Дом музей марины цветаевой у дома 3. «Московские окна Марины Цветаевой» художника Ирины Яворской

"Когда я гляжу на летящие листья,

Слетающие на булыжный торец,

Сметаемые — как художника кистью,

Картину кончающего наконец,

Я думаю (уж никому не по нраву

Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид),

Что явственно желтый, решительно ржавый

Один такой лист на вершине — забыт."

Неподалеку от шумного Арбата в тихом Борисоглебском переулке (дом № 6, стр. 1) расположено небольшое двухэтажное здание - ныне это Дом-музей Марины Цветаевой, где она прожила нелегкие свои годы с 1914 по 1922 г. Музей этот по-своему уникален не только тем, что сохранились интерьеры, личные вещи, прижизненные издания книг не только самой Марины Ивановны, но и других поэтов, но и тем, что на сегодняшний момент это единственный сохранившийся в Москве дом великой поэтессы. Ее родовое "гнездо" - небольшой деревянный дом в Трехпрудном переулке ныне бесследно "исчез" с лица земли. Музей был открыт в 1992 году - в столетие со дня рождения Марины Цветаевой. И сегодня я приглашаю вас прогуляться по этому интереснейшему дому.

01. В этот дом Марина Ивановна поселилась в сентябре 1914 года вместе со своим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном и дочерью Ариадной или Алей, как ее называли в семье. Сам дом, кстати, был построен в 1862 году. Это был доходный дом на 4 квартиры в стиле московского классицизма.

02. Нас встречает бюст Марины Цветаевой.

03. В 1915 году Марина Цветаева знакомится с поэтессой Софьей Парнок (вторая снизу в левом ряду). Их отношения продолжались до 1916 года, Цветаева посвятила ей цикл стихов "Подруга". Считается, что знаменитое "Под лаской плюшевого пледа..." посвящено именно Софье. После расставания с ней Марина вернулась к мужу, но отношения с Софьей еще долго переживала как личную катастрофу.

05.

06.

07. Весь второй этаж занимал муж Марины Цветаевой - Сергей Эфрон. Это "Чердачная". Именно эту комнату выбрал себе Сергей, когда семья въехала в дом в 1914 году.

08. Обстановку той поры составляли тахта, узкий диванчик красного дерева, шкаф, буфет, маленький круглый столик и письменный стол у окна.

09. На стенах висели гравюры с изображениями любимых полководцев Сергея - Кутузова, Суворова, Корнилова и Нахимова. Справа над чемоданом висит фотопортрет матери Сергея - Елизаветы Дурново.

10. Окна в комнате располагались на разных уровнях. Нижнее окно выходило на плоскую крышу детской, обнесенную балюстрадой. О верхнем, над которым потолок образует подобие ниши, Цветаева написала:

Высоко мое оконце!
Не достанешь перстеньком!
На стене чердачной солнце
От окна легло крестом.

11. Обстановку ушедшей эпохи воссоздают старинные предметы мебели и портреты.

12. Фото Марины и Сергея, а также сестры Сергея Елизаветы.

13. О временах "военного коммунизма" напоминают утюг, кофемолка и самовар (в похожем Цветаева варила пайковое пшено).

14. Чемоданы символизируют кочевую жизнь Цветаевой, покинувшей России в 1922 году на долгие 17 лет эмиграции.

15. А у окна быть может сидела сама Марина Ивановна.

16. Следующая комната на том же этаже. Здесь представлены фотографии и некоторые личные вещи семьи Эфрон.

17. Сергей Яковлевич Эфрон родился в семье народовольцев Елизаветы Петровны Дурново (1855—1910), из известного дворянского рода, и Якова Константиновича (Калмановича) Эфрона (1854—1909), из происходившей из Виленской губернии еврейской семьи.

18.

