Юрий олешко биография. Писатель Юрий Олеша: биография, фото и интересные факты

В отличие от многих других писателей, оставил после себя не так уж много произведений Олеша Юрий Карлович. Биография его хотя и печальна, но она полна ярких моментов. Как и многие авторы революционного периода, Олеша достиг вершин славы, став культовым писателем в огромной молодой стране. Почему же тогда он на пике популярности практически перестал творить и превратился в жалкого пьяницу-попрошайку?

Благородные родители будущего писателя

Юрий Олеша (писатель, которого многие, по недоразумению, считают детским) появился на свет в семье потомков разорившихся польских дворян. Часто в биографиях этого автора пишут, что его отец был выходцем из знатного рода из Беларуси. Это не совсем верно. Действительно, Олеша - это фамилия знаменитых белорусских дворян XVI в. Однако со временем они приняли католичество и переехали в Польшу. По этой причине, к началу XX в. семейство Юрия Карловича Олеши было стопроцентными поляками.

Хотя мать будущего писателя (Олимпия Владиславовна) и его отец (Карл Антонович) - были людьми благородного происхождения, из-за финансовых проблем семейству приходилось жить скромно. Карл Олеша состоял на службе в качестве акцизного чиновника.

После революции Олимпия и Карл Олеши эмигрировали из Российской империи в Польшу, где и прожили до конца своих дней. Сам писатель отказался покидать родину, но очень переживал разлуку с родными. Кто знает, может быть, на старости лет даже сожалел, что отказался уехать с родителями Юрий Олеша. Биография его тогда могла бы сложить совершенно по-другому. Хотя, возможно, его талант мог полноценно раскрыться лишь у него на родине.

Юрий Карлович Олеша: краткая биография детских лет

В первые 3 года жизни ничем примечательным не отличился Юрий Олеша. Биография для детей в учебниках, как правило, опускает елесаветградский период его жизни, делая акцент на переезде родителей писателя в Одессу. Ведь именно этот город стал для него настоящей родиной, а также колыбелью для его таланта.

Через несколько лет после переезда Юрий Карлович Олеша поступил в Ришельевскую гимназию. Здесь он увлекся игрой в футбол и даже участвовал в городских соревнованиях на стороне гимназии. Однако из-за проблем с сердцем юноше скоро пришлось оставить любимое хобби. Но скоро он нашел новое - сочинения стихов.

Очарованный произведениями Гумилева, еще в годы учебы в гимназии начал писать собственные стихи юный Юрий Олеша. Писатель, биография которого публикуется во всех учебниках страны - вот каким видел свое будущее талантливый гимназист. Особо внушало надежды то, что его «Кларимонду» опубликовали в «Южном вестнике». Однако руководству гимназии не очень нравилось увлечение их воспитанника, поэтому юноше запретили сочинять стихи, и на время он оставил свои литературные опыты.

В революционный 1917 г. Олеша благополучно окончил гимназию и поступил в местный университет на юридический факультет.

Участие в одесском «Коллективе поэтов»

Однако так и не стал юристом Олеша Юрий Карлович. Биография его была изменена Революцией 1917 г. и последовавшими за ней перемены в общественном укладе страны.

Как и многие его друзья-литераторы - В. Катаев, И. Ильф, Э. Багрицкий, Олеша встретил все это с радостью и надеждами на появление нового, более совершенного и справедливого мира. Желая стать частью него, через 2 года учебы юноша бросил университет и сосредоточился на построении своей литературной карьеры. Возможно, толчком к этому также послужило то, что в 1919 г. будущий писатель переболел тифом и едва остался в живых.

Как бы ни было на самом деле, но уйдя из университета, Олеша, вместе с Ильфом, Катаевым и другими соратниками, организовал литературную группу «Коллектив поэтов».

Это учреждение просуществовало 2 года. За это время в его рядах побывало около 20 известных литературных деятелей (включая Владимира Сосюру, Веру Ибнер и Зинаиду Шишову).

На собраниях «Коллектива поэтов» его участники читали собственные произведения, а также декламировали стихи Маяковского, который был для них эталоном поэзии нового времени.

Помимо литературных вечеров, Олеша с товарищами занимались образовательной деятельностью. В частности они распространяли книги среди рабочих и красноармейцев, а также создали собственную библиотеку.

Активная и весьма плодотворная деятельность «Коллектива поэтов» была замечена в Москве, и к 1922 г. многих из них пригласили переехать в столицу СССР или работать в других важных городах страны. Из-за того, что главные руководители литературной группы уехали из Одессы - она распалась.

Юрий Карлович уехал из города у моря на год раньше этого события - его пригласили работать в Харькове.

Три музы Юрия Олеши

У начинающего писателя было несколько причин уехать из родного города. Одна из них - женщина.

Еще будучи одним из руководителей «Коллектива писателей», состоял в любовных отношениях с Серафимой Густавовной Суок Юрий Олеша.

Биография возлюбленной писателя ярко свидетельствует, что была она женщиной сомнительных моральных устоев. Однако в тот период в богемной сфере такое поведение казалось модным и даже прогрессивным.

Состоя в фактическом браке с Олешой, Серафима (Сима) завела кратковременный роман с одним из коммерсантов. Ходили слухи, что это сделано было чуть ли не по просьбе самого Олеши и Катаева. Якобы мужчины надеялись, что красавица Сима сможет раздобыть у состоятельного ухажера продуктовые карточки или другие дефицитные товары, которых так не хватало в то голодное время. Однако когда Суок переехала жить к «спонсору», Юрий Карлович испугался, что потеряет любимую навсегда, и увез ее домой.

К сожалению, после возвращения в скором времени ветреная Симочка увлеклась советским поэтом Владимиром Нарбутом и ушла от Олеши, став женой своего нового и перспективного избранника.

В отчаянье брошенный писатель женился на ее сестре Ольге, которая стала его верной спутницей на всю жизнь.

Обе сестры Суок стали прообразом главной героини «Трех толстяков». Причем если официально это произведение было посвящено жене Олеши, то сам характер героини был скопирован с неугомонной Симочки, которая успела еще дважды побывать замужем после развода с репрессированным Нарбутом.

Помимо сестер Суок, была у Юрия Карловича еще одна муза, для которой он и написал «Трех толстяков». Имя этой красавицы - Валентина Леонтьевна Грюнзайд. Хотя когда они познакомились - она была еще девочкой по имени Валя. Олеша был очарован ее детской грацией и пообещал написать для нее сказку, что впоследствии и сделал. Также он иногда шутил, что когда Грюнзайд вырастет - жениться не ней. Но повзрослев, Валентина стала женой его друга - Петрова.

