План жизни матрены матренин двор. Матрёнин двор

Урок-аналитическая беседа в 9 классе по литературе

Учитель: Замараева Наталья Викторовна

«КТО ВИНОВАТ В СУДЬБЕ МАТРЁНЫ?» (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»)

Оформление: портрет писателя, выставка его книг, подборка газетных и журнальных статей, эпиграф (на доске).

Цели урока: пробудить интерес к личности и творчеству А. И. Солженицына, писателя, публициста и общественного деяте­ля; познакомить с историей написания рассказа «Матрёнин двор»; дать общее представление о произведении; расширить знания уча­щихся о различных сторонах жизни русской деревни в начале 50-х годов XX века, отраженных в рассказе; в ходе аналитической бесе­ды помочь учащимся понять и оценить поведение главных героев рассказа в экстремальной ситуации; проследить «вслед за автором» за судьбой русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить способность любить и помогать людям; раскрыть непростые взаимоотношения власти и человека,

подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы простого человека в тоталитарном государстве.

Предварительное домашнее задание:


  1. Рассказать о жизни и творчестве А. И. Солженицына.

  2. Прочитать рассказ «Матрёнин двор», составить план рас­сказа (или озаглавить каждую часть). Подготовить пересказ (под­робный).

  3. Ответить на вопрос: каковы причины гибели Матрёны? Кто виноват в ее смерти?
Эпиграф к уроку:

Есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая...

А. И. Солженицын Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Александр Исаевич Солженицын - кто он? Пророк, на­ставник или заступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни.

Солженицын - выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в пе­риод «хрущевской оттепели» (в 60-е годы XX века), затем... исчез­ло на многие годы. Почему?

Потому, что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения, которые вызвали гнев «отечест­венных чиновников от литературы». Рассказы о лагерной жизни, документально-художественное исследование «Архипелаг ГУ­ЛАГ», повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом» - про­изведения, в основу которых легли страшные воспоминания тех, кто уцелел после сталинских репрессий.

Не случайно А. И. Солженицына назвали классиком «лагер­ной» прозы.

1970 год в жизни писателя знаменательный. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы! Но в феврале 1974 года (в связи с выходом I тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Александр Исаевич Солженицын был насильственно вы­слан из России. В немецкий город Франкфурт-на-Майне призем­лился самолет с одним единственным пассажиром.

Солженицыну было 55 лет.

II . Жизнь и творчество писателя. (Сообщение подготов­ленного ученика.)

1. Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в г. Кисловодске. Жизнь его отца Исаевич Семеновича, крестьянина, трагически оборвалась за несколько месяцев до рождения сына (он погиб от случайного выстрела на охоте). Мать Таисия Захаровна (в девичестве Щербак), дочь зажиточного хуторянина на Кубани, по­лучила прекрасное воспитание и образование (училась в Москве на сельскохозяйственных курсах княгини Голицыной).

Благодаря заботам матери будущий писатель закончил школу (в Ростове) и поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы, преподавал математику и ас­трономию в одной из школ Морозовска (недалеко от г. Ростова).

2.1941 год - начало Великой Отечественной войны. Война -страшное испытание для всего народа. Солженицын был мобили­зован на фронт простым солдатом, а после окончания курсантской школы в городе Костроме - офицером. Со своей «звукобатареей» (выявляющей неприятельскую артиллерию) прошел путь от Орла до Восточной Пруссии.

Вот характеристика, которую дал молодому командиру «звукобатареи» генерал Травкин: «Солженицын был лично дисципли­нирован, требователен... Выполняя боевые задания, он неодно­кратно проявлял героизм, храбрость, увлекая за собой личный со­став, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем».

За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын

получил орден Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) - вторая фронтовая награда бу­дущего писателя.

И вдруг арест, восемь лет в оцепленных колючей прово­локой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ». (Солженицын по­пал под надзор военной контрразведки за переписку с Николаем Виткевичем, другом юности.) Судьба распорядилась так, что бу­дущий писатель прошел все «круги тюремного ада».

В 1952 году Солженицын узнал, что смертельно болен, и ре­шился на операцию по поводу злокачественной опухоли в паху. Но борьба за жизнь продолжалась. Вскоре была обнаружена раковая опухоль в желудке. «В ту зиму я приехал в Ташкент почти уже мертвецом. Я так и приехал сюда - умирать. А меня вернули по­жить еще, - так написал Солженицын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила. «Пока я пишу - у меня отсрочка», - признал­ся впоследствии Солженицын.

После освобождения из лагеря - «вечное» поселение в Казах­стан, в аул Кок-Терек («Поселение» длилось три года), затем - пе­реезд в Рязанскую область и работа в деревне учителем. Именно этот момент жизни отражен в рассказе «Матрёнин двор».

3. Повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962) - лите­ратурный дебют Солженицына. Первоначальное название повести «Щ-854 (Один день одного зэка)». Критика высоко оценила произ­ведение писателя.

А. Т. Твардовский: «Это не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом автором лично... Это произведение художественное, и в силу именно художнического освещения данного жизненного материала оно является свидетель­ством «особой ценности, документом искусства». Этот «документ искусства» был написан за месяц с небольшим.

(Российские читатели еще не были знакомы с романами Солженицына «В круге первом» (1955-1968) и «Раковый корпус» (1955).

Итак, повесть «Один день Ивана Денисовича» с главным ге­роем по фамилии Шухов, осужденным на восемь лет лагерей.

Трудная, мучительная, хоть и лагерная, но жизнь. Главный герой повести, пройдя через все испытания, сумел сохранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужику черты: совестли­вость, трудолюбие, человеческое достоинство.

4. Вдали от родины. С 1974 г. писатель живет за границей, но пишет о любимой им России.

«Красное колесо» - многотомный роман о революции и гра­жданской войне в России.

Публицистические статьи «Жить не по лжи!», «Мир и наси­лие», «Раскаяние и самоограничение как категория национальной жизни», «Иметь мужество видеть», трактат «Как нам обустроить Россию» - Солженицын осмелился сказать правду.

