Человечество как едино-цельная.

социально-планетарная система

Никакое общество реально не существует как нечто вполне самодостаточное, пребывая в гордом одиночестве. И чем дальше развивается то или иное общество, тем больше оно вступает во всевозможные контакты с другими государствами, образуя все более сложные связи и отношения. Это имело место уже у первобытных племен. С тех пор взаимные связи сообществ и обществ все более усиливались и усложнялись. Люди как по своей биологической природе, так и по вселенским законам, в которые они вписаны изначально, и по своей социальной сущности - члены единой “планетарной семьи”. Каждый из нас, являясь гражданином того или иного государства, одновременно в широком смысле гражданин и всего человечества. Ведь в какой-то мере он несет на своих плечах груз моральной ответственности за все, что происходит в мировом сообществе.

Как бы ни была гениально богата духовная жизнь того или иного человека, каким бы фонтаном ни била сила его разума во вне, она все же не самодостаточна и ограничена, если не усвоит духовных ценностей человечества, не почерпнет из кладезя других народов и истории. Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельного человека. По самой своей сути народы призваны “устроиться” на Земле всемирно. Человечество можно (разумеется, условно) уподобить единому соборному существу: оно росло из поколения в поколение подобно тому, как отдельный человек растет со сменой своих возрастов. А в своем росте, подчиняясь общечеловеческому принципу прогрессивного развития, каждое общество и каждая нация призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом в той или иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь.

Вдумавшись в суть жизни общества и в историю человечества как единого целого, мы должны признать, что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется, те, которые оказались достойными быть воспринятыми в потоке истории человечества. Они, по словам Вл. Соловьева, вдвойне преобладают над живущими: как их явные образцы и как их тайные покровители - как глубинный механизм культурного массива, через который “усопший разум” действует в частной и общей истории видимого прогрессирующего на Земле человечества. Значение и объективный и субъективный смысл посмертного бытия определяется теснейшим единством с самим существом человечества живущего. Таким образом, и умершие, и живущие имеют свою особую реальность: у первых она более достойная и умеренная, а у вторых - более свободная и явно действенная. Но ясно, что полнота жизни человечества для тех и для других может состоять только в их совершенном единодушии и всестороннем взаимодействии? мы поклоняемся усопшим, помня о них, а они оставленными нам творениями малых и великих дел питают наш опыт, обучают нас жизни и делам нашим. В чем же ином может состоять окончательный смысл мирового порядка и завершение всеобщей истории, как не в осуществлении этой целостности человечества, как не в действительном его исцелении через явное соединение этих двух начал, разлученных его долей? Вопрос этот чрезвычайно трудный. Он поднят еще О. Контом и возвышен Вл. Соловьевым". Эту тему обсуждал и русский философ Н.Ф. Федоров - представитель русского космизма. А более полутора тысяч лет назад апостол Павел говорил в Афинах о единстве рода человеческого и о присутствии Божества во всех. Афиняне неохотно его слушали, но, как только он упомянул о воскрешении мертвых, они сказали: “Ну об этом, любезнейший, мы побеседуем в другой раз”.

Итак, в состав того, что именуется человечеством, входит более усопших, чем живых. Эта мысль утешительна и гуманна: она напоминает о преемственности умственных и нравственных ценностей, составляющих общее достояние человечества; она напоминает нам и о том, что тот, кого уже нет, продолжает жить между нами в своих идеях, в своих делах, своим примером. Эта мысль относится, конечно, не только к тем великим гениям, которые озаряют путь всего человечества, но и к более скромным, простым людям, жившим жизнью мысли и дела, поддерживавшим нравственный и социальный идеал на более ограниченной арене своего бытия. Постижение минувших времен и стран мира - украшение и пища для человеческого духа.

История в определенном смысле являет собой священную книгу народов, своего рода зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и принципов поведения, завет предков потомству, дополнение, осмысление настоящего и пример будущему. Гуманистически мыслящие умы убеждены, что ни один народ не одарен какой-то особой способностью по сравнению с другими. В мире нет народа, вошедшего в историю, который можно считать недостойным исторической значимости, как нет и такого, который можно было бы считать особо избранным. Можно сказать так: человечество в нас, а мы - во всем человечестве.

