Экономическая культура основные элементы и значение. Экономическое поведение предпринимателей

Cтраница 1


Экономическая культура складывается из культуры предпринимательства, хозяйствования, экономического партнерства, финансового анализа.  

Категорию экономическая культура можно определить как способ, форму и результат деятельности людей в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Последовательная сменяемость взаимосвязанных фаз общественного воспроизводства дает возможность представить структуру и сущность экономической культуры, как совокупность культуры производства, культуры обмена, культуры распределения и культуры потребления.  

Рассмотрение экономической культуры как способа взаимодействия между экономическим сознанием и экономическим мышлением предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в этом способе. Речь идет о возможностях регулирования взаимосвязи с целью сделать ее наиболее гибкой и чувствительной как в плане детерминации положительного экономического мышления, так и в плане насыщения экономического сознания реальным содержанием практики.  

Рассмотрение экономической культуры как способа взаимосвязи между экономическим сознанием и экономическим мышлением предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в этом способе относительно экономического поведения субъекта.  

Особенности экономической культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение, заключаются в следующем.  

Развитие экономической культуры общества включает в себя хозяйственную оценку (через стоимость элемента, моделируемую общую единицу полезности, экспертную шкалу) накопленных и утраченных, воспроизводимых и невоспроизводимых (которые не могут быть добавлены из результатов искусственной хозяйственной среды) материальных ценностей как в застывшей (предметной, осязаемой) форме, так и в виде совокупности создаваемых полезных аффектов разнообразных услуг и выполненных работ.  

В американской экономической культуре работа выполняется нередко лишь для обретения досуга. Каждый американский студент слышит это от своего профессора экономики или финансов. Когда американцы и японцы работают вместе, фундаментальные и трудноразрешимые проблемы могут возникнуть по причине их различного понимания сущности работы. Для японца работа - человечна, американцы же склонны видеть работу отвлеченной от человечности. Американцам нравится их работа как игра. Наибольшую опасность успеху такого кросскультурного сотрудничества представляют японцы, рассматривающие работу как ритуал подчинения управленческой власти.  

Во-первых, экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние. Это и те социальные нормы, которые возникают из внутренних потребностей экономики.  

Структура понятия экономическая культура включает соответствующие экономические знания, специфику предприятия, технологический процесс производства, умение, навыки, полученный опыт каждого члена коллектива.  

Трансляционная функция экономической культуры - это передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее ценностей, норм, мотивов поведения.  

Селекционная функция экономической культуры - это отбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества.  

Оптимальная роль экономической культуры в регулировании экономического поведения субъекта имеет нормативный характер в большинстве цивилизованных промышленно развитых стран.  

Авторы рассматривают экономическую культуру как некое образование (совокупность социальных ценностей и норм), которое имеется в наличии и призвано регулировать те или иные процессы. Таким образом, содержание экономической культуры в виде совокупности ценностей и норм вводится в рамки существующего экономического устройства общества и отражает это устройство. При этом упускаются из виду как моменты исторической преемственности этих ценностей (связь времен), Так и моменты их обновления в процессе постоянного воспроизводства культуры. Таким образом, вычленяя экономическую культуру как статический феномен и абстрагируясь от процесса ее развития, авторы впадают в логическое противоречие между первой и второй частями своего определения. Если экономическая культура выступает только как совокупность социальных ценностей и норм, то она не может выполнять роль регулятора, которая ей приписывается далее, и способствовать отбору и обновлению ценностей и норм, функционирующих в сфере экономики.  

Экономическая культура – это совокупность соц.-экономич. норм и ценностей, которые регулируют экономич. поведение.

Осн. особенности экономич. культуры :

1) включает те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее важное (положительное или отрицательное) влияние.

2) каналы, через которые регулируется взаимодействие экономич. сознания и экономич. мышления.

3) ориентация на управление экономич. поведением людей.

Структура экономич. культуры выделяе т :

1. Соц. экономич. нормы (правила поведения в экономике) формальные и неформальные правила, регламентирующие экономич. деятельность. Могут возникать как модели массового поведения и как модели установления законов государства.

2. Соц. экономич. ценности :

1 ур. ценности микроуровня – все, что ценно для человека в быту, в повседневной жизни (жилье, одежда, продукты)

2 ур. ценности организационного уровн я – все, что человеку нужно для работы (отношения в коллективе, с начальством)

3 ур. ценности макроуровня (для страны)

3. Соц. экономич. знания – состоят из экономич. сознания (теоритич. научные знания) и экономич. мышления (практические знания, полученные в результате хозяйственной и экономич. деятельности).

4. Хозяйственные идеологии – упорядоченный взгляд на то, как обществу следует организовывать хозяйственную жизнь

Функции экономич. культуры

1) Трансляционная –происходит передача норм и ценностей от одного поколения другому.

2) Селекционная – связанна с отбором ценностей и норм, адекватных в современных условиях

3) Инновационная –проявляется через внедрение новых норм и ценностей. 1 путь – заимствованный, 2-ой путь – собственное изобретение.

4) Социализирующая – процесс накопления и воспроизводства.

Осн. черты рыночной экономич. культуры:

Высокая степень рациональности

Высокая степень инновационности

Высокая степень правопослушности

Исполнительская дисциплина

Политическая нейтральность

Т. о. экономич. культура представляет собой соц. механизм, характерными чертами которого являются глобальность проявления и функциональная универсальность. Сфера действия этого механизма - от системы норм, правил и образцов поведения индивидуального хозяйствующего субъекта (на микроуровне) до сферы взаимодействия коллективных и даже массовых субъектов (социально-профессиональных групп, страт, классов, обществ) в процессе общественного производства (на макроуровне).

14. Экономическое поведение предпринимателей

Экономич. поведение – это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором максимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.

Предпринимательство – это инновационная модификация экономического поведения, ориентированная на остаточный доход, недоступный другим стандартно действующим агентам рыночного процесса.

