Краткая биография александра радищева самое главное. Александр Николаевич Радищев: биографическая справка

Важнейший политический толчок, наблюдавшийся Россией в царствование Екатерины II – французская революция – нашел свое отражение в знаменитой политической инвективе Александра Николаевича Радищева (1749–1802) Путешествие из Петербурга в Москву (см. его полный текст и анализ).

Александр Николаевич Радищев

Сын богатейшего саратовского помещика, воспитанник Пажеского корпуса, Радищев молодым человеком был послан для завершения образования в Лейпцигский университет, где подпал под влияние самых крайних французских философов – Гельвеция , Рейналя и Руссо . По возвращении он спокойно служил на государственной службе, в Коммерц-коллегии, пользовался покровительством её президента – влиятельнейшего вельможи-либерала графа А. Р. Воронцова (родного брата Е. Р. Дашковой ), и ничто не предсказывало его дальнейшую судьбу.

К моменту публикации Путешествия Радищев не был политическим отщепенцем, а напротив, только что вступил в должность управляющего Петербургской таможней. Законным порядком он провёл своё сочинение через цензуру Управы благочиния: цензор Н. И. Рылеев доверился невинному «географическому» названию рукописи и, почти не заглядывая в неё, подмахнул разрешение в печать. Издатель, которому была передана книга, увидел в ней много дерзкого и печатать побоялся. Тогда Радищев приобрёл в долг печатный станок и организовал у себя на дому типографию (по указу 1783 года заводить «вольные» типографии разрешено было всем желающим, и этот закон оставался в силе даже в разгар Французской революции). В мае 1790 года был изготовлен тираж Путешествия в 650 экземпляров, несколько книг розданы друзьям, одна послана Державину в знак уважения, а 25 отправлены книготорговцу Зотову в Гостиный двор для свободной продажи и вскоре распроданы.

Стиль Путешествия – настойчивая и однообразная риторика; его русский язык необыкновенно неуклюж и тяжел. Содержание – яростные нападки на все существующие социальные и политические установления. Главный удар был направлен против крепостного права , но в книге выражались и антимонар­хиче­ские чувства, и материалистические взгляды. Екатерина II увидела в Путешествии «рассеивание французской заразы», а в авторе – «бунтовщика хуже Пугачева ». (См. Философия Радищева и Идеи Радищева .)

Книга была реквизирована, а Радищев арестован, помещён в каземат Петропавловской крепости и подвергся двухнедельному следствию, которое вёл знаменитый тогда мастер сыскных дел Шешковский. Меры физического воздействия к писателю не применялись, однако он отрекся от своего произведения, признав, что оно наполнено «гнусными, дерзкими и развратными выражениями». Суд вынес вердикт об уничтожении крамольного сочинения – и смертный приговор автору через отсечение головы, однако императрица заменила его десятилетней ссылкой в Сибирь.

Путь Радищева в Илимский острог, длившийся год и четыре месяца, выглядел по меркам позднейших советских арестантов ошеломительно. Покровитель писателя, граф Воронцов, добился, чтобы вслед за Радищевым, был отправлен курьер с приказом освободить арестанта от оков и снабдить его всем необходимым. «Если бы несносная сердцу моему печаль разлучения моего от детей моих не была толико отяготительна, то верьте, что опричь сего мне кажется, что я нахожусь в обыкновенном каком-либо путешествии», – писал Радищев Воронцову из Нижнего Новгорода.

Александр Радищев. Видеофильм

Ко всем губернаторам местностей, через которые должен был следовать ссыльный писатель, Воронцов обратился с просьбой – предоставлять проезжающему всяческое содействие. И ему действительно везде был оказан хороший прием. У губернатора Тобольска Радищев даже прожил гостем семь месяцев.

В Тобольск к писателю приехала свояченица, вскоре ставшая его женой. Она привезла двух младших детей Александра Николаевича от первого брака и пробыла с ним всё годы ссылки. В Илимске Радищев жил весьма неплохо. Воронцов посылал ему деньги, книги, инструменты для занятий естественными науками, лечебные средства. Для Радищева был выстроен дом, и он занялся сельским хозяйством. Воронцов позаботился о старших сыновьях Радищева, оставшихся в Европейской России, и о его брате, который пострадал по службе после приговора автору Путешествия .

Из десяти лет Радищев провёл в Сибири всего пять, до января 1797 года. Он сам воспитывал и учил своих детей, охотился, лечил крестьян. По поручению Воронцова, Радищев изучал природу, быт и экономику Сибири. В Илимске он написал обширный философский трактат О человеке, его смертности и бессмертии . «Я наслаждаюсь здесь спокойной жизнью, – писал Радищев своему покровителю. – Я не могу достаточно нахвалиться обращением со мной со стороны местных властей, особенно генерал-губернатора».

Едва умерла Екатерина II, новый государь, Павел , вернул Радищева из ссылки и разрешил поселиться в наследственном калужском имении безвыездно. Но вскоре поднадзорный смог съездить к родителям в Саратовскую губернию и прожить там целый год. Переворот 11 марта 1801 года и восшествие на престол Александра I вернули к государственным делам графа А. Р. Воронцова. Теперь его протеже Радищев не только получил полную амнистию с возвращением дворянства и чинов (секунд-майора, асессора), но и был принят на службу в Комиссию по составлению законов.

Однако вскоре последовала кончина писателя. Её обстоятельства Пушкин излагает так: «Бедный Радищев, увлечённый предметом, некогда близким к его умозрительным занятиям, вспомнил старину и в проекте [«О законоположении»], представленном начальству, предался своим прежним мечтаниям. Граф Завадовский удивился молодости его седин и сказал ему с дружеским упреком: "Ах, Александр Николаевич, охота тебе пустословить по-прежнему! или мало тебе было Сибири?" В этих словах Радищев увидел угрозу. Огорчённый и испуганный, он возвратился домой, вспомнил о друге своей молодости, об лейпцигском студенте [Ф. В. Ушакове], подавшем ему некогда первую мысль о самоубийстве, и... отравился. Конец, им давно предвиденный и который он сам себе напророчил!»

Радикальная интеллигенция России провозгласила Радищева своим предтечей и мучеником, хотя искренность его Путешествия подвергалась сомнению как первыми его защитниками, так и более поздними обвинителями. Судя по всему, он написал эту книгу просто из литературного тщеславия, и она – не более чем риторическое упражнение на тему, подсказанную Рейналем. Как бы то ни было, литературных достоинств Путешествие лишено.

Но Радищев был и поэтом – и немалого таланта. Взгляды его были парадоксальны: он Тредиаковского предпочитал Ломоносову и пытался ввести в русское стихосложение греческие метры. Его короткое любовное стихотворение, написанное сапфическим размером, принадлежит к числу прелестнейших лирических стихов столетия, а его элегия (в двустишиях) Восьмнадцатое столетие сильна и поэтически, и выраженными в ней мыслями.

Уже в девятом классе мы знакомимся с главным произведением Радищева - книгой «Путешествие из Петербурга в Москву». Конечно, понять в ней что-то в таком возрасте неимоверно сложно. Да и язык уже архаичен для нашего времени…

Биография и творчество Александра Радищева (1749-1802)

Первым русским Просветителем, несомненно, был . Вот почему одна из глав радищевского «Путешествия…» посвящена этой личности. Радищев был первым из русских писателей, кто обратился к внутреннему миру человека, что сближает его с сентименталистами. Его отличает невысокая степень религиозности. В 1790 году, воспользовавшись указом императрицы Екатерины II о возможности создания частной типографии, Радищев начинает собственную издательскую деятельность - по образцу Н.И.Новикова.