«Александр Солженицын совершил переворот в сознании, переворот всемирного значения, который нашел отклик во всех концах света. Он разоблачил не только ту систему, которая сделала его изгнанником, но и ту, куда он был изгнан; он разоблачил и тех, кто усердно использует его для саморекламы... Он навсегда оста­ется в совестливой памяти человечества...» - написал выдающийся немецкий писатель-гуманист Генрих Бёлль о Солженицыне, кото­рого считал художником-пророком.

Учитель. 1994 год. «Диссидент № 1» - Александр Исаевич Солженицын - возвращается на родину, чтобы жить и работать во имя будущего России. Он много пишет, работает с молодыми та­лантами, учреждает собственную литературную премию (25 тысяч долларов). Первым лауреатом становится филолог В. Н. Топоров.

III. Рассказ «Матрёнин двор» (1959).

1. История написания. (Индивидуальное задание.)

Впервые рассказ «Матрёнин двор» был опубликован в жур­нале «Новый мир» в 1963 году (хотя написан в 1959 г.). Первона­чальное название - «Не стоит село без праведника» - Солженицын по совету А. Т. Твардовского (из-за цензурных препятствий) изме­нил на «Матрёнин двор». Год действия в рассказе - 1956.

«Матрёнин двор» - произведение во многом автобиографич­ное. Известно, что автор, вернувшись из лагерей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию.

2. Реализация домашнего задания.

Задание: составить план рассказа или озаглавить каждую часть. (Ученик выполняет задание у доски.)

I часть - повествование о Матрёне Васильевне (в восприятии


рассказчика Игнатича).

  1. часть - суровые испытания, выпавшие на долю героини (рассказ Матрёны о себе, о своем прошлом, воспоминания о моло­дости, о любви).

  2. часть - после смерти (кто виноват в гибели Матрёны?).

  1. Содержание рассказа. В краткой форме изложим его по записанному плану.

  2. Аналитическая беседа.
Вопросы:

Матрёна Васильевна Григорьева - жительница села Тальново. Расскажите, что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид?


  • Матрёна Васильевна - пожилая женщина, вдова, всю свою жизнь проработала в колхозе «не за деньги - за палочки. За палоч­ки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Но пенсии так и не заработала ни рубля.

  • Трудно жилось бедной и одинокой женщине. Родные ей почти не помогали. Но самое страшное - она решила «добиваться пенсии», потому что считала, что с ней поступили несправедливо. «Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки... Хлопоты были - добыть эти справки... и справку заверить... и с какого она года... и потом все это носить в собес... и узнавать - дадут ли пенсию».

  • Автор рассказывает, как Матрёна упорно и долго хлопочет о пенсии. Ходит в собес, в сельсовет, преодолевая большие рас­стояния. В чем причина ее бесплодных усилий? К сожалению, при-
чина что ни есть банальная. «Сходит в сельсовет, а секретаря сего­дня нет; просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались...»

♦ Жизнь героини трудная. Она потеряла на фронте мужа, по­хоронила детей. Казалось бы, сердце ее должно очерстветь, но нет - Матрёна не утратила способности сочувствовать, откликаться на чужую нужду. Девочку Киру «десять лет она воспитывала... как родную, вместо своих невыстоявших».


- Что заставляло такую добрую, бескорыстную Матрёну воровать?

♦ Воровали и Матрёна Васильевна, и другие жители села Тальново поневоле. Трудно приходилось с топливом. Деревенские женщины собирались по нескольку человек и носили тайком в мешках торф. «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде... не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да по машине - учителям, врачам, рабочим завода. То­плива не было положено - и спрашивать о нем не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза... и о чем угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся». При­ходилось женщинам ходить по нескольку раз в день. В хорошие дни Матрёна приносила по шесть мешков торфу.

♦ «Спина у меня никогда не заживает. Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда!» - рассказывает Матрёна. Да еще приходилось торф прятать, так как иногда по деревне ходили с обыском, изымали незаконный торф, а хозяев предавали суду. Страх - постоянный спутник той безрадостной жизни.

Писатель обращает наше внимание на суровую действитель­ность того времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человека.

- В чем смысл жизни Матрёны Васильевны?

♦ Матрёна Васильевна - труженица. В работе она находит смысл своей жизни.

Ни одна пахота в селе не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. «Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке и, воротясь, еще говорила без тени зависти: «Ах, Игнатьич, и крупная же картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось. ..» Вот такая она - редкой доброты человек. ♦ Постоялец заметил, что Матрёна и стряпала, т. е. готовила пищу, и «держала в голове» еще множество дел. «Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях, кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобыть сенца для единственной своей грязно-белой козы». Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрёна - безмерно добрая, трудолюбивая, щед­рая, старающаяся всем угодить (в том числе и постояльцу).

♦ Сочувствие к людям, порядочность, благородство души объединяют Матрёну и Игнатича. Постоялец восхищается своей хозяйкой, понимает «ее душу» («Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутство­вало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна...»). На добрые искренние слова Матрёна «отвечала» улыбкой. («Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица...»)

- О чем поведала Матрёна? Что рассказала о себе? (Ана­


лиз 2 и 3-й частей рассказа, в которых характер героини дан в со­
поставлении с другими персонажами.) Как характеризует герои­
ню ее манера рассказывать о событиях своей жизни?

♦ Рассказывая о своей молодости, о любви к Фаддею, Мат­рёна сильно волновалась. Сколько лет прошло, а любовь-то оста­лась. Много лет грело ее сердце однажды вспыхнувшее чувство.

Прокомментируйте конец (финиш) 2-й части рассказа. Ка­
ковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти Матрё­
ны?

♦ Матрёна, как бы предчувствуя свою смерть, «объявила


свою волю». Часть дома - горницу - отдать в наследство Кире,
своей воспитаннице (но дочери Фаддея). Фаддей «наставительно
говорил с Матрёной и требовал, чтоб она отдала горницу теперь
же, при жизни». И Матрёна сдалась. Быстро была сломана горница.
Семья деда Фаддея и приглашенные помогали грузить на сани
«горницу» или доски, бревна, которые от нее остались. «Все рабо­
тали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, ко­
гда пахнет большими деньгами... Кричали друг на друга, спорили».

