Был изобретен саксофон. Виды саксофонов

История создания саксофона начинается в XIX веке. Изобрел этот музыкальный инструмент бельгиец Адольф Сакс в 1840 году. Потому и название его произошло от имени создателя – «Sax» и греч. «phone», что значит звук.

У первых моделей саксофона было два отдельных друг от друга октавных клапана, 3 боковых клапана для левой руки, один клапан для правой руки и дополнительный клапан под указательный палец левой руки, благодаря чему можно было продлевать верхний предел диапазона до фа 3-й октавы. У инструментов Сакса нижний регистр ограничивался си-бемолем малой октавы по нотации.

В 1880 году изобретателем была предпринята попытка расширения нижней границы диапазона. За счет того, что он несколько удлинил раструб, сконструированная им модель саксофона-альта стала иметь нижний звук ля малой октавы.

Французская фирма «Lecomte» в 1890 году проделывает серьезное конструктивное изменение – ее изобретением становится система сдвоенного октавного клапана, благодаря чему улучшилась техническая подвижность саксофона. А добавление бокового клапана ми-бемоль 3-й октавы – это совместная работа известного в то время саксофониста-виртуоза и кларнетиста Э. Лефебра и американской фирмы «Conn». И сегодня не останавливаются работы по техническому усовершенствованию саксофона. Фирмы-изготовители постоянно вносят свои новшества, например, были добавлены клапана «верхней аппликатуры».

Хотя и делается саксофон металла, его все равно относят к числу деревянных духовых инструментов (таким, как гобой, кларнет, флейта). В истории создания саксофона отмечено, что первоначально он использовался исключительно в военных оркестрах. Потом его «голос» все чаще стал звучать в симфоническом и даже оперном оркестрах.

Солирует саксофон, например, в «Болеро» Равеля. Но в симфоническом оркестре ему так и не удалось стать полноправным членом. Зато его мелодичный вибрирующий звук хорошо знаком всем, кто увлекается джазовой музыкой, поскольку в эстрадных оркестрах, саксофон - обязательный участник!

Этот поистине душевный инструмент тронет даже самое черствое сердце. Узнать звучание саксофона можно из тысячи. Именно его «голос» часто слышится на многих романтических мероприятиях, к примеру, на таинстве бракосочетания. Также саксофон удачно вписывается во множество джазовых композиций, где становится резким и задорным.

Кто изобрел саксофон?

Изобретателем этого душевного музыкального инструмента считают инструментального бельгийского мастера французского происхождения - Адольфа Сакса. Он всю жизнь мечтал дать шанс быть инструменту, который стал бы чем-то средним между деревянными и музыкальными медными нотами. Приспособление, в котором могли бы сочетаться два этих тембра, отлично вписалось бы, по мнению изобретателя, в оркестр военных сил Франции. Ответ на вопрос «в каком году изобретен саксофон» многие дают не совсем точно, однако известно, что рождение саксофона пришлось на начало 1842 года. Патент был установлен спустя 4 года после изобретения. Согласно истории о том, как Сакс изобрел саксофон, он сидел дома и, приставив мундштук от кларнета к офикледу, сделал попытку заиграть, с первых же нот парень влюбился в это звучание. С того момента и пришло ему на ум назвать такой инструмент в свою честь. Популярный в то время композитор и журналист услышав потрясающий звук саксофона, был очень удивлен. Спустя несколько месяцев журналист написал статью об этом музыкальном инструменте.

Так разошлась слава о саксофоне по всей Европе, и дошла в наши края. На этом сотрудничество Сакса и Берлиоза не закончилось. Известный композитор сочинил первую партию для музыкального изобретения. После премьеры саксофона не один известный автор пожелал, чтобы его звучание вписали в их произведения.

Звучание саксофона

Звучание этого чудесного музыкального инструмента описывают множеством самых прекрасных слов: он непревзойденный, завораживающий, волшебный, чарующий и в то же время очень нежный.