В России были времена, когда мы широко пользовались мировым опытом для блага Отечества. Так, Петр I “прорубил окно в Европу”, его мысли и деяния не знали национальной ограниченности. Многие “русские путешественники” (например, Н.М. Карамзин) обнаружили, что Европа не была ни спасением, ни гибелью России, она не отождествлялась ни с разумом, ни с модой, ни с идеалами, она стала обыкновенной и понятной. Космополитами можно назвать Эразма Роттердамского, французских философов-просветителей, Г. Гейне, И.В. Гете, П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.М. Карамзина и многих других.

“Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума”.

Ныне благодаря новейшим средствам связи, массовой информации общение народов небывало возросло, стало все более ощутимо для всех, что человечество являет собой единое целое. Теперь можно смело сказать: “Нет Запада без Востока, нет Востока без Запада”. Достижения науки и техники помогают нам почувствовать не только многоликость, но и целостность мира, что открывает новые возможности для обмена материальными и духовными ценностями.

При этом нельзя утверждать, будто уделом Запада всегда было изобретать, а Востока - перенимать. Прогресс больше похож на улицу с двусторонним движением: в разные часы доминируют разные потоки. Именно с Востока пришли к европейцам арабские цифры, многие достижения математики, астрономии, медицины; китайцы дали миру бумагу, компас, порох. Французских просветителей-энциклопедистов XVIII в. вдохновляла идея древнекитайского философа Конфуция, который еще 2500 лет назад говорил, что принцип “жэнь” (гуманность, человечность) должен быть основой общественных отношений. Впрочем движение было встречным, например, во второй половине XIX в. Япония, отказавшись от длительной самоизоляции, стала активно заимствовать научно-технические достижения Запада. В то же время японские цветные гравюры эпохи Токугава вдохновили таких европейских художников, как В. Ван Гог и П. Гоген, бросить вызов канонам западной живописи.

И даже древний мир был отнюдь не столь разобщен, как это кажется некоторым нашим современникам. Народы общались и обогащали друг друга гораздо больше, чем мы порой можем представить. Так, Рабиндранат Тагор, приехав в Индонезию, воскликнул: “Я всюду вижу Индию, но я не узнаю ее”. Это удивление может быть ключом к пониманию страны-архипелага. В своей истории она многое заимствовала извне, преобразуя все это на свой лад. Популярный в Индонезии вид народного искусства - “театр теней” - во многом основан на индийском эпосе - Махабхарате и Рамаяне. А древнеиндийский эпос оказал такое же воздействие на этические и эстетические вкусы индонезийцев, подобно тому как библейские страдания - на средневековую Европу. Но такой общности нельзя достигнуть без общения между народами.

Даже такие религии, как христианство и ислам, не могли избежать взаимных влияний: около тысячи лет самым крупным христианским храмом считался Софийский собор в Константинополе, возведенный с непостижимым для средневековья мастерством. Захватив Константинополь, султан Мехмед II повелел превратить Софийский собор в мечеть. Украшавшую храм византийскую мозаику покрыли штукатуркой и к зданию пристроили два минарета. Чтобы превзойти прославленный памятник христианской архитектуры, новые хозяева города, переименованного в Стамбул, построили Голубую мечеть. Однако, будучи более чем на тысячу лет моложе Софийского собора, она копирует его всеми своими архитектурными тонкостями. Христианский храм - прототип мусульманской мечети! Это пример того, что культуры взаимно обогащают друг друга. Большое искусство тем и велико, что преодолевает не только национальные, но и религиозные границы.

Человечество - это постоянно развивающаяся, динамичная система, совокупность всех людей, населявших когда-либо Земной шар.

Понятие «человечество»

Человечество подразделяется на народы, этносы, расы, культурные и социальные группы. Такое разделение не является абсолютным показателем, ведь многие народности и даже расы смешиваются между собой.

Каждые малые и большие социальные группы, из которых состоит человечество, основаны на родстве. К примеру, люди, которые длительное время проживают на территории одного государства, могут иметь общих предков, то есть быть связанными кровным родством.

Человечество как сумма поколений

Человечество можно представить себе как совокупность всех людей, которые когда-либо населяли нашу планету. На сегодняшний день Землю заселяет около 7 млрд. людей. Но это только малая часть человечества, ведь тысячу, и даже десять тысяч лет назад на нашей планете жили люди. Представьте, какая грандиозная цифра получится, если сложить количество всех людей, которые жили на Земле!