Инновационный эффект предпринимательского поведения складывается, как минимум, из 3-х составляющих :

1. Уникальных личностных качеств и способностей отдельных индивидов;

2. Рыночной среды, насыщенной огромным разнообразием потенциальных и реальных комбинаций, являющихся многоальтернативным полем предпринимательского выбора;

3. Предпринимательской культуры, включающей в себя определенный набор инструментальных и терминальных ценностей, стандартов и образцов поведения.

Функции предпринимательского поведения:

Перманентный поиск редких экономических ресурсов;

Изобретение новых экономических ресурсов;

Накопление и концентрация редких ресурсов в собственности отдельных агентов рыночного процесса с целью их последующего запуска в предпринимательский оборот;

Защита конфиденциальной информации и других экономических преимуществ от посягательства конкурентов;

Обеспечение стабильности и выживания предпринимательских ячеек и структур;

Передача предпринимательской культуры;

Оперативный поиск информации с целью выбора тех секторов рынка, где наиболее вероятен успех производства.

В системе предпринимательской деятельности имеет место спектр разделения труда, где формируются узкопрофессиональные программы (модели) предпринимательского поведения: 1)инвестиционная (организация и внедрение венчурных инвестиционных проектов); 2)посредническая (интеграция экономических интересов различных агентов рыночного процесса); 3)коммерческая (создание новых нестандартных каналов обмена различных благ, услуг, информации); 4) и т.д.

Характерные черты экономического поведения предпринимателя можно представить через определенную модель, которая выражает основные самые типичные закономерности и тенденции предпринимательского поведения.

Экономическое поведение предпринимателя характеризуется:

Энергичностью и инициативностью, которые опираются на правовые гарантии экономической свободы, свободный выбор вида, форм и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления;

Компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность наиполной мерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;

Умением подбирать себе «команду» и руководить ею, направлять и организовывать эффективную работу своих коллег, давать им возможность обеспечить своим трудом собственную независимость; предприниматель подчиняет своих товарищей высокой деловитостью и динамизмом;

Умением рисковать; самостоятельно принимая решение, предприниматель материально отвечает за их последствия; во всех своих достижениях он обязан только себе самому; взлеты и падения в предпринимательской деятельности неминуемы;

Стремлением к лидерству и конкуренции; предприниматель способен повести людей за собой во имя дела и успеха; для достижения результата он готов к полного изнеможению в работе;

Направленности и инновации; предприниматель – новатор, который для достижения коммерческого успеха при минимальных затратах всегда ориентируется на внедрение новинок техники и технологии организации и регламентации труда.

Именно типичные характеристики предпринимателя, как социального слоя в современном обществе, составляют один из важнейших компонентов предметной области экономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда мы получим более или менее адекватный реальности социальный портрет предпринимателя. В таком портрете должны найти воплощения следующие типичные черты социального портрета предпринимателя:

1) владение или распоряжение капиталом;

2) предприимчивость;

3) инициативность

4) ответственность;

5) способность и готовность к риску;

6) нацеленность на инновацию;

7) предпринимательский дух;

8) свобода предпринимательства;

9) неудержимое стремление к прибыли.

Урок по обществознанию на тему «Экономическая культура»

Цель: рассмотреть особенности экономической культуры.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

    Сообщение темы и цели урока.

    Активизация учебной деятельности.

Каждому ли человеку нужна экономическая культура? Экономическая свобода: анархия или ответственность? Где границы экономической свободы? Выгодно ли быть честным? Современен ли Дон Кихот?

    Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Экономическая культура: сущность и структура

Культура является атрибутом человека, она отражает его развитие в обществе. Этот процесс созидания человеком самого себя происходит в ходе непосредственной деятельности, через рост его материальной и духовной вооружённости. Воздействие на человека этой деятельности бывает разным. Так, например, труд может не только возвышать человека; в условиях, когда труд носит рутинный характер, он высасывает все силы – такой труд приводит к деградации человека. Культура выступает как итог противоборства различных, в том числе и антикультурных, тенденций в обществе.

Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему.

Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т. д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам. Но от самого выбора ему не уклониться. Сделать выбор более осознанным в такой сфере деятельности, как экономика, вам поможет знакомство с экономической культурой.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё, мешать её развитию.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания – его важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объёма знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей её экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. Познание современной экономической действительности представляет собой анализ экономических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических явлений (например, причин и последствий инфляции, безработицы и т. п.), экономических отношений (например, работодателя и наёмного работника, кредитора и заёмщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить такой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение современной экономической теории (этого требует переход на новые, рыночные условия хозяйствования), на активное участие в управлении делами производства (этому способствует предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам и появление предприятий, основанных на частной форме собственности), на участие в решении различных экономических задач. Получила своё развитие и система ценностных ориентаций личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому успеху как большому социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у которого сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с бо льшим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная установка на формальное отношение к труду. (Приведите известные вам примеры проявления различных установок на труд, сравните результаты их действия.) Если у человека сформирована социальная установка на то, чтобы потреблять больше, чем производить, то он и свою деятельность подчиняет лишь накопительству, приобретательству и т. п.

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определённым результатом его участия в деятельности. К таким качествам можно отнести трудолюбие, ответственность, расчётливость, умение рационально организовать свой труд, предприимчивость, новаторство и др. Экономические качества личности и нормы поведения могут быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество). По совокупности экономических качеств можно оценивать уровень экономической культуры личности.

Экономические отношения и интересы

Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения. От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. С их содержанием прямо связано решение проблемы социальной справедливости, когда каждый человек и социальная группа получают возможность пользоваться социальными благами в зависимости от общественной полезности своей деятельности, её необходимости для других людей, общества.

Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя (получение максимальной прибыли) и наёмного работника (дороже продать свои трудовые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений. (Подумайте, как экономические интересы врача, учёного, фермера определяются содержанием и местом в существующих экономических отношениях.) Экономический интерес – это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей. Например, получение прибыли (в чём заключается экономический интерес предпринимателя) – это и есть способ удовлетворения личных потребностей человека и потребностей производства. Интерес оказывается непосредственной причиной действий человека.