Тембр саксофона способен затронуть до глубины души уже с первых нот, а его звук невозможно не узнать. Игра на саксофоне требует виртуозных навыков, играть на нем дано не каждому. А тот, кто решит связать свою жизнь с игрой на саксофоне, просто обязан любить музыку, жить ею и в совершенстве владеть инструментом

Из чего состоит саксофон? Его виды

О том, кто изобрел саксофон, сегодня упоминают чаще, чем о его достижении. И это верно. Однако сам инструмент достоин не меньшего внимания. С момента рождения саксофона его автор разработал четырнадцать видов. Но со временем стало ясно, что наибольшей популярностью пользуются всего восемь из них. А четыре вида просто молниеносно сметаются с рук автора. Эти инструменты имеют очень сочное звучание и необычайную технику.

Этот музыкальный инструмент являет собой трубку конической формы. Изготавливают его, как правило, из специального сплава меди, цинка и никеля. Автор саксофона далее усовершенствовал свое творение и придал некоторым видам более компактную форму. Саксофон стало удобнее использовать благодаря изогнутой основе. Саксофон, имеющий много разновидностей, может быть ровным. Инструмент складывается из трех частей: корпуса (основы), раструба и эски. Эски - трубка, которая является продолжением корпуса саксофона. На эту часть и накладывается мундштук. Он по форме похож на птичий клюв и изготовлен из эбонита. Иногда производители используют качественный пластик. Реже - металл. За образование специфического звука в саксофоне отвечает «язычок» - трость. Она в свою очередь может быть тростниковой, бамбуковой или изготавливаться из камыша. Эта деталь саксофона прикрепляется к инструменту при помощи машинки (лигатуры). Она по внешнему виду напоминает маленький сверток с парой винтов по бокам. Тот, кто изобрел саксофон, а именно Адольф Сакс, не забыл и о красивом внешнем виде инструмента. Сегодня его изготавливают по технологии первого автора, дополняя красивыми оттенками и узорами.

Саксофон в нынешнем мире

На сегодняшний день саксофон пользуется необычной популярностью и считается одним из главных инструментов во многих духовых оркестрах. Мало кто из ценителей современной музыки, в том числе поп-музыки, рока, рок-н-ролла, знает, что саксофон задействован и в этих современных направлениях. Не последнее место этот духовой инструмент занимает и в симфонических оркестрах.

Кратко о дальнейшей судьбе Сакса

Сакс после достижения пика своей карьеры решает остановиться в Париже. Многие не порадовались тому, что на их земле будет жить известный изобретатель - тот, кто придумал саксофон. Однако друзья Сакса его поддержали. Недоброжелателями оказались конкуренты - местные мастера. Они, как потом выяснилось, завидовали таланту Сакса и его друга Берлиоза. Адольф Сакс в силу своей мудрости не обращает внимания на злые слухи и открывает свое дело по производству духовых музыкальных инструментов. Его работы пользуются широким спросом, и заказы поступают из многих стран мира. Саксофон продолжает пользоваться популярностью, каждый раз напоминая о великом человеке, который сделал большое вложение в историю музыки, о том, кто изобрел саксофон и навечно остался жить в памяти многих.

Саксофон – это музыкальный инструмент, который относится к разряду деревянных духовых инструментов несмотря на то, что никогда не был сделан из дерева. Семейство саксофонов представляет собой группу инструментов, охватывающих самые разнообразные тиссетуры, начиная от сопранино и кончая субконтрабасом. Корпус инструмента металлический, широкомензурный с характерным изогнутым (за исключением сопрано и сопранино) раструбом. Принадлежность саксофона к деревянным духовым инструментам объясняется тем, что у него характерный способ звукоизвлечения. Саксофон – это язычковый музыкальный инструмент, то есть возбудителем звука является вибрирующая трость. Другая причина принадлежности к деревянным духовым инструментам – это особенности аппликатуры, которая похожа, например, на аппликатуру флейты, кларнета, или гобоя.

В отличии от большинства духовых инструментов саксофон не имеет прототипа в древности. Он был изобретен в 40-х годах XIX столетия талантливым музыкальным мастером бельгийцем Антуан-Жозефом Саксом (1814–1894), известным как Адольф Сакс. Саксофон можно считать одной из самых больших удач Адольфа Сакса. Суть изобретения Сакса заключалась в том, что он присоединил клювообразный мундштук от бас-кларнета, усовершенствованный им в 1837 году, к мундштучной трубке офиклеида – медного инструмента басового регистра, с конической трубкой и развитым клапанным механизмом.

