Художественная культура 19 века вывод. Художественная культура России XIX века

Культура 19 века - это культура свободы, активности, инициативности и деловитости. Именно в этот век человеческая мысль получила широчайший простор свободы самовыражения. Однако при этом ценились и рамки предыдущего века. Жесткость же проявилась в отношении людей друг с другом. На смену романтизированным критериям шестнадцатого и семнадцатого века, страстям и сантиментам восемнадцатого пришел строгий меркантилизм. Материальное положение и богатство становятся на планку более высокую, чем человеческие чувства или же духовные и нравственные ценности. Ярко выражена доминанта трезвого расчета.

Культура 19 века - основные черты

Первая половина девятнадцатого века для Европы - это время быстрого развития мануфактур и промышленности, а также активное социальное преобразование. Люди искусства пытались передать своим творчеством пойманные и интерпретированные ими образы и веяния нового времени. Начало века ознаменовано крушением рожденных в прошедших веках художественных принципов и разрушением старых сюжетов.

Франция - законодатель стиля

Уже несколько веков подряд Францию считали законодательницей моды во всей Европе. Культура 19 века несет в себе отличительные черты именно французских воззрений. В Париже начали проводиться так называемые Салоны, где выставлялись специально отобранные работы живописцев. Публика обсуждала их труды, а журналы и газеты печатали многочисленные рецензии. Художественная культура 19 века преобразилась вместе с обществом. Основными темами стали города, дома, комнаты, посуда, платья и прочее. Обычно в Париже также устраивалась и Всемирная промышленная выставка (примерно раз в пару лет), где вместе с новинками техники демонстрировались и картины, скульптура.

Архитектура Западной Европы девятнадцатого века

Стремительное развитие промышленности вызвало и бурный приток людей в города. Появлялись уже фактически мегаполисы. В середине 19 века облик многих городов Западной Европы резко сменился. Положено начало системе радиальных и магистральных улиц, которые пришли на смену средневековой замкнутости. Промышленные предприятия стали как грибы после дождя вырастать в предместьях и на окраинах. Европейская культура 19 века, в частности архитектурные решения, во многом зависела именно от промышленного прогресса. Появление новых материалов (железобетон, сталь, чугун) внесло свои коррективы в строительство зданий.

Эклектизм - основа культуры Западной Европы 19 века

Именно эклектизм как архитектурный стиль, основанный на декоративных формах, и стал торжествовать в то время. Культура 19 века была уже «подготовлена» неоготикой, классицизмом, барокко и рококо, неоренессансом и романско-византийским стилем. Само слово «эклектикос» в переводе с греческого значит «выбирающий», что великолепно характеризует и направление в искусстве девятнадцатого века, отражающее психологию современника того периода, считающего именно свою эпоху и цивилизацию просто вершиной истории. Культура 19 века и основана именно на апологии подобных принципов и воззрений.

XIX век - эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Уже в XIX веке она приобрела всеобщую известность, оказав влияние на мировой культурный процесс. В духовную жизнь человечества вошли Пушкин и Чайковский, А. Иванов и Репин, Л. Толстой и Достоевский. Известный английский критик Морис Бэринг писал: "Достоевский создал и понял такие высоты и такие глубины человеческой души, которые лежали далеко за пределами понимания... даже Шекспира". Культура России XIX века поражает не только глубиной своего содержания, но и многообразием форм своего воплощения.

Развитие общественной мысли России первой половины XIX века прошло под знаком отечественных и европейских событий этого периода: наполеоновские войны, особенно Отечественная война 1812 года, декабристское движение, революции во Франции 1830 и 1848 года и другие. Пробуждается интерес к идеалистической философии, к проблемам народности и историзма, к национальному искусству. В 1818 году осуществляется публикация "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина (1766 - 1826). Оживляется литературно-журнальная жизнь (в первые 20 лет XIX века возникает более 40 новых журналов, в т. ч. "Русский вестник", "Вестник Европы" и другие), возникают литературные общества ("Арзамас", "Зеленая лампа", "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств" и другие), литературно-музыкальные салоны (в Петербурге - салон Оленина, в Москве - княгини 3. Волконской и другие).

В литературе начала XIX века сосуществуют несколько художественных методов: еще проявляется классицизм; Н. И. Карамзин, молодой В. А. Жуковский (1783-1852), И. И. Дмитриев (1760- 1837) воплощают идеи сентиментализма, но все более властно заявляет о себе романтизм. Идут споры о языке: реформа Карамзина, стремившаяся сблизить литературный язык с разговорным; ему противостоит А. С. Шишков (1754-1841) - основатель общества "Беседа любителей русского слова", выступившего в защиту языковой архаики.

После войны 1812 года в русском искусстве формируется романтизм. Основателем его стал В. А. Жуковский, который, по словам Веселовского, создал "поэзию чувства и сердечного воображения" ("Певец во стане русских воинов", "Сельское кладбище", "Вечер", "Людмила", "Светлана" и другие). В литературе к романтизму приходят К. Батюшков (1787 - 1855), Е. Баратынский (1800 -1844), П. Вяземский (1792 - 1878) и другие. Романтизм нашел наиболее яркое воплощение в творчестве А. С. Пушкина (1799 - 1837): цикл "Южные поэмы" - "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы", лирика и другие; М. Ю. Лермонтова (1814 - 1841): "Мцыри", "Демон", "Маскарад" и другие.

Значительными поэтами "пушкинской плеяды" явились Д. Давыдов (1784 - 1839), А. Дельвиг (1798 - 1831), В. Кюхельбекер (1797 - 1846) и другие. Бунтарское направление русского романтизма воплотилось в творчестве К. Рылеева (1795 - 1826), А. Одоевского (1802 - 1839), А. Бестужева-Марлинского (1797 - 1837) и других поэтов-декабристов.

Пластические искусства первой половины XIX века обладают внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами; его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти скульптуре. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтизм. Блистательного расцвета достигают все виды изобразительного искусства и их синтез, который находит свое воплощение в развитии архитектуры и скульптуры.

С наибольшей силой характерные черты архитектуры и монументального искусства проявились в творчестве зодчих А. Воронихина, А. Захарова, Т. де Томона. А. Н. Воронихин (1759- 1814) - создатель здания Казанского собора в Петербурге. Его мощные колонные портики монументальны, а купол легок и изящен. Большое внимание архитектор уделил декоративной скульптуре, к выполнению которой были привлечены крупнейшие ваятели того времени: И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Щедрин.

А. Д. Захаров (1761-1814) реконструировал здание Адмиралтейства, сохранив его облик и архитектурные элементы, в первую очередь, знаменитый золоченый шпиль Коробова. Важнейшая постройка Тома де Томона (1760 -1813) - здание Биржи, величественное сооружение, окруженное доисторическими колонными портиками - галереями. Ансамбль Биржи определил собой облик центра Петербурга.

