Неплюев николай николаевич. Николай неплюев

Николай Неплюев (1851–1908) - из тех людей, что своим примером доказали: духовное возрождение может идти из среды мирян. У себя в имении в Черниговской губернии он создал сначала школу для крестьянских детей, затем Крестовоздвиженское трудовое братство. Этот опыт был если не полностью уникальным, то, во всяком случае, весьма необычным для России: в созданной Неплюевом общине нашлось место людям разных сословий, которые сумели явить примеры настоящего христианского единства.

О братстве положительно отзывались многие современники, среди них - святой праведный Иоанн Кронштадтский, профессора духовных академий М. М. Тареев и В. И. Экземплярский. И в наше время идеи Неплюева не теряют актуальности. В Санкт-Петербурге, в музее Анны Ахматовой прошла выставка, посвящённая Николаю Неплюеву и истории Крестовоздвиженского братства, организованная Свято-Филаретовским православно-христианским институтом и Свято-Петровским малым православным братством. Рассказывает председатель Свято-Петровского братства Юлия Балакшина.

Свято-Филаретовский православно-христианский институт и Преображенское братство уже очень давно интересуются историей Крестовоздвиженского , созданного Николаем Николаевичем Неплюевым. Некоторое время назад мы познакомились с Валерием Авдасёвым, который живёт на родине Неплюева, в Воздвиженске. Он когда-то с удивлением для себя узнал, что в его родном селе на рубеже XIX–XX веков было такое замечательное явление, как Крестовоздвиженское братство, и это его так увлекло, что он создал музей Неплюева, собрал очень много материалов о нём. И вот мы объединили наши усилия с Валерием. Ведь опыт Николая Неплюева важно донести до современных людей, сейчас, в нашу эпоху он может быть особенно актуальным. Так появилась выставка.

- А чем этот опыт так ценен сейчас?

- Многие из тех, кто посещает эту выставку или просто узнают об этом братстве, говорят, что то, что создал Неплюев, - это утопия, идеал, чудом воплотившийся на очень короткое время. Тем не менее, люди, знающие опыт Неплюева не понаслышке, думают по-другому.

На открытии выставки был Георгий Николаевич Фурсей - внук Андрея Фурсея, одного из ближайших сподвижников Неплюева. Он очень горячо говорил о том, что это был социальный, духовный эксперимент, совсем не утопичный, хотя, возможно, и невоспроизводимый в таких формах, какие были тогда. В основе идеи этого братства лежало не столько экономическое устроение (хотя там в этом плане тоже было много интересного), а понятие о том, что люди могут жить, объединённые христианским духом, христианским смыслом, что общение христиан между собой может быть не номинальным, а реальным. И мне кажется, что христианское братство - реальность и в наши дни.

Как Вы представляете себе существование подобного братства в городской среде? Ведь братство, созданное Неплюевым - это ещё и некое дистанцирование от привычного в те времена общественного уклада.

Наша выставка - это рассказ о том, что люди могут строить свою жизнь на началах христианской любви. Формы же бытия могут быть различными - это зависит от конкретной ситуации, в которой оказывается то или иное сообщество. Дух единства родит формы, которые будут соответствовать данному моменту. А дистанция нужна в евангельском смысле: жить в мире сем, но быть не от мира сего. Ведь и у Неплюева братство не было способом ухода из мира, в созданное им братство вход был открыт любому человеку.

Если человек выбирал этот путь, он мог остаться в братстве. И братчики много делали для крестьян из соседних деревень, в том числе и экономически им помогали. Просто христианское братство показывает остальным людям жизнь иного, лучшего качества.

Однако у Крестовоздвиженского братства ведь были и конфликты с внешней средой, с теми же соседними крестьянами, некоторые из них вредили братству…

Вот более современный пример: моя знакомая из Архангельской губернии рассказывала, что в её деревне поселился фермер, создал образцовое хозяйство, а через год это хозяйство пожгли. Зачем? А чтоб не выпендривался - все в нищете, и ты не высовывайся. Ну, для христианина конфликт с миром сим в некотором смысле неизбежен.

Опыт Крестовоздвиженского братства был уникальным в ту эпоху? Или раньше уже существовали какие-то подобные общины? А, может быть, и тогда же?

В более полном варианте выставки, чем нам удалось разместить в музее Анны Ахматовой, есть специальный стенд, посвящённый различным явлениям русской жизни конца XIX - начала XX века, в контексте которых появилось Крестовоздвиженское братство и школы Неплюева. С одной стороны, в это время было очень мощное педагогическое движение: многие помещики устраивали у себя в имениях школы для крестьянских детей - это было очень распространённое явление. С другой стороны, было и коммунитарное движение, куда община, созданная Неплюевым, тоже вписывается.