Человечество можно рассматривать и с другой точки зрения: не как сумму людей, а как сумму поколений. Поколение представляет собой совокупность людей, которые родились в один год, в более широком смысле - в одно десятилетие.

Например, люди, которые родились в период 1980- 1990 году принадлежат к одному поколению. Их жизнь имеет похожие черты: они живут при одинаковых социально - политических условиях. Очень часто людей. Которые принадлежат к одному поколению, называют одногодками - они имеют одинаковый жизненный опыт, схожие взгляды, интересы и мировоззрение.

Процесс роста населения на Земле

Благодаря исследованиям современных демографов, мы можем знать и самостоятельно исследовать процесс роста населения на Земле. В период завершения эпохи палеолита население нашей планеты достигло отметки 3 млн. людей. В начале нашей эры Землю заселяло всего лишь 50 млн. человек.

Но уже через тысячелетие эта цифра увеличилась в 6 раз. В начале 20 века Землю населяло около 2 млрд. человек. В наши дни количество людей достигло 7 млрд. Самая крупная по количеству людей страна - Китай. В нем проживает около 1.5 млрд. людей.

Второе место занимает Индия, с населением 1 млрд. Российская Федерация занимает 7 место, количество наших соотечественников - 143 млн.

Поколение как часть человечества

Человечество - это непрерывающаяся эстафета поколений людей. Каждое поколение превосходит предыдущее, благодаря унаследованному опыту.

Мы, люди, принадлежащие к ныне живущим поколениям, намного превосходим своих предков, так как являемся более умными, целеустремленными и образованными. К нашему распоряжению представлены новейшие достижения науки и техники. Каждое поколение является важной составляющей всего человечества, обеспечивает его дальнейший прогресс и развитие.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - совокупность индивидов, принадлежащих биологическому виду человека разумного (Hom sapiens); включает в себя как всех ныне живущих, так и живших в прошлом представителей данного вида.

ляется единственным известным нам носителем дальнейшего поступательного развития во Вселенной - социального прогресса, поскольку обладает разумом и культурой. Благодаря культуре человечество наряду с первичной средой своего обитания создало вторичную, техногенную, окружающую его среду. В результате этого человечество представляет собой биосоциальный , ибо детерминировано как генетической информацией, передающейся биологической наследственностью, так и культурной информацией, приобретаемой из поколения в . Усвоение культурной информации в обществе происходит неизмеримо быстрее, чем передача по наследству генетической информации. Именно этим объясняется возрастающее ускорение общественного прогресса по сравнению с биологической эволюцией. Это же обстоятельство является главной причиной прекращения среди человечества дальнейшего видообразования; другими дополнительными причинами являются сравнительно большой интервал времени при смене поколений, отсутствие продолжительной и устойчивой изоляции отдельных популяций человека и постоянное смешение различных рас и этносов вследствие их высокой географической подвижности.

Расовое человечества уходит в далекое прошлое. Не исключено, что отдельные признаки современных больших рас (европеоидов, австралоидов, монголоидов, негроидов и др.) ведут свое происхождение от предков человека разумного, тогда как другие были приобретены им в ходе последующего расселения. Вместе с тем наряду с большими расами, представители которых составляют от трех пятых до половины населения Земли, почти две пятых его приходится на переходные , возникшие в ходе “великих переселений” племен и народов на протяжении многих тысячелетий вплоть до Нового времени. Кроме того, в основном после эпохи Великих географических открытий 15-18 вв. появились сотни миллионов представителей смешанных рас (мулатов, метисов, самбо и др.), особенно в Новом Свете.

В отличие от рас многочисленные этносы (племена и их союзы, народности и нации), из которых состоит человечество, представляют собой не биологические, а последовательные во времени исторические стадии общности людей, развивающиеся благодаря присущей им солидарности с себе подобными (по образу жизни, языку или иным культурным - в широком смысле - причинам). Эволюция этнических общностей включает в себя как их интеграцию, так и дифференциацию. На протяжении исторического времени возрастала к нормированию более или менее устойчивых метаэтнических общностей от конгломератных империй Древнего Востока до объединенных общей культурой эллинистических государств, арабского халифата при Омейядах и Аббасидах, Византии, Священной Римской империи, России-СССР; в большинстве случаев они распадались как из-за внутренней дезинтеграции, так и вследствие военных катастроф. Распространенные в новейшее время представления о грядущем слиянии всех наций в гомогенное человечество, говорящее на одном, общем для всех языке, являются утопическими даже для отдаленного будущего.