В Москве работают архитекторы О. И. Бове (1784-1834), занимавшийся реконструкцией Красной площади, Д. И. Жилярди (1788-1845), А. Г. Григорьев (1782-1868) и другие.

Замечательна была деятельность К. И. Росси (1775-1849), создателя выдающихся ансамблей площадей, улиц, архитектурных сооружений в Петербурге (здание Главного штаба на Дворцовой площади, Михайловский дворец - ныне Русский музей, Михайловская площадь - ныне площадь Искусств, новый общественный театр - ныне театр драмы им. А. С. Пушкина, объединенные аркой здания Сената и Синода и другие).

Одно из последних крупных монументальных сооружений в русской архитектуре XIX века - Исаакиевский собор, строителем которого был А. А. Монферран (1786-1858), им же воздвигнута Александрийская колонна на Дворцовой площади.

К. А. Тон (1794-1881) осуществлял линию "национального" направления в русской архитектуре. Он построил Большой Кремлевский дворец, самое выдающееся его создание - храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883).

В этот период работают крупнейшие ваятели. И. П. Мартос (1754-1835) был близок к основателям классицизма в искусстве. Изучив в Италии античные надгробия, он наполнил традиционную форму новым содержанием. Одно из его лучших произведений - надгробие М. П. Собакиной (плакальщица, задрапированная в античные одежды, и гений смерти с потухшим факелом в руке). Самое выдающееся его создание - памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804- 1818), отразивший возвышенные патриотические идеалы.

Памятники героям Отечественной войны 1812 года - М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, решенные в духе классицизма, создал Б. И. Орловский (1793-1837). Представителем позднего классицизма в скульптуре явился И. П. Витали (1794-1855) - скульптуры фонтанов в Нескучном саду и перед Большим театром (Москва) и другие.

Реалистические тенденции проявились в творчестве П. К. Клодта (1805-1867), создателя конных групп для Аничкова моста в Петербурге, памятника И. А. Крылову, конного памятника Николаю I.

Живопись первой трети XIX века представлена всеми жанрами: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина. Историческая тема нашла отражение в творчестве художников, работавших в русле классицизма, но обратившихся к русской тематике. А. И. Иванов (1776-1848) создает картины "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году", "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедею" и другие.

Блестящих успехов достигла портретная живопись. Парадность портретов XVIII века уступила место интимности и задушевности.

О. Кипренский (1782 - 1836) - представитель нового поколения романтически настроенных художников. Его творчество явилось поиском наиболее полного и глубокого раскрытия человеческой личности. Цвет в его портретах способствовал выявлению эмоциональности образа: портрет мечтателя и воина Е. В. Давыдова, одухотворенные портреты Е. П. Растопчиной и Д. Н. Хвостовой, возвышенный облик А. С. Пушкина - "питомца чистых муз" и другие.

В. А. Тропинки (1776-1857) работал в портретном и бытовом жанре. До сорока семи лет крепостной, он создал замечательные картины украинской жизни (вместе с помещиком жил долго на Украине). Картины портретно-бытового содержания - "Старик нищий", "Кружевница", "Гитарист", подкупающие искренностью чувства. Одни из лучших полотен - портреты композитора Булахова и А. С. Пушкина.

Мастером пейзажной живописи был С. Ф. Щедрин (1791- 1830), создавший поэтические городские пейзажи, виды Рима и других городов Италии. Эти работы отличаются романтической трактовкой сюжета.

Ярчайшим явлением в русской живописи этого периода явилось творчество К. И. Брюллова (1799-1852). Уже в ранних работах он стремился преодолеть условность живописно- пластической академической манеры ("Итальянский полдень", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" и другие). В 1833 году он завершает поразившую современников картину "Последний день Помпеи":

И стал "Последний день Помпеи" для русской кисти первым днем.

А. С. Пушкин

С блестящим мастерством написаны им портретные композиции: "Всадница", "Графиня Ю. П. Самойлова" и другие. Брюлловым созданы портреты выдающихся представителей русской интеллигенции: В. А. Жуковского, И. А. Крылова и других. Прекрасный образ талантливого творца создан им в автопортрете 1848 года, написанном в излюбленной художником гамме золотисто- коричневых и черных тонов.

Во второй трети XIX века Брюллов обращается к бытовому жанру, воплощая реалистические принципы.

Глубочайшее понимание искусства и его задач в жизни общества проявил гениальный русский художник А. А. Иванов (1806 - 1858). Двадцать лет жизни (1837 - 1857) посвятил он своей картине "Явление Христа народу". Сюжет картины евангельский: Иоанн Креститель указывает толпе на приближающегося Христа, возвещенного библейскими пророками Мессией (спасителем). Величественную тему освобождения народа - "скорбящих и безутешных" - Иванов рассматривал в религиозном и нравственном плане; освободителем он показал Христа. И. Е. Репин писал об этом полотне: это "самая гениальная и самая народная русская картина. ГІо своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы". Картина является новаторской и по своим живописно-пластическим средствам, сочетающим традиции классического искусства с достижениями реализма.

В 30-е-40-е годы в русском искусстве формируется реализм, основоположником которого явился А. С. Пушкин. В трагедии "Борис Годунов", воскрешая "век минувший во всей его истине", он изобразил "истину страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах". Принципы реализма были воплощены в романе в стихах "Евгений Онегин", в "Повестях Белкина", "Пиковой даме", "Маленьких трагедиях" и других произведениях.

Традиции Пушкина развивает М. Ю. Лермонтов ("Герой нашего времени"). К критическому реализму приходит в своем творчестве Н. В. Гоголь (1809-1852). "Петербургские повести", "Ревизор", "Мертвые души" явились реалистическими картинами русской действительности, написанными ярким, образным языком, отличавшимся "простотой, силой, меткостью, близостью к натуре" (В. Стасов).

Путь русского изобразительного искусства к реализму нашел воплощение в бытовом жанре, занявшем ведущее место в 40-е годы. Крупнейший представитель этого жанра - А. Г. Венецианов (1780-1847). Он поэтически передавал сцены деревенской жизни и крестьянского труда, положив в основу своего творческого метода изучение действительности. Светлый и гуманный взгляд Венецианова выражен в изображении крепостных крестьян: "Гумно", "Утро помещицы", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Жнецы", "Захарка" и другие. В своих героях художник видел национальный идеал русской красоты. Венецианов показал себя мастером интерьера и пейзажа.