Но было и то, что выделяло Крестовоздвиженское братство из этих движений: христианская основа. Неплюев собирал людей не вокруг какой-то социальной идеи, а вокруг Христа. Что касается более ранних времён, то нужно вспомнить украинские братства XVI - XVII веков, возникновение которых было связано с необходимостью противостоять западному влиянию. Важно отметить, что это были именно мирянские движения, направленные на сохранение Православия, тогда, когда даже некоторые церковные иерархи принимали унию.

Начиная с 1861-го года, когда климат в стране несколько поменялся в связи с отменой крепостного права, в России возникло много братств - в воздухе витала идея какой-то ответственности за получивших свободу крестьян. Самым знаменитым было братство, созданное Александром Гумилевским в Санкт-Петербурге при храме Рождества Христова на 6-й Рождественской (ныне 6-й Советской) улице. Храм этот в советское время был снесён. А ещё была бурная волна братств после 1905-го года, когда стало понятно, что традиционные приходские структуры не очень-то вдохновляют людей на церковную жизнь. И конечно, много братств возникло в первые роды поле революции. Одно из самых известных - Александро-Невское братство в Петербурге.

- А в наше время кто-то пытается делать что-то подобное?

Насколько я знаю, у католиков есть в чём-то похожие общины мирян, которые занимаются сельским хозяйством. Общины эти небольшие, человек по 15–20. Есть братство святого Эгидия, они занимаются социальной деятельностью и, насколько я понимаю, вместе не живут. Но вообще в наше время возникает очень много волонтёрских проектов, когда у людей появляется желание как-то объединяться и что-то делать вместе. И с одной стороны, люди пытаются объединяться, с другой стороны, людям вместе быть трудно. Но такие движения часто подчёркнуто нерелигиозны.

Один представитель такого движения мне рассказывал, что у них в организации две табуированные темы - религия и политика. То есть вера теперь воспринимается, как то, что людей разделяет. Именно здесь опыт Неплюева может быть востребован, ведь он и его сподвижники показали, что христианская вера может объединять людей для полноценной жизни, для творчества. Крестовоздвиженское братство способствовало личностному развитию его членов, тех крестьянских ребятишек, которые приходили в школу братства, что называется, от сохи. В людях, не имевших до этого ни культуры, ни самосознания, раскрывались очень интересные творческие личности. Ведь из этого братства вышло много учёных, писателей, поэтов.

И мы общаемся с потомками неплюевцев. Тот же Георгий Фурсей - физик, член . Его отец, крестник Неплюева, был художником, прекрасно играл на музыкальных инструментах. Будучи в ссылке в Архангельске, он играл в Архангельском симфоническом оркестре - вот такое образование ему дали в братстве.

В Москве живет Будаговская Наталья Валентиновна, внучка Черненко Семёна Фёдоровича. Семён Фёдорович Черненко (1877–1974) был известным ученым-селекционером, создал около 60 новых сортов яблонь и около 10 новых сортов груш, которые были высоко оценены специалистами. За его достижения ему была присуждена государственная премия в 1947 г., из которой он помог деньгами семье Фурсеев.

На открытее выставки из Челябинска приезжала литератор и общественный деятель Людмила Сергеевна Федоренко, внучка братского поэта и учителя истории в школах Неплюева.

В Трудовом братстве Неплюева истоки таких признанных деятелей науки и культуры, как украинский композитор П. И. Сеница, историк П. К. Федоренко, селекционер П. И. Терницкий, конструктор М. В. Бондаренко, профессор А. М. Столяренко, почвовед П. А. Костюченко, профессор-вулканолог Софья Набоко и многие другие.

- А потомки неплюевцев проявляют интерес к истории своих семей?

Те, с которыми общаемся мы, проявляют. Вообще память о братстве среди его потомков сохранялась потом в течение десятков лет после того, как само братство перестало существовать. Георгий Фурсей вспоминает, что уже когда его отца репрессировали, то где бы ни оказалась их семья, братчики посылали им посылки, помогали им выжить. То есть совсем эти своеобразные общины распались, может быть, всего лишь лет 20–30 назад. Ныне живущие потомки братчиков собираются, скорее, по нашей инициативе, но с воодушевлением.

Свято-Филаретовский институт издал некоторые труды Николая Неплюева. Вы - первые, кто занялся этим в постсоветской России?

Нет. На открытии выставки был доктор философских наук, профессор неплюевовед Александр Федорович Малышевский, он издавал трёхтомник сочинений Неплюева, в котором были собраны богословские и исторические труды Николая Николаевича. А мы издаём очень специфические тексты, которые, может быть, не всем будут интересны - это отчёты о жизни братства. Люди ведь не просто жили там и работали, они пытались как-то эту жизнь осмыслить. То есть в жизни братства постоянно присутствовал элемент духовной рефлексии. И вот Неплюев писал эти отчёты на основе собраний братства, на которых подводились какие-то итоги. Так что остались документы, которые характеризуют жизнь Крестовоздвиженского братства изнутри.