19. Сергей Эфрон и Марина Цветаева познакомились в Коктебеле в 1911 году, когда Марина гостила у своего доброго друга поэта Максимилиана Волошина. В январе 1912 года Марина вышла за него замуж, а в сентябре того же года у них родилась дочь Ариадна.

20. Семейный альбом семьи Эфрон.

21. Здесь же возле окна небольшая статуэтка Максимилиана Волошина.

22. Марина Цветаева.

23. Максимилиан Волошин. Марина и Сергей потом часто гостили у него в Коктебеле и любили это место особенно.

24.

25.

26.

27. Следующая комната на втором этаже полностью посвящена военной службе Сергея Эфрона. Он покинул Москву в 1918 году, чтобы присоединиться к Добровольческой армии. В летние месяцы Цветаева с детьми жила в бывшем кабинете мужа, она воспела эту комнату в стихах.

28. После начала Первой мировой войны, в 1915 г. Сергей Эфрон поступил братом милосердия на санитарный поезд; в 1917 г. закончил юнкерское училище. 11 февраля 1917 командирован в Петергофскую школу прапорщиков для прохождения службы. Через полгода зачислен в 56-1 пехотный запасной полк, учебная команда которого находилась в Нижнем Новгороде. В октябре 1917 г. Эфрон участвует в боях с большевиками в Москве, затем — в Белом Движении, в Офицерском генерала Маркова полку, участвует в Ледяном походе и обороне Крыма.

29.

30.

31.

32. Походный котелок и нехитрые столовые приборы.

33. Сергей входил в состав "корниловцев" (Корниловский полк).

34. Полевая касса. Банкноты периода Гражданской войны.

35. Элементы амуниции.

36. Жизнь порой играет с нами злую шутку: сначала ты белогвардеец, а потом тайный агент НКВД...

37. Все время, что Сергей был на фронте, Марина ждала его и молилась за его судьбу. Годы Гражданской войны были для нее невероятно трудными. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

38.

39.

40. Меж тем покидаем второй этаж.

41. Это гостиная. Застекленные двери вели из прихожей в гостиную. Под потолочным окном стояла антикварная мебель красного дерева в стиле ампир: круглый обеденный стол со стульями, диваны у противоположных стен, большой буфет с посудой. На стенах висели картины в багетных рамах, на полке большого, облицованного ониксом камина стояли часы в виде верблюда и бронзовый бюст Александра Пушкина. На стене возле камина - портреты родителей Цветаевой - Ивана Владимировича и Марии Александровны.

42. Диван, обитый красным штофом, принадлежал Ольге Ивинской, близкому другу поста Бориса Пастернака и назывался в ее семье "пастернаковским диванчиком".

43. Над другим диваном с противоположной стороны фотографии Марины Цветаевой и членов ее семьи. Три крупных изображения в верхнем ряду связаны с любимыми местами поэта. Слева - Анастасия (сестра Марины), Марина и Сергей Эфрон в гостиной дома Цветаевых в Трехпрудном переулке. В центре - семьи сестер Цветаевых в Александрове, где летом 1916 года Марина гостила у Анастасии. Справа - Марина в доме у Максимилиана Волошина в Коктебеле, где в 1911 году она и встретила Сергея.

44.

45. У "Макса".

46. Мать Марины Мария Александровна (в девичестве Мария Мейн - из обрусевшей польско-немецкой семьи) ушла из жизни рано (скончалась от чахотки), и Марина осталась на попечении у отца.

47. В горке - посуда из семьи Дурново-Эфрон и памятное блюдо, подаренное крестьянами Петру Аполлоновичу Дурново - деду Сергея Эфрона. Здесь же тарелка из немецкой гостиницы "Zum Engel" ("К ангелу" ), в которой Марина Цветаева останавливалась летом 1905 года после обучения в пансионе и в 1912 году во время свадебного путешествия. Кофейная пара с портретом Жозефины, жены Наполеона, напоминает такую же, некогда принадлежавшую Марине Цветаевой.