Необходимость разрешить противоречие между естественным стремлением человека экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей заставляла людей организовывать экономику так, чтобы она побуждала их работать интенсивно и через труд добиваться роста своего благосостояния. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда (и соответственно большего удовлетворения своих потребностей) – это насилие и экономический интерес. Вековая практика убедила человечество в том, что насилие не лучший способ экономического сотрудничества и повышения производительности труда. В то же время нужны такие способы организации совместной жизни, которые гарантировали бы право каждого действовать согласно собственной выгоде, реализуя собственные интересы, но при этом их действия способствовали бы росту благосостояния всех и не ущемляли права других людей.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот механизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях. (Вспомните, как действует «невидимая рука» рынка.)

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были задействованы и различные формы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Они сыграли большую роль в формировании особого элемента экономики – деловой этики, раскрывающей нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности. Эти нормы являются важным элементом экономической культуры, их соблюдение облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность.

Если обратиться к истории, то мы увидим, что, например, для российской школы экономической мысли было характерно признание приоритета общего блага над индивидуальным интересом, роли духовно-нравственных начал развития инициативы и предпринимательской этики. Так, российский учёный-экономист, профессор Д. И. Пихто одним из факторов производства, влияющим на экономическое развитие, называл культурно-исторические силы народа. Важнейшими из этих сил он считал нравы и обычаи, мораль, образованность, дух предприимчивости, законодательство, государственный и общественный строй жизни. Академик И. И. Янжул, выпустивший в 1912 г. книгу «Экономическое значение честности (Забытый фактор производства)», писал в ней, что «ни одна из добродетелей, создающих наибольшие богатства в стране, не имеет такого крупного значения, как честность… Поэтому все цивилизованные государства считают своим долгом обеспечить существование этой добродетели самыми строгими законами и требовать их исполнения. Здесь разумеется: 1) честность как исполнение обещания; 2) честность как уважение чужой собственности; 3) честность как уважение к существующим законам и нравственным правилам».

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой моральным аспектам экономической деятельности уделяется серьёзное внимание. Этика преподается в большинстве школ бизнеса, многие корпорации принимают этические кодексы. Интерес к этике обусловлен понимаем того вреда, который неэтичное, нечестное деловое поведение наносит обществу. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня также связывается, прежде всего, с морально-этическими, а затем с финансовыми моментами. Но что же заставляет предпринимателя, казалось бы, заинтересованного только в получении прибыли, думать о нравственности и о благе всего общества? Частичный ответ можно найти у американского автопромышленника, предпринимателя Г. Форда, который во главу угла предпринимательской деятельности ставил идею служения обществу: «Делать дело на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное… Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы и спекуляции… Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец его недалёк». Благоприятные перспективы для каждого предпринимателя открываются тогда, когда в основе его деятельности лежит не просто стремление «заработать большие деньги», а заработать их, ориентируясь на потребности людей, и чем конкретнее будет такая ориентация, тем больший успех эта деятельность принесёт.

Предприниматель должен помнить, что недобросовестный бизнес получит соответствующую реакцию общества. Его личный престиж, авторитет фирмы упадут, что, в свою очередь, поставит под сомнение качество предлагаемых им товаров и услуг. Под угрозой, в конечном счёте, окажутся его прибыли. По этим причинам в рыночной экономике всё большую популярность приобретает лозунг «Честным быть выгодно». Сама практика хозяйствования воспитывает человека, ориентируя на выбор эталона поведения. В предпринимательстве формируются такие экономически и нравственно ценные качества личности, как ответственность, самостоятельность, расчётливость (умение ориентироваться в обстановке, соотносить свои желания с желаниями других людей, цели – со средствами их достижения), высокая работоспособность, творческий подход к делу и др.

Однако общественные условия, сложившиеся в России в 1990-х гг., - экономическая, политическая, социальная нестабильность, отсутствие у большей части населения опыта экономической самодеятельности – затруднили развитие цивилизованного типа экономической деятельности. Реальные морально-психологические отношения в предпринимательстве, других формах экономической активности и сегодня ещё далеки от идеала. Стремление к лёгкой наживе, безразличие к общественным интересам, нечестность, неразборчивость в средствах достаточно часто связываются в сознании россиян с моральным обликом современных деловых людей. Есть основания надеяться, что новое поколение, выросшее в условиях экономической свободы, сформирует новые ценности, связанные не только с материальным благополучием, но и с этическими принципами деятельности.

Экономическая свобода и социальная ответственность

Уже знакомое вам слово «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищённость человека от нежелательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле и в соответствии с осознанной необходимостью; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Что же представляет собой экономическая свобода?

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, её объёма и форм.

Рыночную экономику часто называют экономикой свободного предпринимательства. Что означает слово «свободного»? Экономическая свобода предпринимателя, как считают учёные, предполагает, что у него есть определённая совокупность прав, гарантирующих автономию, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов её осуществления, использования произведённого продукта и полученной прибыли.

Экономическая свобода человека прошла эволюционный путь. На протяжении истории происходили её приливы и отливы, обнажались разные стороны подневольности человека в производстве: личная зависимость, вещная зависимость (в том числе должника от кредитора), давление внешних обстоятельств (неурожай, неблагоприятная хозяйственная ситуация на рынке и др.). Общественное развитие как бы балансирует между, с одной стороны, большей личной свободой, но с высокой степенью хозяйственного риска, с другой – большей экономической безопасностью, но при вассальной зависимости.

Опыт показывает, что к соотношению разных сторон экономической свободы применим принцип «ничего сверх меры». В противном случае не достигается ни свобода творчества, ни гарантированное благополучие. Экономическая свобода без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. В то же время, например, претендующая на освобождение от власти случая командно-административная экономика, ограничивающая хозяйственную инициативу, обречена на застой в развитии.

Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства, обусловливаются конкретно-историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом насилии, что является её достоинством. Однако ограничение рыночной свободы ради упро чения экономического положения практикуется и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития. (Вспомните, какие методы регулирования использует государство.) Обеспечиваемый таким образом рост производства способен стать основой для укрепления суверенитета личности. Ведь и свобода нуждается в материальной основе: для голодного человека самовыражение означает, прежде всего, утоление голода, а уже потом другие его возможности.

Экономическая свобода личности неотделима от её социальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой – необходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.

Ответственность – особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Идея социальной ответственности бизнеса, например, получила широкое распространение в 1970-1980-е гг. в США, а затем и в других странах. Она предполагает, что предприниматель должен руководствоваться не только личными экономическими интересами, но и интересами общества в целом. Вначале социальная ответственность связывалась, прежде всего, с соблюдением законов. Затем её необходимым признаком стало предвосхищение будущего. Конкретно это могло выражаться в формировании потребителя (американские производители ставят целью бизнеса создание «завтрашнего потребителя»), обеспечении экологической безопасности, социальной, политической стабильности общества, повышении уровня образования и культуры.

Способность участников экономической деятельности сознательно выполнять морально-правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания (использование внутриатомной и иных энергий, открытие молекулярной биологии, генной инженерии). Здесь каждый неосторожный шаг может стать опасным для человечества. Вспомните, к каким катастрофическим последствиям привело вторжение человека при помощи науки в природную среду.

Долгие годы промышленная деятельность в большинстве стран характеризовалась в основном нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. В мире существовало весьма распространённое мнение о том, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Получение прибыли увязывалось с беспощадной эксплуатацией и разрушением природных ресурсов, а улучшение экологической обстановки приводило к снижению доходов предпринимателей и росту цен на потребительские товары. Поэтому неудивительно, что реакция бизнеса на требования соблюдать экологические нормы часто была негативной, а выполнение этих требований не было добровольным (с помощью законов, административного контроля). Однако усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. Устойчивое развитие – это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей. Важным шагом в этом направлении было создание при Конференции ООН по окружающей среде и развитию Совета предпринимателей по устойчивому развитию, в состав которого вошли представители многих крупнейших транснациональных компаний мира. Эти компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют более совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнений, уменьшение отходов производства и др.) и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнесмены получают преимущества перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Как показывает мировой опыт, сочетание предпринимательской деятельности, экономического роста и экологической безопасности возможно.

В современной России уровень экологического сознания в предпринимательской среде ещё достаточно низок. Так, к середине 1995 г., по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, лишь около 18 тыс. из 800 тыс. зарегистрированных малых и средних предприятий предусмотрели в своих уставах природоохранную деятельность. И только 20% из них действуют в этом направлении. Улучшение качества жизни россиян во многом зависит от того, как экономика и экология будут дополнять друг друга. Для этого необходимо сочетать правовые и контролирующие методы с экономическими механизмами и самоконтролем предпринимателей, повышением их социальной ответственности. Используя мировой опыт, российским предпринимателям необходимо разработать нормы поведения для национальных фирм в области защиты окружающей среды и перехода на модель устойчивого развития.

Связь экономической культуры и деятельности

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость экономической культуры и экономической деятельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как производитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культуры личности, несомненно, влияет на результативность экономической деятельности, успешность выполнения социальных ролей.

Одна из важнейших социальных ролей личности – роль производителя. В условиях перехода к новому, информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуются не только высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд всё более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролёр продукции), сколько самодисциплины и самоконтроля. Главным контролёром при этом выступает совесть, личная ответственность и другие моральные качества.

От уровня развития основных элементов экономической культуры, в свою очередь, зависит характер и результативность экономической деятельности. Примером этого может служить японская рыночная экономика. Там систематическое продвижение от эгоистического поведения в сторону поведения, основанного на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность» и «добрая воля», оказалось крайне важным для достижения индивидуальной и групповой эффективности и сыграло существенную роль в индустриальном прогрессе.

В российском обществе в 1990-х гг. происходящие изменения привели к отказу от сложившихся в условиях командно-административной системы общественных и эстетических ценностей, разрушению прошлого опыта. Созидательная работа зачастую стала подменяться потребительскими устремлениями и борьбой за выживание. Осмысление опыта переходного периода показывает, что господствующее в экономической политике либеральное мышление способствовало развитию рыночной экономики, но одновременно вызвало неоправданное социальное расслоение, рост бедности, снижение качества жизни. Многие эксперты считают, что этот процесс либерализации сопровождался формированием новой системы ценностей, где «всё решают только деньги».

Это смещение ценностей подтверждает тот факт, что при переходе к рынку в нашей стране большие масштабы приняло мошенничество. Это явление многолико, но в основе любой его разновидности (кража, растрата, подлог, подделка документов, обман и т. п.) лежит злонамеренное присвоение чужой собственности, независимо от того, в какой форме она выступает: денег (например, деятельность финансовых пирамид), иных материальных ценностей, интеллектуальных разработок и др. Только в 1998 г. в России было выявлено около 150 тыс. экономических преступлений. Государство вынуждено принимать меры, чтобы обеспечить благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий, наладить общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах «правового поля», искать пути защиты населения от финансовых мошенников, защиты сбережений, самого института частной собственности.