Как по-Вашему, общинная жизнь в городской среде труднее, чем в том варианте, какой был у Крестовоздвиженского братства? Или, наоборот, в городе легче?

Это просто другая жизнь. Например, в Крестовоздвиженском братстве люди трудились и зарабатывали деньги. Что-то шло на общие нужды, что-то попадало на их личные счета. И в братстве были, например, община учителей и община прачек. В обычной среде учителя получают за свой труд больше денег, чем прачки. Но Неплюев считал, что если мы живём в единой христианской семье, то такого экономического разделения быть не должно. Вот такое мне трудно представить в жизни городской общины. Мне кажется, что в Крестовоздвиженском братстве так выражалось христианское единство, доверие между людьми.

Вообще неплюевцы много размышляли о том, как сочетается потребность человека в личном пространстве с соборностью. Ведь Неплюев был очень вдохновлён идеями Хомякова, и ему близка была мысль Хомякова о том, что личность проявляет себя в полноте, только когда она раскрывается в соборном единстве, в творческом взаимодействии с другими личностями, и эту творческую личность нельзя путать с индивидуальностью (когда человек выстраивает границы между собой и другими и занимается самовыражением.). Преподаватель Московской духовной академии Михаил Тареев бывал в общине Неплюева и оставил очерк под названием «Живые души», в котором описал виденные им проявления этого соборного единства.

- Откуда вы брали экспонаты для выставки?

Что-то мы взяли из музея в Воздвиженске, что-то нам предоставили потомки братчиков из своих личных архивов.

Выставка была показана в Санкт-Петербурге, сейчас она работает в Архангельске. А смогут ли увидеть её жители других городов?

У нас были приглашения показать её и в Туле, и в Ельце. Мы откликаемся на предложения людей из разных городов.

Беседовал Игорь Лунёв

НЕПЛЮЕВ Николай Николаевич - российский общественный деятель, религиозный мыслитель и публицист.

Дво-ря-нин . Круп-ный зем-ле-вла-де-лец. Окон-чил юри-дический фа-культет Санкт-Пе-тербургского университета (1874 год). Со-вет-ник российского по-соль-ст-ва при Ба-вар-ском ко-ро-лев-ском дво-ре в Мюн-хе-не (1875-1877 годы). Воль-но-слу-ша-тель Пет-ров-ской зем-ле-дельческой и лес-ной ака-де-мии в Мо-ск-ве (1878-1880 годы). В 1880 году вер-нул-ся в ро-до-вое име-ние в местечке Ян-поль, где от-крыл си-рот-ский при-ют. При-зы-вал по-ме-щи-ков за-нять-ся куль-тур-ным пе-ре-уст-рой-ст-вом и про-све-ще-ни-ем де-рев-ни («Ис-то-ри-че-ское при-зва-ние рус-ско-го по-ме-щи-ка», 1880 год; «Хлеб на-сущ-ный», 1883 год; и другие). Ос-но-вал низ-шие сельско-хозяйственные шко-лы - 5-лет-нюю муж-скую на ху-то-ре Воз-дви-жен-ский (1885 год, 75 уче-ни-ков к 1900 году) и 4-лет-нюю жен-скую на ху-то-ре Пре-об-ра-жен-ский (1891 год, 77 уче-ниц к 1900 году), раз-ра-бо-тал для них про-грам-му хри-сти-ан-ско-го вос-пи-та-ния и профессионального обу-че-ния, в ко-то-рой зна-чительное ме-сто от-во-ди-лось ин-тел-лек-ту-аль-но-му и эс-те-тическому раз-ви-тию (обе шко-лы по-лу-ча-ли еже-год-ные суб-си-дии Министерств государственых иму-ществ).