Впервые звучание саксофона было продемонстрировано изобретателем французскому композитору Берлиозу в Париже, в июне 1842 года. В 1845 году саксофон был официально представлен Саксом экспертному жюри Французской национальной выставки. 22 июня 1846 года изобретатель получил на инструмент патент, в котором, в частности, было указано, что им изготовлены два самостоятельных семейства саксофонов. Первое семейство предназначалось для применения в симфоническом оркестре и состояло из шести разновидностей, настроенных в строях F и С. Вторая группа, состоявшая из семи инструментов, должна была использоваться в составе духового оркестра в строях Es и В. Каждая разновидность саксофонов получила свое наименование в соответствии с принятыми названиями тесситур певческих голосов: сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Саксофоны первой группы не сумели закрепиться в оркестровой практике, уступив со временем место своим собратьям из второго семейства, которые сегодня являются постоянными участниками духового, симфонического, джазово-эстрадного оркестра и камерных ансамблей.



Мы можем говорить,что у саксофона завидная судьба. Появившись на свет в 1842 году, он по началу использовался лишь в военных оркестрах, затем на него обратили внимание такие композиторы, как Ж. Бизе – применил саксофон в своей знаменитой «Арлезианке», М. Равель – «Болеро», С.В. Рахманинов – «Симфонические танцы», А.К. Глазунов – Концерт для саксофона, С.С. Прокофьев – ввёл его в партитуру балета «Ромео и Джульетта», А.И. Хачатурян – в балет «Гаянэ», М. Равель – в сделанной им инструментовке «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского. Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра. Хотя он и не столь универсален, как струнные инструменты, он добавляет к их звучанию яркие краски и способен на выразительнейшие звуковые характеристики.

В конце XIX века он как бы родился заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе. Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз – это его родная стихия.

Саксофон – это духовой тростевой инструмент. Хотя саксофон изготавливается из металла (серебра, латуни и других металлов), его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов. По устройству он похож на кларнет, по форме на бас-кларнет, аппликатура схожа с гобоем, имеет 2 октавных клапана, 24 игровых отверстия. Саксофон принадлежит к транспонирующим инструментам. Действительно, у саксофона есть много общего с деревянными духовыми инструментами, в том числе и характерный мундштук с тростью. Саксофон относится к семейству язычковых духовых инструментов наряду с гобоем, фаготом и кларнетом.

Ярче всего саксофон показал себя именно в джазовой музыке. Джаз – это оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, а также музыка, предназначенная для такого оркестра.

Период с 1935 по 1946 годы вошёл в историю джаза как эра свинга. Именно в этот период саксофон начал набирать популярность, и вошёл в состав джазового оркестра (биг-бенда), где насчитывается 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора и баритон). Саксофон хорош и в небольших джазовых ансамблях, где есть ритм-группа. Для большей ясности уточним, что такое биг-бэнд.

Биг-бэнд (большой оркестр) / Bigband. Характерная разновидность джазового оркестра, отличающаяся определённым составом инструментов (при ведущей роли духовых), специфическим разделением инструментальных групп(секций), своеобразной техникой ансамблевой игры (сочетание аранжированных разделов с импровизациями солистов, применение особых типов оркестрового сопровождения – бэкграунда, а также особых типов метроритмической пульсации, смещения темпов и др.). Численность музыкантов в биг-бэнде 10-20 человек. Типичный состав: 4 трубы, 4 тромбона, 5 саксофонов и ритм-группа (фортепиано, гитара, бас, ударные);возможны некоторые варианты. Предполагается наличие секции саксофонов (ридс), секции медных духовых инструментов (брасс) и ритм-секции; к ним может добавляться секция деревянных духовых (вудс), а также струнная группа. Развитие биг-бэнда началось в 1920е гг., а в начале 30-х гг. на его основе сложился свинг – один из основополагающих стилей оркестрового джаза.

