляющий зарю;
  • Карин – кареглазый;
  • Ладослав – прославляющий Ладу;
  • Любомил – любимый;
  • Миролюб – любящий мир;
  • Мирослав – славящий мир;
  • Мстислав – мстительный, непримиримый;
  • Огнедар – приносящий жертву;
  • Пересвет – очень светлый, просветленный;
  • Радим – радостный;
  • Руслан – светлая душа;
  • Ратмир – защищающий мир;
  • Святослав – священная слава;
  • Светомир – несущий свет и мир;
  • Станислав – устанавливающий славу;
  • Тихомир – тихий и мирный;
  • Яромир – мирный как Ярило.

Многие имена славянского происхождения почти забыты и вообще исчезли из употребления, так как после принятия христианства практически полностью заменили греческие и еврейские аналоги.

Забытые и редкие имена славянского происхождения

Список забытых и редких имен очень длинный:

  • Безсон – недремлющий;
  • Богород – родственник богам;
  • Божеслав – славящий божество;
  • Бурислав – подобный буре;
  • Ведамир – все ведающий;
  • Венцеслав – носящий венец славы;
  • Воибор – побеждающий в бою;
  • Вышеслав – высший славою;
  • Градимир – создатель мира;
  • Горыня – непобедимый и непоколебимый как гора;
  • Гремислав – прославленный, гремящий славою;
  • Данияр – данный для блеска;
  • Златан – драгоценный;
  • Людмил – милый людям;
  • Млад – младший, молодой;
  • Окомир – око мира;
  • Орислав – сильный;
  • Радим – переживающий о мире;
  • Таислав – скромный, таящий славу.

Стоит ли ребенку давать такое редкое имя, должны решать сами родители, взвесив все за и против.

Православные русские мужские имена

Некоторые древние имена приобрели широкую популярность благодаря тому, что славян с таким именем возвели в ранг святых и канонизировали.

Это такие русские имена для мальчиков:

  • Борис – борющийся за славу;
  • Всеволод – владеющий всем;
  • Владимир – великий в своей власти, владеющий миром;
  • Владислав – владеющий славой;
  • Вячеслав – большая слава, известнейший;
  • Всеволод – всем владеющий;
  • Горазд – большой, крупный;
  • Ростилав – возрастивший славу;
  • Святослав – святая слава;
  • Ярополк – ярый воин.

Эти имена довольно популярны и в наше время, к тому они очень благозвучны и имеют хорошее толкование. Многие из них входят в топы самых популярных мужских имен.

Необычные славянские имена

Необычные имена можно разделить на такие категории:

  • произошедшие от причастий: Ждан, Неждан, Хотен, Бажен, Бажан, Крив;
  • по порядку рождения: Первой, Большой, Вторуша, Вторак, Третьяк, Четвертак, Меньшой, Девятко;
  • связанные с растительным и животным миром: Волк, Орех, Береза, Орел, Борщ, Ворон, Лебедь, Жаворонок, Заяц;
  • божества: Лад, Ярило.

Такие имена сегодня являются экзотическими и необычными. Вряд ли кто-то решится назвать своего ребенка таким экстравагантным именем.

С течением времени многие из них стали основой для фамилий: Меньшов, Третьяков, Волков, Жданов, Баженов, Бажутин, Борщев, Воронихин, Вторушин, Зайцев, Орлов.

Несмотря на то, что древнеславянские мужские имена устарели, все-таки некоторые родители называют ими своих сыновей. В последнее время возрождается интерес к давним именам, так как современные стали очень популярными и слишком распространенными, и родители не хотят называть ребенка, как все. Но в поиске редкого имени нужно проявить много мудрости.