Н.Н. Неплюев - один из ли-де-ров и идео-ло-гов ком-му-ни-тар-но-го дви-же-ния в Рос-сии. В 1889 году Н.Н. Неплюев с груп-пой вы-пу-ск-ни-ков муж-ской шко-лы ор-га-ни-зо-вал сельско-хозяйственную об-щи-ну - Пра-во-слав-ное тру-до-вое брат-ст-во (по-лу-чи-ло название Воз-дви-жен-ско-го, за-тем Кре-сто-воз-дви-жен-ско-го, ус-тав ут-вер-ждён в 1893 году), пе-ре-дал ему в арен-ду, позд-нее в соб-ствен-ность зем-лю в Воз-дви-жен-ском площадью 5,8 тыс. гектар. Ос-но-вой об-щин-ной жиз-ни, идеа-лом её ре-лигиозно-нравственного ук-ла-да ста-ли еван-гель-ские этического на-ча-ла - дея-тель-ная хри-сти-ан-ская ве-ра, брат-ское еди-не-ние лю-дей, вза-им-ная по-мощь, а так-же со-вме-ст-ный соз-на-тель-ный труд ра-ди об-щей поль-зы. Брат-ст-во по-пол-ня-лось в основном вы-пу-ск-ни-ка-ми соз-дан-ных Н.Н. Неплюевым школ, всту-п-ле-ние и вы-ход из не-го бы-ли доб-ро-воль-ны-ми, но-вые чле-ны про-хо-ди-ли кон-курс кан-ди-да-тов и долж-ны бы-ли вы-дер-жать ис-пы-тательный срок. Об-щи-ну воз-глав-ля-ла вы-бор-ная ду-ма (Н.Н. Неплюев из-бран её по-жиз-нен-ным пред-се-да-те-лем), про-из-водстводственными де-ла-ми брат-ст-ва управ-ля-ли из-бран-ные ду-мой хо-зяйственный со-вет и прав-ле-ние. Все чле-ны брат-ст-ва объ-е-ди-ня-лись по профессиональному прин-ци-пу в ар-те-ли, или «брат-ские се-мьи» (11 к 1900 году: зем-ле-дель-цев, жи-вот-но-во-дов, са-до-во-дов, пче-ло-во-дов, учи-те-лей и других), ко-то-рые жи-ли в отдельных до-мах-об-ще-жи-ти-ях (се-мей-ным па-рам от-во-ди-лись отдельные ком-на-ты). Стар-ши-ну ар-те-ли на-зна-ча-ла ду-ма. В брат-ст-ве ре-гу-ляр-но про-во-ди-лись об-щие де-ло-вые со-б-ра-ния, ре-лигиозные и свет-ские тор-же-ст-ва, ду-хов-ные чте-ния, литературно-музыкальные ве-че-ра. Чле-ны об-щи-ны поль-зо-ва-лись рав-ны-ми пра-ва-ми, боль-ные и не-тру-до-спо-соб-ные со-дер-жа-лись брат-ст-вом, большая часть до-хо-дов и иму-ще-ст-ва бы-ли кол-лек-тив-ной соб-ст-вен-но-стью. Со вре-ме-нем под руководительством Н.Н. Неплюева чле-ны брат-ст-ва соз-да-ли мно-го-от-рас-ле-вое об-раз-цо-вое хо-зяй-ст-во, ко-то-рое вклю-ча-ло са-хар-ный, кир-пич-ный и ви-но-ку-рен-ный за-во-ды, сы-ро-вар-ное, мас-ло-бой-ное, де-ре-во-об-ра-ба-ты-ваю-щее про-изводства и другие. К дея-тель-но-сти брат-ст-ва про-яв-ля-ли ин-те-рес Л.Н. Тол-стой (с ним Н.Н. Неплюев был лич-но зна-ком и пе-ре-пи-сы-вал-ся), В.С. Со-ловь-ёв, П.А. Фло-рен-ский, про-то-иерей Ио-анн Крон-штадт-ский, ряд иностранных учёных и ме-ж-ду-народных ор-га-ни-за-ций. В брат-ст-ве со-стоя-ло свыше 150 человек в 1900 году, 195 человек в 1905 году, около 500 человек к 1908 году (вклю-чая уче-ни-ков брат-ских сельско-хозяйственных школ), оно яв-ля-лось круп-ней-шей ком-му-ни-тар-ной ор-га-ни-за-ци-ей в Российской им-пе-рии.

Н.Н. Неплюев на-де-ял-ся, что по при-ме-ру Кре-сто-воз-дви-жен-ско-го тру-до-во-го брат-ст-ва по-доб-ные ре-ли-ги-оз-но-тру-до-вые объ-е-ди-не-ния воз-ник-нут по всей Рос-сии и во всех сфе-рах дея-тель-но-сти. В ре-зуль-та-те это мог-ло бы, по-ла-гал он, при-вес-ти к мир-но-му пре-об-ра-зо-ва-нию об-ще-ст-ва на ос-но-ве со-ци-аль-ной со-ли-дар-но-сти и пра-во-слав-ных ду-хов-ных цен-но-стей. Бу-ду-чи сто-рон-ни-ком цер-ков-но-го об-нов-ле-ния, в ря-де ста-тей и вы-сту-п-ле-ний Н.Н. Неплюев под-верг кри-ти-ке современную ему бо-го-слов-скую литературу и цер-ков-ное управ-ле-ние; он пред-ла-гал пре-дос-та-вить цер-ков-ным при-хо-дам ста-тус юри-дического ли-ца, вос-ста-но-вить вы-бор-ность свя-щен-ни-ков, прин-цип со-бор-но-сти, обес-пе-чить бе-ло-му ду-хо-вен-ст-ву и ми-ря-нам воз-мож-ность бо-лее ши-ро-ко-го уча-стия в управ-ле-нии Цер-ко-вью, вес-ти бо-го-слу-же-ние не на цер-ков-но-сла-вян-ском, а на современном русском язы-ке и другое. Один из ини-циа-то-ров со-зы-ва, ав-тор про-грам-мы, воз-зва-ния и ус-та-ва Кон-грес-са еди-но-го че-ло-ве-че-ст-ва (цель - ре-лигиозная, фи-лосовская, национальная и по-ли-тическая тер-пи-мость), ко-то-рый со-сто-ял-ся в рам-ках Все-мир-ной вы-став-ки в Па-ри-же 1900 года. Член Глу-хов-ско-го уезд-но-го комитета Осо-бо-го со-ве-ща-ния о ну-ж-дах сельско-хозяйственной промышленности (1902-1905 годы). В пе-ри-од Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов Н.Н. Неплюев вы-сту-пил с ини-циа-ти-вой уч-ре-ж-де-ния ре-лигиозной организации «Все-рос-сий-ское брат-ст-во» и свет-ско-го объ-е-ди-не-ния «Пар-тия мир-но-го про-грес-са», од-на-ко эти за-мыс-лы не бы-ли реа-ли-зо-ва-ны.