Фельетонист в «Гудке»

Переехав в 1921 г. в Харьков, стал трудиться в качестве автора стихотворений и фельетонов Юрий Олеша. Биографию кратко его в тот период можно описать как: работа и еще раз работа. Произведения Юрия Карловича в то время становятся все более популярными. А чтобы не думать о сердечной ране после разрыва с Симой, Олеша полностью сосредотачивается на работе - и не зря. Уже через год работы в Харькове его переводят в столицу СССР.

Здесь он становится активным участником литературной жизни и знакомится со многими своими кумирами.

Получив должность в газете «Гудок», писатель публикует в ней свои колкие, искрометные фельетоны, которые завоевывают любовь читателей по всей стране. При этом он использует псевдоним «Зубило».

Успех на литературном поприще и признание властей заставляет писателя задуматься над написанием крупной прозы.

Революционно-романтическая сказка «Три толстяка»

Первым крупным произведением Юрия Карловича Олеши стала обещанная Вале Грюнзайд сказка - «Три толстяка». Хотя опубликована она была в 1929 г., написал автор ее значительно раньше - в 1924 г.

В этой истории о борьбе трудолюбивого народа с толстяками-дармоедами писатель воплотил все свои революционные идеалы. Эта книга полна метафор и сказочности, хотя в ее сюжете нет места волшебству.

Несмотря на то, что написана данная книга была для Валентины Грюнзайд, главную героиню этой сказки (акробатку Суок), Юрий Карлович назвал в честь бывшей возлюбленной и нынешней супруги.

Хотя прошло уже много лет с момента создания "Трех толстяков" - без сомнения, это самое оптимистическое произведение, которое написал Юрий Олеша. Биография его, к сожалению, после создания этой сказки постепенно стала превращаться в кошмар. Ведь советская власть понемногу занялась угнетением инакомыслящих. Трагизм этой ситуации заключался еще и в том, что большинство деятелей искусства стали перед выбором: подчиниться власти и самому стать угнетателем или сдаться и быть раздавленным тоталитарной машиной.

В будущие годы многие из друзей и знакомых писателя в той или иной мере становились жертвами новой культурной политики. Свое разочарование Юрий Карлович описал в другом крупном произведении - романе «Зависть».

«Зависть» Юрия Олеши

В 1927 г. в «Красной нови» впервые публикуется роман Олеши - «Зависть». Строго говоря, это произведение не было первым крупным произведением Юрия Карловича. Поскольку к тому моменту уже были написаны «Три толстяка», но опубликованы они будут спустя 2 года.

Роман «Зависть» был очень тепло встречен критиками и читателями. Вероятнее всего, это было связано с тем, что Олеша описал в нем трагичность судьбы современного ему интеллигента, который оказывается не нужным в новом советском обществе.

Однако всего через пару лет роман «Зависть» был поддан жесткой критике, поскольку не соответствовал социалистическому реализму.

А между тем, в нем Юрий Олеша биографию кратко изложил не только свою, но и сотен других деятелей культуры, которые оказались не нужны новой стране, но при этом не имели возможности ее покинуть. Ходили слухи, что образ Андрея Бабичева был списан с Маяковского.

Этот роман наделал много шума и вознес своего создателя на вершину. А после публикации «Трех толстяков» его автор стал признанным советским писателем. Теперь практически в любом учебнике встречалась большая или малая биография Юрия Олеши. Казалось, впереди его ждет долгожданное светлое будущие - но этого не случилось.

Творческая депрессия Олеши

Как человек творческий, Юрий Карлович был довольно чувствительным и не замечать изменения в обществе в конце 20-х - начале 30-х гг. попросту не мог. Помимо горького разочарования в идеалах революции, Олешу постигла другая трагедия. То, о чем он хотел писать, не интересовало власть. Более того, оно не просто считалось не актуальным, но и постепенно приобретало статус незаконного.

В условиях советского реализма нужно было писать либо то, что от тебя ждет Партия, либо не писать вообще. Вот только на что жить, если ничего не писать? Тем более что не публикующийся автор автоматически причислялся к тунеядцу. А это уже было преступлением.

Разочаровавшись в современной литературе, Юрий Олеша впал в депрессию и стал часто выпивать. Через пару лет он стал хроническим алкоголиком. Усугубляло его состояние известия о репрессиях его коллег. А самоубийство Маяковского (который когда-то был для писателя светочем в литературе) и вовсе пошатнуло здоровье Юрия Карловича.

Последние годы

Несмотря на проблемы со здоровьем, хронический алкоголизм и депрессию писателя, он прожил еще 30 лет и умер в мае 1960 г.

Самым ярким достижением Олеши в этот период были его дневники. Их опубликовали отдельной книгой «Не дня без строчки» уже после смерти автора.

Однако если дневники - это творчество для души, то на жизнь «для тела» Юрий Карлович зарабатывал написанием пьес и киносценариев. Большинство из них - адаптации произведений Чехова, Достоевского, Куприна, а также «Трех толстяков» и «Зависти».

При этом были и пьесы собственного сочинения. В частности «Смерть Занда». В этом неоконченном произведении о судьбе писателя-коммуниста Занды, Олеша пытался изложить свои взгляды на окружающую его социалистическую действительность.

В последние десятилетия своей жизни практически нищенствовал Олеша Юрий Карлович. Биография для детей, которая подается во многих учебниках, редко уделяет внимание этому факту. Однако в этот период писатель вел практически жизнь бомжа.

Дело в том, что у него не было своего жилья, и автор «Зависти» чаще всего жил у кого-то из друзей или знакомых. Кроме редких литературных заработков, получить деньги на еду ему помогало банальное попрошайничество на улице. А выпить удавалось за счет более удачливых молодых советских писателей, которые угощали его из уважения к великому таланту.

Будучи в молодости франтом, на старости лет Юрий Карлович вынужден был ходить в лохмотьях.

Умер писатель от банального сердечного приступа.

Как бывшего литератора, его похоронили на Новодевечьем кладбище г. Москвы. В первом ряду первого участка.

Еще в годы своей алкогольной депрессии Юрий Олеша шутил, что предпочел бы, чтобы его похороны были гораздо скромнее, чем ему положены за литературные заслуги. При этом он хотел бы при жизни получить в деньгах разницу стоимости обеих церемоний.