Матрёна тоже хлопотала, даже «бегала среди мужчин, суети­лась и помогала накатывать бревна на сани». В этот момент ее лицо освещалось светом морозного солнца. И автор подметил: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

♦ Что же погубило Матрёну? Жадность Фаддея, который
старался быстрее увезти горницу... Тракторист хотел получить
плату за перевоз (а ведь трактор он взял тайком, сделать мог только
один рейс, к утру необходимо было поставить трактор на место).
Наспех сколоченные вторые сани застряли на железнодорожном
переезде, а в это время на них «налетели» два паровоза («паровоз­
ная сплотка шла без фонарей»). «Налетели - и в мясо тех троих
расплющили, кто между трактором и санями...»

♦ Людей, в том числе и Матрёну, убила чужая корысть, жад­
ность, алчность. Хотелось сделать все быстрее, получить плату...
Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений. Но ведь в
жизни ничего случайного не бывает.

- Можно ли героиню рассказа представить в ситуации «земного счастья», устоявшейся и размеренной жизни?


  • Трудно представить...

  • Матрёну Васильевну несправедливо обидела судьба, люди, власть...

  • Конец рассказа необычен, жалко, что погибла Матрёна."..

  • Несмотря ни на что, эта женщина, добрая и бескорыстная, сохранила способность любить.... Значит, она счастливая.

  • Матрёну не понимали ни сестры, ни жители села - не по­хожая на других, она - особенная... Таким в жизни трудно.

  • Но все-таки некоторые любили ее. Горевала воспитанница Кира, сын Фаддея любил свою тетю. А постоялец понимал ее душу...
Но лучше всего сказал о своей героине без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

В статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын обо­значает «некую меру праведности, святости, непрерывно возрас­тающую в одних людях и недоступную другим».

Матрёна Васильевна как небесный ангел, всегда опаздываю­щий к «дележу земных благ».

А. Солженицын: «Каждый из нас встречал таких, их не де­сятеро и не сто на Россию, это праведники, мы их видели, удивля­лись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отве­чали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину...»

«Матрёнин двор» - символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл. Гибель героини - предупреждение писателя об опасности уничто­жения нравственных понятий.
Домашнее задание.

♦ Темы сочинений по выбору:


  1. Сочинение-размышление над прочитанным произведением А. Солженицына «Матрёнин двор».

  1. Кто виноват в судьбе Матрёны? Она сама, власть или люди?

  2. Что общего у Матрёны и ее квартиранта?
♦ Прочитать повесть «Один день Ивана Денисовича».
Литература

  1. Александр Солженицын. Рассказы. М.: Современник, 1990.

  2. Жорж Нива. Солженицын: Главы из книги // Дружба наро­дов. 1990. № 4.

  3. Русская литература XX века. Очерки, портреты, эссе: Учеб. пособие для уч-ся 11 классов общеобразоват. учрежд. / Под ред. Ф. Ф. Кузнецова. М.: Просвещение, 1996.

  4. Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. 1991. №2.
.5. Чалмаев В. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994.

Тема: « Не стоит село без праведника». Рассказ А.И. Солженицына « Матренин двор» в 11 классе.

Цели: помочь учащимся понять, каким видится писателю феномен «простого человека»; разобраться в философском смысле рассказа;показать как совокупность художественных средств помогает автору выразить мысли и чувства; развивать навыки анализа произведения; формировать у учащихся нравственные качества: внимание к человеку и сочувствие.

Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение фрагментов рассказа.

Ход урока.

    План работы над рассказом (на доске)

    Творческая история рассказа «Матренин двор» (индивидуальное задание)

    Особенности жанра. (индивидуальное задание)

    Главная героиня: её внешний облик, речь, её окружение.

    Судьба Матрены – трагедия деревенской русской женщины.

    Нравственные ценности Матрены.

    Люди, окружающие Матрену, нравственные устои деревни.

    Выводы: Матренин двор – символический мир праведника.

II .Актуализация опорных знаний:

На прошлом уроке вы узнали о писателе А.И. Солженицыне. Какие события его жизни вы считаете самыми важными, судьбоносными? (учащиеся называют участие писателя в Великой Отечественной войне, арест, годы ссылки, освобождение и выдворение из страны, жизнь в США, триумфальное возвращение на Родину, активная общественно-политическая деятельность в 90-тые годы.)

Какие произведения А.И.Солженицына вы можете назвать?

Сегодня мы будем говорить о рассказе писателя « Матренин двор». Понравился ли вам рассказ? Наверное, много размышлений и вопросов возникло после прочтения? Например, кто такой «праведник» и почему не стоит без него село? Давайте попытаемся понять, почему судьба простой русской женщины так трогает читателя, в чем гуманистический смысл рассказа и попробуем увидеть, в чем состоит художественное совершенство рассказа. (учитель обращает внимание учащихся на план работы и предлагает начать с творческой истории рассказа)

III . Аналитическая беседа.

Итак, какова же творческая история рассказа « Матренин двор»?

Рассказ « Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964 году в журнале «Новый мир», главным редактором которого был А.Т.Твардовский. Надо отдать должное его гражданскому мужеству за то, что он на свой страх и риск взялся напечатать рассказ опального писателя. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» Твардовский заменил на «Матренин двор».Действие рассказа происходит в 1956 году, но по настоянию Твардовского, год тоже был заменен на 1953.

Учитель:

-- Перед нами рассказ. Что вы знаете об этом жанре?

Сообщение, подготовленное учеником:

Рассказ – это малая художественная форма повествования. В рассказе в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой можно размышлять над «вечными» вопросами, поведать о судьбе целой жизни героев. Например, рассказы А.П.Чехова, рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», рассказ А.Платонова «Юшка» и другие. Солженицын объясняет свое обращение к этому жанру так: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

Учитель:

А для читателя встреча с рассказом - большое наслаждение. Что лежит в основе любого рассказа? (случай, раскрывающий характер человека). По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Какой случай лежит в основе рассказа? (гибель Матрены) Через гибель Матрены автор приходит к глубокому пониманию её личности. Лишь после её смерти « выплыл передо мною образ Матрены, как я не понимал её , даже живя с нею бок о бок»

Нарисуйте словесный портрет Матрены. Есть в рассказе полный портрет героини? Нет, писатель не дает конкретного описания героини, как, например, описывает Фаддея. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором.