Годом раньше он уже издал «Житие Федора Васильевича Ушакова», посвященное памяти безвременно умершего университетского друга - в нарушение церковных канонов, но не подражая протопопу Аввакуму, написавшему еретическое собственное житие, по сути - автобиографию. «Путешествие из Петербурга в Москву» воспринимается современниками вначале в одном ряду с «Сентиментальным путешествием» английского писателя Лоренса Стерна - одного из родоначальников европейского сентиментализма. Жанр путешествия в европейской литературе возник еще в эпоху великих географических открытий.

Рассказывая о своих путешествиях в другие страны, авторы делились с современниками своими впечатлениями. Радищев повествует о своих переживаниях, о том, как они влияют на его поведение. Книга адресована другу Радищева - А.М.Кутузову. Книга Радищева, возможно, не вызвала бы такого ажиотажа, появись она годом ранее, в начале Великой французской буржуазной революции. А так - уже была напугана размахом революционного движения во Франции и начала «закручивать гайки» в своем Отечестве. В России впечатления от событий в Париже усугублялись еще и тем, что не так давно была подавлена пугачевщина.

Существует давняя традиция объявлять Радищева первым русским революционером из дворян. Однако революция - это коренной переворот общественной жизни, широкое движение народных масс. Ни о чем таком Радищев даже не упоминает. Он взывает к милосердию помещиков. Тем не менее, появился именной указ Екатерины, в котором книга объявлялась покушением на самые основы русского самодержавия. В устном общении Екатерина объявила Радищева «бунтовщиком хуже ». После заключения в крепость, допросов Шешковского и следствия, Радищев был приговорен к смертной казни.

Екатерина, по-прежнему разыгрывавшая из себя просвещенную государыню, конечно, не могла себе позволить утвердить смертный приговор Радищеву. Одно дело - Пугачев, совсем другое - директор Петербургской таможни (должность, которую занимал Радищев). И это при том, что виновным себя Радищев не признал. Он утверждал, что его не так поняли. Радищев отправляется в Сибирь до окончания царствования Екатерины. Император Павел вернул Радищева из ссылки, а при его сыне - - Радищев уже возвращен в Петербург, призван для реформаторской деятельности, исправлять российские законы и приводить их в соответствие с европейскими. Деятельность эта оказалась недолгой.

Непосредственный начальник Радищева граф Завадовский недвусмысленно намекнул Радищеву на возможность новой ссылки. Всегда отличавшийся тонкостью душевной организации Радищев воспринял слова Завадовского слишком близко к сердцу и, вернувшись домой, принял яд. На листе бумаги перед этим его рука вывела слова: «Потомство за меня отомстит».

  • Пушкин, всегда живо интересовавшийся личностью и творчеством Радищева, написал собственную оду «Вольность» явно в подражание старшему коллеге. В его наследии имеется и незаконченная статья «Путешествие из Москвы в Петербург». «Вослед Радищеву восславил я свободу» - вариант строки из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Происхождение

Александр Николаевич Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича , сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича. Первые годы жизни писателя прошли в Немцове (под Малоярославцем Калужской губернии).

Образование

В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра в Москву, в дом дяди (мать Радищева, в девичестве Аргамакова, состояла в родстве с директором университета Алексеем Михайловичем Аргамаковым). Здесь Радищев был поручен заботам хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

В 1762 году Радищев был пожалован в пажи и отправился в Петербург для обучения в пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами. Через четыре года, в числе группы студентов, он был отправлен в Лейпциг для обучения праву. Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Васильевич Ушаков по тому огромному влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова.

Служба

В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, протоколистом, с чином титулярного советника. Он недолго прослужил в сенате: мешало плохое знание русского языка, тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку, а в 1778 году снова поступил на службу в Коммерц-коллегию, впоследствии (в 1788 году) перейдя в петербургскую таможню.

Литературная деятельность

Занятия русским языком и чтение привели Радищева к собственным литературным опытам. Сначала он издал перевод сочинения Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), затем начал составлять историю Российского Сената, но написанное уничтожил.

Литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». Вслед за ним Радищев выпустил своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала» . Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы ». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь» .

Книга стала быстро раскупаться. Её смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие». Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование. Радищев был арестован, дело его было «препоручено» С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев заявил о своём раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии». Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье », о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

Ссылка

4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской» ; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

Возвращение и смерть

После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д. Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил яд и умер в страшных мучениях.

Тем не менее в книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, мы находим исчерпывающее объяснение обстоятельств смерти Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка). В документах о захоронении говорится о естественной смерти. В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов. А. П. Боголюбову, конечно, были известны эти обстоятельства, и он даёт имя деда для православного поминовения.

Потомки

Дочери - Анна и Фёкла. Последняя вышла замуж за Петра Гавриловича Боголюбова и стала матерью известного русского живописца-мариниста Алексея Петровича Боголюбова.

Сын - Афанасий, губернатор Подольской губернии в 1842 году, Витебской губернии в 1847-1848 годах, в 1851 году был Ковенским губернатором.

Адрес в Санкт-Петербурге

Память

В Москве есть улицы Верхняя и Нижняя Радищевская, на Верхней стоит памятник писателю и поэту.

Улица Радищева есть в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Также в честь Радищева названы улицы в Петрозаводске, Иркутске, Мурманске, Туле, Тобольске, Екатеринбурге, Саратове, бульвар в Твери.

Пушкин о Радищеве

Особой страницей в восприятии личности и творчества Радищева русским обществом стало отношение к нему А.С. Пушкина. Познакомившись с «Путешествием из Петербурга в Москву» в юности, Пушкин явно ориентируется на радищевскую оду «Вольность» в своей одноимённой оде (1817 или 1819), а также учитывает в «Руслане и Людмиле» опыт «богатырского песнотворения» сына Радищева, Николая Александровича, «Альоша Попович» (Пушкин ошибочно считал автором этой поэмы Радищева-отца). «Путешествие» оказалось созвучно тираноборческим и антикрепостническим настроениям юного Пушкина. Несмотря на изменение политических позиций, Пушкин и в 1830-е годы сохранял интерес к Радищеву, приобрёл экземпляр «Путешествия», бывшего в Тайной канцелярии, набрасывал «Путешествие из Москвы в Петербург» (задуманное как комментарий к радищевским главам в обратном порядке). В 1836 году Пушкин попытался опубликовать фрагменты из радищевского «Путешествия» в своём «Современнике», сопроводив их статьёй «Александр Радищев» - самым развёрнутым своим высказыванием о . Помимо смелой попытки впервые после 1790 года ознакомить русского читателя с запрещённой книгой, здесь же Пушкин даёт и весьма подробную критику сочинения и его автора.

"Мелкий чиновник, человек безо всякой власти, безо всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка, противу самодержавия, противу Екатерины! … У него нет ни товарищей, ни соумышленников. В случае неуспеха - а какого успеха может он ожидать? - он один отвечает за всё, он один представляется жертвой закону. Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нём не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию.…

«Путешествие в Москву», причина его несчастия и славы, есть, как уже мы сказали, очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны. Мы бы могли подтвердить суждение наше множеством выписок. Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в истине нами сказанного.…

Какую цель имел Радищев? Чего именно желал он? На сии вопросы вряд ли бы мог он сам отвечать удовлетворительно. Влияние его было ничтожно. Все прочли его книгу и забыли её, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, несколько благонамеренных предположений, которые не имели никакой нужды быть облечены в бранчивые и напыщенные выражения и незаконно тиснуты в станках тайной типографии, с примесью пошлого и преступного пустословия. Они принесли бы истинную пользу, будучи представлены с большей искренностию и благоволением; ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви" .

Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем, публикация всё равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. В черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу» .

Восприятие Радищева в XIX-XX вв.

Представление о том, что Радищев - не писатель, а общественный деятель, отличавшийся поразительными душевными качествами, стало складываться сразу после его смерти и, по сути, определило его дальнейшую посмертную судьбу. И. М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесенной в сентябре 1802 года и посвященной смерти Радищева, говорит о нём:

«Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности ».

Как «честного человека» («honnête homme») характеризовал Радищева Н. М. Карамзин (это устное свидетельство приведено Пушкиным в качестве эпиграфа к статье «Александр Радищев»). Мысль о преимуществе человеческих качеств Радищева над его писательским талантом особенно емко выражает П. А. Вяземский, объясняя в письме А. Ф. Воейкову желание изучить биографию Радищева:

«У нас обыкновенно человек невидим за писателем. В Радищеве напротив: писатель приходится по плечу, а человек его головою выше ».

С подобным восприятием, конечно, должна соотноситься и статья А. С. Пушкина. И оценка, данная в 1858 году А. И. Герценом при публикации «Путешествия» в Лондоне (он ставит Радищева в число «наших святых, наших пророков, наших первых сеятелей, первых борцов»), вылившаяся в 1918 в характеристику А. В. Луначарского: «пророк и предтеча революции », восходит, несомненно, к этой, сложившейся ещё в первые десятилетия XIX века оценке «Путешествия из Петербурга в Москву» не как художественного произведения, а как человеческого подвига. Г. В. Плеханов подметил, что под влиянием радищевских идей «совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII - первой трети XIX столетий » . Следует отметить, что на допросах декабристов, когда Следственный комитет, назначенный императором Николаем I и руководимый им, ставя вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли », хотел показать случайный характер выступления декабристов, возникший якобы под влиянием заимствованных идей - декабристы действительно называли имена великих французских просветителей, английских экономистов, немецких философов, приводили примеры из произведений величайших мыслителей древнего мира, но подавляющее большинство из них называло, в первую очередь, имя Александра Николаевича Радищева - настолько глубоко в сознание передового русского общества проникли свободолюбивые, антикрепостнические идеи Радищева .

Вплоть до 1970-х годов возможности ознакомиться с «Путешествием» для массового читателя были крайне ограничены. После того как в 1790 году почти весь тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» был уничтожен автором перед арестом, до 1905 года, когда с этого сочинения было снято цензурное запрещение, общий тираж нескольких его публикаций едва ли превысил полторы тысячи экземпляров. В 1905-1907 годах вышло несколько изданий, но после этого 30 лет «Путешествие» в России не издавалось. В последующие годы его издавали несколько раз, но в основном для нужд школы, с купюрами и мизерными по советским меркам тиражами. Ещё в 1960-х годах известны жалобы советских читателей на то, что достать «Путешествие» в магазине или районной библиотеке невозможно. Только в 1970-х годах «Путешествие» начали выпускать по-настоящему массово. В 1930-1950 годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное «Полное собрание сочинений Радищева», где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические.

В 1950-1960 годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Штром и др.) - о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. И. Эйдельман и др.). В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева - масонские, нравоучительно-просветительские и другие, подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, несводимая к борьбе против крепостного права .

Философские воззрения

«Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. Согласно его гносеологическим воззрениям, „основанием всего естественного познания является опыт“. При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. В мире, в котором нет ничего „опричь телесности“, своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. „Мы не унижаем человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“.

Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет силу о вещах сведому“. Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. „Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое“, „особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться“. Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию „разумного эгоизма“, считая, что отнюдь не „себялюбие“ является источником нравственного чувства: „человек есть существо сочувствующее“. Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной природе человека („в человеке никогда не иссякают права природы“), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: „Природа, люди и вещи - воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов“. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального „естественного“ жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода „болезни“ он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что „сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова“. В трактате „О человеке, о его смертности и бессмертии“ Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: „Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?“. Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганна Гердера, Мозеса Мендельсона и других). Позиция Радищева - позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“ миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.»

Библиография

  1. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву - СПб.: б. и., 1790. - 453 с.
  2. Радищев А. Н. Князь М. М. Щербатов, «О повреждении нравов в России»; А. Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». С предисловием Искандера (А. И. Герцен). - London, Trübner, 1858.
  3. Радищев А. Н. Сочинения. В двух томах./Под ред. П. А. Ефремова. - СПб., 1872. (издание уничтожено цензурой)
  4. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений А. Радищева / Ред., вступ. ст. и прим. В. В. Каллаша. Т. 1. - М.: В. М. Саблин, 1907. - 486 с.: п., То же Т. 2. - 632 с.: ил.
  5. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. Т. 1 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1938. - 501 с.: п. То же Т. 2 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1941. - 429 с.
  6. Радищев А. Н. Стихотворения / Вступ. ст., ред. и примеч. Г. А. Гуковского. Ред. коллегия: И.А. Груздев, В.П. Друзин, А.М. Еголин [и др.]. - Л.: Сов. писатель, 1947. - 210 с.: п.
  7. Радищев А. Н. Избранные сочинения / Вступ. ст. Г. П. Макогоненко. - М.; Л.: Гослитиздат, 1949. - 855 с.: П, к.
  8. Радищев А. Н. Избранные философские сочинения / Под общей ред. и с предисл. И. Я. Щипанова. - Л.: Госполитиздат, 1949. - 558 с.: п.
  9. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. 1749-1949 / Вступит. статья Д. Д. Благого. - М.; Л.: Гослитиздат, 1950. - 251 с.: ил.
  10. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. К 150-летию со дня смерти. 1802-1952 / Под общ. ред. и со вступит. статьей И. Я. Щипанова. - М.: Госполитиздат, 1952. - 676 с.: п.
  11. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / Вступит. статья Д. Благого. - М.: Дет. лит., 1970. - 239 с. То же - М.: Дет. лит., 1971. - 239 с.
  12. Шеметов А. И. Прорыв: Повесть об Александре Радищеве. - М.: Политиздат, 1974 (Пламенные революционеры) -- 400 с, ил. То же. - 2-е изд., перераб. и доп. - 1978. - 511 с, ил.

Примечания

  • Радищев Н.А. О жизни и сочинениях А. Н. Радищева / Сообщ. Н. П. Барсуков // Русская старина . - 1872. - Т. 6. - № 11. - С. 573-581.
  • Сухомлинов М. И. К биографии А. Н. Радищева // Исторический вестник . - 1889. - Т. 35. - № 1. - С. 244-246.
  • Русский писатель, представитель "просветительной философии" А.Н. Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в селе Верхнее Аблязово Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне с.Радищево Кузнецкого района Пензенской обл.). Его дед, Афанасий Прокофьевич Радищев, был одним из потешных Петра Великого, дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну, Николаю Афанасьевичу, хорошее по тому времени образование. Николай знал несколько иностранных языков, был знаком с историей и богословием, много читал. Он был состоятельным помещиком, но крестьяне, а их было более 3 тысяч, его очень любили. Во время Пугачевского бунта, когда Николай со старшими детьми спрятался в лесу, а младших детей отдал на руки крестьянам, никто не выдал его.