Процесс формирования ценностей новой экономики в России продолжается, что иллюстрируют приведённые ниже два полярных суждения в отношении рыночной экономики. Первое из них гласит: «Принцип пользы губит совесть, иссушает нравственные чувства человека. Частная собственность привязывает к себе человека так, что разъединяет его с другими людьми. Рынок с его обожествлением экономической свободы несовместим с подлинным равенством, а потому всё рыночное общество по сути своей и антидемократично, и антинародно». Второе утверждает: «При цивилизованных рыночных отношениях кажущаяся несовместимость «интереса» и «идеала», материального изобилия и духовности преодолевается. Именно приватизированная собственность делает человека независимым, служит надёжным гарантом его свободы. Требования рынка утверждают непреложные нормы честности, порядочности и доверия в качестве обязательных условий эффективности деловых отношений. Конкуренция – вещь суровая, но это борьба по правилам, соблюдение которых бдительно контролируется общественным мнением. Сокровенность демократии заключается, прежде всего, в свободе – экономической, политической и интеллектуальной. А равенство в бедности неизбежно подводит к кризису общественной нравственности». Какое из суждений более обоснованно – решать вам.

Происходящие в стране изменения поставили человека и общество перед выбором возможных вариантов развития. Этот выбор имеете место не только в политике и экономике, но и в социокультурной сфере, от которой во многом зависит направленность жизни, её ценностные ориентиры, устойчивость любой человеческой общности.

    Практические выводы.

    Включаясь в ту или иную практическую экономическую деятельность, используйте экономические знания и нормы экономической культуры для правильного выбора и принятия решения, оптимального для успеха вашего дела.

    Расширяйте свой экономический кругозор, следите за происходящими в обществе социально-экономическими изменениями, что поможет вам реализовать свои обязанности и как гражданина. Как избиратель, вы, участвуя в выборах, сможете влиять на экономическую политику государства.

    Определите свою позицию по отношению к таким негативным явлениям, как культ наживы, денег, обман и присвоение чужой собственности, нечестная конкуренция.

    Старайтесь отказываться от нецивилизованных форм участия в экономической жизни, от «игры не по правилам». Принимая решение, не только взвешивайте его на весах разума, но и прислушивайтесь к естественному судье – совести.

    Воспитывайте в себе экономически значимые качества, которые помогут вам обрести бо льшую жизнестойкость и конкурентоспособность: деловитость и предприимчивость, инициативность и самостоятельность, потребность в достижении успеха и социальную ответственность, творческую активность.

      Документ.

Из работы российского государственного деятеля, доктора экономических наук Е. С. Строева «Государство, общество и реформы в России».

В переломные моменты, подобные нынешнему, крайне опасно остановиться, ограничиться… свалкой, заполненной разнообразными обломками политико-экономических и прежних социокультурных накоплений.

На этот феномен давно обратил внимание Питирим Сорокин: «…Любой народ, общество или нация, которая не может создать новый социокультурный порядок вместо того, который распался, перестаёт быть лидирующим «историческим» народом или нацией и просто превращается в «экономический человеческий материал», который будет поглощён и использован другими, более творческими обществами и народами».

Это положение является предупреждением для России и других стран, входящих в ареал её интересов, поскольку сейчас наука, культура, образование, мораль, идеология здесь всё больше напоминают «историческую свалку» разнородных, несовместимых социокультурных типов, а энергия творческих преобразований в некоторой степени пребывает в застое.

Вопросы и задания к документу

    Нужен ли России новый социокультурный порядок?

    Какие прежние культурные накопления, связанные с командной экономикой, можно было бы отправить на «историческую свалку»?

    Опираясь на текст параграфа, предложите ценности «новой экономики», которые стали бы значимыми элементами экономической культуры XXI в.

      Вопросы для самопроверки.

    Каковы основные элементы экономической культуры?

    В чём значение экономической направленности и социальных установок личности?

    Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?

    От чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения?

    Нужно ли ограничивать экономическую свободу?

    Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?

    В чём суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике?

    Какие трудности переживает новая экономика России?

      Задания.

    С какими словами у вас ассоциируются рыночные отношения в российской экономике: анархия, экономическая эффективность, варварство, честность, социальное партнёрство, обман, стабильность, справедливость, законность, нажива, рациональность? Проиллюстрируйте примерами и обоснуйте свой выбор.

    Эти строки из письма вашего ровесника в редакцию газеты: «Только ум, только трезвый расчёт – вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тогда всего достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм – вот идеалы нашей эпохи». В чём можно согласиться или поспорить с автором письма?

    «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё», - утверждает немецкий философ XX в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с учёным? Приведите примеры, подтверждающие его мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.

    Международные эксперты ставят Россию на 149-е место в мире по степени надёжности инвестиций. Так, по оценке отечественных специалистов, более 80% российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике сталкиваются с необязательностью партнёров более 90%. При этом вину за собой чувствуют лишь 60% из них.

Как вы относитесь к существованию двух моралей у участников экономических отношений – для себя и для партнёра? Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надёжное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?

      Мысли мудрых.

«Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого её нет».

Ф. А. Хайек (1899-1992), австрийский политолог, экономист

    Заключительная часть.

      Оценивание ответов учащихся.

Каковы же основные элементы культуры?

При всем различии конкретных толкований, последовательности изложения в социологической литературе, как правило, рассматриваются следующие элементы:

    Язык как система знаков, наделенных определенным значением, которые используются для хранения, преобразования и передачи информации.

    Ценности, включающие смысложизненные ценности (представления о счастье, о цели, о смысле жизни), витальные, ценности общественного призвания, межличностного общения, демократических свобод, семьи). Верования, убеждения.

    Нормы, выражающие требования общества к поведению. Это волеизъявление, которое позволяет осуществлять социальный контроль и дает образец поведения.

    Сложные образцы поведения: обычаи, традиции, обряды. Обычаи представляют привычную социальную регуляцию, которая взята из прошлого. Традиции - элементы наследия, которые передаются из поколения в поколение и образуют преемственную связь в человеческой истории. Обряды - стереотипы символических коллективных действий, выражающих чувства.

Все эти элементы являются средством не только хранения и передачи опыта, но и средством преобразующей деятельности. Культура это не вообще сознание, не просто ряд духовных элементов (представления, знания, убеждения, ценности, нормы и др.), а способ, метод ценностного освоения действительности. Это умения и навыки применения знаний, норм и т.д. Это то, что воплощается в практической деятельности, в устойчивых повторяющихся образцах и моделях деятельности.