Юрий Олеша: биография, интересные факты








Биография (ru.wikipedia.org )

Юрий Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 г. в Елисаветграде (сейчас Кировоград) в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Федора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался, окатоличился.

Отец - акцизный чиновник. Родным языком был польский. В 1902 г. семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в Ришельевскую гимназию; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник».

Закончив гимназию, в 1917 г. Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 г. переехал по приглашению В.Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 г. родители Олеши смогли эмигрировать в Польшу. Он не поехал с ними.

Творчество

В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке.

Роман для детей «Три толстяка»

В 1924 г. Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение - роман-сказку «Три толстяка» (опубликован в 1928), посвятив его своей жене, Ольге Густавовне Суок. Всё произведение проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трех жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини - девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощённой страны становится свободным.

Роман «Три толстяка» был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в «Трех толстяках» всем положительным героям - циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери. Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку «Трёх толстяков», которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В.Оранского) и художественный фильм (реж. А.Баталов).

Место действия

Атмосфера страны Трёх Толстяков (нигде название государства, где происходят эти события, не упоминается) напоминает дореволюционную Одессу. В мире повести нет магии как таковой, но некоторые её элементы всё же присутствуют. Например, ученый по имени Туб создал куклу, способную развиваться внешне как живая девочка, и отказался делать наследнику Тутти железное сердце вместо человеческого (железное сердце требовалось Толстякам для того, чтобы мальчик вырос жестоким и безжалостным). Туб, проведя в клетке зверинца восемь лет, превратился в существо, напоминающее волка, - полностью оброс шерстью, у него удлинились клыки.

Страной правят Три Толстяка - магнаты-монополисты. Кто правил страной до них, неизвестно, они являются регентами при несовершеннолетнем наследнике Тутти и собираются передать ему власть. Население страны делится на «народ» и «толстяков» и им сочувствующих, хотя чётких критериев такого деления не даётся. Толстяки в общем представлены как богачи, обжоры и бездельники, народ - как бедняки, голодающие, рабочий люд, но среди героев романа немало исключений.

Сюжет

В стране Трёх Толстяков революционная ситуация - недовольство бедной части общества, попытки поднять мятеж. Идейными вдохновителями революционеров являются оружейник Просперо и гимнаст Тибул. Один из главных героев повести, учёный, доктор Гаспар Арнери, сочувствует народу, хотя сам - довольно обеспеченный человек. Поднявшие мятеж гвардейцы дворцовой стражи испортили чудесную куклу наследника Тутти, подобную внешне живой девочке, и доктору отдан приказ починить механизм за одну ночь под угрозой строгого наказания. Он не может этого сделать по объективным причинам и везёт куклу во дворец, но по дороге теряет её. В поисках куклы он находит девочку-циркачку Суок, как две капли воды похожую на сломанную куклу. Она соглашается подменить куклу и помочь революционерам (спасти Просперо из дворцового зверинца). Девочке это удаётся, но саму её приговаривают к смерти. Тем не менее, всё для неё и революционеров складывается удачно, власть Толстяков свергают, а Суок и Тутти (который оказался её братом) дают представления вместе.

Герои

* Доктор Гаспар Арнери - старый учёный, самый известный в стране, сочувствует народу.
* Гимнаст Тибул - один из вождей революционеров, акробат, цирковой артист из труппы «балаганчик дядюшки Бризака», лучший гимнаст в стране.
* Суок - девочка-циркачка двенадцати лет, напарница Тибула.
* Август - старый клоун из труппы «балаганчик дядюшки Бризака».
* Тётушка Ганимед - экономка доктора Гаспара.
* Оружейник Просперо - один из вождей революционеров.
* Наследник Тутти - мальчик двенадцати лет, наследник Трёх Толстяков.
* Раздватрис - учитель танцев, сочувствующий Толстякам.
* Три Толстяка - правители страны, их имена не упоминаются, в повести их называют Первым, Вторым и Третьим Толстяками.
* Туб - бывший учёный, создатель куклы наследника Тутти.
* Граф Бонавентура - капитан дворцовой гвардии.

Экранизации

* 1963 - «Три толстяка» - рисованный мультфильм.
* 1966 - «Три толстяка» - фильм Алексея Баталова.
* 1980 - «Разлучённые» - музыкальный кукольный мультфильм по мотивам повести «Три толстяка».

Аудиоверсии

* Грампластинка «Три толстяка», литературно-музыкальная композиция режиссёра Н. Александровича.

Интересные факты

* Имя главной героини Суок - девичья фамилия жены писателя, Ольги Густавовны, и её сестры, Серафимы Густавовны** - первой возлюбленной Олеши. В книге имени дается особое толкование: имя Суок означает «вся жизнь» на вымышленном «языке обездоленных». Фамилия экономки доктора Гаспара, Ганимед - имя персонажа греческой мифологии, виночерпия на Олимпе. Просперо - имя чародея из Шекспировской пьесы «Буря». Фамилия капитана Бонавентуры - псевдоним средневекового теолога и философа Джованни Фиданцы.
* По другому источнику, Серафима Густавовна Суок была женой Олеши. Ольга Борисовна Эйхенбаум о Викторе Шкловском: «В 53-м году он ушел из семьи - как говорил папе, потому что неправильно повела себя его жена, Василиса Георгиевна. (Красная строка.) Шкловский был очень свободолюбивый человек и требовал для себя свободы действий. У него был роман со своей машинисткой Симочкой Суок. Когда-то она была женой Олеши, потом - Нарбута, а потом - просто машинисткой у известных писателей - для приобретения мужа, внешне очень интересная и человек интересный. Но Виктор Борисович не собирался уходить из семьи: у него была дочка, и он всю жизнь любил свою Василису. Однажды он пришел домой в 12 часов, ему дверь не открыли. И он ушел к Симе в ее десятиметровую комнату, оставив жене все: квартиру, библиотеку, дачу. И остался в комнатке Симы в коммунальной квартире». (Эйхенбаум Б. М. Мой временник. СПб., 2001. С. 623-624.) - Александр Щедрецов
* Одним из первых художников, взявшихся за иллюстрацию книги, был Мстислав Валерианович Добужинский.

Роман «Зависть»

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют роман «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному деятелю общепита Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя - образ колбасы как символ благополучия.