По-сле кон-чи-ны Н.Н. Неплюев ру-ко-во-дство брат-ст-вом пе-ре-шло к его се-ст-ре М.Н. Ума-нец. Во вре-мя 1-й ми-ро-вой вой-ны брат-ст-во уча-ст-во-ва-ло в ока-за-нии по-мо-щи ар-мии, в 1915 году при-ня-то в Российскоее общество Крас-но-го Кре-ста. По-сле Октябрьской ре-во-лю-ции 1917 года пре-об-ра-зо-ва-но в Пер-вую украинскую советскую ком-му-ну (1919 год), за-тем в сельско-хозяйственный ар-тель (1923 год) и кол-хоз (1924 год), по-сле че-го его ру-ко-во-ди-те-ли под-верг-лись ре-прес-си-ям, а в 1929 году бывшее брат-ст-во бы-ло рас-пу-ще-но. В 2001 году в селе Воз-дви-жен-ское соз-дан му-зей «Тру-до-вое брат-ст-во Н.Н. Не-плюе-ва».

общественный деятель и писатель; родился в 1851 г.; по окончании курса в спб. университете служил при русском посольстве в Мюнхене, а затем, пробыв 2 года вольнослушателем в Петровской земледельческой академии, поселился в своем родовом имении Глуховского уезда Черниговской губернии и стал заниматься обучением крестьянских детей. Он основал последовательно детское общежитие при содержимой им начальной школе, мужскую (1-го разряда) и женскую (2-го разряда) сельскохозяйственные школы (с субсидией от министерства земледелия и государственных имуществ), детский приют и Крестовоздвиженское трудовое братство (Устав братства утвержден в 1894 г.; членов к 1 января 1897 г. было 65). В сельскохозяйственные школы, служащие "колыбелью" братства, "ученики-работники" и "ученицы-работницы" принимаются с 13-летнего возраста; первые составляют два братских кружка (старший и младший). Цель братства - заботиться о христианском воспитании детей, согласовать, по возможности, весь строй жизни с духом христианской веры и способствовать упорядочению жизни и за пределами братства. Главное заведование братством - в руках полноправных членов, живущих в пределах его деятельности. Все окончившие школу вступают в братство и становятся преимущественно или преподавателями, или арендаторами земель Н. Принцип братского единения и строго христианской жизни проводит Н. и в своих сочинениях. Главные из них: "Совесть" (М., 1881), "Мысли и советы искреннего друга" (СПб., 1882), "Хлеб насущный" (СПб., 1883), "Что есть истина" (Лейпциг, 1893), "Благовест библейский", "Трудовые братства" и "Братские союзы" (Лейпциг, 1893), "Христианское мировоззрение" (Берлин, 1895), "Воздвиженская школа - колыбель трудового братства" (СПб., 1894). Н. написал также несколько музыкальных пьес (молитвы, песни без слов, пьесы для пения и фортепьяно).

  • - ГЕ Николай Николаевич, рус. художник. В 1857 окончил АХ, участвовал в организации Т-ва передвижных худож. выставок. В 1852 он выполнил в манере К. П. Брюллова небольшую картину на сюжет поэмы «Хаджи-Абрек» ...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - , русский живописец. Учился в петербургской АХ у П. В. Басина; пенсионер АХ в Италии, работал в Риме и Флоренции...

    Художественная энциклопедия

  • - также Николай Николаевич, внук Николая I, великий князь, генерал-адъютант, генерал от кавалерии...