48. Из гостиной двери ведут в глубину квартиры, в проходную комнату с роялем, книжным шкафом и нотной этажеркой. Некогда здесь столя рояль, унаследованный Мариной от матери и отданный в трудные времена за пуд ржаной муки. Нынешний инструмент напоминает о своем предшественнике, создавая атмосферу комнаты - "музыкальной шкатулки".

49. Над роялем, как когда-то в доме Цветаевых в Трехпрудном, висит портрет Бетховена.

50. Справа находится комната Марины Цветаевой - своего рода сердце мемориальной квартиры. "Эта была единственная на моей памяти настоящая мамина комната - не навязанный судьбой угол, не кратковременное убежище..." - писала Ариадна Эфрон. Нынешняя обстановка воссоздана по мемуарам родных и гостей поэта близко к первоначальному облику. Над диваном висит портрет Сергея Эфрона. Оригинал, написанный в Коктебеле Магдой Нахман, не сохранился и заменен современной копией.

51. На полу, как и когда-то, лежит волчья шкура.

52. В простенке стоял книжный шкаф-секретер с любимыми книгами из фамильной библиотеки. На стенах висели цветных репродукции картин Михаила Врубеля, у окна стояло "вольтеровское" кресло.

53. У окна стоял большой письменный стол, подаренный Марине ее отцом на шестнадцатилетие. На столе были дорогие Цветаевой вещицы, книги, рабочие тетради. Сегодня здесь копии страниц рукописных книг Марины Цветаевой, продавшихся в Лавке писателей в послереволюционные годы. В угловом шкафу - книги на французском и немецком языках, на нем - образ Богоматери, переданный музею в дар Анастасией Цветаевой.

54. Здесь звучала музыка из вишневой деревянной трубы граммофона, старинной музыкальной шкатулки и шарманки.

55. Здесь же висит потрет Наполеона - одна из значимых для Марины личностей. Настолько значимой, что еще будучи ребенком, она сняла икону со стены своей комнаты и повесила вместо нее портрет Наполеона. Вот мол, мой Бог!

56. Самая светлая и большая комната в доме была отведена дочерям Цветаевой - Але и Ирине. Окна детской выходили во двор и на соседнюю церковь Николы на Курьих ножках, снесенную в 1930-е годы. Обстановка комнаты была частично унаследована из родительского дома в Трехпрудном переулке - большой серый ковер с вязью осенних листьев на полу и высокий книжный шкаф (на фото ниже), в котром хранились не только книги, но и игрушки. Вдоль стены стояли детская кроватка и большой сундук, служивший постелью няне. В комнате были также диванчик и большой зеркало. Справа стоит макет несохранившегося дачного дома Цветаевых в Таруссе, напоминающий о счастливой детстве сестер Цветаевых.

57. Обстановка детской была практически полностью утрачены в годы Гражданской войны, а сама комната какое-то время была необитаема: Цветаева не могла ее отопить. Среди поломанных вещей и игрушек оставались ящики с книгами. Многие из них Цветаева относила на продажу в Лавку писателей.

58.

59.

60. Аля (Ариадна и Ирина).

61. Возле книжного шкафа можно заметить чучело лисы.