Этап критического реализма в русском изобразительном искусстве открывает П. А. Федотов 0815-1852), по духу своего творчества близкий к Гоголю. Тонким психологизмом отличаются его портреты (портрет Н. Жданович за фортепиано и другие), но сам художник рассматривал их как подготовительную работу к будущим сложным композициям. Его славу составили работы: "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора", "Завтрак аристократа", "Вдовушка", "Анкор, еще анкор". Звание академика принесла художнику картина "Сватовство майора", ссылаясь на которую Т. Г. Шевченко писал, что для современного искусства "нужна ловкая, верная, а главное - не карикатурная (кисть), скорей драматический сарказм, чем насмешка".

Больших успехов в первой половине XIX века достигла графика, разнообразная по техническим средствам и жанрам. Ее расцвет связан с ростом книгоиздательского дела. Традиции русской гравюры продолжал Н. И. Уткин (1780-1863). Наиболее известные его работы - галерея портретов писателей: Державина, Крылова, Пушкина. Выдающимися графиками были А. Г. Ухтомский (1770-1852), С. Ф. Галактионов (1778-1854), А. О. Орловский (1777 - 1832) и другие.

Новым этапом явилось русское искусство второй половины XIX века, развивавшееся под знаком эстетической теории Н. Г. Чернышевского (1828-1889). Основное положение его эстетики - "прекрасное есть жизнь" - выдвигало требование правды в искусстве, обращения к реальной действительности, к жизни народа, создания произведений, возникающих под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи.

Реалистические тенденции нашли воплощение в романе середины и второй половины XIX века. Это своеобразная "трилогия" И. А. Гончарова (1812-1891): "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв", поднимавшая проблемы формирования личности в сложных обстоятельствах русской крепостнической действительности. Гончаров считал роман "кодексом к изучению взаимных отношений, страстей, симпатий и антипатий... словом, школой жизни". "

Значительную роль в духовном и нравственном развитии русского общества, в истории русского реализма сыграло творчество И. С. Тургенева (1818-1883). "Записки охотника" обратили читателя к жизни народа. Нравственной историей русской интеллигенции стали его романы: "Рудин", "Накануне", "Отцы и дети", "Дворянское гнездо", "Новь", "Дым". Тонкий психолог, певец любви, живописатель природы, величайший мастер языка, Тургенев отразил общественное и умственное движение своей эпохи.

Создателем сатирического романа был М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889): "Пошехонская старина", "История одного города", "Господа Го лов левы".

Вершиной в развитии реалистического направления в русской литературе явились два великих писателя: Ф. М. Достоевский и Л. И. Толстой.

Ф. М. Достоевский (1821-1881), сложившийся как писатель под влиянием гоголевской "натуральной школы", обратился к теме "униженных и оскорбленных". Глубокий психолог и гуманист, он поставил в своих произведениях важнейшие проблемы времени. Осудив анархический бунт ("Преступление и наказание"), высказав гениальное предвидение о разрушительной силе революции и революционерах ("Бесы"), резко критикуя мир зла ("Братья Карамазовы"), Достоевский мечтал создать образ истинно прекрасного человека (князь Мышкин, роман "Идиот"; Алеша Карамазов, роман "Братья Карамазовы"). В центре его внимания - социальные противоречия и противоречия человеческой души - "две бездны": "идеал Мадонны и идеал содомский", примирить которые Достоевский пытался евангельскими принципами смирения и всепрощения.

Л. Н. Толстой (1828-1910) - трезвый реалист и великий психолог, изобразивший "диалектику души" (Чернышевский) своих героев, создатель эпопеи "Война и мир", романов "Анна Каренина" и "Воскресение". Творчество Л. Н. Толстого, отразив целую эпоху в истории России, поражает силой правды и художественным совершенством. "Судьба человеческая, судьба народная" - вот основные проблемы его произведений, представляющих собой гигантскую и всеобъемлющую картину непрерывного движения жизни, времени, исторического процесса.

Русская литература второй половины XIX века дала и великую поэзию: Н. А. Некрасов (1821-1878) с глубокой болыо писал о тяжелой доле русского народа, его духовной красоте, воспевал русскую природу. Значительный вклад в развитие литературы, эстетических воззрений общества внесли Ф. И. Тютчев (1803-1873), А. А. Фет (1820-1892) и другие. Создателем русского национального театра явился А. Н. Островский (1823-1886).

Реализм, демократизм, народность - основные черты русского изобразительного искусства этого периода. Один из ведущих художников 60-х годов - В. Г. Перов (1834-1882), критический реалист, автор картин "Чаепитие в Мытищах", "Последний кабак у заставы", "Проводы покойника" и другие. Значительное место в его творчестве занимают портреты (Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского и других деятелей русской культуры.).

В. Г. Перов - один из организаторов Товарищества передвижных выставок, возникшего по инициативе Г. Г. Мясоедова (1835- 1911), II. Н. Ге (1831-1894), И. Н. Крамского (1837-1887). Товариществу принадлежит ведущая роль в последующем развитии русского искусства, получившего название "передвижничества".

Передвижники ставили основной задачей многостороннее отображение современной жизни. Активно участвовали они в развитии национальных художественных школ в России. Художники разрабатывали все жанры изобразительного искусства, особенно бытовую картину, историческую, портретную и пейзажную живопись. Большую роль в деятельности передвижников, и не только их, но и писателей, композиторов второй половины XIX века сыграл В. В. Стасов (1824 - 1906) - борец за народность и демократизм в искусстве.

Талантливым художником и теоретиком искусства был И. Н. Крамской (1837-1887). Обладая редким даром психолога, он создал портреты великих людей России: Л. Толстого, Ф. Васильева, И. Шишкина и других. Обращался он и к людям из народа (портрет полесовщика Мины Моисеева). Крамской создает и сюжетно-композиционные картины, наиболее значительная из них - "Христос в пустыне", где воплощен идеал прекрасного человека, принесшего себя в жертву общечеловеческим интересам и нашедшего в этом свое счастье.

К бытовой живописи обратились художники В. М. Максимов (1844-1911; "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"), Г. Г. Мясоедов (1835-1911; "Земство обедает"), А. И. Корзухин (1835 - 1894; "В монастырской гостинице"), В. Е. Маковский (1846-1920; "Крах банка", "Свидание", "На бульваре"). Особой глубиной творческих замыслов отличались произведения Н. А. Ярошенко (1846-1898): "Кочегар", "Заключенный", "Студент", "Курсистка", портреты Г. И. Успенского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, П. А. Стрепетовой и других.