Функции культуры

Культура выполняет целый ряд функций. Прежде всего она выступает средством хранения и передачи человеческого опыта, т.е. выполняет функцию социальной памяти. Вместе с тем она не сводится к ней. Культура соединяет духовные богатства, накопленные человечеством в прошлом, и духовные ценности современного общества. Именно поэтому культура выполняет образовательную и воспитательную, коммуникативную и регулятивную функции. Индивид становится личностью по мере социализации, освоения культуры: знаний, языка, ценностей, норм, обычаев, традиций своей социальной группы, своего общества. Именно культура делает человека человеком. Она же осуществляет социальный контроль, стимулирует и регулирует его поведение. В. этом смысле культура - это человеческий срез истории. Будучи способом, средством социального воздействия, культура обеспечивает освоение и преобразование мира, т.е. выполняет инновационную функцию. И, наконец, культура выполняет функции интеграции и дифференциации общества. Освоение культуры формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе, народу, нации, религии и т.д. Культура в этом плане обеспечивает целостность общностей, общества. Вместе с тем сплачивая одних, она противопоставляет их другим и является источником дезинтеграции.

Методологические подходы к анализу культуры

Существуют различные методологические подходы к социологическому анализу культуры. Функциональный подход рассматривает в качестве основного элемента культуры ценности. По Т. Парсонсу, культура - организованная определенным образом система ценностей, соответствующая потребностям. Культура отличается стабильностью, устойчивостью. Различные культуры имеют много общего, поэтому естественным развитием является только эволюция.

Конфликтный подход анализирует культуру как динамическую, противоречивую систему, как арену конфликтов, порожденных неравенством людей. Ценности испытывают влияние других факторов, в частности, К. Маркс рассматривает их как производную экономических отношений. Существующие культурные системы не способны в равной мере обеспечить всех членов общества. Социальное неравенство приводит к постоянному социальному, напряжению, к революционным катаклизмам. Доминирующая культура - это, как правило, результат навязывания господствующей группой своих норм, ценностей. Она подчиняет другие группы, закрепляет отношения господства через ориентацию социальных институтов на ценности господствующей группы, стимулирует конфликты. Оба эти подхода имеют и свои преимущества, и недостатки. Функциональный подход вследствие своих исходных положений о стабильности культурных систем меньше уделяет внимания культурным изменениям и отклонениям. Конфликтный подход раскрывает противоречия культуры, анализирует источники развития. Вместе с тем, он чрезмерно подчеркивает различия культур, не видит общих черт.

Видимо, для обеспечения более полного анализа необходимо сочетать элементы различных подходов.

В свое время попытку соединить конфликтную и функциональную теории предпринял Р. Мертон. Он ввел понятие напряженности, взяв его из теории конфликта и применив к общему функциональному подходу. Продолжая эту тенденцию, Л. Козер подчеркивает функциональность самого конфликта. В отечественной философской и социологической литературе иногда противопоставлялись два подхода к характеристике культуры. Она рассматривалась либо как творческая деятельность либо как способ (технология) деятельности . В действительности, эти подходы дополняют друг друга. Культура как способ освоения мира обеспечивает творческий, преобразовательный характер деятельности.

Изменения культуры

Культура не является застывшей, раз навсегда данной. Она изменяется по мере развития потребностей общества. И эти изменения связаны с взаимодействием внутреннего саморазвития культуры с внешними факторами. Изменения в культуре происходят и под влиянием взаимодействия различных культур. Интересны в этом плане материалы Международного проекта "Ожидая изменения в Европе", который был разработан Международным исследовательским институтом социальных изменений. Сравнение ценностей соответствующих российских и европейских когорт свидетельствует, что различия между ними сокращаются, особенно в молодом возрасте. Новые поколения, формирующиеся в современных условиях, активно овладевают рядом западных социокультурных стандартов, предписаний, норм поведения. Однако это не исключает -своеобразия и даже уникальности российской ментальности . Социальные изменения проявляются в возникновении или исчезновении определенных элементов культуры, трансформации внешних и внутренних связей, которые отражаются в образе жизни индивидов.

Социальные изменения универсальны и вместе с тем вариабельны. Уровни, скорость социальных изменений возрастают с развитием общества. Они могут быть стихийными и планируемыми, отличаться по длительности и социальным последствиям., носить коренной или поверхностный характер, противоречивый и непротиворечивый. Рассмотренные в динамике социальные изменения представляют собой социальный процесс. Различают социальные процессы функционирования, обеспечивающие воспроизведение качественного состояния объекта, и социальные процессы развития, обусловливающие переход к качественно новому состоянию.

Развитие - это ни что иное, как необратимые закономерные изменения (состава, структуры), т.е. носящие характер коренных, качественных. По направленности развитие может быть прогрессивным и регрессивным. В социологической литературе разграничиваются два типа социальных механизмов изменения, развития: эволюционный и революционный и соответственно формулируются два методологических подхода к анализу изменений. При этом эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные количественно-качественные преобразования, революционные - как относительно быстрые, коренные качественные изменения. Эти подходы исходят из идеи поступательного развития как перехода от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Наиболее полно эволюционный подход представлен у Г. Спенсера, который рассматривает исторический процесс как часть глобальной эволюции мира. Критерием прогресса Г. Спенсер считал усложнение социальной организации общества.

Э. Дюркгейм, развивая эти идеи, обосновывает положение о том, что причиной и результатом растущего усложнения общества является разделение труда. Представители эволюционного подхода рассматривают развитие общества как постепенный переход от традиционного к современному обществу. У Ф. Тенниса в книге "Община и общество" критерием прогресса является изменение в системе связей и типе регуляции поведения. Если для традиционного общества, по Ф. Теннису, характерны неразвитая специализация, особое значение семьи и общины, общинных ценностей и религии, то для современного общества характерно появление специализированной профессиональной деятельности, крупных объединений людей, ослабление социальной солидарности, ориентация на личную выгоду. Если регуляция поведения в традиционном обществе осуществляется более всего на основе обычая, то в современном обществе преобладает регуляция на основе формализованных правовых норм.

