Культура в первой половине 20 века кратко. Развитие культуры во второй половине XX — начале XXI века

XX столетие - самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры

Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:

1) начало XX в - 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

2) 20-30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры - социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. - вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура - это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

Духовная и материальная культура XX в. - это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого - запечатлеть мгновение жизни.

Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX-XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX - XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература - декадентские. Главное свойство и особенность декаданса - растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, - вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. Философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.

Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» - итальянский писатель Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др. В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты -«дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. В России инновационные процессы в культуре схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И. Левитан, в духе импрессионизма писал К. Коровин. Формируется образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова. Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориентировал на нетрадиционное для России отстранение от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность. И, наконец, выставка «Бубновый валет», состоявшаяся в Москве, определила новое направление в развитии искусства. В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы.

Во второй половине XX — начале XXI столетия ускорился процесс создания и распространения «массовой культуры », рассчитанной на вкусы широкого потребителя. НТР сделала культурные ценности дос-тупными самым широким слоям населения, жизненная среда насыти-лась информацией, знаниями, искусством . Многие виды художествен-ного творчества перестали быть «высоким достоянием» и были по-ставлены «на поток», превратившись из элитарного искусства в источник дохода и один из способов воздействия на население. Особенно это было заметно на примере кинематографа, заполнивше-гося боевиками, вестернами и фильмами ужасов, не очень качествен-ными комедиями. Серьёзное итальянское и французское кино, не вы-держивая конкуренции с коммерческими проектами, постепенно от-ходит на второй план. Массовое распространение грамотности — гордость человечества середины века — сменилось широким распро-странением комиксов (примитивных рассказов в картинках), не тре-бующих от читателей разбираться в тонкостях сюжета и сопережива-ния эмоциям героев произведений. Всё это привело к девальвации культурных ценностей, общему снижению культуры человечества.

Массовая музыка и упрощение текстов песен тоже являются ха-рактерным явлением времени. Приметой этого направления стало во многом сознательное снижение уровня профессионализма. Тех-ническая сторона исполнения упростилась, образы и смыслы на-целены на простые чувства, которые мог бы легко воспринять лю-бой зритель.

Заметной чертой культурной жизни многих стран в послевоен-ное время была своеобразная «американизация» — результат стре-мительного увеличения экономического и политического влияния США. Американская техника и наука совершили настоящий про-рыв, проложив одновременно путь американской культуре. Мощ-ная киноиндустрия США буквально наводнила весь мир своими фильмами, американская музыка стала модной и сохраняет свою популярность. В то же время на рубеже тысячелетий «американи-зация» культуры стала уступать место процессам глобализации . Ис-кусство становится всемирным и не замыкается в национальных границах.

Живопись второй половины XX столетия неразрывно связана с именами французов Андре Фужерона и Фернана Леже , итальян-ца Ренато Гуттузо, американца Рокуэлла Кента, испанца Пабло Пикассо. Сохраняли своё влияние зародившиеся ещё до войны сюрреализм, стремившийся к сочетанию общего фантастического замысла с отдельными реалистическими деталями, и абстракцио-низм, воспевавший сочетание свободных линий и красок. Крупней-шим представителем сюрреализма оставался Сальвадор Дали. Американский абстракционист Джексон Поллок выступал за не-контролируемое разумом искусство, создав несколько картин в ви-де сочетаний красочных пятен.

Во второй половине XX в. в США и Великобритании утверди-лось течение, противопоставившее себя абстрактному искусству — поп-арт («популярное искусство»). Его сторонники намеревались вернуться к реальности и раскрыть «эстетическую ценность» мас-совых предметов быта. Поп-арт породил множество композиций в урбанизированном стиле. Материал с сайта

В послевоенной архитектуре по-прежнему влиятельным остава-лось направление функционализма. Оскар Нимейер выстроил в этом стиле новую столицу Бразилии, множество объектов по проектам Алвара Аалто было возведено в Финляндии. При этом оба архитектора придавали большое значение местным традициям. Поздние работы Ле Корбюзье (1960-е гг.) были выдержаны в иррационалистиче-ских и произвольных формах.

В конце XX в. растёт влияние постмодернизма : архитекторы пытаются освоить сложные формы, свободное сочетание элементов, используют истори-ческие материалы и архитектурные «изюминки» раз-ных стилей и эпох. Этому направлению отдали дань Л. Мисс ван дер Роэ, В. Гропиус, Р. Вентури. Другая группа специалистов разрабатывала стиль деконст-руктивизма , основанного на «раздвижении границ» архитектуры и отказе от сооружений «о четырёх уг-лах и четырёх стенах». Творческие работы деконст-руктивистов полны деформированных элементов, диспропорций и перекошенных стен, они не призна-вали никакого однообразия функционалистской ар-хитектуры предшествующей эпохи. Тогда же сложи-лось направление хай-тек (от англ. «высокая технология»), актив-но задействовавшее технические формы (трубы, каркасы, металл и стекло) в строительстве небоскрёбов с огромными стеклянными и зеркальными стенами.