Наиболее ярко особенности русской живописи этого периода воплотились в творчестве И. Е. Репина (1844-1930). Его творческая деятельность была исключительно разнообразна. Крупные полотна на сложные современные и исторические темы перемежались с галереей портретов. Блестящее мастерство рисунка и композиции, свежесть колорита сочетались с живым и страстным темпераментом. Под непосредственным впечатлением жизни созданы картины "Бурлаки на Волге", "Протодьякон", "Крестный ход в Курской губернии". Образы революционеров- народников запечатлены в работах "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Не ждали". Талант исторического живописца раскрылся в полотне "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября

1581 года". Глубоко показал художник мир передовых деятелей русской культуры (портреты Мусоргского, Л. Толстого, хирурга Пирогова и других).

Великим историческим живописцем России был В. И. Суриков (1848-1916). Народ - главный герой его картины "Утро стрелецкой казни". С поистине шекспировской силой показана трагедия бывшего всемогущего вельможи в полотне "Меншиков в Березове". Образ сильной духом героини создал Суриков в картине "Боярыня Морозова". Он автор батальных полотен ("Переход Суворова через Альпы") и других композиций. Эпическому настроению его картин соответствует богатый и сложный колорит.

С народным творчеством, историей народа связал свои произведения В. М. Васнецов (1848-1926): "После побоища Игоря Святославича с половцами", навеянное "Словом о полку Игореве"; "Аленушка", "Богатыри", "Баян" и другие. Значительные достижения русского искусства в батальной живописи проявились в творчестве В. В. Верещагина (1842-1904) "Апофеоз войны", "На Шипке все спокойно" и другие).

Любовь к родине, родной природе воодушевляла творчество мастеров русского пейзажа: А. К. Саврасова (1830-1897; "Грачи прилетели"), Ф. А. Васильева (1850-1873; "Мокрый луг", "В Крымских горах"), И. И. Шишкина (1832- 1898; "Среди долины ровныя", "Утро в сосновом лесу", "Корабельная роща" и другие); А. И. Куинджи (1842-1910; "Ночь на Днепре"), И. И. Левитана ("Над вечным покоем", "Вечерний звон", "Березовая роща", "Владимирка" и другие).

Реалистическое направление в русской скульптуре воплощал М. М. Антокольский (1843-1902), обратившийся к темам русской истории: Иван Грозный, Петр I, Нестор-летописец, Ермак.

XIX век - эпоха создания русской национальной музыки. Ее основоположником явился М. И. Глинка (1804 - 1857). Мечтая о создании национальной оперы, Глинка обратился к русской истории XVII века, к подвигу простого крестьянина Ивана Сусанина. Музыка оперы "Жизнь за царя" своими интонациями, строем была близка народным мелодиям. Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники вторую оперу Глинки на сюжет пушкинской поэмы "Руслан и Людмила". Глинка - автор проникновенных романсов, хоровых, оркестровых произведений. По инициативе Горького организуется издательство "Знание", объединяющее писателей-реалистов (Н. Телешов, А. Серафимович, И. Шмелев, Е. Чириков и другие). Противоречивым было творчество Л. Андреева (1871-1919; "Тьма", "Анатэма", "Царь-Голод" и другие).

Наряду с реализмом в конце XIX века возникает декадентство (от позднелатинского decadentia - упадок), в основе которого лежало представление о непознаваемости мира и его развития. Единственным критерием сознания признавался внутренний духовный опыт. Декадентство нашло отражение в творчестве старших символистов - Н. Минского, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Ф. Сологуба и других. Манифестом нарождавшегося модернизма явилась книга Д. Мережковского (1866-1941) "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893). Новое направление проявило интерес к литературе и эстетике западноевропейского декаданса. В. Брюсов (1873-1924) писал: "Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре Бодлера открыло мне новый путь". Свое понимание сущности декаданса раскрыл поэт К. Бальмонт (1867-1942): "... песни декадентов - песни сумерек и ночи. Они развенчивают все старое... Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на ста- я ром, не в силах видеть это новое воочию...". Символизмом увлекался в своем раннем творчестве А. Блок (1880-1921) - сборник "Стихи о Прекрасной Даме".

В развитии форм, музыкальности языковых средств русского стиха, в обогащении "страны русской поэзии" А. Блок, В. Брюсов, в лучших произведениях А. Белый, К. Бальмонт, Ф. Сологуб многое сделали и по праву утвердились как значительные мастера. Творчество А. Блока составило эпоху в русской культуре (циклы "Возмездие", "На поле Куликовом", "Родина", "Ямбы" и другие).

Новое направление русского модернизма - акмеизм (от греч. акте - высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) представляли крупнейшие поэты XX века: Н. Гумилев (1886-1921), А. Ахматова (1889-1966), О. Мандельштам (1891- 1938). Каждый из них воплотил свой неповторимый мир мыслей, образов, строй чувств. Более поздние произведения А. Ахматовой - "Реквием", "Поэма без героя" - выразили трагизм эпохи "культа личности", стали совестью поколения.

Футуризм в русской поэзии нашел выражение в творчестве Д. Бурлюка (1882-1967), В. Хлебникова (1885-1922), А. Крученых (1886-1968). Ярчайшим поэтом, в творчестве которого отразились черты футуризма, явился В. Маяковский (1893-1930), расширивший границы своей поэзии, ставшей криком боли завоеванного городом человека ("Владимир Маяковский", "Облако в штанах" и другие).

Певцом родной природы, выразителем сокровенных тайн человеческой души явилась поэзия С. Есенина (1895-1925). Начался трагический путь поэтессы М. Цветаевой (1892-1941).

В культурной жизни России конца XIX - начала XX века значительным событием явилось создание К. С. Станиславским и

B. И. Немировичем-Данченко Московского Художественно-общедоступного театра, который отстаивал реалистические принципы игры. Его репертуар составили пьесы А. Чехова, М. Горького, Л. Толстого, Г. Гауптмана, Г. Ибсена.

В этот период расцветает творчество замечательных актеров: М. Н. Ермоловой, А. П. Ленского, династии Садовских (Малый театр), М. Г. Савиной, В. Н. Давыдова, В. Ф. Комиссаржевской (Александрийский театр) и других. Оригинальностью трактовки и самобытностью отличались постановки Э. Мейерхольда в Александрийском театре, впоследствии создавшего свой коллектив.

Значительным явлением в художественной культуре России рубежа веков была деятельность первых кинорежиссеров, среди них - Я. А. Протазанов (1881-1945), плеяда популярных актеров (В. Холодная, И. Мозжухин, В. Максимов, В. Полонская).

Активно развивается музыкальная жизнь. Высшее музыкальное образование было представлено Петербургской и Московской консерваториями, возникшими еще в 60-е годы XIX века. Музыкальные училища в Саратове, Одессе были преобразованы в 1910-е годы в консерватории. Активно действует Филармоническое общество в Москве, "Вечера современной музыки" в Петербурге, "Музыкальные выставки".