На основе сравнения традиционного и современного общества возникла и теория индустриального общества, популярная в 60-х годах. Американский экономист и социолог У. Ростоу в книге "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест." говорит о пяти стадиях эволюции общества: 1) традиционное общество продолжается от первобытного общества до 1780 года (время создания паровой машины), 2) стадия подготовки перехода к индустриальному обществу, 3) индустриальное общество, 4) стадия зрелости индустриального общества, 5) стадия массового потребления. Критерий прогресса по Ростоу - изменения в характере производства и потребления. В 70-х годах получает развитие теория "постиндустриального общества", согласно которой общество в своем развитии проходит три стадии: 1) доиндустриальную (аграрную), 2) индустриальную, 3) постиндустриальную. 3. Бжезинский называет третью стадию технотронной, а А. Тоффлер - сверхиндустриальной. Если для первой стадии характерно преобладание сельского хозяйства, для второй - промышленности, то для третьей - сферы услуг. Каждая стадия имеет свою социальную структуру, цель, специфическую организацию. В постиндустриальном обществе это учреждения науки и образования, ученые. Стадии отличаются по первичным продукту и фактору производства, по основным технологиям, по роли человека. Для третьей стадии исходным продуктом являются услуги, знания и опыт человека, передовые технологии - организационные, информационные технологии. Человек выступает в роли творца. Современные теории преодолевают представления об однолинейном прогрессе, подчеркивают его многолинейность, многоплановость, особенно когда говорят о нынешнем развитии общества. Современный французский социолог Ж. Гурвич говорит, например, о десяти типах глобальных обществ: 1) харизматические теократии (типа древних Египта, Вавилона), 2) патриархальные общества, 3) феодальные, 4) города-государства, 5) общества становления капитализма (17-18 вв. в Европе), 6) общества конкурирующего капитализма (19 - нач. 20 вв.), 7) общество развитого капитализма, 8) фашистские общества на технико-бюрократической основе, 9) общества, опирающиеся на принципы коллективного централизованного этатизма, 10) общества, опирающиеся на принципы множественного децентрализованного коллективизма.

Марксизм предлагает концепцию революционного преобразования общества. Согласно марксизму общество в своем развитии проходит 5 основных стадий: первобытно-общинную, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каждая из стадий представляет собой целостную общественно-экономическую формацию, в развитии которой особую роль играет материальное производство, экономические отношения. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию. Экономической основой революции является противоречие между постоянно развивающимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями, что выражается в обострении классовой борьбы. Социальные революции разрешают социальные противоречия и ускоряют развитие общества. Кроме эволюционного и революционного подхода, базирующихся на идее прогресса общества, существуют циклические теории развития общества, которые рассматривают отдельные типы культур как исторически замкнутые образования и анализируют циклы их развития. Видные их представители - немецкий ученый О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби. О. Шпенглер выделял 8 культурно-исторических типов: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-аравийский, культура майя и русско-сибирская культура, каждый из которых уникален, своеобразен, подчиняется внутренним законам и вместе с тем проходит одни и те же стадии рождения, восходящего, а затем нисходящего развития и гибели. Восходящее развитие О. Шпенглер называет живой творческой историей-культурой, нисходящее - цивилизацией, которая содержит только мертвые продукты культуры.

А. Тойнби дает иное понимание цивилизации. Он называет цивилизациями все типы культур. Рассматривая цивилизацию, А. Тойнби выделяет 6 основных типов: 1) первичные обособленные цивилизации (египетская, андская), 2) первичные необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, шапская, майя), 3) вторичные цивилизации (вавилонская от шумерской, древнеиндийская от индской, древнекитайская от шапской и т.д.), 4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, арабо-мусульманская, японская, 5) застывшие цивилизации (эскимосская, спартанская, османская, кочевая), 6)неразвившиеся цивилизации (дальневосточная христианская, дальнезападная христианская). Критерием развития цивилизаций А. Тойнби считает наиболее полное развитие внутреннего самоопределения, заложенного в данной цивилизации . А. Тойнби дает сравнительный анализ цивилизаций, рассматривая особенности их развития. Из сказанного очевидно, что понятие "цивилизация" употребляется в социологии в различных смыслах. Цивилизация отождествляется с культурой (например, у А. Тойнби). Понятие цивилизация употребляется для характеристики более поздних, зрелых этапов в развитии общества (например, цивилизация в отличие от дикости и варварства у Моргана). Цивилизация рассматривается как особая сфера, часть культуры (например, у О. Шпенглера цивилизация - окостенелые, мертвые предметы культуры) . Цивилизация рассматривается как уровень культуры общества. В теории индустриального и постиндустриального общества выделяются такие виды (уровни культуры) как аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизация.

В современную эпоху все чаще понятие цивилизации употребляется для характеристики развития общества в целом. Широкое развитие средств массовой информации, компьютеризации. Информационных технологий превращает современное общество в информационное, для которого характерны значительно более тесные связи и взаимодействия. Человечество в связи с этим все более превращается в единую социокультурную целостность, единую цивилизацию с ее глобальными проблемами. Это сказывается и на общем процессе модернизации общества - совокупности перемен, которые охватывают все общество, все его стороны и элементы.

Существуют и иные позиции по вопросу развития цивилизаций. Известный американский геополитик С. Хантингтон выступил с концепцией неизбежного столкновения цивилизаций . Он определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга и прогнозирует значительные конфликты вдоль линии разлома между цивилизациями: западной (европейской и североамериканской), исламской, конфуцианской, православно-славянской и др. Можно ли согласиться с подобными прогнозами, отрицающими становление единой цивилизации? Можно ли согласиться, что источником конфликтов в будущем будут не экономические и политические противоречия, не противостояние идей, а различие культур? Представляется, что реальные процессы не дают оснований для таких выводов. За обострением национально-этнических отношений, за противостоянием религиозных движений обычно стоят определенные экономические и политические интересы.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое культура?