Адольф Сакс много сил и времени положил на создание новых типов саксофона. Ему удалось сделать 14 саксофонов разной конструкции и звучания. Но половина из них так и осталась невостребованной. Больше всего используют семь видов саксофона: саксофоны сопранино и сопрано, альтовый саксофон, теноровый саксофон, басовый и контрабасовый саксофоны. Однако даже из числа этих семи саксофонов не все одинаково популярны. Так, например, сопранино, бас и контрабас практически невозможно увидеть на широкой сцене.

Таким образом, наибольшую популярность приобрели 4 остальных разновидности саксофонов: это баритон, альт, тенор, и сопрано. Остановимся на краткой характеристике каждого.

Саксофон баритон – это вид саксофона, диапазон которого находится в низком регистре. Ствол у баритона S-образный с высоко поднятым раструбом, из-за чего саксофон выглядит сложенным вдвое. Мундштук устанавливается в гнутое в двух плоскостях колено. Это позволяет достигнуть нужного диапазона, сохраняя удобные для игры габариты инструмента… . Строй у саксофона-баритона – in Es. Диапазон инструмента около трёх октав, ровно на октаву ниже, чем у альта. Ноты для саксофона баритона записываются на высоте и в тональности на большую терцдециму выше реального звучания. Таким образом, самая низкая нота – нота до большой октавы по музыке (по написанию – ля малой октавы). Кстати, нота ля малой октавы по написанию есть только в аппликатуре саксофона-баритона, у остальных трёх саксофонов эта нота в аппликатуре отсустсвует. Самая высокая нота по музыке – ля бемоль, ля или си-бемоль первой октавы в зависимости от устройства самого инструмента (по написанию – фа, фа-диез или соль третьей октавы).

Также, на любом из четырёх названных саксофонах музыкант может брать ноты и выше основного диапазона, и это так называемый фальцетный регистр. Однако этот раздел диапазона просто так никому не даётся даже при знании одной или нескольких аппликатур, и возможен только при правильной артикуляции и предельной сконцентрированности струи воздуха, заключённого в канале инструмента. Редко кому удаётся постигнуть данный регистр на стадии детской музыкальной школы. По мнению ведущих педагогов, не следует использовать фальцетный регистр на первых порах обучения. Этот регистр возможен только при должном опыте игры и при хорошей подготовке. Из педагогического опыта известно, что даже профессиональным музыкантам фальцетный регистр требуется далеко не всегда.

Как показывает исполнительская практика, саксофон баритон достаточно редко используется как солирующий инструмент. Это связано с его большим размером и с тем, что данный инструмент является громоздким и неудобным. Чаще всего он звучит в составе группы саксофонов джазового, эстрадно-симфонического, а также духового оркестров. Известные исполнители на саксофоне баритоне – это, например, Гарри Карни и Джерри Маллиган.

Саксофон-тенор . Этот инструмент во всём мире считается самым глубоким и проникновенным по тембру. Причиной тому является выгодное расположение диапазона. По музыке, самая нижняя нота на таком инструменте – ля бемоль большой октавы, а по аппликатуре, или иначе говоря, по написанию, эта нота записывается на большую нону выше реального звучания, то есть си-бемоль малой октавы. Самая высокая нота по написанию – фа, фа диез или соль третьей октавы в зависимости от устройства самого инструмента. Фа-диез возможен только в том случае, если на то есть соответствующий клапан. Так, верхний фа-диез часто отсутствует на старых саксофонах, но характерен для новых. Такой диапазон по написанию характерен и для альта, и для сопрано.

На саксофоне теноре играли многие джазовые звёзды, например, Бен Вебстер, Коулмэн Хокинс, Лестер Янг, Джон Колтрейн, Сонни Роллинс, Стен Гетц, Джо Хендерсон, Бенни Голсон, Гровер Вашингтон, Кенни Джи и другие. Из российских джазовых исполнителей на саксофоне теноре известны такие музыканты, как Давид Голощёкин, Игорь Бутман, Александр Сакуров, Олег Киреев, Дмитрий Мосьпан, Олег Грымов, Геннадий Кренделев и другие. Некоторые из этих звёзд, например, Гровер Вашингтон и Кенни Джи, играют на трёх саксофонах: и на теноре, и на альте и на сопрано.