Какая это деталь портрета? (улыбка) Какая она? (Ищем в тексте:«лучезарная», « добрая», «извиняющая») Как называется это средство выразительности?

Какая была речь у Матрены?(Ищем в тексте: плавная, певучая, исконно-русская, начинающаяся «каким-то низким, теплым мурчанием, как у бабушек в сказках»)

Найдите в конце рассказа описание Матрены, в котором чувствуется авторское отношение. (От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное оконце сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И: « У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»)

А каким вам представляется мир её дома? Кто населяет его и в каких взаимоотношениях находятся те, кто рядом с Матреной? (по тексту: шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминает «далекий шум океана», темноватая изба с большой русской печью; колченогая, подобранная из жалости кошка, мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена « невидимо металась и прощалась тут с избой своей»)

Найдите другие художественные детали, важные для понимания образа главной героини. (ищем в тексте: любимые Матренины фикусы, которые она спасла от пожара,в ту страшную ночь, когда погибла Матрена, фикусы «испуганной толпой» замерли в опустевшем доме.Какая выразительная метафора.)

Историю «колотной житенки» Матрены автор – рассказчик разворачивает не сразу. По крупицам разбросал он по всему рассказу события её жизни с отступлениями, комментариями, то сама Матрена кое-что рассказывала. Как же сложилась её судьба? Расскажите кратко самое главное о жизни героини. (Разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский. Не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все соки, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)

В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная и вопиющая. Как горе и беды отразились на Матрене?(добыча дров, воровство торфа, сено, справка, бесплатная работа пенсионерки в колхозе)) Как она переживала всё? Приведите примеры из текста. (Удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, её лучезарная улыбка по-прежнему освещала её лицо).

Какое у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (по тексту.Работа. Ни когда она не была для Матрены в тягость. « Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда.»)

Как её бескорыстием пользовались окружающие? Кто эти люди? Каково их отношение к Матрене? (Сестры, золовка, приёмная дочь Кира, е6динственная в деревне подруга Маша, Фаддей).Эти люди были наиболее близки Матрене, они должны были понять и по достоинству оценить её. И что же - оценили? (Ищем в тексте: жила она бедно, убого, одиноко,- «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая.)

Как ведут себя сестры и родня со стороны мужа на похоронах Матрены?(ищем в тексте и зачитываем,как они в плаче обвиняют друг друга и Матрену в том, что случились, то есть,и у гроба Матрены продолжается борьба за горницу.)Дайте характеристику этим героям.

Хорошо ли жилось Матрене среди них? А в колхозе и в родном государстве?

Учитель после ответов учащихся: Неуютно и холодно. Все отдала – и никому не нужна. Она одинока внутри большого общества и среди родных людей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших! Не потому ли рассказ нельзя было печатать и никто, кроме Твардовского не отважился? Матрена – личность соборная, то есть несущая в себе народные начала, она подсознательно чувствует ответственность перед народом. Вспомним, что ей было стыдно за жену председателя. Какой это случай? (по тексту) Таким образом мерой всех вещей у Солженицына выступает духовная сущность человека. Он писал: « Не результат важен, а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой.» Потому и был писатель опальным, так как не принимал ложные нравственные ценности. Об этом и бьёт тревогу в рассказе « Матренин двор».

Что можно сказать о жизненных устоях деревни? Как называлась станция? О лесах, о председателе?(по тексту: «торфопродукт», хлеба не пеклись в деревне…)

Как относятся люди друг к другу? (зависть, озлобление и равнодушие движут поступками жителей деревни).

Теперь вам понятно, почему год действия с 1956 Твардовский посоветовал перенести на 53?(если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает: события перенесены на годы «до хрущевской оттепели», потому что слишком тягостное впечатление оставляет картина, созданная писателем. Взгляд Солженицына на деревню тех лет суров, жесток, но правдив.)

Кто из героев рассказа кажется вам самым зловещим, страшным? Да, это Фаддей. Но Солженицын пишет: « Перебрав тальновских, я понял, что Фаддей в деревне такой не один.» -вот что страшно.

А была ли в деревне ещё такая бескорыстная, совестливая женщина? Нет. Матрена такая одна. Она была лучшая.

Учитель: С её смертью уходит из деревни что-то, что связывало её с добрыми, истинными народными правилами.

IV .Выводы.

В чем же смысл названия рассказа «Матренин двор»? Каков он - этот её двор?(после ответов учащихся учитель дополнит) Матренин двор – это особое устройство жизни, где есть любовь, труд, доброта, совесть. Матрена сумела сохранить свой мир, который противостоит миру хамства, насилия, рвачества. Её мир – это мир праведника . Как вы объясните значение этого слова? (Учащиеся говорят, что это библейское понятие, человек, живущий по христианским законам, не нарушающий христианских заповедей.) В Библии сказано, что если в « граде» есть хотя бы один праведник, то «несть граду стояние». (объяснение учителя) Прочитаем финал ьные строки рассказа: « Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля.»

Итоги урока, выставление оценок.

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

Темы и проблемы

Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

Идея

Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

Народный характер в произведении

Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Экспериментальные уроки по творчеству А.И.Солженицына.

План-конспект урока №1. (1 час)

Тема: « Не стоит село без праведника».

Тип : урок – введение

Вид : урок – семинар с элементами исследования

Цели:

1) познакомить с биографией А.И.Солженицына и с его творчеством, исследовать причины обращения к проблеме русского национального характера;

2) познакомить учащихся с традициями изображения русского национального характера в русской литературе;

3) развивать монологическую и диалогическую речь;

4) формировать умения исследовательской деятельности.