    2. Каково соотношение культуры и природы?

    3. Многообразие культур.

    4. Каковы основные элементы культуры?

    5. Различные методологические подходы к социологическому анализу культуры.

    6. Понятия социального изменения, развития.

    7. Что такое цивилизация?

Темы рефератов

    Культура и цивилизация.

    П. Сорокин о суперкультурах.

    Ценности как элементы культуры.

    Субкультура профессиональной деятельности.

Литература

    Витаньи И. Общество, культура, социология. - М.: Прогресс, 1984.

    Выготский Л.С. "Психология искусства. - М.: Наука, 1987.

    Докторов Б.З. Россия в европейском и социокультурном пространстве. // Социологический журнал, 1994, ь3.

    Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Наука, 1983,с. 33-36.

    Основы социологии. / Под ред. А.Г. Эфендиева. - М.: МГУ, 1993, с. 149-210.

    Смелзер Е. Социология. - М.: Наука, 1994, с. 40-68.

    Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972.

    Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991.

    Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования.1994. 1.

IV. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Проблема личности - одна из важнейших в современной социологии. Невозможно анализировать социальные процессы, функционирование и развитие социальных систем, не обращаясь к исследованию сущности личности как субъекта социального поведения и общественных отношений, не изучая потребности, интересы, духовный мир личности, не анализируя сложные и разнообразные ее связи с социальной микро- и макросредой. Личность изучается различными науками. Философию интересует личность как субъект познания и творчества. Психология анализирует личность как устойчивую целостность психических процессов, свойств. Социолог изучает личность как элемент социальной жизни, раскрывает механизм ее становления под влиянием социальных факторов, механизм обратного воздействия на социальный мир, ее участие в изменении и развитии общественных отношений. Социология изучает связи личности и социальной группы, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения.

Понятие личности. Статус, социальные роли личности

Включение человека в общество осуществляется через разнообразные элементы социальной структуры (социальные группы, институты, социальные организации), через систему социальных ролей, которые он выполняет, через нормы, ценности общества, которые принимает. В социологии принято разграничивать понятия "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". Понятие "человек" служит для характеристики его биосоциальной природы. Человек - это родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду, высшей ступени развития живой природы на нашей планете. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

Понятие "индивид" характеризует отдельного человека. Понятие "личность" служит для характеристики социального в человеке. Социологию интересует человек как социальное существо, как продукт и субъект общественных процессов, как выражение общественных отношений. Личность можно определить как устойчивый комплекс качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.

Формирование этих качеств и свойств во многом опосредовано биологическими особенностями индивида. Однако решающая роль в процессе становления личности принадлежит социальному воздействию, огромному множеству социокультурных факторов, вводящих человека в социальный мир. Каждый ли человек личность? Да, поскольку через систему своих социальных качеств он выражает черты данного общества, социальных групп и других социальных форм. Однако уровень развития личности может быть различным.

Индивидуальность - это то, что отличает одного человека от другого и как биологического, и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Социологию интересует не сама по себе неповторимость, индивидуальность, а ее влияние, место в общественных процессах. Изучение личности требует выявления многообразных социальных связей личности с обществом, его элементами (социальными группами, институтами, организациями, ценностями и т.д.). Прежде всего необходимо выяснить место, положение личности в системе социальных общностей. Положение раскрывается через понятие статуса, т. е. позиции личности в социальной системе, связанной с принадлежностью к социальной группе и анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет .

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Если первые определяются обстоятельствами, (например, статус горожанина) происхождением, местом рождения, то вторые - усилиями самого человека (например, статус специалиста). Статусы могут быть формализованными (например, директор предприятия) и неформализованными (лидер коллектива, группы). Статус и роль тесно связаны. Социальные роли - это те функции личности, которые обусловлены социальным статусом. Статус и роль отражают динамические и статистические аспекты социального положения . Если статус - это объективное, то социальная роль – единство объективного и субъективного. Статус обозначает место индивида в социальной системе, роль - это совокупность действий, которые должен выполнить индивид, занимающий данное место. Каждый статус обычно предполагает целый набор ролей. Содержание социальной роли диктуется обществом, его требованиями, включающими предписания, оценки, ожидания, санкции. Уровень выполнения этих требований зависит от того, как они преломляются в сознании личности и реализуются в ее деятельности. От специалиста, выпускника высшей школы, общество, например, ожидает компетентного решения задач профессиональной деятельности, высокого уровня нравственной и политической культуры. От отца - заботы о содержании и воспитании детей, от друга - понимания, сопереживания, готовности оказать помощь, поддержку.

Согласно Т. Парсонсу, любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности; 2) способом получения - одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта; 4) формализацией - действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией. Поскольку каждый человек одновременно выполняет множество социальных ролей, возможно возникновение межролевых конфликтов. Например, выполнение роли супругов, матери и отца и молодого специалиста, роли научного исследователя и преподавателя и т.д.

Так как вхождение в социальную роль может быть затруднено особенностями личности, уровнем ее способностей, подготовленности, ценностных ориентации, оценкой ролевых требований окружающими и другими моментами, возможно возникновение внутриролевых конфликтов. Исследование процесса адаптации молодого специалиста в трудовых коллективах показало, что внутриролевые конфликты возникают в связи с неподготовленностью выпускника осуществлению организаторской, воспитательной работы в коллективе, отсутствием умений, навыков научного общения, в связи с тем, что ориентация выпускника вуза на решение весомых и творческих задач зачастую не соответствует ориентациям предприятия на использование молодого специалиста в первые годы на исполнительской и часто нетворческой работе и др.

Учебное пособие

Методические указания и контрольные задания Учебное пособие для студентов заочного обучения инженерных специальностей Топалова... дипломных проектов и работ для всех специальностей Учебно -методическое пособие для студентов строительных и экономических...