Хотя первоначальные этапы культурной эволюции человечества во многих отношениях носили изолированный , это не исключало их взаимодействия и широкого заимствования одними племенами у многих других технических достижений по крайней мере со времен раннего неолита, а вероятно, и раньше. При всем своеобразии локальных и региональных цивилизаций, возникавших на Земле с 4-го тысячелетия до н. э., культурная эволюция человечества представляет собой процесс, происходящий с ускорением “ритма истории”. Большие периоды в истории (этапы, формации, эпохи) являются определяющими для человечества в целом.

Наряду с принятой среди историков периодизацией (Древний . Средние века, Новое время) наиболее распространенным ныне является членение всемирной на четыре технологические эпохи - собирательства и охоты, аграрного (земледелие и скотоводство), индустриального и постиндустриального, информационного обществ. Современное человечество находится на разных этапах всех этих четырех эпох с преобладанием перехода от аграрного общества к индустриальному в развивающихся странах и от индустриального к постиндустриальному - в развитых. Переход от одной технологической эпохи к сопровождается демографической революцией. С сер. 20 в. значительно усилилась тенденция к экономической, научно-технической и культурной интеграции человечества, В настоящее время созданы важные предпосылки для формирования общепланетарной цивилизации при сохранении ее гетерогенности на нашей планете. Осознание общечеловеческой солидарности началось еще в древности, нашло свое воплощение в заповедях универсальных мировых религий (буддизм , христианство, ислам и др.). Несмотря на все цивилизационные и мировоззренческие противоречия, сохранялось и развивалось вплоть до нашего времени. На необходимости отношения к другим людям как к самим себе настаивали многие философы, среди них Кант в своем “категорическом императиве”. Социальные потрясения 20 в. потребовали формирования всеобщего эйкуменическоГО взгляда на неотъемлемость политических и экономических прав и свобод человека, решительного осуждения расовых, религиозных и этнических войн, а также преступлений против человечности. Именно соблюдение всех этих требований является гарантией самосохранения человечества как носителя социальных и моральных ценностей.

Вместе с тем научно-техническая мощь человечества ныне возросла настолько, что породила современности. Она ведет к истощению природных ресурсов планеты, к перенаселению, катастрофическому загрязнению окружающей среды и способна уничтожить в ядерной и экологических катастрофах не только само человечество, но и на Земле. Однако все эти глобальные проблемы являются преимущественно техногенными, а следовательно, не только порожденными человеком, но и потенциально разрешимыми им. Предотвращение отрицательных последствий научно-технического прогресса, стихийности и неравномерности общественного развития, недальновидной политики государств и поведения людей настоятельно требует мобилизации всего “человеческого потенциала”, перехода человечества к саморегуляции своей деятельности. Дальнейшее сохранение и жизни на Земле предполагает управляемую коэволюцию человечества и всей окружающей его среды (создание “ноосферы”).

Лит.: Кондорсэ Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936; Человечество (Штернберг Л.).- В кн.: Энциклопедический словарь Брокгауз-Эфрон, т. 38. СПб., 1903; Какое будущее ожвдает человечество? Прага, 1964; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965; Забелин И. М. Человек и человечество. М-, 1970; ПоршчевБ. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974; Давидович В., АбаяинаВ. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. М-, 1975; Фролов И. Т. Перспективы человека. М., 1979; Он же. О человеке и гуманизме. М., 1982; Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М.,1982; Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983; Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988; Человеческий потенциал. Нью-Йорк, 1994.

Э. А. Араб-Оглы

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЧЕЛОВЕЧЕСТВО" в других словарях:

    В конечном счете существует лишь одна раса: человечество. Джордж Мур Люби человечество сколько тебе угодно, но не требуй взаимности. Дон Аминадо Человек разумное существо, но это не относится к человечеству. Раймон Арон Человечество имеет за… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Человеческое общество, гуманизм, род человеческий, род людской, сыны адама, потомки адама, сыны земли, общество, люди Словарь русских синонимов. человечество 1. люди, род людской (или человеческий); потомки (или сыны) Адама, сыны Земли (книжн.) 2 … Словарь синонимов

    Человечество - Человечество ♦ Humanité Слово имеет два смысла – описательный и нормативный. Человечество, и это в общем то единичный случай, есть одновременно вид животного и добродетель. Здесь используется не метафора (ср.: «Отважный, как лев» – о храбром … Философский словарь Спонвиля

    ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, человечества, мн. нет, ср. Люди, человеческий род. «…Великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм…» Ленин. «Коммунистом… … Толковый словарь Ушакова

    ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, а, ср., собир. Люди, человеческий род. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. humanity; нем. Menschheit. Наиболее общая форма соц. общности, совокупность всех конкретных обществ, весь мир в целом. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

В статье рассказывается о том, что такое человечество в целом, в чем проявляются его отличительные черты, и какое возможное будущее нас ждет.