Нет сомнений, что в образе главного героя писатель видел себя. Это он, живой и настоящий Юрий Олеша, а не придуманный им Николай Кавалеров, завидовал новому обществу колбасников и мясников, счастливо влившихся в построение нового строя, марширующих в ногу с новой властью и не желающих понимать и принимать чужие страдания не влившихся в их марширующий строй.

По мотивам произведения в 1935 году был снят фильм «Строгий юноша» режиссером Абрамом Роомом.

Находившийся под влиянием Олеши молодой писатель Виктор Дмитриев взял себе псевдоним «Николай Кавалеров».

«Лишний человек» - писатель-интеллигент

Автобиографичен и образ главной героини пьесы «Список благодеяний» (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. «Список благодеяний» фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности - к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни - установлена единственная истина: революция».

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М.Левитин поставил только в 1986 году в московском театре «Эрмитаж» спектакль «Нищий, или Смерть Занда».

Ни одно из всех выдающихся произведений Олеши не смогло завоевать в Советской России такой популярности, как «Три толстяка». Его творчество оставалось неизвестно и закрыто для большинства читателей страны.

В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка, созданная сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. В 1930-х многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 г. не печатались и не упоминались официально (запрет был снят лишь в 1956 г.).

Важное место в наследии Олеши занимает книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» (опубликована в 1961 году, после смерти писателя). Дополненное издание «Книга прощания» (1999). Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает о возникновении книги: «Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные». Он так и объяснял, что должен писать, поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать. Юрий Олеша щедро и искренне рассказал о себе в своей последней автобиографической книге «Ни дня без строчки».

В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна - не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

Последние годы

Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские писатели почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой категории. Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?..

Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд).

Издания

* Олеша Ю.К. Избранное. - М.: Худож. лит., 1974.
* Олеша Ю.К. Зависть, Три толстяка: Романы; Ни дня без строчки / Вступ. ст. В. Шкловского. - М.: Худож. лит., 1989. - 495 с.

Библиография

* Белинков А. В. Сдача и гибель советского интеллигента. - Мадрид, 1976;
* Белинков А. В. Сдача и гибель советского интеллигента. Предисловие Чудаковой М. А. - М.: РИК «Культура», 1997. - 539с.
* Беляков С. Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша // Урал. - 2004. - № 10.
* Беляков С. Хороший плохой писатель Олеша // Урал. - 2001. - № 9.
* Катаев В. П. Алмазный мой венец. М.: 1979 и др. изд.

Примечания

1. 1 2 3 Юрий Карлович Олеша (http://www.peoples.ru/art/literature/story/olesha/)
2. Юрий Карлович Олеша. Аннотация (http://lib.aldebaran.ru/author/olesha_yurii/olesha_yurii_ni_dnya_bez_strochki/)
3. Могилы знаменитостей (http://m-necropol.narod.ru/)

Биография ("Литературная энциклопедия" (т. 1-9, 11, 1929-39, неконч.), А. Прозоров. )

Значительная в художественном отношении повесть «Зависть» выдвинула Олешу в первые ряды советских писателей. Позднее повесть была переделана автором в пьесу «Заговор чувств». Олешей написаны: книга для детей «Три толстяка», пьеса под этим же названием, рассказы, составившие сборник «Вишневая косточка», пьеса «Список благодеяний» (поставленная в 1931 в театре им. Мейерхольда). В последние годы О. пережил некоторый творческий кризис (см. его признания в интервью, «Литературная газета», No 25, 1933). После «Списка благодеяний» в печати появлялись лишь небольшие рассказы, отрывки, очерки, заметки, письма, декларации Олеши. В настоящее время О. закончил своеобразный в жанровом отношении киносценарий «Строгий юноша».

В своей художественной прозе и драматургии Олеша в своеобразной эмоционально-острой форме отражает борьбу двух миров, двух культур, которая развертывается им в плане борьбы идейно-психологических принципов. Произведения Олеши имеют поэтому характер пронизанных лиризмом философско-образных обобщений. О. ставит проблемы, специфические для интеллигенции, вышедшей из мелкой буржуазии и в своем развитии сближающейся с пролетариатом, строящим социализм, но сближающейся не сразу, не прямо, а с известными колебаниями и отклонениями в своем пути.

Основные герои О. - мелкобуржуазные интеллигенты, воспитанные «старым миром» и унаследовавшие его культурные традиции. Основная тема произведений О. - столкновение такого интеллигента с «новым миром». Необходимость идейно-психологической перестройки для индивидуалиста-романтика, разошедшегося с новой действительностью, - тезис, проводимый О. через все произведения. О. акцентирует трудности перестройки. Смена двух эпох отражена в его творчестве преимущественно с той стороны, с какой она означает конец «старого мира», а не зарождение нового. Воспроизводя кризис и крах буржуазно-интеллигентской, индивидуалистической психологии и культуры, О. не показывает переделки своих героев законченной.

Можно различить две струи в творчестве О. - романтическую и сатирическую, реалистическую. Романтически идеализируя некоторые стороны внутреннего мира своих героев, О. в то же время признает их переживания и устремления иллюзорными, не соответствующими объективной действительности и иронизирует над ними, переходя к реалистическому изображению. Иронико-сатирический момент в творчестве Олеши объясняется отталкиванием от прошлого, романтическая струя в значительной мере связана с непреодоленными до конца пережитками индивидуализма и субъективизма.

Герои О. - индивидуалисты-романтики - сами начинают осознавать свою историческую обреченность. В большей или меньшей степени всем им свойственен «гамлетизм», раздвоенность между старым и новым, победу и превосходство которого они начинают признавать. «Мыслью я воспринимала полностью понятие коммунизма... Но ощущение мое было против», говорит Гончарова («Список благодеяний»). Конфликт мысли и ощущения, разума и чувства - основное в характеристике внутреннего мира героев О., стоящих на историческом рубеже. Эта же тема выступает в рассказах О. в более общем философском плане как противоречие субъективного ощущения и объективной закономерности явлений. Чувственно-эмоциональное восприятие жизни у О. отличается энергией и богатством красок, но в то же время и индивидуалистическим произволом, иллюзорно преображающим мир. С другой стороны, рассудочное мировосприятие, давая правильную ориентировку в действительности, обесцвечивает жизнь (в рассказе «Любовь» крыльям любви Шувалова противостоит «закон притяжения» Ньютона, в рассказе «Вишневая косточка» «невидимой стране внимания и воображения» противостоит «план» и т. д.). Противоречие остается неразрешимым.