    Энциклопедия Кольера

  • - 1. - рус. вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-адъютант, ген.-фельдмаршал. Получил воен. воспитание. Начал службу в 1851 в лейб-гвардии Конном полку, с 1852 командовал бригадой гвард. кавалерии...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Род. 189, ум. после 1966. Журналист, поэт. С 1920 г. в эмиграции. Был редактором художественно-литературного еженедельника "Дальневосточный огонек" , сотрудничал в русских газетах Китая "Русский голос", "...
  • - Почетный член РАЕН с 1996 г.; родился 10 сентября 1913 г. в г. Николаевске-на-Амуре; окончил Московский архитектурный институт в 1939 г.; участник Великой Отечественной войны; доктор архитектуры...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-адъютант и статс-секретарь императора Павла...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - тайный советник, сенатор, член Государственного Совета...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - вице-президент коммерц-коллегии; род. 19 мая 1731 г. в Константинополе, ум. 24 мая 1784 г. в Петербурге. В 1752 году в чине капитана Н. по именному указу отправился в Оренбург помогать отцу в делах по управлению краем...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Ге, Николай Николаевич - знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже. Семья Ге родом из Франции; прадед Ге эмигрировал в Россию в конце XVIII в. и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком...

    Биографический словарь

  • - один из оригинальнейших по направлению русских художников-живописцев, род. 1831 г. Воспитывался в гимназии в Киеве, потом поступил в Киевский университет, а оттуда перешел в Петербургский...
  • - общественный деятель и писатель; родился в 1851 г....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский живописец. Учился в петербургской АХ у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии. В 1857≈59 работал в Риме, в 1860≈69 во Флоренции. Жил в Петербурге и на хуторе в Черниговской губернии...
  • - I Никола́й Никола́евич, русский великий князь, третий сын императора Николая I, генерал-адъютант, генерал-фельдмаршал...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Психологические портреты, исторические картины, экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы...

    Большой энциклопедический словарь

"Неплюев, Николай Николаевич" в книгах

Новосильцев Николай Николаевич

Из книги Личная жизнь Александра I автора Соротокина Нина Матвеевна

Новосильцев Николай Николаевич Вигель: «Всех старее летами и, конечно, всех выше умом был Николай Николаевич Новосильцев». Относительно «старее» сейчас появились некие разночтения. Большая Советская энциклопедия отняла у Новосильцева семь лет жизни, утверждая, что он

ПУНИН Николай Николаевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПУНИН Николай Николаевич 16(28).10.1888 – 21.8.1953Поэт, искусствовед, художественный критик. Сотрудник журнала «Аполлон». Муж А. Ахматовой (1924–1938). Погиб в ГУЛАГе.«25 марта 1917. Гумилев сказал: есть ванька-встанька, как ни положишь, всегда станет; Пунина как ни поставишь, всегда

Николай Николаевич

Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Николай Николаевич За кровавое воскресение 9 января 1905 года Николай II получил прозвище «Кровавый». Он его не заслужил. Он был слабым, бесхарактерным человеком, и вся его жизнь была путаной, без плана. Все зависело от того, кто в данный момент находился около царя и имел на

Николай Николаевич Ге

Из книги Воспоминания автора

Николай Николаевич Ге I В первый раз я увидала Николая Николаевича Ге в нашем доме в Москве в 1882 году.Мне тогда только что минуло восемнадцать лет. Помню, как, вернувшись с катка, с коньками в руках, я направилась в кабинет отца и по дороге от кого-то из домашних узнала, что у

Николай Николаевич Ге

Из книги Воспоминания автора Сухотина-Толстая Татьяна Львовна

Николай Николаевич Ге 1 Л. Н. Толстой познакомился с Н. Н. Ге в Риме, в январе 1861 г., однако, вернувшись в Россию, не общался с ним до 8 марта 1882 г., когда тот посетил его в Москве. С этого времени их связывала глубокая дружба, длившаяся до самой кончины Ге (1894 г.). Толстой высоко

Николай Николаевич

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Николай Николаевич За кровавое воскресение 9 января 1905 года Николай II получил прозвище «Кровавый».Он его не заслужил. Он был слабым, бесхарактерным человеком, и вся его жизнь была путаной, без плана. Все зависело от того, кто в данный момент находился около царя и имел на

Николай Николаевич

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Николай Николаевич НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1856), ген.-адъют., ген.-от-кав., по гв. кав., верх. главноком. 1914-1915, поч чл. Ник. инж. и Ник. воен. акад. русск. военно-ист. об-ва, внук имп. Ник. I, сын в. кн. Ник. Ник. Старш. (1831-1891) и Алекс. Петр. (в иноч. Анастасии), ур. принц. Ольденбургской (1838-1900),

Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич В октябре 1854 г. Император Николай Павлович послал двух своих сыновей в Севастополь с тем, чтобы они разделили с войсками боевые труды и опасности.Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич участвовали в

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ

Из книги 100 великих художников автора Самин Дмитрий

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ (1831–1894)«Картина – не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины».Творчество Ге проникнуто страстным протестом против угнетения и подавления человеческой личности. Образ страдающего человека,

Николай Николаевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Николай Николаевич Повесть (1970)Бывший вор-карманник Николай Николаевич за бутылкой рассказывает историю своей жизни молчаливому собеседнику.Он освободился девятнадцати лет, сразу после войны. Тетка его прописала в Москве. Николай Николаевич нигде не работал - куропчил