Древние времена

Жизнь на нашей планете существует более 3 млрд лет. Срок этот осознать чрезвычайно сложно, но стоит отметить, что именно человек разумный главенствует на Земле по примерным подсчетам около 100 тысяч лет.

Так что такое человечество? Это общая совокупность всех когда-либо существовавших людей. Но часто под таким термином понимают только современных жителей Земли и их относительно близких предков. Одна из самых ярких и отличительный черт людей как биологического вида, это многосторонняя и сложная цивилизация с богатой культурой и особенностями. Человечество - это, в первую очередь, многообразие, при котором у людей, хоть и с трудом, но все же получается мирно сосуществовать. Хотя, как и у всех иных животных, у людей порой появляются попытки уничтожения себе подобных по расовым или иным отличиям. Но обо всем по порядку.

Численность

Сейчас на нашей планете насчитывается около 7,3 млрд людей. И, что интересно, самый сильный прирост населения за всю историю произошел в середине XX века, когда учеными были созданы гербициды и пестициды, что дало возможность существенность увеличить урожайность культурных растений в природно-неблагополучных регионах, к примеру, Африке. Естественно, дальнейший рост приведет к постепенному перенаселению. понимает, но, увы, контролировать рождаемость можно в отдельно взятом государстве, как в Китае, но не на всей планете.

Генетические и социальные отличия

Все люди принадлежат к одному но, несмотря на это, они отличаются. Первое и самое важное, это расовое отличие. Их три, - европеоидный тип, негроидный и монголоидный.

Второе, это гендерное. Люди могут быть только двух полов, женского или мужского. Естественно, если речь идет о здоровом человеке, но из-за некоторых генетических мутаций появляются отклонения. Подобное разделение обуславливается не только биологическими различиями, но и культурными. И лишь в наше время в большинстве стран женщины получили те же социальные права, что и мужчины. Но некоторые регионы до сих пор отличаются своим жестким, если не сказать жестоким к ним отношением. Прогрессивное человечество это не одобряет, но мирно решить подобную ситуацию крайне сложно.

Третье отличие, это язык. Разделение на произошло еще в незапамятные времена, и большая их часть давно получила статус «мертвых».

Четвертое, это узы родства. Опять-таки, еще в доисторические времена наши предки понимали - поддерживать связи или жить со своими родственниками очень выгодно. Сохранилось это и в наше время, - все этнические и прочие группы придают большое значение родственным связям.

Пятое отличие, - этническое. Оно образуется в зависимости от общей истории, региона обитания, традиции, общего языка или культуры. Большинство людей также придает этому немалое значение.

Шестое и последнее, - политическое. Любое общество, даже самое мелкое, испытывает потребность в руководстве, начиная от мелких споров на уровне дикарей африканских племен, заканчивая развитыми и большими государствами. По этой причине почти всю историю возникали войны и революции, так как не всем по вкусу тот или иной политический строй. Увы, даже будущее человечества, наверное, этого не лишится. Хотя, по мнению некоторых футурологов, на Земле должен восторжествовать один превалирующий строй. И предпосылки этому есть, та же демократия на большей части Евразии.

Что ожидает человечество?

Увы, заглянуть в грядущее никому не дано. Но, если рассуждать с точки зрения социологии, то уже начавшееся перенаселение доставит массу проблем. Также угрозу представляет загрязнение экологии из-за выхлопных газов, - содержащаяся в них углекислота серьезно увеличивает парниковый эффект.

Но в целом все не так страшно, если проследить мировой ход истории, то можно заметить пусть и неторопливое, но улучшение качества жизни людей. К примеру, отсутствие массового голода, эпидемий, и мировых войн. Так что будущее человечества должно быть не столь ужасно, как его некоторые представляют.