О. неоднократно говорит о «новой серии состояний человеческой души», которую принесет эра социализма. Но художественного воплощения новые чувства в его творчестве пока не нашли. Характерно, что само художественное творчество для О. неразрывно с чувствами «одинокой личности», не нашедшей для себя места в новой действительности («зависть» как источник творчества в «Секретных записях попутчика Занда», 1933).

У О. есть тенденция не только «старинные», «мелкие» чувства, но и все многообразие человеческих чувств и переживаний отнести на счет старого человека, а новому оставить голую логику, «техническое отношение» к жизни. Так. в «Зависти» Николаю Кавалерову и Ивану Бабичеву противостоят Андрей Бабичев и Володя Макаров, и главный план противопоставления - строй чувств.

Образ Кавалерова - широкое художественное обобщение типических черт мелкобуржуазного интеллигента, существующего в пореволюционной действительности. Кавалерова характеризует созерцательно-эстетическое и субъективистски-романтическое отношение к жизни. Его устремления проникнуты крайним индивидуализмом, антисоциальностью, стремлением к личной славе, утверждению своего «я» хотя бы в форме нелепого и преступного «гениального озорства». На этой почве Кавалеров и приходит в конфликт с советской действительностью: «В нашей стране дороги славы заграждены шлагбаумами... самая замечательная личность - ничто».

Признавая несовместимость индивидуализма Кавалерова с современностью, О. не сумел дать художественно развитого опровержения взгляда Кавалерова на социализм как на систему, не благоприятствующую развитию личности. Но бесспорной заслугой О. является показ того, как индивидуалистическое, анархическое бунтарство в условиях нашего времени скатывается в болото прямой обывательщины. Как только Кавалеров переходит от романтических мечтаний к реальной действительности, он оказывается в рядах того же мещанства, от которого как будто отталкивался сначала, попадает в объятия гиперболически пошлой Анички Прокопович.

Иван Бабичев, с одной стороны - дальнейшее развитие и гиперболизация Кавалерова, с другой - связующее звено между ним и откровенным обывателем. В Иване О. дал трагикомическую, эксцентрическую фигуру защитника эгоистической частнособственнической обывательщины - «короля пошляков».

Обреченность и неспособность войти в «прекрасный поднимающийся мир» в нем представлены еще острее, чем в Кавалерове.

Кавалерова и Ивана Бабичева О. ведет к поражению. Они «завидуют» новому миру, но не имеют реальной почвы под ногами для борьбы с ним. Изображая их поражение, О. в то же время расцвечивает всеми красками внутренний мир этих героев. Мир фантазии, мечты, искусства является достоянием их, а не обезличенных и «лишенных воображения» людей нового мира. Это вносит в оптимистическую в своей основе повесть о гибели старого мира ноты пессимизма, отражающие боязнь О. за судьбы личности, духовной культуры, художественного творчества при социализме (проявляющуюся и в других произведениях О. вплоть до «Списка благодеяний» и «Секретных записей попутчика Занда»).

Противостоящие в «Зависти» индивидуалистическим бунтарям и мещанам образы Андрея Бабичева и Володи Макарова не являются полноценными образами нового человека. Основные их дефекты - аполитизм, изоляция от классовой борьбы и отсутствие революционной целеустремленности. Андрей Бабичев показан здоровым, жизнерадостным, чуждым рефлексии, благодушно настроенным делягой. Лишенный внутреннего идейно-психологического богатства, ушедший в строительство «Четвертака» узкий практик, он не может противопоставить Кавалерову и Ивану Бабичеву всеохватывающего, качественно иного мировоззрения.

Еще более узким показывает Олеша Володю Макарова. Лейтмотив Макарова - стать «человеком индустриальным», «человеком-машиной», равнодушным ко всему, что не есть работа.

И в других произведениях О. обычно противостоят субъективист-романтик, отрывающийся от действительности, и практик-объективист, утрачивающий богатство человеческих чувств (Шувалов и «дальтоник» в «Любви», Гончарова и Федотов в «Списке благодеяний» и др.). Последний отнюдь не является достаточным идейным преодолением первого.

В «Списке благодеяний» намечается продвижение О. к более глубокому пониманию тенденций развития современности. Сравнительно с «Завистью» дана большая обостренность конфликта, большая непримиримость противоречия между интеллигентской психологией и требованиями классовой борьбы. Для Гончаровой жить и чувствовать по-старому оказывается уже невозможным, и она трагически гибнет. Гончарова не просто старый человек в условиях нового времени, но человек старого мира, который спорит сам с собой, человек, разорванный на две половины (которым соответствуют ведущиеся ею список благодеяний и список преступлений советской власти). Если Кавалеров только завидует новому миру, то Гончарова осознает его моральное превосходство, «справедливость» революционного дела пролетариата. Гончарова приходит не к «равнодушию», но к попытке включиться в ряды борющегося пролетариата. Однако и Гончарова лишь жертвует собой, и тем самым остается неразрешенным вопрос об органическом участии интеллигенции в созидании нового мира и в частности вопрос о судьбах искусства при социализме.

Олеша - яркий, красочный художник, большой мастер формы. Он умеет подметить и живописно передать ту или иную деталь, чувственный облик явлений действительности. Широко употребляемые автором метафоры, сравнения отличаются свежестью, остротой; Олеша передает ими оттенки настроений героев, свое авторское жизнеотношение. Для его стиля характерно сочетание идейной содержательности с насыщенностью эмоциями. Наряду с этим творчество О. все же страдает некоторой схематичностью, однолинейностью в построении образов положительных героев.

Библиография: I. Зависть, с рис. Н. Альтмана, изд. «ЗиФ», М., 1928 (первонач. в журн. «Красная новь», 1927, кн. VII и VIII); То же, с гравюрами на дереве В. Козминского, изд. «Советская литература», М., 1933; Три толстяка, с рис. М. Добушинского, изд. «ЗиФ», 1928 (изд. 2-е, Москва, 1930); Вишневая косточка, изд. «Федерация», Москва, 1931; То же, издание 2-е, Москва, 1933; Список благодеяний, Пьеса, изд. «Федерация», Москва, 1931; Записки писателя, изд. «Огонек», Москва, 1932.