Метод : репродуктивный, эвристический и исследовательский

Прием : беседа, сравнительно-сопоставительная работа, анализ, сообщение учащегося, выборочное чтение, культуроведческий комментарий, словарно-фразеологическая работа, межпредметная связь.

Оборудование: 1) портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к рассказу

2) «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой.

Использованная литература:

    Текст рассказа «Матренин двор».

    Разработки уроков: - Т.Н.Баталовой «Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

С.Н.Кононовой «Не стоит село без праведника».

3. Критический материал по творчеству писателя.

Ходу урока:

1 . Слово учителя.

«Не стоит село без праведника». Такова тема сегодняшнего урока, посвященная знакомству с творчеством А.И.Солженицына. Для начала ознакомимся с основными фактами биографии самого писателя.

    Сообщение учащегося.

Александр Исаевич Солженицын – прозаик. Родился в Кисловодске. Писатель закончил физико-математический факультет Ростовского университета. Когда началась война, его призвали в армию в октябре 1941 года. С конца 1942 года Солженицын был в действующей армии. В письмах к другу он делился своими мыслями об истории октябрьских событий, творческими планами. И этого оказалось достаточно, чтобы арестовать Солженицына. В 1945 году его приговаривают в 8 годам заключения. В 1957 году писатель был реабилитирован. После этого он преподавал во Владимирской области, затем переехал в Рязань, где прожил до 1960 года. Свои первые произведения писатель создавал во Владимирской области.

После публикации своей повести «Один день Ивана Денисовича» Солженицын получил множество писем от бывших лагерников, рассказывавших о своих судьбах. Затем писатель начинает работать над романом «Архипелаг ГУЛАГ». Печатать это произведение в СССР было немыслимо и его опубликовали на Западе. И этот факт вкупе с публицистической деятельностью писателя в эти годы привлекли к исключению Солженицына из Союза писателей СССР в 1969 и высылки его из страны в 1974 году.

В 1970 году Солженицыну была присуждена Нобелевская премия в области литературы. До 1994 года писатель жил в Вермонте, США. И в этот же год он решил вернуться в Россию. Здесь он вел активную публицистическую деятельность, встречался с читателями, помогал бывшим узникам лагерей.

Учитель : Сегодня мы начнем наше знакомство с рассказом Солженицына «Матренин двор», который принес ему признание читателей.

Рассказ был впервые опубликован в 1963 году в журнале «Новый мир». Справедливости ради надо отметить, что первоначальное название рассказа было «Не стоит село без праведника». А название «Матренин двор» придумал А.Т.Твардовский. Замена объясняется цензурными соображениями. Давайте заглянем в Толковый словарь и узнаем, что означает слово «праведник».

2 . Работа со словарем .

В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой читаем: «Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным нормам».

СФР: благочестивый – у верующих: соблюдающий предписания религии.

«Полный православный богословский энциклопедический словарь» дает такое толкование: «Праведник – или праведные – название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Праведниками называются также лица местночтимые как святые, но еще не канонизированные церковью».

СФР: Местночтимые – уважение в определенном месте, местности.

Канонизированные – 1.призванные правилом, положением, приемлемым в качестве примера, правила. 2.у верующих: причислить к числу «святых», признать церковно узаконенным.

3. Работа по таблице.

Цель работы: определиться с термином «праведник». Для этого проводим коллективную работу по таблице:

праведник

Грешник

Вера в бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться к жизни. Терпение. Естественность в поведении, непритязательность. Неприхотливость, выносливость.

Зло, недоброжелательность, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство, злопамятность, эгоизм.

СФР : Милосердие – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. А h ыныгас.

Бескорыстие - чуждость корыстных интересов. Ымсыыта суох буолуу, хос санаата суох бы h ыы, утуо сана.

Корысть - выгода, материальная польза. Ту h а та h аарыныы.

Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. У5аратыы.

Непритязательность – от притязание – 1. Стремление получить что-н., предъявление своих прав на что-н. 2. Стремление добиться признания чего-н. при отсутствии оснований на такое признание. Элбэ5и эрэйбэт, кыра5а уолдьа h ар, судургу.

Неприхотливость – не имеющий много капризов. Требований. Талыга h а суох.

Выносливость – стойкость, способность много вынести. Тулуур.

Недоброжелательность – неприязненно настроенный по отношению к другим людям. Утуону ба5арбат, ку h а5ан санаалаах ки h и.

Работа спустя рукава – работать нехотя, халтурить.

Стяжательство - от стяжатель- корыстолюбивый, стремящийся к наживе человек. Ор5оруу, хоро тардыы.

Злопамятный – не забывающий, не прощающий причиненного зла. Ку h а5аны умнубат буолуу.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими. Бэйэмсэх.

4.Беседа.

На данном этапе проводится работа над религиоведческой лексикой.

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

Христианская вера. Заповеди божьи регулируют его поведение, взаимоотношение с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.

СФР : Миропонимание – то или иное понимание мира, действительности, система взглядов, идей.

Мы говорим, что человека подвигают на праведничество заповеди божии. Что вы понимаете под понятием заповедь? И знаете ли вы эти заповеди?

Заповеди - 1. Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание. 2. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого или чего-нибудь.

А есть ли схожие у якутов?

10 заповедей Ветхого завета

Учение айыы – 9 заповедей

    Я есть Бог.

    Не сотвори себе кумира.

    Не поминай имя Господа всуе.

    Шесть дней работай, а седьмой отдыхай.

    Люби отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

    Не убий.

    Не изменяй, люби верно.

    Не кради.

    Не произноси ложного свидетельства.

    Не завидуй.

    Всегда будь правдив, честен, справедлив.

    Никогда не убивай, не разрушай, не ломай.

    Храни в своей душе кут-сюр, будь чистоплотным, порядочным, организованным.

    Не завидуй другим, не кради и не воруй.

    Не будь бесплодным спорщиком.

    Отвергай дурные привычки, не обижай слабых.

    Будь мудрым и умным в своих деяниях.

    Будь целенаправленным, не бойся трудностей.

    Не занимайся развратом, будь верным, честным, щедрым, душевным.

Почему рассказ Солженицына мы можем рассматривать в контексте темы праведничества? Что на это указывает?