Если обратиться к мнению фантастов, которые часто предугадывают ход истории, как тот же Жюль Верн со своими факсами, телефонами, и прочим, то вариантов развития у человечества несколько.

Первый и негативный - это взаимное истребление по причине перенаселения, голода или атомных войн.

Второй - это всеобщее благоденствие и процветание в мире без конфликтов, голода и нужды. Оба они имеют право на жизнь, но, если современное человечество до сих пор не истребило друг друга на расцвете технологий, то будем надеяться, что обойдется без этого и в будущем.

Роль отдельной личности

Несмотря на тенденцию к самоизолированию и выпадению из общественной жизни, роль отдельного человека в жизни любого современного строя носит важную роль. Многие считают, что их действия, даже самые благие, ничего не меняют, но это не так. Как сказал Станислав Лец: «Ни одна снежинка в лавине не считает себя виноватой». Конечно, в наше время это сложнее, но порой рождаются личности, меняющие ход истории.

Человек и человечество - неделимы. Также растет феномен того, что иногда люди стремятся выйти из социума.

Культура

Еще наши далекие предки понимали важность ее значения. Первые из найденных примитивных музыкальных инструментов, игрушек или фигурок животных датируются сотнями тысяч лет до нашей эры.

Эпоха Ренессанса показала, - нормальное развитие общества без искусства или культуры невозможно.

Культура человечества невероятно многообразна, и большинство народов всячески стремится сохранить свою былую, и укрепить новую.

Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Именно с «человеческой проблематикой» всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей истории.

В античной философии человек рассматривался как микрокосм, подчиненный в своих человеческих проявлениях высшему началу-судьбе.

В системе христианских мировоззрений человек – существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два его начала: душа и тело, или человек и Бог. Философия Нового времени видела в человеке прежде всего его духовную сущность. В XIX - начале XX в. целостного учения о человеке ещё не было, хотя понимание действительной сущности человека уже часто просматривалось в различных теориях. Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной.

Проявления человеческой сущности крайне многообразны – это разум, воля, характер, эмоции, труд, общение. Человек поддается эмоциям, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым идеалам и целям. Отличительным и сущностным признаком человека является труд. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный, создавая материальные и духовные богатства общества. Человек одинокий, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, хищных зверей и бесчеловечных людей. Настоящим, полным человеком-личностью является только гражданин, то есть член гражданского общества. Общество есть дополненная, или расширенная, личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное, общество. (В.С. Соловьев. Сочинения в 2т М.1988). Общество – не простая сумма человеческих единиц, а человечество – не просто сумма наций, народов и государств, а целостность более высокого и качественно иного порядка. При этом без личности не было бы ни общества, ни нации, ни человечества.

Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель и смысл его усилий лежит не только в его личной судьбе, а прежде всего в социальных судьбах своего народа и даже всего человечества.

Люди как по своей биологической природе, так и по вселенским законам, в которые они вписаны изначально, и по своей социальной сущности – члены единой «планетарной семьи». Каждый, являясь гражданином того или иного государства, одновременно – и гражданин всего человечества. И в какой-то мере он несет на своих плечах груз моральной ответственности за все, что происходит в мировом сообществе.

Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельного человека. Каждое общество и каждая нация, подчиняясь общечеловеческому принципу развития, призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом в той или иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь. «Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума». (К. Гельвецкий. Об уме М. 1938).

В настоящее время, благодаря новейшим средствам связи, массовой информации, общение народов чрезвычайно возросло. Стало более ощутимо для всех, что человечество являет собой единое целое. Достижения науки и техники помогают нам почувствовать не только многоликость, но и целостность мира, открывая новые возможности для обмена материальными и духовными ценностями.

Несомненно, объективным законом истории является создание все более и более совершенного общества. Общественные союзы, появляющиеся от начала жизни на Земле, вступают во взаимные столкновения, в общую борьбу за выживание и реализацию личных и групповых интересов. В истории общества выживали и процветали сначала наиболее сильные, жизнеспособные, находчивые как личности, так и сообщества, затем – общественные структуры более широкого национального и многонационального масштаба, и наконец – наиболее солидарные, разумные и культурные. Важнейшим аспектом исследования общества выступает анализ исторического процесса, выявление его смысла и значения, решение проблемы направленности исторического процесса и т.д.