62. В экспозиции центральное место занимают портреты дочерей Марины Ивановны - Ариадны и Ирины. Эти фотографии - последние сохранившиеся изображения младшей дочери Ирины - погибшей от голода в 1920 году. Марина в отчаянных поисках еды для дочерей была вынуждена отдать их на какое-то время в детский приют в Кунцево, куда якобы должны были привезти американскую гуманитарную помощь. Однажды Марина, решив проведать дочерей, отправилась в приют и поняла, что никакой помощи и еды дети там не получают. Ариадна тяжело заболела и лежала с высокой температурой практически при смерти. Марина забрала девочку и направилась из Кунцево пешком до Борисоглебского переулка. По дороге сама обессилевшая от длительного голода да еще и с дочкой на руках она падает в обморок. Ее подбирает женщина на повозке и кое-как довозит до дома. Марина кидается по знакомым, просит помощи у всех, кого возможно. Ариадну удалось спасти. И тут Марина случайно узнает, что говорят о какой-то "дочке поэтессы, которая умерла в приюте". Ирина умерла в возрасте 3 лет. В дневнике Цветаева писала: "Вспоминаю - сами вспоминаются! - чудесные Иринины глаза - ослепительно-темные, такого редкостного зелено-серого цвета, изумительного блеска - и ее огромные ресницы. В Иринину смерть я по-прежнему не верю". Я читала разные статьи об Ирине. Есть мнение, что младшую дочку Цветаева любила меньше, чем Ариадну, якобы считая ее "менее развитой", если так можно сказать. Что чуралась ее порой и что это был сознательный выбор между девочками. Я в это не хочу верить.

63. Еще один зал на первом этаже целиком содержит фотографии Марины, ее семьи и некоторые личные вещи поэтессы.

64.

65.

66.

67. Георгий (Мур) Эфрон - сын Марины и Сергея.
В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.

68. Георгий и Ариадна. Георгий погиб в 1944 году на Восточном фронте Второй мировой войны и похоронен в братской могиле. Ариадна Эфрон провела 8 лет в исправительно-трудовых лагерях и 6 лет в ссылке в Туруханском районе и была реабилитирована в 1955 году.

69. Мур был самым любимым и желанным ребенком для Марины. Рожала она его долго, тяжело, будучи в эмиграции в Чехии.

70. Очевидцы утверждали, что Марина во всем потакала и ни в чем не отказывала Муру, делая из него своего "Наполеона". Он рос скрытным и непростым ребенком, Марина фиксировала практически каждый день его взросления.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве). 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке; Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

В Москве стал памятным местом столицы, которое интересно как поклонникам творчества одной из самых талантливых поэтесс Серебряного века русской культуры, так и всем, кому дорога история России. Восьмилетнее проживание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона с дочерьми в этом доме в страшную эпоху войн и революций стало переломным периодом в её творчестве и в судьбе всей семьи.

В особняке в Борисоглебском переулке близ с 1914 по 1922 год прошли сперва несколько самых счастливых, а затем самых тяжёлых и горьких лет существования молодой семьи. Эфрон и Цветаева сняли квартиру на втором этаже этого здания, когда Марине был 21 год. В этот период она добилась признания как поэт, встречалась в этой квартире с друзьями и единомышленниками, испытала бедствия и тяготы голодных послереволюционных лет, потеряв младшую дочь. Отсюда в 30-летнем возрасте Цветаева была вынуждена эмигрировать за границу.

История здания и музея

Здание в стиле московского классицизма на четыре квартиры было построено в Борисоглебском переулке в 1862 году. Оно сочетало в себе черты городской усадьбы и доходного дома, отличаясь необычностью планировки: причудливые внутренние лестницы и коридорчики, окна в самых неожиданных местах, жилой чердак. Всё это придавало постройке особое очарование и уют. Расположенный в самом сердце Москвы, этот особняк был выбран для проживания Мариной Цветаевой после долгих поисков и пользовался её любовью.

Квартира номер 3 состояла из 8 комнат, которые были обставлены с заботой и фантазией. Семейное гнёздышко Эфронов стало комфортным пристанищем для друзей и близких. Здесь бывали Софья Парнок, и многие другие. Во время разрухи 1918-1922 года Марине Ивановне пришлось расстаться с большей частью антикварных вещей и редкостей, сжечь мебель. С дочерьми Ариадной и Ириной она ютилась в кухне в холодное время года. Сергей Эфрон в это время воевал с большевиками в Добровольческой армии, вестей о нём не было.