Крупнейшими композиторами XX века стали C. Рахманинов (1873-1943), А. Глазунов (1865-1936), А. Скрябин (1872-1915). Новаторскими тенденциями была отмечена музыка И. Стравинского и молодого С. Прокофьева. Большую роль в пропаганде русского искусства за рубежом сыграли "Русские сезоны в Париже", где были представлены балеты Стравинского ("Жар-Птица", "Петрушка"), танцевали А. Павлова, М. Фокин и В. Нижинский, декорации писали А. Бену а и А. Головин.

Многообразна и разнопланова была деятельность представителей пластических искусств - живописи, графики, архитектуры, скульптуры, прикладного искусства. Одна из важнейших сторон художественной жизни России этого периода - обилие выставок (10-15 в год), расширение их географии (Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Казань, Саратов и другие). Продолжает свою деятельность Товарищество передвижных выставок, наряду с ним - Петербургское общество художников, Московское товарищество художников. С начала 1899 года в Петербурге устраиваются выставки нового общества "Мир искусства". Благодаря деятельности члена этого кружка С. Дягилева (1872-1929), русское искусство выходит за рубеж, и в России функционируют международные выставки.

Был открыт для зрителей Русский музей в Петербурге (1898 г.); в августе 1892 года П. Третьяков передал в дар городу Москве свою художественную коллекцию; в 1898 году состоялась закладка здания Музея изящных искусств в Москве (ныне - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). В Москве существовало несколько частных картинных галерей: П. Щукина, И. Морозова, А. Бахрушева и других.

Развивается художественная критика, выступают молодые критики и историки искусства: А. Бену а (1870-1960), И. Грабарь (1871-1960), много печатается Н. Рерих (1874-1947) и другие.

Реалистическое направление в живописи, как и в литературе, было весьма плодотворно. В конце XIX - начале XX века еще работали И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, В. Верещагин, В. Поленов и другие. В этот период расцвел талант В. А. Серова (1865-1911), который углубил содержание реализма и расширил его выразительные возможности ("Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем", портреты Горького, Ермоловой и другие). Серов варьировал художественную манеру в зависимости от особенностей произведения, своеобразия натуры (портреты М. Морозова, банкира В. Гиршмана, княгини Орловой). Значительное место в его творчестве занимают исторические композиции ("Петр I"), мифологические сюжеты ("Похищение Европы", "Одиссей и Навзикая").

Один из выдающихся мастеров, прокладывавших новые пути в живописи, - К. Коровин (1864-939), испытавший влияние импрессионизма ("Зимой", "Летом", "Розы и фиалки" и другие). Художник создает декорации для спектаклей Русской частной оперы С. Мамонтова, императорских и Большого театра. Лучшие театральные работы Коровина связаны с национальной тематикой, с Русью, ее эпосом и сказкой, ее историей и природой.

Взволнованно и одухотворенно искусство М. Врубеля (1856 - 1910). Выразительность его произведений возрастает, благодаря динамичной живописи, мерцающему колориту, энергичному рисунку. Это и станковая картина, и книжная иллюстрация, и монументально-декоративное панно, и театральная декорация.

Одна из центральных в его творчестве - тема Демона, навеянная поэзией М. Лермонтова ("Демон сидящий", "Демон летящий", "Демон поверженный"). В его панно оживают былинные герои "Микула Селянинович", "Богатырь". Прекрасны сказочные образы "Пана", "Царевны-Лебедь". Своеобразны и значительны портреты (С. Мамонтова, В. Борисова и других).

Поэтизация образов природы, человека нашла воплощение в творчестве В. Борисова-Мусатова (1870-1905).

Значительным явлением в русской художественной жизни было идейно-художественное объединение "Мир искусства", в которое вошли А. Бенуа (1870-1960), К. Сомов (1869-1939), Л. Бакст (1866- 1924), Е. Лансере (1875- 1946), М. Добужинский (1875-1957). В двух видах искусства художники "Мира искусств" добились наиболее значительных успехов: в театрально-декорационном и в графике. Своеобразием станковой графики стали пейзажи старого Петербурга и его пригородов, а также портрет. Большой вклад в графику начала XX века внесла А. Остроумова-Лебедева. Плодотворно работали в книжной графике И. Билибин, Д. Кардовский, Г. Нарбут и другие.

Талантливых мастеров объединил и "Союз русских художников" (1903-1923), в выставках которого принимали участие К. Коровин, А. Архипов, А. Васнецов, С. Малютин и другие, близкими "Союзу" по своим художественным позициям были А. Рылов, К. Юон, И. Бродский, А. Малявин. Пейзаж - главный жанр в искусстве мастеров "Союза русских художников". Они изображали природу и средней полосы России, и солнечного юга, и сурового севера, и древнерусские города, старинные усадьбы. Эти художники испытывали интерес к быстрому зрительному охвату мира, динамичной композиции, стиранию границ между композиционной картиной и натурным этюдом.

В десятилетие - 1907-1917 годы - в искусство входят талантливые живописцы. 3. Е. Серебрякова (1884-1967) развивала традиции Венецианова, великих мастеров Возрождения ("Жатва", "Беление холста"). Внутренней теплотой, художественной выразительностью отличаются ее портреты (автопортрет, портреты детей).

К. С. Петров-Водкин (1878-1939) увлекался древнерусским искусством, особенно иконописью. Это нашло отражение в картинах "Мать", "Утро", где образы крестьянок символизируют высокую одухотворенную нравственную чистоту. Новым явлением стала картина "Купание красного коня" (1912 г.), отличающаяся лаконизмом композиции, динамикой пространства, классической строгостью рисунка и гармонией колорита, построенного на основных красках спектра.

С началом XX века связано формирование творчества М. С. Сарьяна (1880-1972). Его лаконичные произведения построены на ярких и цельных цветовых силуэтах, контрастах ритма, света и тени ("Улица. Полдень. Константинополь", "Финиковая пальма. Египет" и другие).

Одним из самых значительных явлений русского искусства начала XX века представляется творчество М. В. Нестерова (1862-1942). Художник обратился к миру идеально прекрасного, воспевал чистоту религиозного чувства. Огромную роль в произведениях Нестерова играет пейзаж, с которым связан внутренний мир его героев. Это "Пустынник", "Видение отроку Варфоломею", "Великий постриг" и другие. Складывается и мастерство Нестерова-портретиста. Большинство портретов художник пишет на фоне пейзажа (портрет дочери: фигура девушки в черной амазонке красивым силуэтом выделяется на фоне вечернего пейзажа, воплощая идеал молодости, красоты жизни и гармонии).