    Александр был его старшим сыном и любимцем матери, Феклы Степановны, урожденной Аргамаковой. Семья Аргамаковых принадлежала к передовой московской дворянской интеллигенции. Родители Александра были культурными людьми и старались дать сыну хорошее образование. Детство Радищева прошло в Аблязове; дом Радищевых был большой, богатый, многолюдный. У Александра Николаевича было 6 братьев и 4 сестры, дети росли в окружении крепостной "дворни" и хорошо знали деревню. Русской грамоте он выучился по часослову и псалтырю. За будущим писателем ходил дядька, видимо тоже крепостной, Петр Мамонтов, который рассказывал мальчику сказки.

    Когда Александру было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачный: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Тогда отец решил отправить мальчика в Москву. Здесь Радищев был помещен у родственника своей матери, М.Ф. Аргамакова, человека умного и просвещенного, и поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Очевидно, от него Радищев узнал впервые некоторые положения философии просвещения. М.Ф. Аргамаков, по своим связям с только что открытым Московским университетом (другой Аргамаков, Алексей Михайлович, был первым директором университета), предоставил Радищеву возможность пользоваться уроками профессоров. В доме бывали профессора университета, дававшие уроки хозяйским детям, вместе с которыми занимался и маленький Радищев.

    Конец 1750-х - начало 1760-х годов, время жизни и обучения Радищева в Москве, были годами брожения умов и подъема литературной борьбы. В Москве издавались журналы, собирались литературные и научные общества, кружки; в культурных дворянских домах и кабинетах разночинцев шли споры о правительстве, крепостном праве, о бюрократии, образовании, поэзии. Атмосфера недовольства правительством не разрядилась и при Петре III, вызвавшем еще большее возмущение в различных слоях общества. Все это, а также лекции передовых мыслителей-профессоров и либеральное окружение повлияло на мальчика Радищева. Это была первая "закваска" будущего якобинства.

    28 июня 1762 года в результате дворцового переворота на престол вступила Екатерина II. Свергнув своего мужа Петра III, новая императрица публично осудила его как государя-деспота и противопоставила низложенному царю себя - просвещенную государыню. Тем самым Екатерина сразу же охарактеризовала свое правление как просвещенную монархию, отличную от государств с деспотическим строем. Обстоятельства складывались для Радищева как нельзя лучше. Во время торжеств в Москве, связанных с коронацией Екатерины II, 25 ноября 1762 года императрица "пожаловала в пажи" 13-летнего Александра Радищева. Он был зачислен в Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. Это было устроено, без сомнения, хлопотами Аргамаковых. Сначала Екатерина и правительство находились в Москве, где должна была происходить коронация. Только в начале 1764 года в Петербург вернулся двор, а за ним пажи, в том числе и "новопожалованный" Александр Радищев.

    Пажеский корпус не был серьезным учебным заведением. Главная его цель заключалась в том, чтобы, неся службу при дворе, пажи имели возможность получать образование и воспитание. Всем наукам обучал пажей во времена Радищева один педагог - француз Морамбер. Пажеский корпус готовил придворных, и пажи были обязаны прислуживать на балах, в театре, за парадными обедами. Радищев из атмосферы серьезных умственных и общественных интересов попал ко двору. Из среды Аргамаковых, Фонвизиных, Херасковых он вынес идеалы общественного служения, неприятие рабства, деспотии, презрение к низости льстецов и теперь воочию увидел подлость, интриги, воровство - весь механизм рабовладельческой деспотии, увидел все это в самом дворце, и ему, скромному пажу, раскрылась оборотная сторона императорского двора. В Пажеском корпусе Радищев дружил с Алексеем Михайловичем Кутузовым. Этот пылкий, идеально настроенный юноша стал самым близким Радищеву человеком. Они жили в одной комнате в течение 14 лет, читали одни и те же книги, вместе учились, мечтали. За годы пребывания в Пажеском корпусе Радищев сблизился также с А.К. Рубановским, П.И. Челищевым, С.Н. Яновым, познакомился с , брат которого был товарищем Радищева по корпусу. Здесь он приобщился к просветительской философии и литературе, знакомство с которыми в ту эпоху было своего рода признаком светской образованности. Вместе с тем Радищев имел возможность наблюдать постоянную борьбу между придворными за высокие места в дворцовой иерархии, за влияние на императрицу.

    Четыре года Радищев учился в корпусе, и, бывая во дворце, мог наблюдать нравы двора. В 1765 году Екатерина повелела отправить в Лейпциг двенадцать молодых дворян, в том числе шесть пажей, из наиболее отличившихся поведением и успехами в учении, чтобы они обучались там в университете и, став образованными юристами, смогли впоследствии служить в правительственном аппарате. Среди этих двенадцати был и Радищев.

    При отправке студентов за границу в конце сентября 1766 года была дана инструкция относительно их занятий, написанная собственноручно Екатериной II. В этой инструкции читаем: "1) Обучаться всем латинскому, французскому, немецкому и, если возможно, славянскому языкам, в которых должны себя разговорами и чтением книг экзерцировать. 2) Всем обучаться моральной философии, истории, а наипаче праву естественному и всенародному и Римской истории и праву. Прочим наукам обучаться оставить всякому по произволению". На содержание студентов были назначены огромные по тем временам средства - по 800 рублей (с 1769 года - по 1000 руб.) в год на каждого. Но приставленный к дворянам в качестве воспитателя ("гофмейстера") майор Бокум утаивал значительную часть денег в свою пользу, так что студенты сильно нуждались. Их поместили в сырой, грязной квартире. Радищев, по донесению кабинет-курьера Яковлева, "находился всю бытность (Яковлева) в Лейпциге болен, да и по отъезде еще не выздоровел, и за болезнью к столу ходить не мог, а отпускалось ему кушанье на квартиру. Он в рассуждении его болезни, за отпуском худого кушанья, прямой претерпевает голод".

    Бокум был человек грубый, необразованный и жестокий, дозволявший себе применять к студентам телесные наказания, иногда очень сильные. К тому же он был крайне хвастлив и невоздержан, что ставило его постоянно в неловкие и комические положения. С самого выезда из Петербурга у Бокума начались столкновения со студентами; неудовольствие их против него росло и наконец выразилось в крупной истории. Бокум постарался выставить студентов бунтовщиками, обратился к содействию Лейпцигских властей, потребовал солдат и посадил всех русских студентов под караул. Только вмешательство российского посла, князя , не дало этой истории окончиться так, как ее направлял Бокум. Посол освободил заключенных, вступился за них, и хотя Бокум остался при студентах, но стал обходиться с ними лучше, и столкновения больше не повторялись. Бокума уволили лишь тогда, когда Радищев уже собирался ехать на родину.

    Но это был не единственный подобный случай. Студенты учинили еще одну своего рода забастовку, когда отказались слушать курс международного права у профессора Беме, сухого старика, чуждого идейных запросов молодежи и заявили, что они лучше будут изучать книгу Мабли о том же предмете. В это время аббат Габриэль Бонно де Мабли уже был известен как политический писатель, демократ и радикал; выдвижение его имени не могло быть случайным, "невинным". Неудачно также было избрание для студентов духовника: с ними был отправлен иеромонах Павел, человек веселый и добродушный, но малообразованный, вызывавший насмешки студентов и не имевший никакого влияния на их ум и нравственность. В итоге, молодые люди проказничали и вольнодумствовали.