В советские годы здание начало ветшать, перенесло неудачный ремонт, заметно упростивший внешнее и внутреннее убранство. В 1979 году после постановления властей о сносе здания его спасла от уничтожения жилица Н. И. Катаева-Лыткина, отказавшаяся выезжать из своей квартиры. Вместе с ней за спасение цветаевского наследия боролись академик Д. С. Лихачёв и другие деятели культуры. В 1991 году на доме была установлена мемориальная плита, а в 1992-м он получил статус музея. В наши дни здание музея является архитектурным памятником и охраняется государством.

Современная деятельность музея

Режим работы

Вт: 12.00 - 19.00
Ср: 12.00 - 19.00
Чт: 12.00 - 21.00
Пт: 12.00 - 19.00
Сб: 12.00 - 19.00
Вс: 12.00 - 19.00

Выходные дни

Понедельник, Последняя пятница месяца

Стоимость билетов

От 100 руб. до 200 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения.
Фото- и видеосъемка оплачивается дополнительно.

Правила посещения

Стандартные

Дополнительная информация

Возможность приобрести билеты онлайн.

Информация

27-07-2016

Ярмарка вакансий для молодёжи "Первый шаг к успеху".
6 сентября 2016 года.>>>

25-07-2016

В августе 2016 года в Доме-музее Марины Цветаевой пройдут летние мероприятия на разных площадках города, а также в здании музея. В течение месяца состоятся концерты, сеанс немого кино в сопровождении органа, спектакли, мастер-классы, тематические мероприятия, посвященные писателям, поэтам, деятелям культуры и искусства.>>>

23-06-2016

В июле 2016 года в Доме-музее Марины Цветаевой пройдут мероприятия, посвящённые Дню семьи, любви и верности, и мероприятия в рамках акции «Культурные выходные». В течение месяца состоятся концерты,сеансы немого кино в сопровождении органа, спектакли, тематические мероприятия, посвященные писателям, поэтам, деятелям культуры и искусства.>>>

12-05-2016

С 8 по 10 октября 2016 года в Доме-музее Марины Цветаевой пройдет XIX Международная научная конференция, посвященная жизни, творчеству и социальному окружению Марины Цветаевой «Чтобы в мире было двое: Я и мир!»>>>

15-04-2016

Открыт новый раздел сайта «Архивы.Документы.Исследования» , посвященый публикации архивных материалов и исследований, связанных с именем как самой М. Цветаевой, так и ее современников.>>>

Проезд: ст. м. «Арбатская», тр. № 2, 44, авт. № 6 до ост. «К/т Октябрь»

Схема проезда:

Режим работы:

- Выходной день

Вт
Ср

12.00-19.00

- 12.00-21.00

Пт *
Сб
Вс

12.00-19.00


* Санитарный день – последняя пятница месяца

В третье воскресенье каждого месяца установлен бесплатный вход в Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой» для всех категорий граждан (в режиме самостоятельного осмотра выставок и экспозиций).

Современники о Марине Цветаевой:

(по материалам книги П.Фокина "Цветаева без глянца" (Изд. "Амфора",2008)

Знаете ли Вы, что...

...когда началась Великая Отечественная война, Марину Цветаеву эвакуировали в город Елабугу в Татарстане. Борис Пастернак помогал ей упаковывать вещи. Он принёс верёвку для перевязывания чемодана и сказал, что верёвка крепкая, хоть вешайся. Впоследствии он узнал, что в Елабуге Цветаева именно на ней и повесилась.

Поклонники творчества великой поэтессы Марины Цветаевой, конечно же, знают о ней все. Время от времени они посещают ее жилище, чтобы еще раз взглянуть на те мелочи, которыми она пользовалась в повседневной жизни. Сегодня организован в Марины Цветаевой. Он является государственным и российской столицы.

Информация о музее

Он располагается по адресу: Борисоглебский переулок, дом 6. Дом-музей Цветаевой в Москве в разные дни недели работает по разному графику. По понедельникам здесь выходной, по вторникам, средам, пятницам, а также в субботу и воскресенье центр работает с полудня до 7 вечера, в четверг - на 2 часа дольше, то есть до 21.00. Последняя пятница месяца также является выходным днем.