Сам термин «история» очень многозначен. Мы можем говорить об истории Земли, человечества, страны или города, семейной истории. История присутствует в любой науке, характеризуя эволюцию её предметного содержания. Применительно к обществу история чаще всего понимается как совокупность событий прошедшей общественной жизни. То есть история – это «область человеческого познания, которая устанавливает, классифицирует и интерпретирует свидетельства о том, что случилось некогда с людьми на долгом и трудном пути развития человечества, образующих его стран и народов». (К.Х. Момджян. Введение в социальную философию. М. 1997)

История может пониматься и как синоним понятия «социум». Философы нередко говорят о «законах истории», имея в виду не закономерность исторических событий, а законы социума в их субстанциональном отличии от природы. Время в истории включает в себя и прошлое, и настоящее и будущее, связывая их деятельностью людей. Как отмечал Марк Блок, история – это «наука о людях во времени». В этом и есть подлинный смысл философии истории. Проблема философии связана с масштабом человеческой истории, изучением основных культурно-исторических типов развития (египетского, китайского, иранского, еврейского, аравийского, европейского и т.д.), взаимодействием их культур, влиянием человеческой деятельности на ход всемирной истории, созданием различных масштабных моделей развития истории человеческой цивилизации. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали – морали высокого уважения к себе и другим.

Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии. В вопросе о природе человека сложились две позиции: биологизаторская и социологизаторская. Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе своеобразной интерпритации тезиса К. Маркса о человеке как совокупности общественных отношений. Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии (социал-дарвинизм – выживание сильнейших в естественном отборе, расизм - разделение рас на низшие и высшие, генетический детерминизм, объясняющий социальные действия человека его генетическими характеристиками).

Итак, в трактовке природы человека социологизаторская концепция абсолютирует его социальную сторону (аспект), а биологизаторские концепции сводят его сущность к биологии, к инстинктам, к тем или иным свойствам генов. Человек – социобиологическое существо. Как личность он является бесспорно социологическим по своей сути. Только что родившийся ребенок, представляющий биологическую материальную живую среду, не обладает ещё мышлением и речью. Его физиологическая и генетическая организации лишь располагают возможностями при определенных условиях реализовать эту способность к мышлению и речи. К таким условиям относятся ближайшая социальная среда – родители, близкие родственники, друзья и т.д. Без социальных факторов не может быть человека, во всяком случае, полноценного. Тяга индивидуума к творчеству, реализация задуманных целей, совершенствование в труде(профессии), и даже осознание человеком своих свобод происходит в тесном контакте с другими личностями. Так что в обществе всегда надо сообразовывать свои действия с интересами других людей, с интересами окружающего сообщества, пытаясь при достижении своих целей не ущемлять чужих свобод, не разрушать иных идеалов, признавая всю меру своей ответственности перед другим человеком, природой или человечеством в целом.

Человеческая деятельность по преобразованию природы и общества долгое время рассматривалась как нечто локализованное либо пределами конкретного географического пространства (селение, город, страна), либо пределами Земли. Считалось, что преобразования, способствующие более комфортной жизни людей на нашей планете, несут в себе лишь положительный заряд. Однако очень быстро выяснилось, что это не так, что человек, общество являются частью более общих систем, а поэтому вмешательство в структурные связи данных систем чревато в том числе и негативными последствиями по отношению к человеку и человечеству в целом.

Современная стадия развития культуры характеризуется тем, что общество осознает сложившуюся ситуацию и начинает все более задумываться над решением такого рода глобальных проблем, чтобы исключить или хотя бы преуменьшить их негативное влияние на перспективы развития мира.

Что ждет нашу планету в будущем, каковы перспективы развития человечества? Очевидно, что глобальность проблем, стоящих перед обществом, не позволит решать их регионально в масштабе одного или нескольких государств. Загрязнение реки, протекающей через несколько стран, возникновение новой болезни, способной широко распространяться, разлив нефти в прибрежных водах нескольких государств – борьба с такими явлениями должна вестись всем научным сообществом мира, все страны должны действовать сообща.