II. Ермилов В., За живого человека в литературе, изд. «Федерация», М., 1928 (ст. «Освобождающийся человек»); Черняк Я., О «Зависти» Ю. Олеши, «Печать и революция», 1928, No 5; Полонский В., Преодоление «зависти», «Новый мир», 1929, No 5; Берковский П., О прозаиках, «Звезда», 1929, No 12; Его же, Заметка о драматургах, «Октябрь», 1929, No 12; Гоpбов Д., Поиски Галатеи, изд. «Федерация», М., 1929 (ст. «Оправдание зависти»); Берковский П., Текущая литература, изд. «Федерация», М., 1930 (ст. «О реализме честном и реализме вороватом»); Эльсберг Я. М., Кризис попутчиков и настроения интеллигенции, изд. «Прибой», Л., 1930 (ст. «Зависть» Ю. Олеши как драма интеллигентского индивидуализма); Прозоров А., О «Списке благодеяний» Ю. Олеши, «На литературном посту», 1931, No 23; Гурвич А., Под камнем Европы, «Список благодеяний» Ю. Олеши в театре им. Вс. Мейерхольда, «Советский театр», 1931, No 9; Селивановский А., О социализме и древонасаждении, «Литературная газета», 1931, No 35; Зелинский К., «Критические письма», изд. «Федерация», М., 1932 (ст. «Змея в букете» или о сущности попутничества); Селивановский А., Коварство и любовь Занда, «Литературная газета», 1932, No 10; Соболев В., Гуляя в саду..., там же, 1933, No 25; Корабельников Г., Конец чеховской темы, «Литературный критик», 1933, No 1; Левин Л., Тема одинокой судьбы, «Литературный современник», 1933, No 7; Гурвич А., Юрий Олеша, «Красная новь», 1934, No 3.

Рассказывают Михаил и Борис Ардовы

Олеша не только автор гениальных «Трех Толстяков» и романа «Зависть». Не только писатель, по сути создавший в нашей литературе жанр «записных книжек» («Ни дня без строчки»). Он персонаж воистину литературный, потому что еще при жизни о нем рассказывали анекдоты, байки, истории и легенды. Вот лишь несколько из них.

«Катаев с юности был дружен с Юрием Олешей. В тридцатые годы они были знаменитые и богатые писатели. Как-то, гуляючи по улице Горького, они познакомились с двумя барышнями и ради развлечения пригласили их в ресторан «Арагви».
Там обоих писателей прекрасно знали, приняли с почетом и предоставили отдельный кабинет. Они заказали шампанского и ананасов. Катаев вылил две бутылки шипучего в хрустальную вазу и стал резать туда ананасы.
Одна из барышень сделала ему замечание:
- Что же это вы хулиганничаете?.. Что же это вы кабачки в вино крошите?..
В те годы Юрий Олеша сидел в своем любимом кафе «Националь» в компании друзей-литераторов. А за другим столиком, поодаль, сидели еще два писателя и о чем-то очень горячо спорили. Один из сидящих с Олешей сказал:
- Вот эти двое - самые глупые среди нас. Это всем известно. И вот они ссорятся, спорят... Интересно, о чем?
Олеша тут же сказал:
- Они сейчас выясняют, кто глупее - Байрон или Гете... Ведь у них свой счет, с обратной стороны.

Будучи в Ленинграде, Олеша подписал договор с местным отделением Детиздата. Он получил аванс и покинул издательство в 12 дня. А в 3 часа пополудни Юрий Карлович позвонил в Детиздат и потребовал к телефону директора.
Тот взял трубку:
- Я вас слушаю.
- Я подписал с вами договор. Требую внести в него поправки!
- Какие поправки? - встревожился директор.
- Читаю по прежнему тексту: «Детиздат в лице директора - с одной стороны... и Юрий Карлович Олеша, в дальнейшем именуемый «автор...» Вот это надо изменить!..
- Как изменить? Зачем?..
- А вот так: «в дальнейшем именуемый Юра...», «Юра обязан...», «Издательство выплачивает Юре...», «Юра не в праве...».

Олеша говорил:
- В последнее время образовались «ножницы», некое несоответствие между сроком прохождения рукописи в издательстве и сроком человеческой жизни...

Будучи в Одессе, Олеша лежал на подоконнике своего номера в гостинице. По улице шел старый еврей, торгующий газетами.
- Эй, газеты! - закричал Юрий Карлович со второго этажа.
Еврей поднял голову и спросил:
- Это откуда вы высовываетесь?
- Старик! - сказал Олеша. - Я высовываюсь из вечности».

Фото из архива «Огонька»

Дата публикации на сайте: 22 февраля 2011.
Корректировка содержания: 27 июля 2012.

Юрий Карлович Олеша (1899-1960) – русский писатель, поэт, драматург.

Юрий Олеша, 1958 г.

В 1924 г. Юрий Олеша написал романтическую сказку "Три толстяка". Имя главной героини Суок – это фамилия жены Олеши Ольги Густавовны Суок. Ей он и посвятил сказку, увидевшую свет в 1928 г.

Юрий Олеша не смог вписаться в систему. Его не печатали, замалчивали. Сидел без денег, с Катаевым встречаться перестал. Разными они оказались.

В 1927 г. в журнале "Красная новь" вышел роман Ю.К. Олеши "Зависть". Многие критики считают, что это – не только лучшее, из того, что написал Юрий Олеша, но и одно из выдающихся произведений XX в. Роман автобиографичен – его главный герой не может и не хочет быть успешным в обществе, где "всё опровергнуто, и всё стало несерьёзно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция".

Эта позиция противопоставляется идее "сытых", марширующих в ногу с новой властью, к которым писатель Олеша относил и некоторых своих недавних друзей.

В 1930-х гг. репрессировали друзей и знакомых. Ему "повезло": просто с 1936 г. 20 лет не печатали. В последние годы Юрий Олеша часто бывал в ресторане Дома литераторов. Денег не было, а за стакан водки с готовностью платили его почитатели. Юрий Карлович Олеша умер 10 мая 1960 г.