    Из товарищей Радищева был особенно заметен Федор Васильевич Ушаков, по тому влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его "Житие" и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова. Одаренный пылким умом, 19-летний Ушаков был самым старшим из всей группы, отправившейся в Лейпциг. До отъезда за границу он служил секретарем при статс-секретаре и тайном советнике Г.Н. Теплове, работал по составлению рижского торгового устава. Ушакову предсказывали быстрое возвышение по административной лестнице, "многие обучалися почитать его уже заранее". Когда Екатерина II приказала отправить дворян в Лейпциг, Ушаков пренебрег карьерой и решил ехать за границу, чтобы вместе с юношами сесть на ученическую скамью. Благодаря ходатайству Теплова, ему удалось исполнить свое желание. Ушаков был более опытным, чем другие его сотоварищи, которые признали сразу его авторитет. Он был для студентов примером серьезных занятий, руководил их чтением, внушал им твердые нравственные убеждения. Он учил, например, что тот может побороть свои страсти, кто старается познать истинное определение человека, кто "величайшее услаждение находит в том, чтобы быть отечеству полезным и быть известным свету". Здоровье Ушакова было расстроено еще до поездки за границу, а в Лейпциге оно ухудшилось из-за образа жизни и чрезмерных занятий; он опасно заболел. Когда доктор, по его настоянию, объявил, что "завтра он жизни уже не будет причастен", Ушаков твердо встретил смертный приговор, хотя, "нисходя во гроб, за оным ничего не видел". Он простился с друзьями, потом, призвав к себе одного Радищева, передал ему свои бумаги и сказал: "Помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным". Последние слова Ушакова "неизгладимой чертой ознаменовались на памяти" Радищева. Перед смертью, ужасно страдая, Ушаков просил своих товарищей дать ему яду, чтобы поскорее окончились его мучения. Ему в этом было отказано, но это заронило в Радищеве мысль, "что жизнь несносная должна быть насильственно прервана". С тех пор самоубийство сделалось одним из любимых предметов его размышлений. Ушаков умер в 1770 году на 21-м году жизни.

    В годы пребывания в Лейпциге (1767-1771) кроме юридических наук Радищев занимался естествознанием, химией, медициной. Особую роль в его формировании сыграли труды французских философов-просветителей - Вольтера, Монтескье, Руссо, Мабли, Гольбаха, особенно Гельвеция, по книге которого "об уме", по словам Радищева, он и его товарищи "мыслить научилися". Радищев проявил блестящие способности в учении. Он был мастер во всем: от танцев до философских рассуждений о бренности бытия.

    Занятия студентов в Лейпциге были разнообразны. Они слушали философию у Платнера, который, когда его в 1789 году посетил , с удовольствием вспоминал своих русских учеников, особенно Кутузова и Радищева. Студенты слушали лекции Геллерта или, как писал Радищев, "наслаждалися его преподаванием в словесных науках". Историю слушали у Бема, право - у Гоммеля. По словам из официального письма 1769 года, "все с удивлением признаются, что в столь короткое время оказали они (студенты) знатные успехи, и не уступают в знании тем, кто издавна там обучается. Особливо же хвалят и находят отменно искусными: во-первых, старшего Ушакова (в числе студентов было двое Ушаковых), а по нем Янова и Радищева, которые превзошли чаяние своих учителей".

    По своему "произволению" Радищев занимался медициной и химией, причем серьезно, так что выдержал экзамен на врача и потом с успехом занимался лечением. Занятия химией тоже остались одним из его любимых дел. Согласно инструкции, студенты изучали языки; как шло это учение нам неизвестно, но Радищев хорошо знал немецкий, французский и латинский, позднее выучил английский и итальянский. Проведя несколько лет в Лейпциге, он, как и его товарищи, сильно позабыл русский язык, так что по возвращении в Россию занимался им под руководством А.В. Храповицкого, секретаря Екатерины. В общем, Радищев в Лейпциге приобрел разнообразные научные познания и сделался одним из самых образованных людей своего времени не только в России. Он не прекращал занятий и усердного чтения во всю свою жизнь.

    Осенью 1771 года Радищев и его товарищи вернулись в Петербург. Они возвращались на родину, полные высоких помыслов о служении обществу, горячей преданности отечеству, полные желания проводить в жизнь передовые идеалы, которые они усвоили за эти годы. Вскоре Радищев, как и его товарищ Алексей Кутузов, поступил на службу "мелкой сошкой" - протоколистом с чином титулярного советника в Сенат, "хранилище законов", по определению Екатерины. Но друзья недолго прослужили там: им мешало плохое знание русского языка, тяготило грубое обращение начальства. Уже через 2 года, не выдержав мелкой рутины, Кутузов перешел в военную службу, а Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге Финляндской дивизией генерал-аншефа графа Я.А. Брюса, в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора), и выделился добросовестным отношением к своим обязанностям. Конечно, и эта служба, проходившая в годы крестьянского восстания Е.Пугачева, не была приятна Радищеву: военный суд был едва ли не самым свирепым орудием классового господства помещиков.

    К этому времени относится начало его литературной деятельности. В 1771 году, еще в Лейпциге, выходит перевод брошюры греко-албанского политического деятеля Антона Гики "Желания греков к Европе христианской". Брошюра призывала общественное мнение вступиться за греков и их независимость. Радищев подчеркивал в своем тексте тему угнетения, рабства народа. Так, например, он переводит: "В рабском состоянии всякая добродетель есть преступление, которое злодейством против тирана почитается". В переводе, появившемся позднее в "Ведомостях", это место выглядит менее резко: "Все великодушные добродетели почитаются преступлением в людях подобного состояния".

    В 1772 году Радищев знакомится с Н.И. Новиковым, издававшим журнал "Живописец". В пятом номере "Живописца" был анонимно опубликован очерк под названием "Отрывок путешествия в ***И***Т***". Ученые долго спорили о том, кто был автором "Отрывка", имевшего антикрепостнический характер. Лишь недавно установили, что им был Александр Радищев. "Отрывок" произвел шум в обществе. На "верхах" были крайне недовольны им и обвиняли автора в том, что он оскорбляет "весь дворянский корпус". Но ни Новиков, ни Радищев не испугались. Тогда же в "Живописце" он издал свой перевод Мабли "Размышления о греческой истории" (1773), в котором характеризовал самодержавие, как "наипротивнейшее человеческому естеству состояние". Ненавистная служба не помешала Радищеву завести знакомства и в "большом свете", и в кругу литераторов. Обаяние его личности, его образованность, глубина мысли, в то же время благородная внешность сделали его желанным гостем и в великосветских гостиных, и в Английском клубе, и в кабинетах писателей. Первые же выступления Радищева в печати стали началом его трагического пути проповедника свободы, а первое его оригинальное произведение - наброском основного его труда - "Путешествия из Петербурга в Москву".

    В 1775 году один из товарищей Радищева по Лейпцигу, Рубановский, познакомил его с семьей своего старшего брата, на дочери которого, Анне Васильевне, он и женился. В том же году, году расправы с Пугачевым, Радищев вышел в отставку с чином армии секунд-майора - по семейным обстоятельствам, и уехал в имение, где некоторое время жил с супругой в уединении.

    В самом конце 1777 года Радищев вернулся в Петербург и по рекомендации графа А.Р. Воронцова был вновь определен на службу, на этот раз в государственную Коммерц-коллегию на асессорскую должность. Он быстро освоился с подробностями порученных коллегии торговых дел, заявил о себе как о человеке с твердым характером и предельной честностью. Вскоре ему пришлось участвовать в разрешении одного дела, где целая группа служащих, в случае обвинения, подлежала тяжелому наказанию. Все члены коллегии были за обвинение, но Радищев, изучив дело, решительно стал на защиту обвиняемых. Он не согласился подписать приговор и подал особое мнение; напрасно его уговаривали, пугали немилостью президента коллегии, графа А.Р. Воронцова, - Радищев не уступал; пришлось доложить об его упорстве Воронцову. Тот сначала действительно разгневался, но все-таки потребовал дело к себе, внимательно пересмотрел его и согласился с мнением Радищева: обвиняемые были оправданы. Однако это не способствовало его душевному равновесию, так как большинство чиновников в то время без зазрения совести брали взятки и посмеивались над этим поборником справедливости.