Первоначальное название. Финал рассказа, где рассказчик называет Матрену праведницей.

Учитель: Мы знаем, что к теме праведничества и национального характера обращались многие писатели и поэты русской литературы XIX века. Это и Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков. А в XX веке – И.Бунин, Шмелев, А.Платонов.

Лесков писал: «Народ не расположен жить без веры». Христианством обусловлены народные этико-эстетические взгляды, национальное сознание и самосознание, русский характер.

Что на ваш взгляд обозначает понятие национальный характер? И какие черты и качества присущи русскому национальному характеру?

СФР : Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в поведении.

Национальный характер трактуется как отличительная черта нации, присущая только ей. Причем этот характер исторически и социально обусловлен.

Учитель: При создании своего рассказа, писатель обращался не только к творческому опыту Н.С.Лескова, но и к произведениям Н.А.Некрасова.

Героини каких поэм приходят к вам на ум?

Учащиеся должны назвать такие поэмы Некрасова как «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».

На данном этапе, учащимся предлагается сопоставить образы Матрены Тимофеевны Корчагиной и Матрены Васильевны Григорьевой. Желательно, чтоб у учеников были тексты рассказа «Матренин двор» и поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». И по тексту учащиеся находят схожие эпизоды из жизни героинь.

Матрена Тимофеевна Корчагина

Матрена Васильевна Григорьева

«…Пал на сердце Филипп!» - замуж вышла, полюбив.

За любимого Фаддея «без малого не вышла…Война германская началась».

Дай башмаки Оленушке [золовке], Жена! – сказал Филипп.// а я не вдруг ответила.// Корчагу подымала я, //Такая тягость: вымолвить//Я слова не могла.//Филипп Ильич прогневался, //Подождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

«Меня сам ни разику не бил…то есть бил-таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»…

Пять сыновей и погибший первенец Демушка.

Шесть детей, умерших во младенчестве.

Потуги лошадиные// Несли мы; погуляла я, //Как мерин, в бороне!

«Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себя шесть огородов. На это и звали Матрену в помощь»

К какому выводу мы приходим после сопоставления?

Что за сто лет «ключи от счастья женского» так и не отыскались, а «долюшка женская» не стала легче .

5. Заключительное слово учителя:

- Праведница Матрена – нравственный идеал писателя. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответы.

План – конспект урока №2, №3 (2 часа)

Тема: «Есть такие прирожденные ангелы…»

Тип: Урок - анализ

Вид: Урок - диспут

Цели: 1 развивать навыки аналитического мышления;

2. формировать умения высказывать собственное мнение;

3. совершенствовать исследовательскую деятельность учащегося, умения самостоятельно работать со специальной научной литературой;

4. развивать устную связную речь.

Метод: исследовательский

Приемы: анализ, беседа, словарная работа, межпредметная связь, работа с таблицей, комментированное чтение, лингвистический анализ, использование наглядности.

Оборудование: Иллюстрации к рассказу, фотография М.В.Захаровой, текст рассказа.

Использованная литература:

    Текст рассказа «Матренин двор»

    Разработка урока Е.Василенко «Душа и судьба человека в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»// Литература. – 2003, №23.- С.14.

    Н. Локтионова «Не стоит село без праведника»//Литература в школе. 1994. - №3. С.33-37

    Чалмаев В.А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. – М.: Просвещение. – 1994.

Эпиграф: «Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ»

(А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)

Ходу урока:

    В начале урока звучит «Ныне отпущаеши…» в исполнении Ф.Шаляпина, настраивая ребят на глубокий, непростой разговор о судьбе и душе человека.

Духовное пение перекликается с самыми первыми словами, которые произнесет учитель, то есть обращается к эпиграфу урока.

1. Слово учителя.

На прошлом занятии мы начали изучение рассказа Солженицына «Матренин двор». Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова?

Всякое живое существо имеет душу. О душе, о человеке, сохранившем душу, о человеческой судьбе хотелось бы сегодня поговорить. Постараемся понять образ той, которая предстанет перед нами, постараемся постигнуть ее через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом с ней…

Также попытаемся ответить на вопрос «Можно ли считать Матрену праведницей?».

2.Аналитическая беседа.

- Как случилось, что повествователь Игнатьич, стал жильцом Матрены?

Шел 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России». Он поселился на станции «Торфпродукт» во Владимирской области. Поутру он увидел женщину, торговавшую молоком, услышал ее напевную русскую речь с владимирским говором:

«Пей, пей, с душой желадной. Ты потай, приезжий ».

    В ходе анализа учащиеся делаю лингвистический комментарий тех или иных слов и выражений, которые они не знали. Работа выполняется в табличной форме.

Учащиеся выделяют такие слова: нутряной – перен. глухой; желадный – диалектное: возможно, «жаждущий, желающий»; потай - диалектное: вводное слово «наверное».

Молочница привела его в деревню Тальново. В нескольких избах ему было отказано: «везде было темно и лопотно».

    Лопотно – от лопотать, то есть говорить быстро, неясно. Возможно, лопотно - значит «шумно».

А рассказчик искал тишины и покоя. И нашел их в избе Матрены Васильевны Григорьевой. «Здесь была кондовая Россия».

    Кондовый – устар.: исконный, сохранивший старые обычаи и устои.

На данном этапе урока проводится работа над сравнительно-сопоставительной таблицей, где учащиеся должны записать черты характера Матрены и сопоставить с качествами, присущие праведнику.

Матрена

Праведник

Доброта, милосердие, трудолюбие, смирение, умение прощать, неприхотливость и др.

Вера в бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться к жизни. Терпение. Естественность в поведении, непритязательность. Неприхотливость, выносливость

Что же представляла собой изба, в которой довелось жить Игнатьичу?

Выборочно читается описание избы Матрены, внутреннего интерьера, попутно дается лингвистический комментарий.

    Некрасная сторона - северная; мосты – то же, что и сени – помещение между жилой частью и крыльцом; горница – (устар.) отдельный сруб без печи, комната в верхнем этаже; подклеть – нижний (обычно нежилой) этаж дома.