Открытие

Музей Марины Цветаевой в Москве, который является был открыт в 1992 году в день 100-летия поэтессы. Идея основать такой культурный центр принадлежит как общественным организациям, так и частным лицам, в частности Д. Лихачёву. Благодаря экспозиции музея мы узнаем о жизни и быте членов семьи поэтессы и самой Марины Ивановны. В здании музея также находится русский и зарубежный ее архивы, научная библиотека, "кафе поэтов" и концертный зал, где проводятся литературные вечера. С 2016 г. Е. И. Жук была назначена директором музея Цветаевой в Москве.

История

В этом доме великая поэтесса жила в годы своей молодости - с 1914 по 1922-й. С ней здесь проживали и другие члены ее семьи. Этот дом был построен в середине 19 века, в 1862 году, в архитектурном стиле классицизма. У него было 2 этажа, на которых размещались 4 квартиры. Позже под одним и тем же адресом было построено еще несколько строений (четыре жилых дома и хозяйственные постройки), которые объединялись зеленым двором, в углу которого имелся колодец. Все это находилось за чугунными воротами. Доходный дом, в котором снимала жилье семья Цветаевых, имел своеобразную архитектуру, особенно в интерьере: множество лестниц, узкие коридорчики, уютные комнаты и т. д. Те, кто собирается в музей Цветаевой в Москве, могут увидеть это собственными глазами.

Годы жизни в Борисоглебском переулке

М. И. Цветаева, ее муж С. Я. Эфрон и дочь Аля поселились здесь в начале осени 1914 года. Они жили очень тихо и мирно. В 1915-м Марина Ивановна познакомилась с Софьей Парнок - поэтессой, а еще через год с Мандельштамом, у которого сразу же после знакомства вспыхнули к ней чувства. Ее муж либо ничего не замечал, либо делал вид. Он боготворил свою жену.

1916 год был очень плодотворным для поэтессы. Ее стихи ежемесячно печатались в «Северных записках». Этот период был также самым счастливым в ее жизни. Она после рождения дочери расцвела по-особенному, носила платья в пол, украшая их аксессуарами из янтаря и аметиста.

Но идиллия ее семьи была разрушена войной и революцией, которые несли за собой голод, нищету, холод. В апреле 1917 года она родила вторую дочь, которую родители назвали Ириной. В январе 1918 г. муж поэтессы Эфрон уходит добровольцем в армию и пропадает на несколько лет. Дом, в котором они жили и который сегодня является музеем Цветаевой в Москве, превращается в общежитие. Им оставляют несколько комнат и кухню.

Чтобы обеспечить дочек теплом, Марина Ивановна вынуждена рубить всю мебель: стулья, шкафы, полки. Все вместе они устраиваются на зиму в кухне, чтобы хоть как-то согреться. Она меняет любимый рояль на муку низкого сорта, из которой варит кашу. Бумаги для творчества ей не хватает, и она начинает записывать свои сочинения на обоях. В какой-то момент Марина Цветаева, думая о своих невинных крошках, отдает их в Кунцевский приют. Это решение ей дается с трудом, но ведь так они будут хотя бы накормлены. Но маленькая Ирина, оставшись без материнского присмотра, умирает.

В 1921 г. поэтесса узнает, что ее муж жив и он находится в Стамбуле (Константинополе). В то же время до нее доходит весть о смерти Блока и Гумилева. Через год, забрав Алю из приюта, она уезжает за границу.