Николай Николаевич Ге

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Николай Николаевич Ге (1831-1894 гг.) художник Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует

Николай Николаевич

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Николай Николаевич Николай Николаевич (до кончины своего отца – Н. Н. Младший) – великий князь, старший сын великого князя Николая Николаевича Старшего, родился 6 ноября 1866 г. Окончил курс в Николаевской академии генерального штаба; тогда же зачислен в списки

Ге (Николай Николаевич)

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Ге (Николай Николаевич) Ге (Николай Николаевич) – один из оригинальнейших, по направлению, русских художников живописцев, род. 1831 г. Воспитывался в гимн. в Kиеве, потом поступил в киевский унив., а оттуда перешел в петербургский; но на второй же год, оставив унив. и поступил в

Ге Николай Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич , русский живописец. Учился в петербургской АХ (1850-57) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии (1857-63). В 1857-59 работал в Риме, в 1860-69 во Флоренции. Жил

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Из книги Малый бедекер по НФ автора Прашкевич Геннадий Мартович

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ В городской библиотеке города Тайги я случайно наткнулся на тоненькую книжку, на обложке которой чудовищная обезьяна отчаянно боролась с набросившейся на нее пантерой. Книжка была издана в 1945 году. Это меня поразило. В годы войны писать про обезьяну,

«...Н.Н. Неплюев родился в Ямполе на Украине. Он был одним из крупнейших помещиков своего времени. По окончании в 1875 г. юридического факультета Санкт-Петербургского университета, Неплюев был направлен в Мюнхен для работы в Императорском посольстве. Несколько раз увиденный сон заставил Неплюева изменить путь своей жизни. Он увидел себя в избе, беседующим с крестьянскими детьми; общение с ними было наполнено радостью: «Этот сон дал толчок мыслям моим и воле моей в новом направлении: я понял, где выход». Вскоре после этого, в 1877 г. он оставил карьеру дипломата и поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию. В 1881 г., по окончании академии, он вернулся в свое имение в хуторе Воздвиженск Глуховского уезда Черниговской губернии. Неплюев начал с того, что взял на воспитание десять крестьянских детей из беднейших семей; таким образом, 4 августа 1881 г. зародилась будущая Воздвиженская школа. В августе 1889 г. состоялся первый выпуск школы. Из шести человек, получивших аттестаты, трое - Андрей Фурсей, Федор Чвертка, Илья Кобец - не захотели расставаться. Они и стали первыми членами Крестовоздвиженского трудового братства. С этого момента жизнь Н.Н. Неплюева и дело устроения Крестовоздвиженского братства неотъемлемы друг от друга и составляют единое целое. Ради служения братству он избрал путь безбрачия. Его мать Александра Николаевна и сестры Мария и Ольга активно включились в работу по созиданию братства...»

3 февраля исполнилось 100 лет со дня кончины основателя Крестовоздвиженского православного трудового братства Н. Н. Неплюева

Крестовоздвиженское братство - редкая в России попытка устроения православного братства на основании последовательной общинно-братской экклезиологии. В основу этого братства легли богословские и социальные концепции его основателя Николая Николаевича Неплюева (24.09.1851-03.02.1908 н.ст.), который вложил в него всю жизнь, избрав путь безбрачия, и средства, включая собственное огромное состояние.

Основной идеей Неплюева была мысль о необходимости единения между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут быть объединены в трудовое братство. Братскую жизнь Неплюев считал делом Божиим, которое должно стать для человека потребностью всей жизни. В противном случае, он будет верен братству только до тех пор, пока жизнь в нем ему удобна. По мысли Неплюева, священной обязанностью братолюбия является труд, в т.ч. труд духовный - добровольная дисциплина любви. Это заключалось в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении трудового братства, которому важно подчинить свои личные и семейные интересы. Эти концепции Неплюева нашли свое воплощение в создании Крестовоздвиженского трудового братства (годы деятельности: 1889-1929 гг.).

Основу Крестовоздвиженского братства составляли общины, образованные по профессиональному признаку под общим руководством Неплюева и думы, состоящей из наиболее ответственных братчиков. Членству в общине каждого члена братства придавалось принципиальное значение: без обретения навыка любви к братьям и сестрам своей христианской общины невозможно научиться любить братство и церковь. Подготовительным этапом для жизни в братстве были школы, в которых детей учили не только верить в Бога, но и жить по своей вере. Стремление к осмысленной жизни по вере находило свое выражение в ежедневной молитвенной жизни общин, в общебратских беседах, специальных молитвенных собраниях, а также в опыте братского богослужения, в котором частично использовался русский язык, а отдельные молитвы и псалмы читались самими братчиками. Этот опыт позднее был засвидетельствован братским священником о. Александром Секундовым на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