Заметное оживление в начале XX века испытывает скульптура, появилась плеяда крупных мастеров. П. П. Трубецкой (1866- 1938) раскрыл свой талант в портретах ("Художник И. И. Левитан", портрет Л. Толстого). Широкую популярность приобрел памятник Александру III.

К ярким явлениям в русском искусстве рубежа XIX-XX веков относится творчество А. С. Голубкиной (1864-1927). Ее искусство подчеркнуто одухотворено, наполнено глубоким содержанием и последовательно демократично. Она создает скульптурные портреты писателя А. Н. Толстого и простой женщины ("Марья", 1903). Ее излюбленный прием - резкая светотеневая моделировка, с помощью которой скульптор добивается особой динамики и эмоциональности образа.

Талантливый, самобытный и многогранный скульптор С. Г. Коненков (1874-1971) в этот период создал работы "Камнебоец", "Самсон", один из самых пленительных образов - "Нике" (1906). Большое место занимают традиции русского фольклора ("Старичок-полевичок" и другие).

Архитектура конца XIX - начала XX века отличается развитием стиля модерн; выдвинувшего задачу решительного обновления художественно-образного языка. Одной из важнейших творческих проблем стал синтез искусств. Характерная особенность модерна - переплетение творческих манер, различных тенденций. Модерн быстро эволюционировал. Для его ранней стадии были характерны формально-декоративные приемы, манерная орнаментация. На рубеже 1900-1910-х годов усилились рационалистические тенденции. Поздний модерн характеризуется стремлением к простоте и строгости.

Один из ведущих мастеров модерна - Ф. О. Шехтель (1859- 1926). Его основные работы - особняк С. П. Рябушинского; Ярославский вокзал (1902 г.) - пример национального модерна ("неорусский стиль") и другие.

Характерный образец раннего модерна - гостиница "Метрополь" (архитектор В. Ф. Валькот), фасады декорированы майоликовыми панно, исполненными по эскизам М. Врубеля и Л. Головина. В Петербурге - особняк Кшесинской (А. И. фон Гюген), здание магазина Елисеева на Невском проспекте (Г. В. Барановский), Витебский вокзал (С. А. Бржозовский).

С 1910-х годов в архитектуре наблюдается стремление к возрождению традиции ансамблевой застройки эпохи классицизма. Представители неоклассики - И. А. Фомин (1872-1936), В. А. Щуко (1878-1939), а также А. В. Щусев (1873- 1949) - автор Казанского вокзала в Москве.

На протяжении многовековой истории русское искусство изменялось, обогащалось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным, выражавшим национальный характер русской культуры.

Особенности развития и специфика культуры России

контрольная работа

Художественная культура России XIX века

XIX век - эпоха блистательного развития русской культуры, которая сыграла ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества - она оказала влияние на мировой культурный процесс.

Самой важной особенностью эпохи является скульптура, живопись, прикладное искусство, ансамблевое мышление при решении градостроительных задач.

Но развитие художественной культуры России было неравномерным, потому что во второй половине XIX века были постоянные спады или подъемы общественно-политической борьбы. И только расширение национальных связей повлияло на культурный процесс.

Большие события произошли в литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и скульптуре, а также в театральном искусстве.

В развитии музыки в России знаменательным событием становится создание Русского музыкального общества в 1859 году. Благодаря инициативе А. Рубинштейна открываются консерватории в Москве и Санкт-Петербурге.

Во второй половине XIX в. творили такие известные композиторы, как М. Мусоргский, А. Бородин и Н. Римский-Корсаков. Особенностью их идейно-нравственных взглядов становятся национальные мотивы, историко-эпические сюжеты и желание раскрыть "правду жизни".

Творчество П. Чайковского повлияло на развитие оперного, балетного и симфонического музыкального искусства.

В изобразительном искусстве художники стараются передать социальный портрет эпохи через свои картины. Например, Е. Репина создал картину "Бурлаки на Волге", портрет М. Мусоргского и "Иван Грозный и сын его Иван".

Русская живопись решала общественные вопросы. Критический реализм стал ведущим направлением. Например, В.Г. Петров - показал много не очень хороших сторон жизни: "Сельский крестный ход на Пасхе" (из-за которой даже произошел общественный скандал - на картине изображен пьяный поп, упавший на крыльцо).

Репин и Суриков любили изображать на картинах реальную жизнь. Репин писал портреты. На полотнах Сурикова главным героем был русский народ. Также большое внимание художники уделяли пейзажу, природе. Картины Шишкина создают впечатление могущества и силы русской природы. Ширшов И.Е. Культурология. Теория и история культуры: учебное пособие. Мн., 2010, с. 134

Архитектура и скульптура. Очень известным скульптором второй половины 19 века был Антокольский. Он создал серию исторических портретов.

Открытие памятника Пушкину в Москве (скульптор Опекушин) в июне 1880 года стало важным событием.

В архитектуре появились новые типы зданий государственных учреждений, вокзалов, театров, больниц и т.д. Распространенным становится неорусский стиль. Чаще стали встречаться узорчатые декоры, башенки. Также появлялись многоэтажные и многоквартирные дома.

Театральное искусство. Театр - это было единственное публичное место, ставшее серьезным культурным развлечением, действовавшие более чем в ста городах. В 1865 году по просьбе Островского, Одоевского в Москве были организованы артистические кружки и первый народный театр.

Малый театр занимал первое место в театральном мире, в котором руководителем постановок пьес был Островский. Он выступал против невежества, отсталости. Его интересы совпадали с интересами молодежи. Также большими успехами пользовался Александрийский театр в Петербурге. Зегина М., Кошман Л., Шульман В. История русской культуры. М., 2007, с. 190

Болгарская культура в эпоху Просвещения

болгарский национальный художественный ремесло Развитие болгарской художественной культуры в конце XVIII в. и в первые четыре десятилетия XIX в. протекало также довольно медленно, в мучительной борьбе со старыми средневековыми традициями...

Древнерусское искусство

Европейская культура XIX в.

Художественная культура XIX в. сыграла огромную роль в утверждении гуманистических идеалов европейского общества. Искусство (и в первую очередь литература) взяло на себя великую миссию нравственного и духовного совершенствования людей...

Искусство Петербурга в эпоху Петра Великого

Обстановка, в которой происходило строительство Петербурга в первые годы после его основания, складывалась очень сложная, ведь десятки тысяч людей разной социальной принадлежности навсегда и весьма поспешно переселились в Петербург...

История художественной культуры

1. Какой смысл вкладывается в выражение «Культура суть личностный аспект истории»? Некоторые философы и ученые идут дальше в своем понимании культуры, заявляя, что последняя есть не что иное, как способ развития и саморазвития личности...