    Из Коммерц-коллегии Радищев в 1788 году по рекомендации А.Р. Воронцова был переведен в петербургскую таможню, помощником управляющего, а потом (с 1790 года) и управляющим. На службе в таможне Радищев тоже успел выделиться своим бескорыстием, преданностью долгу, серьезным отношением к делу. Одновременно он принимал участие в работе Комиссии о коммерции, был членом казенной палаты Петербургского губернского правления.

    После смерти горячо любимой жены, Анны Васильевны (1783) Радищев стал искать успокоения в литературной работе. Вот как Радищев описывал свое моральное состояние: "Смерть жены моей погрузила меня в печаль и уныние и на время отвлекла разум мой от всякого упражнения". Вероятно, в это время он участвовал в издании "Почты Духов" , но это не может считаться доказанным. По настоящему литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано "Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений".

    Над своим главным произведением "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищев работал несколько лет, с середины 1780-х годов. Завершив первую редакцию книги в середине 1788 года, он дополнял и расширял ее до апреля 1790 года. В 1789 году Радищев провел рукопись "Путешествия" через цензуру Управы благочиния. Сам петербургский обер-полицеймейстер Н.И. Рылеев разрешил книгу к печати, не прочитав ее и, вероятно, положившись на "невинное" название или в угоду кому-либо из знатных покровителей Радищева. Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев приобрел печатный станок и завел домашнюю типографию, в которой наборные и печатные работы производили его слуги под его руководством. В этой типографии Радищев и напечатал в начале 1790 года "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске", а в конце мая - "Путешествие из Петербурга в Москву", с эпиграфом из Телемахиды: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй".

    Поскольку им было получено разрешение на издание книги, Радищев открыто напечатал ее в количестве 650 экземпляров, а потом, в мае 1790 года, спокойно пустил ее в продажу. В конце книги даже было указано: "С дозволения Управы благочиния". Книга выглядела вполне безобидно, однако под дорожными заметками, в форме которых было написано произведение, скрывалась жесткая критика рабского положения крепостных крестьян и пороков деградировавшего дворянства. Книга начинается с посвящения "А.М.К., любезнейшему другу", т.е. товарищу Радищева, А.М. Кутузову. В этом посвящении автор пишет: "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала". Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. "Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь".

    "Путешествие" разделяется на главы; первая называется "Выезд", а последующие носят названия станций между Петербургом и Москвой; оканчивается книга приездом и восклицанием: "Москва! Москва!" "Путешествие в Москву", принесшее несчастие и славу Радищеву, было, в общем, очень посредственным произведением с "варварским слогом". Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны. Какую цель имел Радищев, издавая эту книгу? На этот вопрос вряд ли он сам мог бы ответить удовлетворительно. Влияние его было ничтожно. Все прочли книгу и забыли ее, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, благонамеренных предположений. Если подумать, какие люди окружали престол Екатерины, - то поступок Радищева покажется поступком сумасшедшего. Мелкий чиновник, человек без всякой власти, без всякой опоры, дерзает вооружиться против общего порядка, против самодержавия, против Екатерины! Радищев был один. У него не было ни товарищей, ни соумышленников.

    В мае 1790 года Радищев передал книгопродавцу Зотову 25 экземпляров отпечатанной книги для продажи. Несколько книг автор подарил своим друзьям; один послал Г.Р. Державину в знак уважения к его творчеству. Книгу заметили не сразу, вероятно потому, что первые страницы были чрезвычайно скучны и утомительны, однако потом начался шум. Экземпляры, продававшиеся Зотовым, разошлись моментально. Многие приходили к Зотову в Гостиный двор и спрашивали книгу, о которой говорили в городе. Ее смелые рассуждения о крепостном праве и других явлениях общественной и государственной жизни обратили на себя внимание Екатерины II, которой кто-то доставил "Путешествие". Екатерина несколько дней кряду читала эти горькие, возмутительные сатиры. И хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора все-таки было поднято преследование. Сначала не знали, кто автор, так как имя его не было указано на книге; но, арестовав купца Зотова, скоро узнали, что книга написана и издана Радищевым.

    Радищев успел сжечь все оставшиеся у него экземпляры книги, но 30 июня 1790 года писатель был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Дело его было "препоручено" известному сыщику С.И. Шешковскому, руководителю тайной полиции, палачу, находившемуся в непосредственном подчинении императрицы; его называли "кнутобойцем", имя его внушало ужас. Екатерина отнеслась к книге Радищева с сильным раздражением, сама составила вопросные пункты Радищеву, "бунтовщику хуже Пугачева", сама через князя А.А. Безбородко руководила всем делом.

    Следствие шло быстро, тем более что обвинение в издании бунтовщической книги было доказано самой книгой, а своего авторства Радищев не отрицал. Допрашиваемый Шешковским, Радищев заявлял о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в "Путешествии". Радищев был глубоко потрясен оборотом дела, угрозой смертной казни, нависшей над ним, а особенно угрозой распространения кары на его детей. Он писал Екатерине и Шешковскому покаянные письма, весьма патетические и риторические, но совершенно неискренние. Кроме Радищева допрашивали многих лиц, причастных к изданию и к продаже "Путешествия"; следователи искали, нет ли у Радищева сообщников, но их не оказалось. Радищев всю "вину" принял на себя и не назвал никого из своих друзей, учеников и единомышленников, хотя Шешковский добивался имен "соучастников". В качестве вещественного доказательства читали вслух книгу Радищева. Суд так боялся его крамольных идей, что во время этого чтения из зала заседания были высланы даже секретари суда. Судьба Радищева была заранее решена: он был признан виновным в самом указе о предании его суду. Задача Уголовной палаты состояла лишь в придании законной формы осуждению Радищева, в подыскании и подведении законов, по которым он должен был быть осужден. Задача эта была нелегкая, так как трудно было обвинить автора за книгу, изданную с надлежащего разрешения, и за взгляды, которые еще недавно пользовались покровительством. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о покушении на государево здоровье, о заговорах и измене.

    После допроса лиц, причастных к печатанию и продаже книги, процесс окончился. 24 июля Палата приговорила Радищева к смерти за то, что он издал книгу, "наполненную самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный и умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвесть в народе негодование противу начальников и начальства и оскорбительными, неистовыми изражениями противу сана и власти царской". Так как Радищев был дворянином, то его приговор должно было утверждать правительство. 26 июля приговор поступил в Сенат, и 8 августа сенаторы утвердили его. Доклад о решении Сената был представлен Екатерине 11 августа. Она приказала рассмотреть его в Государственном совете, намекнув, что Радищев, помимо всего прочего, оскорбил своей книгой ее лично. 19 августа Совет утвердил приговор. В итоге Радищев ждал смертной казни 1 месяц и 11 дней. Лишь 4 сентября 1790 года был подписан именной указ Екатерины, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного. Указывалось, что вина Радищева такова, что он заслуживает смертную казнь, к которой приговорен судом, но "по милосердию и для всеобщей радости", по случаю заключения мира со Швецией, смертная казнь заменена ему ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, "на десятилетнее безысходное пребывание" и лишением чинов и дворянства.