За годы советской власти этот в прошлом симпатичный дом оставался большой коммунальной квартирой. Естественно, никто за ним не ухаживал, и он все ветшал и ветшал, разрушался, в итоге потерял свой былой облик. Для властей он не представлял какой-либо культурно-исторической ценности. В 1930-м даже шли разговоры о его сносе. Потом была Отечественная война, и об этом и речи не могло быть. В 1979 году вновь заговорили о том, что дом, в котором когда-то жила М. Цветаева, должен быть снесен. Было вынесено официальное решение, жильцов выселили, выключили воду и электричество. И вот одна из жильцов, а именно Надежда Катаева-Лыткина отказалась съезжать оттуда, и процесс пришлось приостановить. Дом был спасен.

Идея о создании музея Цветаевой в Москве

В годы перестройки несколько общественных организаций стали бороться за то, чтобы у великой русской поэтессы был собственный музей, и лучшего места для этого, чем дом, в котором прошли ее самые счастливые годы, невозможно было найти. Однако идею эту получилось осуществить только после распада Советского Союза в 1992 году.

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве расположился в симпатичном двухэтажном особняке, построенном в стиле русского классицизма, в Борисоглебском переулке. Поэтесса жила здесь с семьей с 1914 по 1922 гг., до самого отъезда в эмиграцию в Европу. Пережив трудные годы советской власти, в течение которых мемориальной квартире неоднократно грозило уничтожение, обитель Цветаевых вопреки всему была сохранена стараниями подвижников. Сегодня это одно из самых замечательных цветаевских мест России, очаровывающее своей достоверностью, камерностью, особой интимностью и сокровенным уютом семьи любящих друг друга талантливых людей.

Немного истории

Марина Цветаева поселилась в особняке в Борисоглебском переулке в сентябре 1914 г. с мужем, Сергеем Эфроном, и старшей дочерью. Тихая семейная жизнь в атмосфере обожания сочеталась с продуктивным литературным творчеством и регулярными публикациями в прессе. Однако с приходом Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 г. спокойствие заканчивается: в Москву приходят голод, холод и нищета, Сергей Эфрон уезжает в добровольческую армию в Ростов-на-Дону и на несколько лет пропадает из вида, а особняк переоборудуют под общежитие. Позже умирает младшая дочь поэтессы, и в 1922 г. Цветаева уезжает в эмиграцию. В советский период дом занимали обычные коммунальные квартиры, и в 1979 г. было принято постановление о его сносе с расселением жильцов. Однако единственный человек отказался съехать, защищая мемориальный особняк, - благодаря Н. И. Катаевой-Лыткиной он и был сохранен, а в 1990 г. превратился в Культурный центр «Дом поэта М. И. Цветаевой».

Комната Сергея Эфрона расположена на последнем этаже дома. Ее Цветаева называла «чердачный дворец мой».

Что посмотреть

Сегодня культурный центр Цветаевой полностью занимает дом № 6 по Борисоглебскому переулку. Войдя, попадаешь в гостиную с потолочным окном, благодаря которому комната буквально купается в солнечном свете. Здесь стоит обратить внимание на прекрасный камин, старинные напольные часы и ампирную мебель.

Проходя вглубь квартиры, вы увидите рояль с этажеркой и книжным шкафом - предшественник инструмента был выменян Цветаевой на пуд муки в голодные годы. «Пахнущая Родиной и Розой» комната Цветаевой выходит во двор и хранит множество раритетных предметов: фотографии семьи и близких друзей, акварели и копии рукописных страниц поэта. В самой большой комнате квартиры - детской - вы увидите мемориальные вещи: туалетный столик с зеркалом, киот с иконами и кровать, а в комнате Сергея Эфрона, которую Цветаева называла «чердачный дворец мой», - дорожные кофры и чемоданы, наборный столик, диван и чучело ястреба.

В музее регулярно проводятся тематические выставки, посвященные семьям Цветаевых и Эфронов.

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве

Практическая информация

Адрес: Москва, Борисоглебский пер., 6 стр. 1. Веб-сайт

Время работы: с 12:00 до 18:00, в летний период - до 19:00. По четвергам музей открыт до 20:00 и до 21:00, соответственно. Выходной - понедельник и последняя пятница месяца.