Культура Индии

С глубокой древности Индия была известна на весь мир как страна удивительных чудес, несметных природных богатств и замечательных ремесленных изделий...

Культура России в XVIII в.

Семь столетий длилась эпоха древнерусского искусства. Некоторые элементы художественной культуры нового времени проявляются уже в XVII веке / 13/, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собой переход к принципиально иному искусству...

Культура Российской империи (XVIII в. – нач. XX В.)

В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I (1672 - 1725). Этот царь перенес столицу России из Москвы в Петербург и объявил себя императором. Восхищаясь западным образом жизни...

Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке

Особенностью художественной культуры второй половины 19 века был нравственный максимализм и литературоцентризм. Это было время высшего расцвета реализма...

Культурно-исторические процессы XIX века и художественная литература

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность»...

Русская культура XIX века

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств...

Русское искусство в XIX веке

Русское искусство дооктябрьской эпохи занимает важное место в истории мировой художественной культуры. Развитие русской культуры в 19 веке опиралось на преобразования предшествующего времени...

Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение

Ту же закономерность можно проследить и в развитии русской художественной культуры XVIII века. Оно происходило в ходе целеустремленного усвоения опыта европейской литературы, драматургии, музыкального театра, живописи, скульптуры...

Сравнительный анализ традиционных культур Китая и Японии

Творчество К.С. Петрова-Водкина

Обратившись к русской художественной культуре периода, который располагается на рубеже двух революций, нельзя не поразиться удивительной сконцентрированности на небольшом отрезке времени не только крупнейших явлений культуры...

Особенностью мироотношения искусства 19 века является, с одной стороны, продолжение традиций 17 и 18 веков (развитие классицистической и барочной тенденций), с другой стороны – возникает интерес к новаторству и эксперименту в живописи, скульптуре и архитектуре. Причем интерес этот тесным образом связан с научными и техническими открытиями второй половины 19 века (изобретение

фотографии, например). Интерес к экспериментам и научное обоснование основ творчества приводит к появлению индивидуальных концепций творчества к концу

столетия, что потом станет основой многогранной и дробной структуры искусства в 20 веке. Искусство 19 столетия принято разделять на два периода, в соответствии с особенностями художественной жизни первой и второй половины века. Ведущим художественным центром в Западной Европе является Франция, в которой возникают основные стили и направления 19 века: «неоклассицизм», «романтизм», «реализм», «импрессионизм»,«неоимпрессионизм», «постимпрессионизм», «модерн».

2. Характеристика искусства первой половины 19 века. Для первой половины 19 века в целом характерно продолжение традиций 18 века, то есть параллельное существование противоположных художественных явлений в относительной независимости друг от друга. К классицистической тенденции, основывающейся на принципах Просвещения, относятся неоклассицизм и реализм . К барочной тенденции, демонстрирующей уникальность индивидуальности, относится романтизм. Для неоклассицизма 19 века характерно учитывание опыта рококо, выражающееся в поиске такого эталона, который бы имел общечеловеческую значимость. Ярким представителем неоклассицизма в живописи является Огюст Доменик Энгр (1780 – 1867 гг.), излюбленным мотивом работ которого являлись одалиски и обнаженные купальщицы. Именно через женский образ, способный заразить своей эротической искушающей силой, по мнению Энгра, и можно раскрывать содержание классицистических идеалов. Неоклассицизм в живописи искал возможный путь примирения общепризнанных эталонов и неповторимой уникальности каждого отдельного человека. В архитектуре и скульптуре неоклассицизм продолжает развивать принципы классицизма 18 века: творчество Ж.Ж. Юве (Храм Славы в Париже, 1807 г.), Ж.Ф. Шальгрена (Триумфальная арка Звезды в Париже, 1806 – 1836 гг.), Р. Смерка (Британский музей в Лондоне, 1842 – 1847 гг.), Д. Нэша (Террасные дворцы в Риджент-парке, 1826 – 1827 гг.), Д. Соуна (Галерея Гавернор Корт Английского банка, 1803 г.), Ф. Шинкеля (Драматический театр в Берлине (1818 – 1821 гг.). Романтизм возникает как художественное явление, противопоставленное классицизму. В основе романтизма лежит пестование индивидуальности человека и представление о противопоставленности человеческого индивидуума миру. Основное положение эстетики романтизма - изображение нео­бычного (исключительного) героя в необычных (исключитель­ных) ситуациях. В. Гюго писал: «Обыденное - смерть искусст­ва». Этому принципу соответствовали художественные сред­ства романтизма: пафос, возвышенность, приподнятость языка и стиля, резкие контрасты, динамика, широкое использование фан­тастических и легендарных образов, гротеск.