    Печальная судьба Радищева привлекла к себе всеобщее внимание: приговор казался невероятным, в обществе не раз возникали слухи, что Радищев прощен, возвращается из ссылки, но слухи эти не оправдывались. Радищев был доставлен в Илимский острог в январе 1792 года и пробыл там до конца царствования Екатерины. Нельзя сказать, что жизнь Радищева в изгнании была трудной. Положение его в Сибири было облегчено тем, что граф А.Р. Воронцов продолжал оказывать поддержку ссыльному писателю, присылал ему книги, журналы, научные инструменты и пр. Радищев получил право свободно передвигаться по Илимску, в его полное распоряжение предоставили пятикомнатный дом с многочисленными надворными постройками и 8 слуг.

    Радищев был тогда вдовцом. К нему в Сибирь приехала сестра его жены, Елизавета Васильевна Рубановская, дабы разделить с изгнанником грустное его уединение, и привезла младших детей (старшие остались у родных для получения образования). Жаркая дружба переросла в любовь. В Илимске Радищев женился на Е.В. Рубановской. Здесь же появилось еще трое детей писателя.

    В Илимске Радищев предался литературным занятиям. Здесь он написал большую часть своих сочинений - "Письмо о китайском торге" (1792), крупный философский труд "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792-1796), "Сокращенное повествование о приобретении Сибири" (1791-1796), "Описание Тобольского наместничества" и другие. Он изучал сибирскую жизнь и природу, делал метеорологические наблюдения, много читал. В лаборатории он ставил химические опыты, много времени посвящал воспитанию детей, обучая их истории, географии и иностранным языкам. Но Радищев не был совсем счастлив. Как и все великие люди, в ссылке он чувствовал себя ненужным российскому обществу, более того, бессильным помочь крепостным крестьянам, обреченным на рабский труд. Он чувствовал такое стремление к литературной работе, что даже в крепости, во время суда, воспользовался разрешением писать и написал повесть о Филарете Милостивом. В Илимске он занимался также лечением больных, вообще старался помочь чем кому мог и сделался, по свидетельству современника, "благодетелем той страны". Его заботливая деятельность простиралась верст на 500 вокруг Илимска.

    Император вскоре после воцарения "назло матери" вернул Радищева из Сибири (Высочайшее повеление 23 ноября 1796 г.), возвратил ему чины и дворянство, обошелся с ним милостиво и взял с него обещание не писать ничего противного духу правительства. Радищев сдержал свое слово. Он во все время царствования Павла не написал ни строчки. Радищеву предписано было жить в его имении в Калужской губернии, селе Немцове, где он занимался лишь воспитанием своих детей, а за его поведением и перепиской наблюдал губернатор. Смиренный опытностью и годами, Радищев даже переменил образ мыслей, ознаменовавший его бурную молодость. Он не питал в своем сердце никакой злобы к прошедшему и искренне помирился со славной памятью великой царицы. Государь разрешил Радищеву съездить в Саратовскую губернию к престарелым и больным родителям. Но злой рок готовил ему еще одно испытание: в дороге скончалась дорогая его сердцу жена Елизавета Васильевна. Овдовевший во второй раз Радищев поселился вместе с детьми в селе Немцово, которое он не покидал вплоть до кончины Павла I.

    После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу по указу от 15 марта 1801 года; он был вызван в Петербург и назначен членом Комиссии для составления законов. В последние годы жизни он написал поэму "Бова", стихотворение "Осьмнадцатое столетие". Но творчество более не приносило удовлетворения писателю. Сохранились рассказы о том, что Радищев, удивлявший всех "молодостью седин", с энтузиазмом принялся за создание нового проекта "Государственного уложения", подал проект о необходимых законодательных преобразованиях - проект, где опять выдвигалось вперед освобождение крестьян, а также уничтожение Табели о рангах, свобода слова и вероисповедания. Современники говорят, что когда Радищев подал свой либеральный проект реформ, председатель комиссии, граф П.В. Завадовский , сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. По словам А.С. Пушкина, граф произнес с упреком: "Эх, Александр Николаевич, охота тебе пустословить по-прежнему! или мало тебе было Сибири?" В этих словах Радищев увидел угрозу. Именно с этого момента в его характере произошли фатальные изменения: он постоянно испытывал чувство тревоги, горячо брался за какое-нибудь дело или вдруг терял к нему интерес и сидел без движения в течение нескольких дней. Родственники были не на шутку встревожены этими проявлениями эмоциональной нестабильности, а впоследствии и душевной болезни. Радищев, человек с расстроенным здоровьем, с разбитыми нервами был до того потрясен, что решился покончить с собой.

    В ночь с 11 (23) на 12 (24) сентября 1802 года Александр Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда. Он выпил царской водки, которой его сын чистил эполеты. Смерть настигла его в страшных мучениях. Он как бы вспомнил пример Ушакова, научивший его, что "жизнь несносная должна быть насильственно прервана". Радищева похоронили на Волковском кладбище в Петербурге. Могила его скоро оказалась забыта и утеряна. Предполагается, что похоронили первого дворянского революционера близ каменной Воскресенской церкви. Долгое время на стене церкви на Волковском кладбище висела мемориальная доска.

    В 1807-1811 годах в Санкт-Петербурге было издано собрание сочинений Радищева, в шести частях, но без "Путешествия" и с некоторыми пропусками в "Житии Ушакова". Лишь в 1858 году "Путешествие" было напечатано в Лондоне, с предисловием Герцена, и перестало быть библиографической редкостью. С этого издания "Путешествие" было перепечатано в Лейпциге в 1876 году. В 1868 году Высочайшим повелением дозволялось печатать "Путешествие" на основании общих цензурных правил, но в России книга Радищева впервые вышла лишь в 1888 году в типографии "проправительственного" издателя А.С. Суворина, который получил разрешение на публикацию всего 100 экземпляров по огромной отпускной цене - 25 рублей за каждую книгу.

    На имени Радищева долго лежал запрет. Вскоре после его смерти появилось несколько статей о нем, но затем имя его почти исчезло в литературе; о нем приводятся лишь отрывочные и неполные данные. Пушкин писал Бестужеву: "Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? Кого же мы будем помнить?" Позднее Пушкин убедился, что вспоминать об авторе "Путешествия" не так легко: его статья о Радищеве не была пропущена цензурой и появилась в печати только через 20 лет после смерти поэта. Лишь с середины 1850-х годов с имени Радищева снимается запрет; в печати появляется немало статей и заметок о нем, полной биографии Радищева, однако, до сих пор нет.

    Жизнь Александра Николаевича Радищева, выдающегося писателя и политического деятеля XVIII века, трудно назвать простой. Ведь при неустроенности личной жизни и непонимания со стороны современников он продолжал творить и отчаянно отстаивать свои дерзкие взгляды на окружающую его действительность. Как это часто бывает, лучшие сыны отечества не принимаются обществом и вынуждены быть изгоями всю свою жизнь, а это тяжелое испытание для любого человека. Так было и на этот раз.

    "Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое. Особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться".

    А.Н. Радищев

    Александр Радищев прожил сравнительно недолгую жизнь - родился в 1749 (31 августа), а умер в 1802 (12 сентября). Он был первым ребенком в богатой дворянской семье - дед его Афанасий Прокопьевич был крупным землевладельцем.

    Счастливое детство

    Детские годы прошли в имении отца в Немцово, селе, относящемся к Боровскому уезду Калужской губернии. Семья была дружной, родители - прекрасно образованными людьми. Отец, владеющий несколькими языками, в том числе и латынью, сам занимался с сыном.