Саксофон альт. Данный инструмент по размеру меньше, чем саксофон тенор, диапазон его расположен выше. По музыке – от ре бемоль малой октавы до ля - бемоль – ля си-бемоль второй октавы в зависимости от самого инструмента. Строй саксофона-альта – ми-бемоль, как и у баритона. Саксофон-альт имеет средние размеры, и поэтому именно на нём лучше всего начинать учиться играть. Ведь если начинать учиться на теноре, а тем более на баритоне, то это будет слишком тяжело. Но и на маленьком саксофоне-сопрано это делать не просто, потому что звук сконцентрировать сложнее, нежели на альте. Настроить саксофон-сопрано достаточно сложно, т.к. на нём маленький мундштук. Ведь любой саксофон настраивается путём передвижения мундштука, а на сопрано это надо делать с точностью до миллиметра. В целом, для игры на саксофоне-сопрано необходима хорошая подготовка, полученная на саксофоне-альте. И это ещё один факт, подтверждающий, что обучение игре на саксофоне лучше начинать с саксофона альта. Известные исполнители на саксофоне-альте: Джонни Ходжес, Чарли Паркер, Луи Дональдсон, Фил Вудс, Кэннонбол Эдерли, Орнет Коулмен, Ли Конитц, Пол Дезмонд, Фаусто Папетти, Гровер Вашингтон, Дэвид Сэнборн, Эрик Мариенталь, Кенни Джи и другие. Среди российских альт-саксофонистов известны такие, как Георгий Гаранян, Алексей Козлов, Михаил Жураков и другие.

Саксофон сопрано . В отличие от саксофонов большого размера, у саксофона-сопрано нет У-образной изогнутой трубки. Его корпус состоит из прямой трубки небольшой длины. С одной стороны трубка заканчивается раструбом, а с другой – мундштуком. Это характерно для всех духовых инструментов. На верхней части саксофона-сопрано располагаются клавиши, на некотором отдалении от которых находится специальная клавиша для мизинца. Она чуть больше, чем все остальные клавиши это сделано для удобства музыканта при игре. Этот саксофон звучит в строе си-бемоль, и диапазон его расположен на октаву выше, чем диапазон саксофона-тенора. Тембр у саксофона-сопрано нежный и немножко гнусавый, напоминает звучание гобоя. Фальцетный регистр на саксофоне-сопрано даётся исполнителю особенно трудно, потому то это сам по себе высокий инструмент. Известные исполнители на саксофоне-сопрано: Сидней Беше, Джон Колтрейн, Сонни Роллинс, Стен Гетц, Гровер Вашингтон, Кенни Джи и Эрик Мариенталь.

В целом, саксофон очень подвижен в техническом отношении, но наиболее удобными для него являются тональности, имеющие при ключе от одного бемоля до четырех диезов. Инструмент гибок в динамическом отношении. Сила его звука в среднем эдентична унисону двух-трех кларнетов. Для уменьшения силы звука и изменения тембровой окраски применяются сурдины.

Таким образом, в данном разделе мы раскрыли историю создания саксофона и рассмотрели основные особенности представителей этого семейства духовых музыкальных инструментов.

Человека на протяжении всей его жизни сопровождает музыка. Музыка бывает разной: кто-то склонен к импровизации джаза, кто-то любит вечную классическую музыку, а кто-то предпочитает банальную «попсу». Одним словом, сколько людей, столько и музыкальных пристрастий. Помимо этого, существует и огромное количество музыкальных инструментов. И об одном из них, мы и хотим вам рассказать.

Саксофон является достаточно молодым музыкальным инструментом, который был изобретен в 1842 году Адольфом Саксом, бельгийским музыкальным мастером. Сакс к тому времени был уже довольно известным музыкальным мастером и имел несколько патентов. Своей деятельностью он занимался в мастерской своего отца и искал возможность устранить различия в интонациях медных и деревянных духовых инструментов. Сакс, в виде основы использовав кларнет, заменил корпус, выполненный из дерева, на металлический корпус, при этом немного изменив устройство мундштука. К низу он сделал инструмент расширяющийся, и оснастил его более удобной гобойной и флейтовой аппликатурой.