Романтизм отрицает возможность какого-либо компромисса между общественными и личными идеалами, рождая понятие двумирия – миру реальному противопоставлен мир идеальный и переход из первого мира во второй возможен только через переживание смерти, то есть почти невозможен гармоничным путем. Принято выделять две разновидности романтизма.1) Активный романтизм – французский вариант, акцентирующий необходимость действенной позиции личности в мире. Для произведений активного романтизма характерно обращение к остроактуальным современным сюжетам, изображение человека в экстремальных ситуациях, сложные ракурсы и диагональные композиции, динамичность действия и использование шокирующих деталей. Представители: Теодор Жерико (1791 – 1824 гг.), Эжен Делакруа (1798 – 1863 гг.).2) Созерцательный романтизм – немецкий и английский вариант, сосредотачивающий внимание на погружении человека в идеальный мир раздумий над своей судьбой и судьбой мира. Для произведений этого варианта романтизма характерно обращение к пейзажной живописи с обязательным присутствием человека, минимальный сюжет, «говорящие» названия. Представители: Уильям Тернер (1775 – 1851 гг.), Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840 гг.). Особый вариант романтизма представляет творчество английских художников, входящих в состав «Прерафаэлитского братства». Его участники видели свою задачу в реформировании живописи посредством обращения к традициям раннего Возрождения, соединяя их с национальной спецификой английской культуры. Прерафаэлиты провозглашали принцип индивидуальной трактовки ставших уже классическими сюжетов (религиозные, мифологические, исторические, литературные сюжеты), решая привычные сцены в русле национальной специфики и остро индивидуально. Представители: Джон Эверетт Миллес (1829 – 1896 гг.), Уильям Майкл Россетти (1829 – 1919 гг.), Уильям Холмант Хант (1827 – 1910 гг.). Середина 19 века - период формирования реализма в евро­пейском изобразительном искусстве. Реализм как художественное направление появляется в творчестве французских художников и отличается устойчивостью художественных приемов в творчестве разных художников. Наблюдается процесс сбли­жения искусства с повседневной действительностью, с жизнью народа, утверждается интерес к поэтическому пейзажу своей род­ной страны. Особенно ярко эти процессы воплощены во француз­ском искусстве. В основе реализма лежит вера в соответствие сущности явления его внешнему виду, а значит вера в возможность через точное и подробное изображение внешнего вида явления, предмета, события или человека передать сущность максимально объективно. По своей сути реализм очень близок классицизму и идеям Просвещения, но его характерной отличительной чертой является поиск объектов для изображения не в эталонной исключительной среде, а в типичной, повседневной. Представители: Оноре Домье (1808 – 1879 гг.), Франсуа Милле (1814 – 1875 гг.), Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.), Камиль Коро (1796 – 1875 гг.). 3. Особенности искусства второй половины 19 века. Вторая половина 19 столетия в живописи и скульптуре характеризуется синтезированием различных художественных традиций и стилей в творчестве одного мастера, в результате чего возникают новые художественные явления, объединяющие некогда противоположные принципы. Ключевой фигурой для живописи второй половины 19 века является Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.), творчество которого можно определить как предимпрессионизм, для которого характерно: использование чистых цветов, цветные тени, живопись с натуры, «кадровость» композиции, совмещение нескольких художественных традиций. Направление импрессионизм получает свое название благодаря работе Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», выставленной на первой выставке художников, впоследствии объединенных этим названием. Для импрессионизма в целом характерно обращение к свето-цветовым эффектам как к главному объекту для живописания. Основной художественный метод импрессионизма – живопись чистыми цветами с использованием эффекта оптического смешения цветов в глазу зрителя. Импрессионисты ставили перед собой задачу живописания единой сущности бытия, которую они видели в наличии в этом мире света, проявленного через цвет. Именно поэтому сюжет их произведений – это изменение характера освещения, то есть изменение света – единой основы всего существующего в качестве видимого. По своим внешним художественным особенностям (неясность контуров, единство колорита, живописность, смутность, динамичность мазка) импрессионизм можно отнести к барочной тенденции в искусстве, но по своим задачам (фиксация объективной и единой сущности мира) импрессионизм может быть соотнесен с классицизмом. Представители: Клод Моне (1840 – 1926 гг.), Огюст Ренуар (1841 – 1919 гг.). Камиль Писсарро(1830 - 1903), Альфред Сислей(1839 - 1899), Эдуард Мане(1832 - 1883), Эдгар Дега(1834 - 1917) и др. Направление неоимпрессионизм представляет собой теоретическую стадию импрессионизма. Отличительной особенностью творческой манеры неоимпрессионистов является живопись раздельными мазками различной формы – дивизионизм. Этот метод основывается на теоретических разработках, связанных с оптическими эффектами цветов. Неоимпрессионисты продемонстрировали не только единую основу мира, но и иллюзорность его материальности и незыблемой явленности в качестве объективно существующего, поскольку формы и фон в их произведениях формируются в качестве таковых лишь при рассмотрении с определенного расстояния, тогда как вблизи это всего лишь холст, заполненный отдельными мазками красок. Основатели и представители: Жорж Сёра и Поль Синьяк.

Тема 9 . Искусство Западной Европы и Америки конца 19 первой половины 20 ст. 1. Постимпрессионизм в искусстве конца 19 в. 2.Модерн и модернистские течения в искусстве 20 в.

1. Постимпрессионизм в искусстве конца 19 в. Постимпрессионизм в живописи рубежа 19 – 20 веков представлен творчеством нескольких художников, объединенных не едиными творческими принципами, а идейной направленностью на поиск универсальных основ бытия человека. Еще одной общей чертой постимпрессионистов является не только синтезирование различных художественных традиций, но и выработка индивидуальных стилей. Сила дарования, масштабность личности каждого художника во многом стали причиной неизбежного распада содружества импрессионистов. Последняя совместная выставка импрессионистов в 1886 году, а всего их было восемь, убедительно показала, что пути художников разошлись. История импрессионизма как художественного течения завершилась, но борьба за новое искусство продолжалась. Теперь ее вели художники «постимпрессионизма» – периода в истории французского искусства с середины 80-х годов 19 века по 1906 год – год смерти последнего великого постимпрессиониста Сезанна. Постимпрессионизм – эпоха гениальных одиночек: Поль Сезанн (1839 – 1906 гг.), Винсент Ван Гог (1853 – 1890 гг.), Поль Гоген (1848 – 1903 гг.), Анри Тулуз-Лотрек(1864 - 1901). Художники трагического, «проклятого» поколения дерзнули пойти своим путем, непонятые, отвергнутые современниками. Все они начинали с импрессионизма, но красота мгновений – далеко не все, чем жила душа и мысль человека в последние десятилетия богатого событиями 19 столетия. Потребность выразить в искусстве всю сложность ощущения жизни, все многообразие чувств, мыслей, представлений побуждало к поиску художественного языка более многопланового и универсального, чем импрессионистический, и при этом языка собственного: каждый из них мог сказать словами Шопенгауэра, предельно точно выразившего самоощущение личности этого времени: «Мир есть мое представление». Мастера постимпрессионизма значительно обогатили возможности использования цвета, как главного изобразительно - выразительного средства живописи, открыв дорогу новым поискам и экспериментам. Участник первых импрессионистских выставок, Сезанн («Игроки в карты», «Берега Марны», «Пьеро и Арлекин», «Каштаны и ферма в Жа де Буффан») продолжал работать на пленэре, применял в живописи метод оптического смешения красок, добиваясь синтеза цвета и формы. Голландец Винсент Ван Гог – художник с трагически короткой творческой жизнью («Красные виноградники в Арле», «Хижины», «Подсолнухи», «Арльские дамы») сумел извлечь из цвета всю мощь его эмоциональной выразительности, нашел язык, на котором страстно и горячо выразил свои чувства, подняв их до общечеловеческого, символического звучания. Вершиной трудных исканий Поля Гогена («Женщина, держащая плод», «Таитянская пастораль», «А, ты ревнуешь?», «Аве, Мария») стали полотна, созданные им в Океании, на острове Таити, где, как ему казалось, он обрел утраченную современным человеком связь с природой и вечностью. Художник острого взгляда Анри Тулуз-Лотрек («В кафе», «Танец в Мулен Руж», «В цирке Фернандо», «Салон на улице Мулен», афиши и театральный плакат) не питал иллюзий относительно окружающей его жизни, но при этом писал людей с теплотой, окрашенной нотками юмора, за которым внимательные видели тоску и отчаяние. Влияние постимпрессионистов на художественные школы новейшего времени. «Наби» и «Ар Нуво» как завершающие этапы периода развития европейской культуры на рубеже веков.