    Мальчик был любимцем матери. Как это было заведено в дворянских семьях, его обучали на дому - русский язык дети познавали по богослужебным книгам - псалтырю и часослову, для изучения иностранных языков, преимущественно французского, приглашались гувернеры. Маленькому Александру не повезло - под видом преподавателя французского языка к ним нанялся беглый солдат.

    Азы прекрасного образования

    В 1755 году открывается Московский университет, и Александр Радищев отправляется в Москву, к родному дяде матери господину Аргамакову, родной брат которого занимал в то время пост директора (в 1755-1757 годах). И это давало право детям Аргомаковых и Саше Радищеву на дому получать знания под руководством профессоров и преподавателей гимназии при университете. В возрасте 13 лет Александр Радищев был пожалован в пажи при восхождении на престол в 1762 году Екатерины II, и направлен для дальнейшего обучения в Пажеский корпус - на ту пору самое престижное учебное заведение Российской Империи, в котором он учился с 1762 по 1766 годы.

    Университетские годы

    Он был богат, происходил из старинной дворянской семьи, а самое главное, хорошо учился и был очень старателен. Поэтому, когда Екатерина решила отправить за границу группу молодых дворян из 12 человек, в числе которых было и 6 пажей, то одним из первых в этот список попал Александр Радищев. В Лейпциг он поехал обучаться юридическому праву.

    Однако кроме обязательных наук и глубокого изучения языков студентам разрешалось добавочно знакомиться и с другими науками. А. Н. Радищев дополнительными занятиями выбрал медицину и химию, в которых, как и в языках, очень преуспел. Пять лет, проведенные в Лейпциге, были наполнены учебой, и благодаря этому А. Н. Радищев становится одним из самых образованных людей своего времени, и не только в России. Там же, за границей он начинает писать. Неизгладимое впечатление в эти годы на него произвела дружба с Ушаковым, который был несколько старше, мудрее и образованнее Александра, и смерть этого друга. В память о нем Радищев Александр Николаевич написал произведение, которое так и называлось «Житие Федора Васильевича Ушакова».

    Годы жизни в России после возвращения

    По возвращении на родину в 1771 году А. Н. Радищев вместе со своим другом М. Кутузовым поступает на службу в петербургский Сенат, где они не проработали долго по ряду причин. Из-за границы Радищев возвращается вольнодумцем. В 1773 году он поступает юридическим советником в штаб Финляндской дивизии, находящейся в Санкт-Петербурге, откуда вышел в отставку в 1775 году. Это было время пугачевского бунта и его подавления. В эти годы Радищев Александр Николаевич выполнил несколько переводов, в том числе и «Размышления о греческой истории» Бонно де Мабли. Постепенно Радищев становится одним из самых убежденных и последовательных людей, считающих главным злом России самодержавие и крепостничество. После выхода в отставку А. Н. Радищев женился на сестре друга, с которым учился в Лейпциге. В 1777 году он поступает в Петербургскую таможню, в которой трудится до 1790 года и дослуживается до поста ее директора. Здесь он подружился с графом А. Р. Воронцовым, который будет поддерживать русского философа и мыслителя даже в сибирской ссылке.

    Главное произведение жизни

    Еще в 1771 году увидели свет первые отрывки из главного произведения, которое написал Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» отдельными главами публиковалось в петербургском журнале «Живописец». В 80-90-е годы XVIII века в Европе наблюдался необыкновенно большой общественный подъем, революции сначала в США, затем во Франции следовали одна за другой.

    Воспользовавшись благоприятным климатом для продвижения идей свободы, Радищев заводит у себя дома типографию (на теперешней улице Марата), и в мае 1790 года отпечатывает 650 экземпляров книги. Ранее таким же способом было издано «Письмо к другу». Кому не знакома фраза «Да это бунтовщик, хуже Пугачева!», произнесенная Екатериной II по прочтении этого произведения. Как следствие из нее, А. Н. Радищев был посажен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни. Затем «милостивая» императрица заменила ее на 10-летнюю ссылку в Сибирь с лишением дворянского титула, всех орденов, регалий и состояния.

    Книга-обличитель

    Книги опального автора подлежали уничтожению. Но экземпляры, выпущенные Радищевым, быстро раскупались, с них было сделано очень много копий, что позволило А. С. Пушкину констатировать факт: «Радищев - рабства враг - цензуры избежал!». А может быть, великий русский поэт имел в виду тот факт, что цензор, полистав книгу, решил, что это путеводитель по городам, так как в ней перечисляются населенные пункты, расположенные вдоль тракта. Даже до наших дней дошли 70 подобных списков.

    Затем в 1888 году было получено разрешение на выпуск 100 экземпляров этой книги, якобы исключительно для знатоков и любителей русской словесности. Чем же так возмутила книга просвещенную императрицу? В романе описаны ужасы крепостничества, неимоверно тяжелый быт крестьян, кроме того, книга содержит прямые обличения царизма. Написанная хорошим языком, она полна остроумных едких замечаний, и не оставляет равнодушным никого. В нее были включены «Вольность» и «Слово о Ломоносове». Да и не было до этого таких обличений самодержавия.

    Неисправимый жизнелюб

    Радищев, произведения которого, стихи, философские трактаты, оды, в том числе «Вольность», с этих пор сжигали и перемалывали на бумажных фабриках, сидел в Илимском остроге. Но и здесь он по поручению занимался изучением быта коренных жителей Сибири, торговых путей в северные районы необъятной страны и возможности торговли с Китаем. Он был здесь даже по-своему счастлив. В остроге написано им много замечательных произведений, и туда к нему (а он уже был вдовцом) приехала его свояченица, чтобы скрасить в ссылке его одиночество. Взошедший на престол Павел I, ненавидевший мать, вернул опального философа, но без права выезда из родового гнезда в Немцове. Александр I не только дал А. Н. Радищеву полную свободу, но и привлек его к работе в Комиссии по составлению законов.

    Самоубийство или смертельная невнимательность

    Ссылка не изменила воззрений писателя и, принимая участие в составлении законов, Александр которого полна стычек с власть предержащими, написал «Проект либерального уложения». В нем высказывались мысли о равенстве всех перед законом, о необходимости свободы слова и печати, и прочие «вольные мысли», которые так возмутили Председателя комиссии графа П. В. Завадского, что он пригрозил автору очередной ссылкой в Сибирь.

    То ли отповедь была уничижительной, то ли нервы у мыслителя окончательно сдали, а здоровье было сильно подорвано, то ли он что-то очень страшное пережил в ссылке, но А. Н. Радищев, придя домой, отравился, приняв яду. Очень печальная история. Правда, существует и другая версия, которая свидетельствует о крепости духа величайшего человека своего времени - он не собирался кончать жизнь самоубийством, а по ошибке выпил, чтобы успокоиться, стоящий на виду стакан водки. А это была «царская водка», убийственная для человека, приготовленная и оставленная старшим сыном писателя для реставрации старых эполет. Совсем печальная история.

    Хороший и великий человек

    В своей деятельности А. Н. Радищев был озабочен и вопросами воспитания. Его считают основоположником русской революционной этики и эстетики, а также педагогики. Наряду с серьезными исследованиями, философскими трактатами, грозными обличениями царизма и крепостничества Радищев, стихи которого полны любви к людям и природе, писал и детские песенки, составлял веселые стишки-загадки, придумывал разные игры и конкурсы.

    То есть, человек очень любил жизнь, но хотел, чтобы она была справедлива ко всем людям, чтобы в России не было унижающего человека крепостничества. Прекрасную статью о А. Н. Радищеве написал А. С. Пушкин.