Представителей духовых военных оркестров сразу заинтересовал новый музыкальный инструмент. Вскоре, Гектор Берлиоз – знаменитый композитор в парижской газете «Journal des Debats» публикует статью, которая полностью посвящается новейшему музыкальному инструменту. Именно он и дал название «Саксофон». Сам Берлиоз пишет новое произведение для саксофона, и уже через малый промежуток времени это новшество звучит впервые в составе оперного оркестра на премьере оперы «Последний царь Иудей» — Жоржа Кастнера.

В 1845 году вместе с другими разработками Адольфа Сакса – саксотрубами и саксогоранми, вытесняют из французских духовых военных оркестров такие музыкальные инструменты, как фагот, гобой и валторна.
Сакс, в 1846 году получает патент на создание целого «семейства» этого музыкального инструмента.

Великий мастер, незадолго до своей смерти проиграл судебный процесс, в котором его обвинили в плагиате. Производство его признали банкротом, и в результате, великий и талантливый музыкальный мастер ушел из жизни в нищете. На долгие годы саксофон был забыт людьми, пока его американские музыканты «не воскресили», превратив саксофон в ведущий инструмент джаза.

Так, что собой представляет саксофон? Как мы уже говорили выше, изготавливается он из металла, и состоит из трех основных частей: это корпус, раструба и эса. Мундштук, который является основным предметом звукоизвлечения, который крепится на эс. Сам мундштук состоит из корпуса, который изготавливается из металла, эбонита, трости, пластика или бамбука. При помощи «машинки», то есть приспособления с одним или двумя винтами, крепится к мундштуку трость. В основном, так называемые «машинки», изготавливаются из металла, но и иногда используют и кожаные.

Создателем этого чудного инструмента считают выдающегося франко-бельгийского инструментального мастера Адольфа Сакса. Однажды Саксу стало интересно узнать, можно ли сделать музыкальный инструмент, который бы стал промежуточным звеном между деревянными и медными духовыми.

Инструмент, который бы был способен сочетать тембры меди и дерева, как нельзя кстати пригодился бы для несовершенных на то время военно-духовных оркестров Франции. Для воплощения своей идеи в реальность Сакс решил прибегнуть к новому принципу построения: он соединяет коническую трубу с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Инструмент имел металлический корпус. Внешне он был похож на басовый кларнет. Сама трубка расширялась в конце и сильно загибалась вверх. К ней была прикреплена трость на наконечнике из метала. В целом получившейся инструмент чем-то напоминал английскую букву S. Отметим, что задумка Сакса получилась великолепной. Новому инструменту удалось соединить в себе свойства медного и деревянного духовых военных оркестров. Кроме того, особое внимание привлек получившийся тембр. Звук, издаваемый саксофоном, напоминает звучание английского рожка, кларнета и виолончели. Но, нельзя упустить тот факт, что сила звука саксофона во много раз превышает силу звука, издаваемую кларнетом.

Сначала саксофон стали активно использовать в военно-духовых оркестрах Франции, а в скором времени им заинтересовался оперный с симфоническим оркестры. Не одно десятилетие саксофон использовали только французские композиторы, а именно Тома, Массне, Бизе, Равель и др. Но по истечению некоторого времени саксофон обрел популярность среди композиторов разных стран мира. Рахманинов, например, задействовал саксофон для воспроизведения своей одной самой прекрасной мелодии в первой части «Симфонических танцев».

Интересно, что с момента своего возникновения саксофон прошел интересный путь и даже столкнулся с мракобесием. В Германии, когда в этой стране процветал фашизм, игру на данном инструменте запретили, мотивируя это тем, что саксофон имеет неарийское происхождение.

В начале 20 века саксофоном заинтересовались музыканты из джаз-ансамблей и таким образом этот инструмент стал «королем джаза». Большинство композиторов 20 века высоко оценили саксофон. Например, Дебюсси придумал Рапсодию для данного инструмента с оркестром.

Если и вы решили научиться играть на легендарном инструменте, трости для альт саксофона купить вам будут просто необходимы. Обратитесь к профессионалам в Магазин музыкальных инструментов duhoviki.ru, там вам помогут выбрать то, что нужно из всего многообразия предложений.