Биография Олеши

  • 1899. 19 февраля (3 марта) – в Елисаветграде в семье обедневших польских дворян Карла Антоновича Олеши и Олимпии Владиславовны Олеши родился сын Юрий.
  • 1902. Переезд семьи Олеши в Одессу.
  • 1917. После окончания Ришельевской гимназии Олеша два года изучал юриспруденцию в Одесском университете. Вместе с Катаевым , Багрицким и Ильфом образовал группу "Коллектив поэтов".
  • 1919. Умерла старшая сестра Олеши, Ванда.
  • 1921. Переезд по приглашению В. Нарбута в Харьков. Работал журналистом, печатал стихи в газетах.
  • 1922. Отказ от эмиграции в Польшу с родителями. Приезд в Москву. Работа журналистом в газете железнодорожников "Гудок".
  • 1924. Олеша окончил сказку про революцию "Три толстяка", посвятив её Валентине Грюнзайд, за которой в то время ухаживал.
  • 1927. В журнале "Красная новь" опубликован роман "Зависть", одно из лучших произведений советской литературы. От романтизма сказки "Три толстяка" Олеша перешёл к реальной жизни.
  • 1928. Издание сказки "Три толстяка". Через некоторое время посвящение Вале Грюнзайд, вышедшей замуж за Евгения Петрова , изменилось на посвящение Ольге Суок, ставшей женой Олеши.
  • 1929. Олеша написал инсценировку романа "Зависть" под названием "Заговор чувств". По заказу МХАТа начал пьесу "Нищий". Она осталась незаконченной. Пьеса об отчаянии человека, у которого отнято всё, кроме клички "писатель", не соответствовала времени.
  • 1930. Пьеса Олеши "Список благодеяний", говорившая о бессмысленности творчества в стране с разрушенным обществом.
  • 1931. Пьеса "Список благодеяний" была поставлена Мейерхольдом и три сезона давала полные сборы.
  • 1936. Запрет на произведения Олеши. Для широкой публики он остался автором "Трёх толстяков". Попытки писать лояльные сценарии ("Ошибка инженера Кочина", 1939) и сценарии для мультфильмов ("Девочка в цирке", 1949).
  • 1941-1945. В годы войны Олеша жил в Ашхабаде, потом вернулся в Москву.
  • 1950-е. Олеша пытался писать инсценировки по Достоевскому ("Идиот", 1958),

Русский советский писатель и поэт, драматург, сатирик и киносценарист Юрий Олеша подарил миру роман-сказку «Три толстяка» и десятки других удивительно-талантливых произведений, поставленных на театральной сцене и легших в основание художественных картин и мультипликационных фильмов.

Детство и юность

Любимый миллионами писатель родился в 1899 году в Елисаветграде (ныне Кропивницкий). Род Олеша старинный, его корни прослеживаются с XV века, от боярина Олеши Петровича, которому удельный князь Федор Боровский передал во владение село Бережное, тогда входившее в состав Великого княжества Литовского и Королевства Польского (сегодня Белоруссия). Православный Олеша Петрович полонизировался и перешел в католичество.

Спустя два столетия после раздела Речи Посполитой земли перешли Российской империи, а Олеши стали белорусскими дворянами, оставив языком общения польский. Отец будущего писателя – Карл Олеша – был акцизным чиновником и помещиком: владел лесным имением, носившим название «Юнище». Карл с братом – заядлые картежники – продали поместье за долги.

В обрывках детских воспоминаний Юрия Олеши остались катание на рысаках, жизнь в роскошной квартире и скандалы из-за отцовских попоек и поздних возвращений из клубов. Позже Олеша напишет, что «клубы – одно из главных слов моего детства». Мама Юрия – талантливая художница и красавица Ольга, которую называли .


Юрий Олеша в детстве с сестрой Вандой

Юрий прожил в Елисаветграде первые 3 года, затем семейство переехало в Одессу. Воспитанием мальчика занималась говорящая по-польски бабушка. Революционные события мелкобуржуазная семья Олеша приняла настороженно. Приход в Одессу мятежного броненосца «Потемкин» вызвал ужас и ожидание неизбежного конца благополучной прежней жизни.

В 11 лет Юрий стал учеником Ришельевской гимназии. Юного ироничного шляхтича в классе побаивались: попасть в поле внимания язвительного Олеши значило надолго стать посмешищем всей гимназии. Уже тогда мальчик обладал невероятной фантазией и метко выражался.


Первые рифмованные строчки Юрий Олеша написал в старших классах. В одесском «Южном вестнике» состоялся литературный дебют юноши: редакция взяла стихотворение «Кларимонда» в печать. В 1917-м Юрий Олеша получил аттестат зрелости и поступил в Одесский университет, выбрав юридический факультет.

Литература

Не принявшие революции родные Юрия иммигрировали в Польшу, а он отказался и остался в Южной Пальмире, где кипела литературная жизнь. Вместе с и он влился в «Коммуну поэтов». В городе на берегу Черного моря одно за другим возникали литературные объединения. В 8-й аудитории университета по четвергам проходили творческие вечера талантливых одесситов. Кумирами молодежь называла , .


Юрий Олеша в Одессе

В Одессе состоялся драматургический дебют Олеши – пьеса под названием «Маленькое сердце». Ее поставили члены литературных кружков. Текст сочинения затерялся, но в творческой биографии писателя пьеса сыграла роль: Юрий услышал первые восторженные отклики.

В 1920-м жемчужину у моря, неоднократно переходившую из рук в руки, заняла Красная армия. Волны беженцев приносили весьма талантливых людей со всех концов разрушенной империи. В город приехал поэт и прозаик Владимир Нарбут, повлиявший на жизнь Юрия Олеши.


Теперь одесские литераторы сочиняли агитационные текстовки к плакатам и листовкам, устраивали спектакли в рабочих столовых, которые открылись в ранее фешенебельных ресторанах и кафе. Новую одноактную пьесу Олеши «Игра в плаху» увидели на сцене Театра революционной сатиры.

Весной 1921-го Олеша и Катаев перебрались за Нарбутом в Харьков, где литератору доверили руководить украинским радиотелеграфным агентством. Юрий Олеша устроился в театре «Балаганчик», но спустя год компания переехала в столицу. В Москве одессит поселился в писательском доме и устроился на работу в газету «Гудок», на страницах которой публиковались , Илья Ильф и . Писатель назвал «гудковский» период лучшим в жизни.


Юрий Олеша в редакции газеты "Гудок"

Юрий служил в отделе информации, где заклеивал конверты с редакторскими письмами: в Москве, после провинциальной Одессы, Олеша начинал карьеру с нуля. Спустя год начальник отдела, почитав сочинения подчиненного, доверил написать фельетон в стихах. На вопрос, кем подписать, посоветовал псевдоним «Зубило».