Уборно- убрано, чисто; запущь – от запустить, то есть довести до запустения, упадка; угожей – сравн. степень, то же, что и лучше.

Какой увидел свою будущую хозяйку ее постоялец при первой встрече?

Почему вопреки нежеланию Матрены «заполучить квартиранта», Игнатьич решил: «Жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом»?

На каких портретных деталях Матрены сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей?

«И всегда … обезоруживала меня лучезарной улыбкой. И простодушно, глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала: «Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»

«Но лоб ее недолго оставался омраченным… возвращалась уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой» .

2.Рассказчик выбрал ее избу, потому что почувствовал родство душ.

СФР: Обезоруживала – 1. Отнять у кого- нибудь, сделать неспособным к сопротивлению, борьбе. 2. Лишить возможности возражать, противодействовать, сопротивляться чему-либо. Утарара суох оноруу, тумнарар, самнарар.

Лучезарная – сверкающий, сияющий. Кулумурдэс, сырдык.

Простодушно – наивный, доверчивый. Коно майгылаах, судургу, ос киирбэх.

Омрачить – сделать мрачным, грустным. Санньыт, санаатын алдьатыы, саппа5ырт.

Учитель: Обратите внимание на фотографию Матрены, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрене с этим изображением ее на снимке?

Как характеризовал рассказчик свою хозяйку?

Игнатьич отмечал, что Матрена была деликатна, не вмешивалась в чужую жизнь. Она была щедра душой, неравнодушна к красоте (фикусы, романсы Глинки), незлобива. И в ней была какая-то беспритульность, блаженность.

СФР: беспритульность – неприкаяный

Блаженность – 1. В высшей степени счастливый. 2. Глуповатый [первонач. юродивый]. Толору дьоллоох, дуо h уйуу.

Как вы думаете «черный недуг», болезнь «измотали ее»?

Ученики приводят в ответ фразу Солженицына «Наворочено было много несправедливостей с Матреной».

- Жалуется ли «иззаботившаяся» Матрена? Таит ли зло на людей, гоняющих больного человека «из канцелярии в канцелярию», на «жизнь, густую заботами»? Что отворачивает Матрену от обид, возвращая «доброе расположение духа»?

Ученики в своих ответах отметят, что она «не жаловалась, не стонала», что лоб героини Солженицына «недолго оставался омраченным»: «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». Также отметят, что у Матрены просто на каждый день «приходилось какое-нибудь немалое дело». В работе, в «труде великом» у Матрены Солженицына раскрывается ее духовное богатство: терпение, безотказность, бескорыстие, полно отсутствие зависти, более того – радость за благополучие других.

- Почему же тогда на доброго, безотказного, работящего человека сваливается столько несправедливостей и обид? Кто виноват в них?

От кого Игнатьич узнал о трагическом прошлом Матрены? Случайно ли она открылась она ему?

    Чтение отрывка визита Фаддея.

Что объединяет Матрену Васильевну и Игнатича?

Героев объединяет то, что у них обоих – каждого по-своему – научила жизнь «не в еде находить смысл повседневного существования». Они оба до срока хранят обет молчания, и оба – только друг другу - расскажут о прошлом: Игнатьич – о том, что много провел в тюрьме. Матрена – о своем замужестве.

- «Я бы вас порубал обеих». Заслужила ли Матрена такой угрозы? Почему она ушла в семью к Ефиму? Зачем просит у жены Фаддея «чрева ее урывочек» - младшую дочь Киру?

Ученики должны осознать жестокость обстоятельств, непредсказуемость судьбы, увидеть как «весь свет перевернулся» и с ним – жизнь Матрены.

Почему Кире Матрена отдает горницу? Легко ли дается ей это решение? И кто из участников был наиболее активен в этом вопросе?

Матрене нелегко решиться ломать горницу, для героини это означает конец жизни. Наиболее настаивал на разрушении горницы Фаддей. И его автор рисует как алчного, жадного хищника.

СФР: алчный – жадный, корыстолюбивый. Страстно желающий что-либо. Инсэлээх, ымсыы.

Хищник- 1. Хищное животное. 2. Тот, кто наживается на эксплуатации и ограбления кого-нибудь. Адьыр5а, сиэмэх кыыл,

На данном этапе можно предложить сужение Виктора Чалмаева, касающегося Фаддея: «Такое ли страшное зло этот Фаддей, пересчитывающий каждое бревнышко, свозящий остатки горницы с переезда чуть ли в день похорон? В XIX веке он, вероятно, сошел бы за тургеневского Хоря из «Хоря и Калиныча». При Столыпине он стал бы цивилизованным фермером».

Согласны ли вы с мнением исследователя?

Ученики высказывают свои мнения.

Учитель: Суровыми приговором звучат в финале рассказа слова Солженицына: «Дочь его трогалась разумом. Над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то. Фаддей только недолго приходил постоять у гробов… высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была - спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер». Страшное, не только то, что Фаддей не терзало горе, и не то, что таких как он много. А страшно то, что на поминках говорят о чем угодно, но только не о Матрене.

Мы узнали о жизни героини, о ее окружающих. Теперь скажите, можно ли считать Матрену праведницей? Для начала прочитаем, что думали по этому поводу сам писатель и литературовед В.А.Чалмаев.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша » (А.Солженицын)

«…Вывод этот о праведничестве несколько теоретичен, в финале рассказа как бы натягивается на Матрену одеяние праведницы» (В.А.Чалмаев).

Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрена – праведница?

Прав ли в оценке Матрены литературовед Чалмаев?

Хотя мы и называем только положительные качества Матрены, вспомните эпизод, где наша героиня вместе с другими женщинами идет красть торф. А ведь одна из заповедей звучит так: «Не укради». Так что одно это не дает возможности назвать Матрену праведницей.

Как вы относитесь к этому?

(Ученики, кто придерживается мнения Солженицына отмечают, что Матрена была вынуждена приносить торф).

Учитель: «Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения…вообще не достигаются без некоторых «падений». Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи)…» - писал религиозный философ Розанов.