Сложные политические и исторические события конца 19-го в. обусловили многообразие форм развития культуры. Основываясь на лучших традициях предшествующего периода, российская культура обрела новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем. Необходим был поиск новых методов и художественных приемов.

К началу 20-го в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.). Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства. Система образования включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты).

Развитие начального образования стало происходить по инициативе демократической части общества. Начали возникать школы нового типа - культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.

Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений - к 1912 г. действовало 16 университетов. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. В 1913 г. издавалось 874 газеты и 1263 журнала. Возникла сеть научных, специальных, коммерческих и образовательных библиотек. Крупнейшими издателями были А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве.

На рубеже веков развивались традиционные и новые области науки. В физике И.Е. Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. Работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, ботаники К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, физик П.Н. Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С. Попов, философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, историки В.О. Ключевский, П.Н. Милюков.

Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, A.M. Горький, А.П. Чехов.

Этот период стал серебряным веком русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, A. Блок, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак, B. Маяковский).

Крупнейший реформатор русского театра К.С. Станиславский вместе с В.И. Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма. В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф. Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Н.А. Римский-Корсаков) выдающихся произведений.

В изобразительном искусстве талантливые художники (И.Е. Репин, В.М. Суриков В.М. Васнецов) продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А. Коровин, Н.А. Касаткин, пейзажисты А.К. Куинджи, В.Д. Поленов, баталист В.В. Верещагин.

Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых зданий (Ф.О. Шехтель - Ярославский вокзал, А.В. Щусев - Казанский вокзал, В.М. Васнецов - Третьяковская галерея).

Русская культура 20 века обрела тенденции и формы, требовавшие осмысления проблем социальных и нравственных, что привело к необходимости поиска новых художественных методов и приемов. Непростая ситуация, сложившаяся к началу 20 века, обусловила разнообразие используемых форм.

Россия, к началу 20 века оставалась страной с крайне низким уровнем грамотности. По данным переписи 1913 года количество грамотных людей не превышало 39%. При этом степень грамотности не была одинакова среди жителей города и села, а так же, различных регионов страны. Российская образовательная система имела 3 ступени. К начальной относились народные и церковноприходские училища. К средней - реальные училища и гимназии. К высшей - институты и университеты.

Развитие начального образования в России связывают с инициативами активной демократически настроенной части общества. Создавались народные дома, просветительские общества, рабочие курсы. Потребность страны в квалифицированных специалистах привела к развитию технического высшего образования. Уже к 1912 году их насчитывалось 16. Большое внимание уделялось и образованию женщин. За 10 лет с 1908 года в стране открылось 30 высших учебных заведений для женщин. Россия занимала первое место в мире по количеству издаваемой литературы. Большое значение в культурной жизни страны имела и периодика. К 1913 году выпускалось 1263 журнала и 874 газеты. Была создана целая сеть научных, образовательных и коммерческих библиотек.

Активно развивались традиционные и новые для страны научные дисциплины. Циолковский разрабатывает теоретические основы воздухоплавания, Жуковский закладывает основы аэро- и гидро- динамики. Этот период подарил России и всему миру выдающихся ученых: Попова, Мичурина, Тимирязева, Мечникова. Огромный вклад в развитие философской мысли был внесен Бердяевым, Флоренским, Соловьевым, Ключевским.

Культура России в начале 20 века характеризуется господством в литературе реализма. В ту эпоху творили Чехов, Бунин, Горький, Толстой и другие. В истории русской поэзии это время известно под названием «Серебряного века». Мережковский, Сологуб, Брюсов, Мандельштам, Северянин, Блок, Маяковский, Ахматова отразили в своих выдающихся произведениях глубочайший социальный кризис, в котором находилась Россия.

В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Художественный театр. Их работа подарила миру новый этап развития сценического искусства. Русская вокальная школа начала 20 века продолжила музыкальные традиции Мариинского и Большого театров. На их сценах выступали: Собинов, Нежданова, Шаляпин. Композиторы Стравинский и Римский-Корсаков создавали свои шедевры.

Русская культура начала 20 века дала миру немало талантливых художников. Известные пейзажисты того времени: Верещагин, Поленов, Куинджи. Традиции реализма развивали Суриков, Репин, Васнецов. Стоит отметить и работы поздних мастеров – «передвижников» Коровина и Касаткина.

В архитектуре господствовал модерн. Особенно большое значение уделялось функциональному назначению зданий. Стоит отметить Казанский вокзал (Щусев) и Ярославский вокзал (Шехтель).

Самый сложный период в отечственной истории - 20 век. Войны, революции, попытки реформ, создание и развал СССР, коллективизация и индустриализация, научно-технический прогресс. Эти и другие события, безусловно, оставили след в искусстве, поэтому культура России в 20 веке представляет большой интерес.