Неплюев считал, что обществу требуется новая христианизация, т.к. люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию. В 1906 г. в №№ 6 и 7 «Трудов Киевской духовной академии» была напечатана его статья «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора», в которой он предложил ряд реформ церковной жизни для рассмотрения Поместным собором. Он подверг резкой критике церковную жизнь: «приходы распылены, превратились в фикции», многие представители духовенства руководствуются «не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства», выдавая «антицерковную рутину за «истинное православие». Неплюев видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении принципа соборности, т.к. его нарушение приучило мирян «не считать себя ответственными членами церкви». Требуется «исправить редакцию богослужебных книг до вразумительности их содержания и сделать богослужебный язык общедоступным». Насущной необходимостью Неплюев считал восстановление в церкви «института катехетов» (или - института катехизации). «Школу катехетов» должны пройти «все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещеными и не позорить Церкви жизнию своею». Вместе с тем необходимо издать совершенно новый катехизис, более «вразумительный и жизненно-полезный».

Н.Н. Неплюев мечтал организовать Всероссийское братство на основе приходов, которые должны стать живыми клетками церковно-государственного организма. Он считал, что для осуществления этой идеи священники должны озаботиться мыслью о духовном преображении своих приходов: проповедовать, устраивать катехизические собеседования, чтобы вера не оставалась в области отвлеченного мышления. Однако осуществить этот проект ему не удалось. В декабре 1907 г. он тяжело заболел и 3 февраля 1908 г. отошел ко Господу.

После смерти Неплюева Крестовоздвиженское братство просуществовало до 1925 г., когда были репрессированы наиболее преданные братству люди. Окончательно свое существование Крестовоздвиженское трудовое братство прекратило во время коллективизации в 1929 г.

НИКОЛАЙ НЕПЛЮЕВ

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ, 1900

Вашему вниманию предлагается сборник материалов о непростой жизни и уникальном опыте общинного строительства русского дворянина Николая Николаевича Неплюева. В собранные материалы входит электронная книга, представляющая собой скан-копию Полного собрания сочинений (5 томов) Николая Николаевича. Предлагаемая электронная копия сделана с оригинала издания 1900 года (СПб), хранящегося в архивах Российской государственной библиотеки. Начиная с 1900 года, сочинения Николая Неплюева в полном виде не издавались ни в форме бумажных книг, ни в форме электронного документа, и отсутствовали в свободной продаже. Команда INSIGHT надеется, что благодаря этой скан-копии уникальный опыт Николая Неплюева, наконец, получит достойную оценку наших современников, будет распространяться по миру с непременным успехом и послужит (как и было задумано автором) делу: 1) подлинного сплочения людей, 2) достижения мира во всём мире и 3) восстановления баланса истинных ценностей в обществе.

Николай Николаевич родился в 1851 году в местечке Янполь на Украине. По окончании в 1875 году юридического факультета Санкт-Петербургского университета он был направлен в Мюнхен на дипломатическую службу. Однако в 1877 году он отказывается от блестящей карьеры и поступает вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию, вызывая своим поступком недоумение в глазах сослуживцев и родственников.

Этой неординарной и великой по масштабам дел личности удалось воплотить в жизнь то, что для многих его предшественников, современников и даже преемников оказалось непосильным. Он был пророком и провидцем, чутко чувствующим потребности души человеческой и желания Бога, обладал живой верой, способной на казалось бы невозможные с материальной точки зрения свершения, а также огромным сердцем, исполненным любовью и состраданием.

С детства он непосредственно общался с ангелами, переживал пророческие сны, посвящал свободное время уединённой молитве. Повзрослев и получив мирское воспитание и образование, он отошёл от глубокой и трепетной духовной практики и «омирщился». Однако тяга к высшему не оставляла его. И в один из дней он решил окончательно покончить с «рутиной жизни»: ушёл в отставку с сулящей большие карьерные перспективы дипломатической должности, поступил на непрестижные среди помещиков сельскохозяйственные курсы, переехал в родовую усадьбу, выпросил у отца имение и построил в нём здания двух сельскохозяйственных школ — мужской и женской, набрал из неблагополучных семей детей и дал им образование в духе религиозного воспитания. Костяк выпускников его школ сформировал впоследствии главное детище его жизни — Крестовоздвиженское трудовое братство.

Ради служения трудовому братству он избрал путь безбрачия (чтобы его дети не могли претендовать в качестве наследников на имущество, завещанное братству). В 1890 году после смерти отца Николай Николаевич стал владельцем значительного состояния (при переводе на современные деньги — около 2 млрд. руб.). После того, как он убедился, что воспитанные им братья обрели необходимую квалификацию и обладают соответствующими качествами для того, чтобы продолжить его святое дело, он передал трудовому братству всё своё состояние.

Неуклонно, на протяжении всей жизни, Николаем Николаевичем двигала вера в то, что идеалом христианской жизни является трудовая община, в которой верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности. Он указал три опоры трудового братства:
— Вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия.
— Любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему, что разъединяет.
— Труд: качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольная дисциплина.