- Все же что же позволяет писателю назвать Матрену праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни ее отнюдь не идеальны?

(Матрена обладает бесконечным смирением, не требующим от нее никакого напряжения воли. Она не предается греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрена может довольствоваться малым – тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злобы, обиды, стяжательства. Праведничество Матрены основано на ее безразличии к материальным ценностям).

Учитель: Послушаем, что говорит доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.М.Дунаев о праведности: «В чем же праведность Матрены? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную ее христианскую суть

Вот именно, Матрена – праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет и прочитаем: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут… Ибо, где сокровища ваше, там будет и сердце ваше».

3.Подведение итогов.

Учитель: Закончить наш урок я хотела бы закончить словами самого писателя: «Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье), нисколько в ней не утопая. Даже касаясь ли стопами ее поверхности это – праведники, мы их видели, удивлялись, пользовались их добром…тут же погружались опять на нашу обреченную глубину. Мы брели, кто по щиколотку, кто по колено, кто по горло… а кто и вовсе погружался, лишь редкими пузырьками сохранившийся души еще напоминая о себе на поверхности».

После этих слов звучит Larcimosa моцартовского «Реквиема».

План – конспект №4

Тема: Размышление над рассказом А.И.Солженицына «Матренин двор»

Тип: урок закрепление

Вид: развитие речи

Цели:

    Проверить уровень усвоения материала по пройденной теме;

    Совершенствовать навыки аналитического мышления;

    Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Метод: эвристический, частично-поисковый

Приемы: беседа, выборочное чтение, устное словесное рисование, письменная работа.

Оборудование: портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к рассказу.

План урока:

    Слово учителя.

    Беседа.

    Викторина.

    Написание мини-сочинения.

Ход урока:

    Слово учителя.

Итак, мы закончили изучение рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». На прошлых занятиях мы говорили, что этот рассказ автобиографичен. Но можно считать, что это произведение выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением».

2. Беседа.

    Что же делает его блистательным и «подлинно гениальным произведением»?

    Какова же основная тема рассказа? (тема традиционна для русской литературы – судьба русской женщины-крестьянки, тема праведничества)

    Какие чувства испытывает рассказчик после смерти Матрены?

(рассказчик испытывает острое чувство вины: нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку»)

    Каков символический смысл рассказа?

Учитель: А.Т.Твардовский писал: Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако, ее душевный мир наделен такими качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскали все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».

Скажите, какие качества Матрены отмечают Твардовский и Солженицын?

Согласны ли вы с такой оценкой героини?

3.Викторина

    Назовите первоначальное название рассказа.

    В каком году и в каком журнале был опубликован рассказ?

    В каком году «Игнатьич возвращался в Россию»?

    Как называлась деревня, в которой остановился Игнатьич?

    Назовите полное имя главной героини.

    Какой герой противостоит Матрене?

    Какие детали внешности и поведения Матрены подчеркивают ее доброту? (вычитать из текста)

    Назовите предметные детали, свидетельствующие о тяжелых условиях жизни героини? (из текста привести пример)

    Какое верное средство было у героини, чтобы вернуть себе хорошее расположение духа? (работа)

    Какую роль играют в произведении упоминания о прошлом Матрены?

    Какие музыкальные произведения вызвали у Матрены живой отклик, растрогав до слез? (романсы на музыку Глинки)

    Определите, о ком из своих родственников рассказывает Матрена:

Ой- ой-ойиньки, головушка бедная! Сколько невест было на деревне – не женился. Сказал: буду имячко твое искать, вторую Матрену. И привел-таки себе из Липовки Матрену, срубили избу отдельную, где и сейчас живут…

По улице на мужиков с кулаками бегал, а меня – ни разику… то есть был-таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшиб. Вскочила я от стола: «Захлебнуться бы вам, подавиться, трутни!». И в лес ушла. Больше не трогал.

(1. о девере Фаддее; 2. О муже Ефиме)

13. Какова функция диалектизмов в произведении? Приведите примеры.

14. Нарисовать с помощью эргономики главных героев рассказа. (Матрену, Игнатьича, Фаддея)

Учитель: Заслуга А.И. Солженицына в изображении русского национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот образ простого человека. Он показал, что мощь России создаёт не человек-монумент, а миллионы скромных Матрён. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит ": посреди неба" изба праведницы Матрёны.

4.Заключительный этап.

Ученикам предлагается написать мини-сочинение на выбранную тему:

    В чем суть праведности Матрены?

    «Вся возвращенная мне жизнь… имеет вложенную цель» (А.И.Солженицын).

    Роль символа в рассказе «Матренин двор».

Анализ произведения

“Не стоит село без праведника” – таково первоначальное на­звание рассказа. Рассказ перекликается со многими произведе­ниями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее ви­дится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду кресть­янскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже при­влекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это – полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через не­сколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним

бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вло­жила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер, появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало бла­гополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом, в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет прове­ла она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу – значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не слу­чаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похо­рон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову пере­вернулись жизненные устои, когда собственность стала предме­том и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют “добром”, ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по – деревенски. Матрена – это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплакан­ной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын – мастер предмет­ной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных де­талей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир – Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы пре­красно понимаем, что в этой деревне – вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художе­ственный образ.

План

1. Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны.

2. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом.

3. Фаддей приходит к Матрене. Он хлопочет за горницу, что Матрена обещала Кире, его дочери, воспитанной Мат­реной.

4. При перевозе сруба через железнодорожные пути Матре­на, ее племянник и муж Киры погибают.

5. Из-за избы и имущества Матрены долго идут споры. А рас­сказчик переезжает к ее золовке.

Глоссарий:

        • матренин двор анализ
        • анализ произведения матренин двор
        • матренин двор анализ произведения
        • анализ матренин двор
        • план матренин двор

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Главной героиней рассказа Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор” является шестидесятилетняя женщина Матрёна Васильевна, жительница села Тальново. Описываемый писателем персонаж можно охарактеризовать как очень хорошего, доброго...
  2. Смысл названия. Первое название рассказа было “Не стоит село без праведников”;. Праведник – во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в...