Еще в V веке до нашей эры великий китайский мыслитель Кун-Фу-Цзы (Конфуций) говорил: «Изучайте прошлое, если хотите предугадать будущее». Изучение истории человечества и попытка представить его будущее, к сожалению, не внушает радужного оптимизма. Человечество за 2 млн. лет своего существования перенесло тысячи расцветов и упадков, войн и возрождений. Цивилизации существовали параллельно, или сменяли друг друга, культуры проникали друг в друга, порождая новые, величайшие гуманистические идеи сменялись человеконенавистническими и расистскими, научно-технический прогресс то продвигал человечество на десятилетия вперёд, то подталкивал его к краю пропасти, за которой отчетливо просматривалась глобальная катастрофа. Все это приводит к осознанию ответственности, как отдельного человека, отдельных стран, так и человечества в целом за будущее мира и к становлению особого глобального типа мышления, которое может базироваться лишь на традиционных культурных ценностях, опирающихся на локальные этнические принципы.

Как бы ни сильны были в мире сейчас антиглобалистские настроения, но придется признать, что только глобальный подход может обеспечить путь к решению проблем, стоящих перед человечеством. Решение этих проблем неизбежно потребует создания особого комитета, или штаба, либо планетарного парламента, который будет определять стратегии использования знаний для предотвращения глобальных катастроф и цели корректировки развития человечества.

В условиях глобального загрязнения окружающей среды, перенаселения, ухудшения генетического фонда человечества, угрозы ядерной катастрофы или химического отравления, эрозии почвы, иссушения крупных водных бассейнов, урбанизации и роста городов перед человечеством во весь рост встанет реальная проблема выживания. Причем речь будет идти не просто о неспешных теоретических спорах и разработке различных концепций, а об их решении в ситуации кризиса, в условиях ограниченного времени и научно-технических средств.

Необычайно стремительное развитие науки и современных технологий требует выработки подходов к оценке научных достижений и разработки ограничений в использовании её результатов, вплоть до их запрещения (например, клонирование применительно к человеку).

Под воздействием развитых индустриальных государств человечество стоит перед угрозой потери национальной самобытности менее развитых стран. Необходима выработка правовых мер по защите культур и культурного наследия человечества.

Переселение больших масс людей в результате войн, политической ситуации или иных причин уже стало большой проблемой для ряда стран (ФРГ, США, Россия). Человечество должно оптимизировать среду своего обитания, создать относительно бескризисное экономическое развитие стран.

Хищническая эксплуатация планеты и её ресурсов ведет к последствиям, влияющим на климат Земли, изменение её положения в Космосе в результате мощных энергий. Человек уже сейчас испытывает колоссальные стрессовые перегрузки, связанные с увеличением объема перерабатываемой им информации, что приводит к различным болезням. И ситуация будет лишь ухудшаться.

Человек все больше борется с болезнями искусственным способом, ставя себя в зависимость от лекарств, витаминов и т.д. Следовательно, его адаптационные возможности будут со временем разрушаться. Надеюсь, что человечество научится противостоять напряжению, стрессам и новым болезням, познавая и совершенствуя свои внутренние умственные, биологические и физические резервы.

Картины Армагеддона и Судного дня должны стоять перед глазами каждого жителя Земли. Не стоит обольщаться. Общество, как никогда близко подошло к решению проблем, которые потребуют участия всего разумного потенциала человечества.

К чести русской философии, на всех этапах её развития, особо важную роль играло нравственное начало, философия Добра, философия «мы», утверждающая, что спастись можно только всем вместе, принцип соборности, имеющий значение для решения проблемы общественной жизни. Тот же русский космизм с его «общим делом», с его гуманизмом воссоединения, заботы о Земле, биосфере, Космос с заботой о каждом человеке – пример объективного вопроса о смысле жизни.

Каждый человек – частица рода человеческого. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с её биосферой и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает философскую проблему смысла жизни объективной.

Человечества , в... Понятия «движущие силы истории» , «творческие силы истории» , «субъект исторического процесса». Человечество как субъект истории

  • Основные вопросы философии (2)

    Шпаргалка >> Философия

    И т.д. Понятия "движущие силы истории" , "творческие силы истории" , "субъект исторического процесса". Человечество как субъект истории . Человеческое измерение прогресса...

  • Философия (18)

    Реферат >> Философия

    ... , какие занимали человечество ■. Подобным образом он и в дальнейшем высказывался неоднократно. Общее понимание им истории как ... изменить такую ситуацию может только человечество как субъект истории ■, но усилий это потребует колоссальных...

  • Человечество и исторический процесс

    Контрольная работа >> Философия

    Именно как историю Разума. Согласно представлениям Гегеля, Мировой дух является подлинным субъектом истории , а человек... . Платон, Аристотель и Полибий понимали историю развития человечества как циклический процесс, периодически повторяющий одни...