Серебряный век.
Начало 20 столетия (до 1922 г.) получило название «серебряный век».
В это время развивается философия. Её отличительными особенностями стали декадентство (от фр. «упадочный»), богоискательство. В1909 г. выходит сборник «Вехи», полный размышлений о русской интеллигенции.

Отдельное место в культуре «серебряного века» принадлежит литературе. Поэты в это время пытались найти себя в символизме (В. Брюсов, З. Гиппиус, К. Бальмонт и др.) и акмеизме (Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). Среди писателей этого периода следует также отметить М. Горького, И. Бунина и А. Куприна.
В архитектуре начинает свой путь модерн. Ярким его примером служит особняк С. П. Рябушинского работы Ф. Шехтеля.

Ещё в 1898 г. было создано объединение художников «Мир искусства», отстаивающее свободу творчества. Сюда входили А. Бенуа, Л. Бакст, М. Врубель, В. Серов, И. Левитан, Н. Рерих, К. Петров-Водкин и др. Большинство художников работали в стиле модерн. Позже развиваются футуризм, кубизм и авангардизм (К. Малевич и В. Кандинский).

20-40-е годы.
В 20-40-е годы формируется много различных объединений. Затем в СССР создаются союзы по всем видам искусства. Так у властей появилась возможность контролировать творчество. Иногда это приводило к травле действительно талантливых деятелей культуры (М. Булгаков, Е.Замятин, В. Мейерхольд и др.).
К достижениям этой эпохи можно отнести практически полную ликвидацию безграмотности. Помимо школьного образования большое внимание уделялось и внешкольному. Так, создаются пионерская и комсомольская организации.
Крупнейшими худож

никами этого периода были К. Петров-Водкин, К. Юон, М. Греков. Развивается плакатная графика. Появляется такое направление, как социалистический реализм. Расцветает творчество М. Булгакова, М. Шолохова М. Цветаевой, М. Зощенко. В театр крупный вклад внесли В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Кино становится одним из приоритетных направлений. Здесь творят С. Эйзенштейн, М. Ромм, Г. Александров и др. Одним из главных архитектурных достижений стал Мавзолей В. Ленина (архитектор А. Щусев), а скульптурных - памятник «Рабочий и колхозница» (В. Мухина).

Наука была чрезвычайно важна для властей, поэтому в её развитие на протяжении почти всего столетия вкладывались большие средства. Внимание уделялось главным образом естественным наукам, гуманитарные же долгое время служили лишь в идеологических целях.

Великая Отечественная война и послевоенный период.
Творчество этого периода было посвящено темам войны и патриотизма. А. Дейнека, К. Симонов, И. Тоидзе, А. Твардовский и многие другие запомнились своими вдохновляющими произведениями.

Задачей архитекторов после войны стало восстановление разрушенных городов. Преобладающим стилем остаётся «сталинский ампир». Кроме того, возводятся новые сооружения, среди которых здание МГУ.
«Оттепель».

В правление Н. С. Хрущёва наступает некоторое ослабление контроля власти над творчеством, И. Эренбург назвал это «оттепелью». Однако полной свободы всё-таки не было (яркий пример - «дело Пастернака»), поэтому получают развитие самиздат и тамиздат.

В кино появляются фильмы о молодёжных проблемах и романтические ленты. В музыке становится популярным жанр бардовской песни. Известным скульптором был Э. Неизвестный.
Наука достигает космических высот, причём и в буквальном, и в переносном смысле. Успехи этого времени: первый спутник, полёт Ю. А. Гагарина в космос, первая АЭС в Обнинске. Среди учёных также много нобелевских лауреатов.
60-80-е гг.

В литературе в это время кипит работа. Увеличивается число произведений о войне («лейтенантская проза»), развивается «деревенская проза». Часть писателей СССР отмечена Нобелевскими премиями.
Застой коснулся живописи. Соцреализм повлиял на вкусы советского зрителя не в лучшую сторону. К тому же, власти препятствовали развитию новых форм изобразительного искусства. Так, в 1974 году разгрому подверглась выставка художников, писавших в авангардном стиле («бульдозерная выставка»).
Кино 60-80-х годов - гордость страны. Взять хотя бы «Иронию судьбы». Музыка также подарила немало талантов (Алла Пугачёва и др.).
«Гласность».

Время М. Горбачёва - это свободное обсуждение различных тем, ослабление цензуры, публикация ранее запрещенных книг. Такая политика получила название «гласность». Тиражи газет и журналов резко возросли.
В условиях кризиса и приближения развала страны появляются фильмы, созвучные эпохе.
Таким образом, несмотря на все потрясения и давление властей писатели, скульпторы, архитекторы, художники и др. смогли сохранить культуру России в 20 веке и приумножить её наследие.