Дебют увенчался успехом. В «Гудке» один за другим появлялись новые фельетоны, подписанные «Зубило». Материалы Олеше поставляли рабкоры, писавшие о воровстве, кумовстве, бюрократии и прочих язвах общества в регионах. Читателям хлесткие стихотворные опусы Юрия Олеши нравились, на них приходили сотни откликов.


В 1924 году литератор подарил читателям первое объемное прозаическое сочинение – роман-сказку «Три толстяка». Ее опубликовали спустя 4 года. Идея написать сказку возникла у Юрия Олеши в общежитии «Гудка» (это его комнату без мебели за хлипкой перегородкой Ильф и Петров описали в «12 стульях»). В окне напротив писатель разглядел юную красавицу, увлеченно читавшую книгу. Девушку звали Валентина Грюнзайд. Спустя 4 года она стала женой Евгения Петрова.

А тогда очарованный погрузившейся в чтение сказок 15-летней Валей Олеша поклялся сочинить сказку получше, чем у датчанина. В типографии прихватил рулон бумаги и, раскатав на полу, ночами писал роман. Первое издание посвятил Валентине Грюнзайд.


В городе Толстяков угадывалась теплая Одесса. Карнавальная сказка с революционным сюжетом читалась легко, фантазия и блестящие метафоры автора восхищали детей и взрослых. В 1930-м сказку впервые поставили на подмостках МХАТа. Инсценировка переведена на 17 языков и сегодня ставится на мировых сценах. В 1966 году с Иосифом Шапиро сняли картину «Три толстяка».

В печать сказка попала лишь после оглушительного успеха второго романа Олеши, вышедшего в 1927 году под названием «Зависть». Роман о судьбе интеллигенции после революции считается лучшим в наследии Юрия Олеши. Мечтателя из «Зависти» Николая Кавалерова, в котором угадываются черты автора, современники назвали героем времени. В середине 1930-х Абрам Роом снял по роману драму «Строгий юноша».


Громкий успех романа открыл дорогу «Трем толстякам»: ранее «революционную» сказку не печатали из-за неприятия жанра для молодого социалистического государства.

В начале 1930-х Олеша написал по роману «Зависть» пьесу «Заговор чувств», но цензура разглядела в ней критику строя и запретила. Писатель переделал произведение, назвав его «Список благодеяний». В 1931-м пьесу взял в театральный репертуар . Постановка шла три сезона в переполненных зрительских залах, но вскоре попала под запрет: чиновники снова нашли крамолу.


Писатель надолго замолчал. Многих коллег, близких друзей Олеши репрессировали, а на его творчество наложили запрет. Начавшуюся Великую Отечественную войну Юрий Олеша пережил в эвакуации в Туркмении.

Запрет на книги сняли в середине 1950-х, но Олеша мало писал. В основном это были инсценировки на романы классиков - , . Юрий Карлович просиживал за рюмкой в ресторане Дома литераторов, где коллеги почитали за честь его угостить. О нерастраченном даре литератора свидетельствуют записи дневников, собранные и изданные после его смерти в начале 1960-х.

Личная жизнь

Прототипами девочек Суок из «Трех толстяков» были сестры Лидия, Ольга и Серафима, носившие такую же фамилию. С девушками Юрий познакомился в Одессе, где обосновалась семья бывшего австрийского атташе.


В младшую из них, Симу, Юрий Олеша влюбился. Они прожили в гражданском браке три года, но ветреная муза Серафима дважды сбегала от Олеши. Во второй раз – к другу Владимиру Нарбуту.

В середине 1920-х писатель женился на средней из сестер – Ольге, с которой и прожил до конца дней. Общих детей у пары не было, и Юрий Карлович воспитывал сына Ольги от первого брака.

Смерть

Жизнь Юрия Олеши сократило пагубное пристрастие к выпивке. Незадолго до смерти литератор, в карманах которого гулял ветер, спросил у коллег, каких он похорон удостоится. Ему ответили, что в последний путь проводят по высшей категории. С горькой иронией Олеша спросил, нельзя ли провести по низшей категории, а разницу отдать деньгами сейчас.


Умер литератор весной 1960 года. Его похоронили на Новодевичьем. Место отвели по «высшей категории» – в первом ряду первого участка.

Библиография

  • 1920 – Поэма «Агасфер»
  • 1920 – Поэма «Беатриче»
  • 1920 – Пьеса «Игра в плаху»
  • 1924 – Сказка «Три толстяка»
  • 1927 – Роман «Зависть»
  • 1929 – Пьеса «Заговор чувств»
  • 1930 – Пьеса «Список благодеяний»
  • 1934 – Сценарий «Строгий юноша»
  • 1938 – Сценарий «Солдаты болот»
  • 1939 – Сценарий «Ошибка инженера Кочина»
  • 1958 – Пьеса «Идиот»
  • 1959 – Пьеса «Цветы запоздалые»
  • 1959 – Пьеса «Гранатовый браслет»
  • 1961 – Дневники «Ни дня без строчки»
ОЛЕША, ЮРИЙ КАРЛОВИЧ (1899-1960), русский советский прозаик, поэт, драматург.

Родился 19 февраля (3 марта) 1899 в Елисаветграде. Отец, обедневший польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма. В 1902 семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: «В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе». Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение Кларимонда (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». По окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе вместе с В.Катаевым, Э.Багрицким, образовал группу «Коллектив поэтов».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 пережил смерть любимой сестры Ванды.

В 1921 уехал из голодной Одессы в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу.

В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников «Гудок», с которой в то время сотрудничали М.Булгаков, Катаев, Ильф, и др. писатели.

В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение - роман-сказку (опубл. 1928, иллюстрации М.Добужинского), посвятив его своей жене О.Г.Суок. Жанр сказки, мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности Олеши писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли «королем метафор»). Роман Три толстяка был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в Трех толстяках всем положительным героям - циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери.
Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку Трех толстяков, которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В.Оранского) и художественный фильм (реж. А.Баталов).

Публикация в журнале «Красная новь» романа (1927) вызвала полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе Зависть Олеша создал метафору советского строя - образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу Заговор чувств.

Автобиографичен и образ главной героини пьесы Список благодеяний (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс.Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. Список благодеяний фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности - к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т.п. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни - установлена единственная истина: революция».

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М.Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль Нищий, или Смерть Занда.

В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна - не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши - Мейерхольд, Д.Святополк-Мирский, В.Стенич, И.Бабель, В.Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга Избранные сочинения, переизданы Три толстяка и частично опубликованы в альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи .

В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме.

Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т.д.